Характеристика речи ребенка с синдромом дауна

Характеристика речи ребенка с синдромом дауна thumbnail

Айжан Жайлаубай
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта.Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л. Кумин,часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— анатомические факторы;

— физиологические факторы;

— неврологические факторы;

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

— языковые факторы;

— невербальные факторы;

— ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Читайте также:  Как виден синдром эдвардса на узи в

Особенности смешанные,анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам, относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, –это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.

Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.

Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.

Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

В начале занятий можно использовать ещё один приём – дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.

В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Тренировка памяти» и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Источник

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.

При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

Причины проблем, возникающих при развитии речи:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Мышечная гипотония.
  • Проблемы со слухом.
  • Низкий объем слуховой памяти.
  • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
  • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.

Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

Читайте также:  Синдрома дауна в нашей стране

Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.

Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые слова

По результатам данных Центра ранней помощи Даунсайд Ап диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна варьируется от 4-х до 13 месяцев. Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь, к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения.

Таблица 1. Развитие речи детей с синдромом Дауна.

Возраст Экспрессивная речь Импрессивная речь при синдроме Дауна
до 1 года Гуканье, гуление и смех, плач.
Появление лепета в среднем с 8 месяцев.
К концу первого года понимают несколько слов, соотносят их с реальными предметами и их изображениями на простой предметной картинке. Могут выполнить по просьбе простые действия.
с 1 года до 2 лет Появляются жесты и первые 10 слов. Начинает соединять слова и жесты. Соотносит слова с предметами, действиями и их изображе-ниями, по просьбе показывает нужное изображение на простой сюжетной картине.
с 2 до 3 лет В активном словаре около 30 слов. Появляется простая аграмматичная фраза, часто представляющая собой сочетание слов и жестов. Со зрительной опорой понимает простые адаптированные сказки.

С освоением большего числа слов речь детей становится все более схожей.

Как видно из приведенной таблицы, одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна — значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

При произнесении одного слова или комбинации из двух слов дети «говорят об объектах, о том, что они существуют, исчезают или появляются; они также говорят о действиях, о том, что люди двигаются или производят действия с предметами; они говорят о расположении предметов… ». О соответствии сенсомоторного интеллекта действиям ребенка свидетельствует приведенное опи­сание речи детей. Именно это соответствие отмечается в большинстве работ, посвященных связи между первыми словами и сенсомоторным развитием. Но среди этих работ почти нет исследований детей Даунов.

Коггинс установил, что у детей с синдром Дауна, биологический возраст которых колебался от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, в двухсловных сочетаниях выражались, в сущности, те же базовые связи, что у обычных детей. Они говорили об окружающем их пространстве и практических действиях во многом то же самое, что говорят дети, речь которых развивалась нормально. О том же сообщает Майклис, отметивший, что в речи 6-летней девочки с синдром Дауна отражались связи с действиями. Однако этих связей было меньше, так же как и морфем, чем можно было ожидать для ее показателя средней длины произносимых фраз (3,47). Броффман (Broffman S. В., 1981) также отмечает замедленное овладение морфемами (окончаниями множественного числа, прошедшего времени и т. д.), но их сочетаемость отвечала общим правилам.

Приводился также анализ места имитации в овладении новыми словами и сочетаниями, составляющими основу базовых семантических связей. Было установлено, что дети подражают избирательно и что такая подражательность помогает ребенку овладевать новыми словами и новыми грамматическими конструкциями. Они получили данные о развитии от подражательного к спонтанному использованию слов и конструкций.

Было изучено спонтанное подражание у 4 детей с синдром Дауна (возраст от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, средняя длина произносимых фраз -1,22-2,06). Результаты сообщают о подражательном использовании различных слов из спонтанной речи детей. Эти данные позволяют предположить, что речь детей с синдромом Дауна развивается так же, как у обычных детей. Было установлено, что они так же имитируют слова, которые не закрепились в их спонтанной речи, но которыми они овладевают. Поскольку исследование не было лонгитюдным, гипотеза о том, что значительная часть имитируемых слов позднее входит в спонтанную речь, не была проверена.

Кроме того, следует иметь в виду наличие дополнительных факторов, влияющих на становление речи у детей с синдромом Дауна. Перечислим основные из них.

· Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.

· Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.

· Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

· Нарушение речи может быть усиленно нарушением слуха.

· Сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения.

