Характеристика ученика с синдромом сдвг
Контусь Наталья
Характерологические особенности детей с СДВГ
Содержание:
Введение
1. Сущность гиперактивности.
2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.
3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.
4. Диагностические критерии гиперактивности.
Список литературы.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Однако одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ.
Во всём мире этому нарушению придаётся очень большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.
1. Сущность гиперактивности.
Гиперактивный (синоним — гипердинамичный) — тип характера отличается повышенным настроением, высокой степенью активности со склонностью разбрасываться, не доводить начатое дело до конца.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.Большинству из них присущи:
— слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;
— низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе.
Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, а также внутреннюю напряженность, переживание и чувства страха.
Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения ребёнка детского сада (3 года, а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.
Всеми авторами выделяются ведущие проявления (СДВГ): слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость.Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Особенностью мышления гиперактивных детей, является то, что для них надолго, до 6-8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо потрогать, подвигать. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она для них внутренне не определена. Основным симптомом, гиперактивности, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком – либо занятии.
Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.
Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются, куда то забраться.
Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.
Так, в детском саду и школе они могут мешать педагогам, отвлекать сверстников и провоцировать их правильное поведение во время занятий. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встречи с ребёнком и родителями.
Чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с гиперактивностью характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.
Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
По выраженности симптомов гиперактивность классифицируют на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень — это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами. Таким образом, гиперактивность — патология психического развития личности ребёнка, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации, если она проводится в возрасте 5-10 лет.
3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.
Причины и механизмы развития гиперактивности сложны и остаются не достаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, социально – психологические и другие концепции.
В каждый возрастной период существуют поводы к характерным отклонениям в развитии ребёнка и специфическим нарушениям поведения. Начало и развитие многих отклонений в старшем возрасте подготавливаются в ранние периоды развития.
Все точки зрения на причину и течение гиперактивности можно объединить в три большие группы: биологические, генетические и социально-психологические.
Сторонники первой группы причин – биологических – считают, что существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни.
Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на (пре-)перинатальную и раннюю постнатальную патологию.
К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На ещё не родившегося ребёнка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка.
Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.
В пользу наследственной природы гиперактивности свидетельствуют результаты генеологическх исследований. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция о гиперактивности получила новые подтверждения.
Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.
Однако поиски определённого гена, вызывающего данное расстройство поведения и внимания, пока не увенчались успехом.
По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.
Заваденко Н. Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.
• воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);
• повторный брак у родителей;
• частые конфликты в семье;
• различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;
• низкий уровень образования у матери и/или отца;
• продолжительная разлука с родителями;
• тяжелое длительное заболевание;
• смерть одного из родителей;
• алкоголизм или наркомания у родственников;
• низкая материальная обеспеченность семьи;
• неблагоприятные бытовые условия.
4. Диагностические критерии гиперактивности
Измерение Признак
1 .Нарушение внимания. 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
2. Гиперактивность/ Импульсивность.Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив.Импульсивность: 1. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.
Для подтверждения гиперактивности необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т. е. шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма синдрома дефицита внимания».
При диагностике необходимо также обратить внимание на то,что симптомы расстройства должны:
• появляться до 8 лет;
• наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка;
• не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств;
• должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию».
Психолог беседует с родителями и другими членами семьи, наблюдает за ребёнком во время занятий и игр.
Однако окончательный «диагноз» ставится лишь после проведения дифференциальной диагностики.
Наличие выше перечисленных расстройств в сочетании с гиперактивностью имеют неблагоприятный прогноз и большой процент сохранения во взрослом возрасте.
Маленькими дети с СДВГ кажутся забавными проказниками с излюбленным словечком «нет». Но становясь старше, проказник превращается в «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными.
Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.
Литература:
1. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008.
2. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
3. Габдракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — М.: УЦ «Перспектива», 2009.
4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.
5. Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. — Издательская группа «ВЕСЬ», СПб.: 2004.
6.Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка : [Науч. -метод. пособие] / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева; Науч. -исслед. ин-т семьи. — М.: Б. и., 1997. — 60,[2] с. ; 20 см.
7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко//Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. – 2000. – №1 январь-март 2000. – с. 121-135.
8.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. –Москва : Школа-Пресс, 2000. – 112 с. – (Лечебная педагогика и психология — приложение к журналу ‘Дефектология’ ; выпуск 5). – ISBN 5-88527-223-9.
