I синдром пандорума что это
«Пандорум» (англ. Pandorum, 2009) — научно-фантастический художественный фильм по сценарию Трейвиса Миллоу, режиссёр Кристиан Алверт. В фильме снимались актёры Бен Фостер, Деннис Куэйд, немецкая актриса Антье Трое и известный спортсмен и актёр Кунг Ле. Съемки фильма проходили в Берлине в августе 2008 года. Премьера в США состоялась 25 сентября 2009 года, в России — 15 октября 2009
Просмотрела я этот фильм совершенно случайно. Начала смотреть по телевизору, потом переключилась на новости, а ночью вспомнила что не досмотрела «Пандорум».
Вопрос «а что же дальше?» не менее актуальный для человечества, чем известное вопрошение «что делать?» По этой причине «Пандорум» был скачан мною с торрент треккера. О чем я позже пожалела. От увиденного получила полное разочарование! Мало того, что я не до конца поняла сюжет и мне понадобилось ПРОЧЕСТЬ его в Википедии(!), так еще и игра актеров была невыразительной, реплики скучными, а к фильму применен слишком темный светофильтр(сплошные потемки, из которых выскакивают лица каннибалов). Если режиссер пытался дотянуться до шедевральной серии фильмов «Чужие», он с треском провалил собственные планы! В первую очередь, наверное потому, что у него не было в команде такой отличной актрисы, как Сигурни Уивер(сыгравшей лейтенанта Рипли — борца с инопланетными монстрами). Было не страшно, не интересно, местами затянуто и занудно.
Кстати, Бен Фостер мне больше понравился в «Механике»(2011), где играл с Джейсоном Стетхемом. Хотя даже там он уступил в игре Джейсону, увы. То ли я не видела лучших ролей Фостера. То ли актер с него никакой (невыразительный и не фактурный). Типичный истерик, болезненно-блеклой блондинистой внешности — ни лица, ни фигуры. А я люблю решительных и малоэмоциональных красавцев(ну или некрасавцев, зато характерных и волевых) под два метра ростом.
Одна красивая вещь во всем «Пандоруме» — это название космического корабля. «Элизиум» звучит таинственно, красиво и звонко. Запоминается с первого раза. В отличие от имен главных героев, которые я путала(!) до самой финальной строки «Первый год человека на Тонисе начался. Популяция человечества составляет 1213 человек.»
Еще ничего так звучит слоган всей картины целиком. Он мне тоже понравился. «Не бойся конца света. Бойся того, что будет потом» (англ. Don’t fear the end of the world. Fear what happens next). Прозвучало апокалиптически, а значит зацепило многих.
Надо ли говорить, что «Пандорум» сразу же после просмотра отправился в корзину? Я принципиально никогда не удаляю скачанные фильмы! Но разочарование было слишком велико…
Ах, да. Забыла рассказать сюжет. Земля перенаселена, поэтому к экзопланете Тонис для создания человеческой колонии был направлен космический корабль с пребывающими в анабиозе поселенцами и командой. Всего 60 000 человек. Лететь до планеты 123 года. Команда поделена на группы, которые просыпаются и по очереди ведут «Элизиум». Когда корабль принимает последнее сообщение с Земли, уведомляющее экипаж, что Земли больше нет и что они последние выжившие, один из трех бодрствующих членов экипажа(лейтенант Галлоу) сходит с ума(синдром Пандорума), убивает двух других членов экипажа, а затем, изображая из себя Бога, выводит из анабиоза большую часть пассажиров и ничего им не рассказывает о произошедшем. Когда ему наскучивает подобное времяпрепровождение, он погружается обратно в анабиоз, оставив команду без информации. Генетические модификаторы, полученные каждым членом экипажа перед началом миссии (для быстрой адаптации к условиям планеты), в итоге адаптируют их к кораблю, превращая в монстров-каннибалов. Через десятки лет в компьютере наступает сбой и он начинает выводить из анабиоза остальных членов экипажа(в том числе и Бауэра), которые сталкиваются с каннибалами. В бортжурнале есть запись о 923-м году миссии, то есть все это время судно было на планете Тонис — не управляемое экипажем оно село в океан и затонуло. Бауэр(Бен Фостер) перезапускает реактор, но так как он тоже болен психическим расстройством Пандорума — случайно повреждает борт судна и оставшиеся анабиотические капсулы с живыми людьми срочно эвакуируются компьютером на поверхность.