· При отсутствии других форм общения (жесты, чтение) отставание речи вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна привел большинство зарубежных исследователей и практиков к мнению о необходимости использования навыков невербального общения для частичной и временной замены устной речи как основного способа избежать вторичных нарушений развития.

В качестве невербальных средств общения чаще всего применяются жесты и таблички со словами. Так, например, на ранних этапах работы взрослыми и детьми используются жесты в сочетании с устной речью, но после трех лет параллельно вводятся таблички со словами (метод глобального чтения).

Приведем аргументы в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной речи.

· Несмотря на хорошее понимание обращенной речи практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

· Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

· Жесты дают детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

· Использование жестов помогает родителям понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

· Знание жестов помогает точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

· Возможность использовать доступные средства общения помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря применение жестов постепенно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции любых вербальных сигналов и использованию их в речи. Иными словами, поощряется использование ребенком жестов в сочетании со звуками, слогами, словами и фразами в зависимости от конкретных возможностей малыша.

Основное внимание в работе с детьми раннего возраста уделяется развитию понимания обращенной речи. Исследования показали, что интенсивное и постоянное побуждение ребенка, не имеющего никаких средств общения, к имитации правильного произнесения слов не дает хороших результатов. Малыш должен научиться воспроизводить как можно больше слов на своем языке и только потом приступать к освоению общепринятого. Следует побуждать малыша общаться, выражать мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного словарного запаса, что стимулирует развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функций речи.

Читайте также:  Реферат по неотложной помощи при коронарном синдроме

Исследование последних лет также показали, что при формировании речи и общения необходимо учитывать так называемый прагматический фактор. В работе с детьми раннего возраста под прагматическим фактором понимается создание необходимых условий, при которых ребенок хочет вступить во взаимодействие, и для этого в его репертуаре имеются приемлемые способы общения. Например, при отсутствии необходимого слова приемлемым средством является жест; но не крик.

Прагматическими навыками, формируемыми в раннем возрасте, являются умения устанавливать контакт глаз, соблюдать очередность, инициировать общение. В перечень прагматических навыков, формирование которых относится к более позднему возрасту, входят соблюдение необходимой дистанции при общении, умение вести себя по-разному со сверстниками и взрослыми, знакомыми и малознакомыми людьми, а также соблюдение других социальных норм общения.

Развитие фразовой речи

На ранних стадиях овладения речевой деятельностью понимание ребенком речи и интерпретация смысла детской речи во многом зависят от подкрепляющего контекста. Дети с ограниченными навыками понимания нуждаются в контексте, движениях и жестах, подкрепляющих обращенную к ним речь. Точно так же посторонний нуждается в контекстуальных подсказках, чтобы расшифровать смысл слов ребенка.

Следующая стадия развития речи характеризуется снижением опоры на контекст и овладением правилами построения фраз. Овладение этими правилами детьми с синдромом Дауна исследуется посредством анализа их спонтанной речи и показателей выполнения ими структурированных заданий.

В Европе было проведено исследование спонтанной речи 39 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 17 лет 9 месяцев, во время занятий в школе. Авторы отмечают, что с увеличением возраста в речи детей становится больше фраз, являющихся грамматическими предложениями. У старших детей наблюдалось уменьшение числа спонтанных фраз, но это скорее отражало школьную практику, а не способности ребенка. В 5-7 летнем возрасте в речи детей преобладали однословные фразы, а не предложения, но в возрасте 11-13 лет грамматические предложения явно превышали одно-, двухсловные фразы. О сходном увеличении языковой выразительности в возрасте от 8 до 31 года сообщают исследования Эванса, Уильяма Смита, Кристиана Филлипса.

В других исследованиях спонтанная речь детей с синдромом Дауна сравнивалась с речью нормально развивающихся детей того же возраста. Результаты сообщают, что обследованные дети в возрасте от 6 до 12 лет пользовались более низким уровнем синтаксиса, с ограниченной вариативностью синтаксических структур. Результаты других исследований свидетельствуют, что в обследованной группе дети в возрасте от 7 лет до 12 лет пользовались качественно сходными, с контрольной группой нормально развивающихся детей в возрасте от 2 до 5 лет, структурами, но у детей с синдромом Дауна эти структуры были менее постоянными. По-видимому, некоторые из структур в их спонтанной речи не совсем стабилизировались.

В дошкольном возрасте разрыв между импрессивной и экспрессивной речью постепенно сокращается, что объясняется нарастающими трудностями понимания обращенной речи.