Источник
Для того чтобы
поставить ребенку диагноз «невнимательность»,
у него должно присутствовать как
минимум шесть из перечисленных
признаков, которые сохраняются, по
меньшей мере, шесть месяцев и
выражены постоянно, что не позволяет ребенку
адаптироваться в нормальной возрастной
среде [8].
Импульсивность выражается в том, что ребенок
часто действует не подумав, перебивает
других, может без разрешения встать и
выйти из класса. Кроме того, такие дети
не умеют регулировать свои действия и
подчиняться правилам, ждать, часто повышают
голос, эмоционально лабильны (часто меняется
настроение).
Понятие «импульсивность»
включает в себя следующие признаки:
- Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
- Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;
- Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о
гиперактивности и импульсивности
можно только в том случае, если из перечисленных
выше признаков присутствуют как минимум
шесть и сохраняются они не менее шести
месяцев [8].
Кроме того, гиперактивность
характеризуется слабым развитием
тонкой моторной координации и постоянными,
беспорядочными, неловкими движениями,
вызванными несформированностью межполушарного
взаимодействия и высоким уровнем адреналина
в крови. Для гирперактивных детей также
характерна постоянная болтовня, указывающая
на недостаток развития внутренней речи,
которая должна контролировать социальное
поведение.
Отставание биологического
созревания ЦНС у детей с СДВГ
и, как следствие, высших мозговых функций
(преимущественно регулятивного
компонента), не позволяет ребенку
адаптироваться к новым условиям
существования и нормально переносить
интеллектуальные нагрузки [31, 38].
Наблюдается несоответствие
между реальным уровнем развития и той успеваемостью,
которую можно ожидать, исходя из коэффициента
интеллекта. Довольно часто гиперактивные
дети сообразительны и быстро «схватывают»
информацию, обладают неординарными способностями.
Среди детей с СДВГ встречаются действительно
талантливые дети, но и случаи задержек
психическою развития у данной категории
детей не являются редкостью. Самое существенное
состоит в том, что интеллект детей сохраняется,
но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство,
неусидчивость, множество лишних движений,
недостаточная целенаправленность, импульсивность
поступков и повышенная возбудимость,
часто сочетаются с трудностями в приобретении
учебных навыков (чтение, счет, письмо).
Это ведет к выраженной школьной дезадаптации
[24, 26].
Выраженные
нарушения в сфере познавательных
процессов связаны с расстройствами
слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса
проявляются в неспособности правильно
оценить звуковые комплексы, состояшие
из серии последовательных звуков, невозможностью
их воспроизвести и недостатками зрительного
восприятия, трудностями в образовании
понятий, инфантильностью и неконкретностью
мышления, на которые постоянное влияние
оказывают сиюминутные импульсы. Моторная
дискордантность связана со слабой координацией
«глаза-руки» и отрицательно сказывается
на способности легко и правильно писать
[16].
Исследования Л.А. Ясюковой (2000)
показывают специфику интеллектуальной
деятельности ребенка с СДВГ, состоящей
из цикличности: произвольная продуктивная
работа не превышает 5–15 минут, по истечении
которых дети теряют контроль над умственной
активностью далее, в течение 3–7 минут
мозг накапливает энергию и силы для следующего
рабочего цикла [39].
Нужно отметить,
что утомление обладает двойным
биологическим действием: с одной стороны,
оно является защитной охранительной
реакцией от чрезвычайного истощения
организма, с другой – утомление стимулирует
восстановительные процессы, раздвигает
границы функциональных возможностей.
Чем дольше ребенок работает, тем короче
становятся продуктивные периоды и длительнее
время отдыха – пока не наступает полное
истощение. Тогда для восстановления умственной
работоспособности бывает необходим сон.
В период «отдыха» мозга ребёнок перестает
понимать, осмысливать и перерабатывать
поступающую информацию. Она нигде не
фиксируется и не задерживается, поэтому
ребёнок не помнит, что он в это время делал,
не замечает, что были какие-то перерывы
в его работе.
Умственная утомляемость больше свойственна девочкам,
а у мальчиков она проявляется к 7 годам.
У девочек также снижен уровень словесно-логического
мышления [19, 35, 39].
Память у детей с СДВГ может быть в
норме, но из-за исключительной неустойчивости
внимания наблюдаются «пробелы в хорошо
усвоенном» материале [39].