Центр сюжета — лейтенант Галлоу, убивший членов команды из-за болезни Пандорум*. Позже он назвался Пейтоном и водил за нос Бауэра.
*Пандорум — психическое расстройство, вызванное длительным пребыванием в состоянии гиперсна (анабиоза), его симптомы и последствия включают паранойю, яркие галлюцинации и склонность к убийству.
С виду сюжет прост. НО понять смысл трудно. Как я говорила, реплики героев весьма расплывчаты и малоинформативны. Переломный момент — обнаружение Бауэром капсулы жены Пейтона(находящейся в пассажирском отсеке) и вывод о том, что «Пейтон» с которым они общаются вовсе не Пейтон (если он член экипажа — капсула его жены должна быть среди капсул членов экипажа), а ненормальный лейтенант Галлоу, больной Пандорумом, — показан скомкано и невнятно. Зритель все время ждет разъяснений, КОГДА же станет интересно, когда можно будет не просто наблюдать за пиршествами каннибалов и бегством героев, но и ПОНИМАТЬ в чем тут дело. Увы…научная фантастика превратилась в тупой фильм ужасов, плохого качества — нестрашного. Полнейшее ощущение, что вас самих ненароком прихватил этот самый пресловутый Пандорум.
P.S: Посмотри «Пандорум» и сумасшествие на 1 час 45 минут тебе гарантировано! 🙂
Источник
Автор Ortega-y-Gasett
Из последних фильмов для массового зрителя самым ярким по философскому содержанию и психологической нагрузке можно назвать «Пандорум». Кристиан Алверт, явный поклонник немецкой классической литературы (особенно философской линии Томаса Манна и Эриха М. Ремарка), написал очень волнительный сценарий фильма-метафоры.
Сюжет на первый взгляд очень прост и проверен временем. Капрал Боуэр выходит из анабиоза на космическом корабле «Элизиум» и единственное, что он помнит, что он представитель пятой смены команды, которая должна вступить на вахту через 8 лет после начала полета. Капрал никак не может понять, почему нет никого из членов команды, отыскивает капсулу с именем лейтенант «Пейтон» и будит его. Вдвоем они пытаются вспомнить, что случилось и понять, что происходит. Лейтенант остается у двери капитанского мостика с надежной открыть двери на мостик, а капрал, ведомый лейтенантом (света нет, ничего не работает, а он по каким-то приборам отслеживает путь), отправляется в путешествие по лабиринтам гигантского космического корабля, чтобы перезапустить генератор, найти выживших и свою жену, узнать судьбу 60 тыс. пассажиров, которых, как вспомнили наши герои, перевозили на новую планету на поселение. В своем путешествии капрал встречает обворожительную женщину-генетика, бесстрашного индейца и множество, непонятно откуда взявшихся, зомби.
Для жанра хорор было бы достаточно кровавого месива мясорубки в войне с зомби, как это показано в «Добро пожаловать в Зомбиленд». Для триллера сюжет весьма захватывающий, так как фильм держит нас в напряжении до самого конца. Для детектива занимательным выглядит идея «Что случилось?» и «Кто виноват?». Но режиссер пошел еще дальше, создав фильм-метафору и нашпиговав его философским смыслом и психологичностью. Метафоричность фильма заключена в образе пандорума, разъедающего привычный склад вещей в человеческом сознании. Огромный корабль с бесконечными лабиринтами больше походит на мозг человека на гране разрушения, когда телом начинает править жестокий инстинкт самосохранения.