Расстройства
кратковременной памяти могут обнаруживаться
в уменьшении объема запоминания, повышенной
тормозимости посторонними раздражителями,
замедленном запоминании. При
этом усиление мотивации или организация
материала даёт компенсаторный эффект,
что свидетельствует о сохранности корковой
функции в отношении памяти [35].
В этом возрасте
начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная
выраженность СДВГ совпадает с критическими
периодами психоречевого развития у детей
[25].
В случае если регулирующая
функция речи нарушена, речь взрослого
мало корригирует деятельность ребенка.
Это приводит к затруднениям
в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных
операций. Ребенок не замечает своих ошибок,
забывает конечную задачу, легко переключается
на побочные или несуществующие раздражители,
не может остановить побочные ассоциации
[25].
Особенно частыми
у детей с СДВГ бывают такие речевые
нарушения, как задержка развития
речи, недостаточность моторной функции
артикуляционного аппарата, излишне замедленная
речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения
голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения
обусловливают ущербность звукопроизносительной
стороны речи, её фонации, ограниченность
словаря и синтаксиса, недостаточность
семантики [7].
Отмечаются
и другие нарушения, например, заикание.
Заикание не имеет четких возрастных
тенденций, однако, чаще всего наблюдается
в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно
мальчикам и возникает у них гораздо раньше,
чем у девочек, и одинаково присутствует
во всех возрастных группах. Помимо заикания
авторы выделяют и болтливость данной
категории детей [3, 8, 28].
Повышенная
переключаемость с одной деятельности на
другую происходит непроизвольно, без
настройки на деятельность и последующего
контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные
звуковые и зрительные стимулы, которые
другими сверстниками игнорируются [27].
Тенденция к
ярко выраженному снижению внимания наблюдается
в непривычных ситуациях, особенно когда
необходимо действовать самостоятельно.
Дети не проявляют упорства ни во время
занятий, ни в играх, не могут досмотреть
до конца любимую телепередачу. Переключение
внимания при этом отсутствует, поэтому
быстро сменяющие друг друга виды деятельности
осуществляются редуцированно, некачественно
и фрагментарно, однако, при указании на
ошибки дети стараются их исправить [7].
Нарушение внимания
у девочек достигает максимальной
выраженности к 6 годам и становится ведущим
нарушением в этом возрастном периоде
[35].
Основные проявления
гипервозбудимости наблюдаются
в различных формах двигательной
расторможенности, которая бесцельна,
ничем не мотивирована, бесситуативна
и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками
[35, 38].
Такая повышенная
двигательная активность, переходящая
в двигательную расторможенность, является
одним из множества симптомов, сопровождающих
нарушения развития ребёнка. Целенаправленное
моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же
возраста [16, 39].
В области двигательных
способностей обнаруживаются координаторные
нарушения. Результаты исследований показывают,
что двигательные проблемы возникают
уже в дошкольном возрасте. Кроме
того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что
отражается на умственных способностях
детей, а, следовательно, и на качестве
обучения. Наиболее часто страдают тонкая
моторика, сенсомоторная координация
и ловкость движений рук. Трудности, связанные
с удержанием равновесия (при стоянии,
катании на коньках, роликах, двухколесном
велосипеде), нарушения зрительно-пространственной
координации (неспособность к спортивным
играм особенно с мячом) – причины моторной
неловкости и повышенного риска травматизма
[34].
Импульсивность
проявляется в неряшливом выполнении
задании (несмотря на усилие, все делать
правильно), в несдержанности в словах,
поступках и действиях, (например, выкрикивание
с места во время занятия, неспособность
дождаться своей очереди в играх или другой
деятельности), в неумении проигрывать,
излишней настойчивости в отстаивании
своих интересов (невзирая на требования
взрослого). С возрастом проявления импульсивности
меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность
более выражена и заметнее для окружающих
[20, 35].
Одной из характерных особенностей
детей с СДВГ являются нарушения
социальной адаптации. Для этих детей
типичен более низкий уровень социальной
зрелости, чем обычно бывает в их возрасте.