Обычно в фильмах-катастрофах герои пытаются всячески выжить. Жизненная энергия в них кипит как в вулкане, они становятся «сверхчеловеками» и вступают в борьбу за жизнь. В «Пандоруме» режиссер более реалистичен, и использует пресловутый человеческий фактор как определяющий. Катастрофа не может не сказаться на психологическом состоянии человека, а потому возникает синдром пандорума — панического страха, убивающего человека изнутри и лишающего рассудка. И в качестве примера болезни режиссер выбирает фигуру лейтенанта Пейтона. Когда он вспомнил, что в самый кульминационный момент полета был на капитанском мостике и узнал о гибели земли, его рассудок дал трещину. Внешне он очень спокоен и сдержан, как настоящий солдат, но внутри его растет зверь-паника, который выходит наружу в виде раздвоения личности. Найденный им умирающий парень — это растущий страх, который появляется с просьбами спасти, растет и завладевает душой Пейтона. Эта схватка человека со своим «Я» показано очень смело и захватывающе.
Вторым примечательным фактором фильма является теория эволюции людей в зомби. Режиссер даже не обременяет нас своими домыслами о том, как же зомби появились на корабле, лишь женщина-генетик делает предположение, что ценой всему стала пища (очень едкая ирония в сторону нашего стола). Но не все так просто, как думает героиня. Зрителю остается догадываться, откуда появились монстры, и лишь финальная развязка ставит все по своим местам. По зомбофильмам мы привыкли, что зомби рождаются в один день в результате укуса, а здесь, как видно, была проделана колоссальная работа в области не только научной фантастики, но и генетики, чтобы мы могли в лицах зомби увидеть человека нового тысячелетия, лишенного дневного света, с кислородным голоданием, пониженной температурой и высокой влажностью воздуха, съедающего все подряд в борьбе за свое выживание. Прогноз получился очень удачным и наглядным. Пусть эти зомби не такие страшные, как многим бы хотелось, зато эволюционно человек идет именно к такому типу.
Интересна сюжетная канва, связанная с процессом воспоминания героями того, что было. Режиссер к этому аспекту подходит мастерски и с психологическо-хирургической точностью. Сразу видно, что в вопросах «памяти» сюжет стоит на мощном фундаменте психологии. Психологизм пронизывает все сферы фильма, образуя мрачную таинственность и завораживающую атмосферу. Неслучайно режиссер использует полумрачную обстановку и мрачные декорации, чтобы зритель смог проникнуться царящей на корабле паникой. Да и актерский состав отработал свой гонорар на высоком уровне. Но психологизм в массовом прокате, как всегда, оказывается не столь востребованным как яркие спецэффекты, образы-типажи и незамысловатый сюжет, отсюда и низкий интерес к фильму.
За свежий научный подход к реальности и метафоричность
9 из 10
Страница фильма «Пандорум» в КЛУБ — КРИКе
Источник
PANDAS-синдром – это нейропсихическая патология аутоиммунной природы, развивающаяся у детей вследствие стрептококковой инфекции. Симптомокомплекс заболевания крайне разнообразен – от внезапно возникшей тревожности и неврозоподобных навязчивых состояний до гиперкинезов и непроизвольного выкрикивания слов. Диагноз ставится на основании психиатрического обследования и лабораторного подтверждения наличия стрептококковой инфекции. Лечение включает антибиотики, внутривенное введение иммуноглобулина, психотропные лекарственные препараты. Иногда симптоматика полностью регрессирует без терапии.
Общие сведения
PANDAS – англоязычная аббревиатура, в которой P означает детское, A – аутоиммунное, N – нервно-психическое, D – расстройство, A – ассоциированное, S – со стрептококковой инфекцией. Впервые термин был использован в 1998 году американским педиатром С. Шведо и его коллегами. По некоторым источникам, заболевание встречается у одного ребенка из 200. Истинная распространенность состояния неизвестна. Обычно страдают дети препубертатного возраста (от 7 до 12 лет). Чаще болеют мальчики, соотношение с девочками составляет 2,6-4,7:1.
PANDAS-синдром
Причины
Предполагают, что возникновение патологии связано с перенесенной инфекцией, вызываемой бета-гемолитическим стрептококком группы А (БГСА), например, острой ангиной, скарлатиной или хроническим тонзиллитом. Из-за особенностей строения клеточной стенки бактерия способна запускать аутоиммунные реакции, а именно – продукцию аутоантител, атакующих собственные клетки и ткани организма, в том числе клетки головного мозга.
Само по себе присутствие стрептококковой бактерии в организме человека не обеспечивает развитие заболевания, многое зависит от иммуногенетической предрасположенности. Синдром возникает только у лиц, в крови которых имеются специфические аллоантигены D8/17 на В-лимфоцитах. Такой же маркер обнаруживается у больных с другой аутоиммунной патологией, связанной с БГСА, – острой ревматической лихорадкой.
Патогенез
В основе патологических реакций PANDAS-синдрома лежит иммунная аутоагрессия. Наряду с прочими патогенными свойствами (вирулентность, продукция токсинов) БГСА обладает феноменом молекулярной мимикрии. Строение бактериальной стенки стрептококка очень схоже со строением мембран некоторых клеток центральной нервной системы.
Антитела, выработанные против БГСА, помимо патогенного возбудителя атакуют клетки базальных ганглиев, расположенных в хвостатом ядре, бледном шаре, полосатом теле и пр. Эти подкорковые структуры головного мозга регулируют моторные (координация движений, тонус скелетной мускулатуры) и вегетативные (контроль над частотой дыхания и сердцебиения, деятельностью желудочно-кишечного тракта) функции.
Базальные ганглии принимают непосредственное участие в процессах высшей нервной деятельности – памяти, эмоциональных реакциях, скорости обработки информации. Поражение этих участков нервной системы обусловливает основную клиническую картину PANDAS-синдрома. По мнению большинства специалистов, проникновение аутоантител в мозговую ткань связано с высокой проницаемостью гематоэнцефалического барьера у детей.
Симптомы
Болезнь возникает и протекает остро, что отличает ее от большинства нейропсихических расстройств детского возраста другой этиологии. Клиническая картина существенно варьируется. Ребенок становится неусидчивым, раздражительным, эмоционально нестабильным, у него резко и часто меняется настроение, теряется концентрация внимания, ухудшается запоминание новой информации и способность к обучению.
Наиболее типичны обсессивно-компульсивные состояния: повторяющиеся действия (моргание, наклон головы в сторону, пожимание плечами), стремление совершать двигательные ритуалы (высокое приподнимание ноги при спускании по лестнице, многократное завязывание и развязывание шнурков на обуви). Нарушается засыпание.
Характерна необоснованная тревожность или страх. Часто встречается спонтанное неконтролируемое выкрикивание слов или повторяющее цоканье, причмокивание, непроизвольные мышечные подергивания, тики, размашистые неритмичные движения конечностями или головой (гиперкинезы). Возможно приступообразное частое чихание, икота, шмыганье носом в течение нескольких часов.
Отличительная черта PANDAS-синдрома – спонтанное исчезновение симптоматики во время сна. Средняя продолжительность атаки составляет 10-12 недель, после чего наступает выздоровление. Иногда имеется склонность к волнообразному течению, особенно часто такое наблюдается при хроническом тонзиллите, обострение которого приводит к рецидиву нервно-психических проявлений.
Осложнения
Специфические осложнения, представляющие угрозу для жизни больного, при PANDAS-синдроме крайне редки. Клинические симптомы заболевания значительно ухудшают качество жизни ребенка. Из-за отставания в учебе детей иногда оставляют на второй год либо временно переводят на домашнее обучение. Особенно сильно болезнь влияет на социализацию в обществе.
Некоторые расстройства (выраженная тревожность, компульсии) могут стать основой для развития невротических или психических отклонений. Непроизвольные движения или повышенная двигательная активность в ряде случаев приводят к травмам. Возможны суицидальные наклонности или чрезмерно агрессивное поведение, при которых больной становится опасным для себя и для окружающих, что требует изоляции пациента и постоянного наблюдения.