Аффективная напряженность, значительная
амплитуда эмоционального переживания,
трудности, возникающие в общении со сверстниками
и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка
легко формируется и фиксируется негативная
самооценка, враждебность к окружающим,
возникают неврозоподобные и психопатологические
расстройства. Эти вторичные расстройства
усугубляют клиническую картину состояния,
усиливают дезадаптацию и ведут к формированию
негативной «Я-концепции» [16].
У детей с
синдромом нарушены отношения со
сверстниками и взрослыми. В психическом
развитии эти дети отстают от сверстников,
но стремятся руководить, ведут себя
агрессивно и требовательно. Импульсивные
гиперактивные дети быстро реагируют
на запрет или резкое замечание, отвечают
резкостью, непослушанием. Попытки сдержать
их приводят к действиям по принципу «отпущенной
пружины». От этого страдают не только
окружающие, но и сам ребёнок, который
хочет выполнить обещание, но не сдерживает
его [35]. Заинтересованность игрой у таких
детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят
играть в деструктивные игры, во время
игры не могут сосредоточиться, конфликтуют
с товарищами, несмотря на то, что любят
коллектив. Амбивалентность форм поведения
чаще всего проявляется в агрессивности,
жестокости, плаксивости, истероидности
и даже чувственной тупости. Ввиду этого
у детей с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью мало друзей [38].
Социальная
незрелость таких детей проявляется
в предпочтении построения игровых
отношений с детьми младшего возраста.
Сложно складываются отношения с
взрослыми. Детям трудно дослушать
объяснение до конца, они постоянно
отвлекаются, особенно при отсутствии
заинтересованности. Эти дети игнорируют
как поощрение со стороны взрослых, так
и наказание. Похвала не стимулирует хорошее
поведение, ввиду этого поощрения должны
быть очень обоснованными, иначе ребёнок
будет вести себя хуже. Однако необходимо
помнить, что гиперактивному ребёнку для
укрепления уверенности в себе похвала
и одобрение взрослого необходимы [24, 26].
Ребенок с синдромом
не способен освоить свою роль и
не может понять, как он должен себя
вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают
конкретные обстоятельства, не могут приспособиться
и принять правила поведения в конкретной
ситуации [20, 39].
Повышенная
возбудимость является причиной затруднений
в приобретении обычных социальных
навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима,
едят медленно, всё роняя и разливая, в
результате чего процесс принятия пищи
становится источником ежедневных конфликтов
в семье [25, 34].
Гармонизация
развития личности детей с СДВГ зависит
от микро- и макрокружения. Если в семье
сохраняются взаимопонимание, терпение
и теплое отношение к ребенку, то после
излечения СДВГ все отрицательные стороны
поведения исчезают. В противном случае,
даже по излечении патология характера
останется, а может, и усилиться [24, 26, 34].
Поведение таких детей отличается недостаточностью
самоконтроля. Стремление к самостоятельным
действиям («Я так хочу») оказывается более
сильным мотивом, чем любые правила. Знание
правил не выступает значимым мотивом
собственных действий. Правило остается
знаемым, но субъективно не значащим [32].
Важно подчеркнуть,
что неприятие обществом гиперактивных
детей приводит к развитию у них
чувства отверженности, отдаляет их
от коллектива, усиливает неуравновешенность,
вспыльчивость и нетерпимость к
неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом
у большинства из них выявляет повышенную
тревожность, беспокойство, внутреннюю
напряженность, чувство страха. Дети с
СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены
депрессивному состоянию, легко расстраиваются
из-за неудач [27].
Эмоциональное развитие ребёнка отстает
от нормальных показателей данной возрастной
группы. Настроение быстро меняется от
приподнятого до депрессивного. Иногда
возникают беспричинные приступы злости,
ярости, гнева, не только по отношению
к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка
характерны заниженная самооценка, низкие
самоконтроль и произвольная регуляция,
а также повышенный уровень тревожности
[7, 24, 26, 37].
Спокойная обстановка,
направления взрослых приводят к
тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной.
Эмоции оказывают исключительно сильное
влияние на деятельность этих детей. Эмоции
средней интенсивности могут её активизировать,
однако при дальнейшем повышении эмоционального
фона деятельность может быть полностью
дезорганизована, а всё только что усвоенное
– разрушено [5].
Таким образом,
старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют
снижение произвольности собственной
активности как одной из основных
составляющих развития ребенка, обуславливающей
снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций:
внимания, праксиса, ориентации, слабости
нервной системы.
Источник