Диагностика
Детей с PANDAS-синдромом курируют врачи-педиатры, детские психиатры и неврологи. Диагностика затруднена из-за многообразия клинической картины. Учитывают возраст (7-12 лет), наличие признаков стрептококковой инфекции (гиперемии глотки, налетов на миндалинах, увеличения и болезненности шейных лимфатических узлов) или указание на перенесенную ангину. Для уточнения диагноза назначают дополнительное обследование, включающее:
- Лабораторные исследования крови. В общем анализе могут присутствовать признаки воспаления – лейкоцитоз, увеличение СОЭ. В биохимическом анализе выявляются серологические маркеры стрептококковой инфекции – повышенные титры антистрептолизина-О (АСЛО), анти-ДНКазы B и ревматоидного фактора (РФ).
- Иммунологические и бактериологические исследования. Для подтверждения присутствия БГСА в организме применяют иммунохроматографическую экспресс-диагностику (стрептатест) и бактериальный посев мазка из зева и миндалин.
- ЭЭГ. При проведении 12-часового видео-ЭЭГ мониторинга на электроэнцефалограмме обнаруживается повышенная судорожная активность, спайк-волны во время ночного сна.
Определение в крови специфических антител к базальным ганглиям значительно повышает достоверность диагноза, однако этот анализ практически не используется в клинической практике. Дифференциальная диагностика осуществляется с хореей Сиденгама, синдромом Туретта, височной эпилепсией и пр. Учитывают следующие критерии PANDAS-синдрома:
- наличие обсессивно-компульсивных нарушений, тиков;
- дебют в препубертатном возрасте;
- острое начало и приступообразное течение;
- связь с БГСА-инфекцией;
- другие неврологические расстройства.
Лечение PANDAS-синдрома
В зависимости от тяжести симптомов и психического статуса пациенты могут проходить лечение амбулаторно либо в стационаре. При выраженных нарушениях поведения необходимо круглосуточное наблюдение. У части детей происходит спонтанная регрессия расстройств. Особое внимание уделяется психотерапии: индивидуальным беседам, обучению специальным методикам контролирования тиков и навязчивых движений.
Нарушения сна корректируют немедикаментозными методами – строгим режимом пробуждения и отхода ко сну, полным исключением употребления кофеина и кофеинсодержащих напитков (кола, «энергетики»), распределением активности в течение дня с включением физических упражнений. Применяют следующие лекарственные препараты:
- Этиотропная терапия. Поскольку основной причиной PANDAS-синдрома является БГСА-инфекция, для ее эрадикации всем больным назначаются антибактериальные средства – феноксиметилпенициллин, амоксициллин.
- Патогенетическая терапия. С целью подавления аутоиммунного повреждения базальных ганглиев применяются иммуномодулирующие препараты. В легких случаях достаточно приема НПВС. При дезадаптации используются глюкокортикостероиды или иммуноглобулин. При крайне тяжелых психических расстройствах показан плазмаферез или сильные иммуносупрессанты (микофенолат).
- Симптоматическая терапия. Для устранения симптомов ОКР эффективны антидепрессанты – ингибиторы СИОЗС. При повышенной тревожности рекомендованы бензодиазепины или атипичные антипсихотики.
Прогноз и профилактика
PANDAS-синдром имеет благоприятный прогноз. Продолжительность жизни больных не отличается от таковой в общей популяции. Летальные исходы являются казуистикой. Все клинические признаки в подавляющем большинстве случаев хорошо поддаются лечению, у некоторых детей возможно спонтанное выздоровление без проведения терапии.
Для предупреждения обострения хронического тонзиллита и следующих за ним нейропсихических атак осуществляется антибиотикопрофилактика и курсы ручного или аппаратного промывания лакун миндалин. Если, несмотря на эти мероприятия, рецидивы продолжаются, рекомендуется хирургическое удаление очага персистирующей инфекции (небных миндалин) – тонзиллэктомия.
Источник