Если в раннем возрасте дети с синдромом Дауна в отношении импрессивной речи почти не отличались от своих сверстников, то позже постепенно начинают проявляться сложности в понимании обращенной речи, которые к дошкольному возрасту становятся очевидными. Исследования показали, что для них семантическая сторона понимания не так сложна, как понимание синтаксиса фразы. Например, ребенку трудно понять разницу высказываний: «Собака бежит за девочкой» и «Девочка бежит за собакой». Вероятно, эти проблемы напрямую связаны с уровнем развития мышления и особенно нарушением перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Таблица 3. Сопоставление сроков формирования словаря и его объем с качеством фразовой речи.

Возраст Словарь Фраза
Дети с синдромом Дауна Дети с синдромом Дауна
3– 5 лет 100 – 300 слов Используют 2-3 слова, соединенные вместе. Начинают согласовывать слова
5 – 7 лет 300 – 400 слов Продолжают использовать речь, состоящую из ключевых слов. Появляются правильно оформленные короткие предложения

Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы. Рассмотрим качественные особенности их речи.

Объем экспрессивного словаряснижен, наблюдается использование неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.

Анализ фразовой речивыявил картину выраженного аграмматизма. Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными. С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.

Нарушается средняя длина высказываний,то есть фразы состоят из меньшего числа слов. Так, у нормально развивающегося ребенка четырех лет СДВ составляет 4,5 слова, в то время как у его ровесника с синдромом Дауна СДВ составляет всего полтора слова. К шести с половиной годам длинна высказывания увеличивается до трех с половиной слов.

Страдает произносительная характеристика речи.Большинство исследователей определяют речь детей с синдромом Дауна как невнятную, смазанную, прерывистую. Часто нарушены громкость, тембр и темп речи. Голос низкий, глухой мало модулированный и монотонный. Практически у всех детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения: искажения и пропуск слов, перестановка и усечение слогов.

В целом это исследование показывает, что дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от однословных фраз к предложениям, подчиняющимся тем же правилам грамматики, что и речь взрослых. Их синтаксис менее сложен, чем бывает обычно на таком уровне развития. Набор грамматических структур, которыми оперируют эти дети, более ограничен, и в период, когда эти структуры полностью не стабилизировались, пользование ими носит неустойчивый характер. Эхолалия как дополнительная особенность отмечается лишь некоторыми учеными. Поскольку до сих пор эхолалические реакции детей с синдромом Дауна в естественных условиях никак не систематизировались, то неизвестно, следует ли их относить к вариативности функций.

Подводя итоги, необходимо заметить, что в исследованиях развития речи от доречевого периода до взрослого допускается возможная задержка общения у людей с болезнью Дауна, проявляющаяся в более поздних сроках начала вокализации, количестве морфем в первых фразах, а также в сложности предложений. Однако когда такие вокализации, морфемы и предложения были проанализированы, то выяснилось, что они представляют собой результат поведения, подчиняющегося определенным правилам, а сами правила, по-видимому, соответствуют нормальному развитию речи, а не являются отражением уникальных, причудливых или случайных процессов.

Хотя большинство отличий от нормального развития является только задержкой в последовательных этапах, существует несколько качественных различий, обусловленных более длительной задержкой на одном из когнитивных уровней. Как указывает в своих исследованиях Бодайн «Хотя 6-летний ребенок-Даун может овладеть лишь моделью речи здорового ребенка, начинающего ходить, по сравнению с последним он способен к более длительному общению. Следовательно, круг тем, на которые он способен говорить, у него гораздо шире, чем у обычного ребенка, начинающего ходить. Нормально развивающийся 20-месячный ребенок не станет перечислять, как это делал Томми, что он ел за завтраком, обедом или ужином, или упорно называть все передачи, которые посмотрел по телевизору.» Использование обобщенных «словечек», которые можно иногда услышать от ребенка с синдромом Дауна, по мнению Бодайна, призвано заполнить бреши, обусловленные замедленным развитием артикуляционных и речевых навыков. Использование мимики и указательных жестов еще один способ заполнения таких брешей и оживления разговора, когда, например, описывается шутка из передачи по городскому радио.

Еще одним следствием длительного опыта общения является более тесная связь показателей некоторых тестов речевой деятельности детей с синдромом Дауна с биологическим, а не с так называемым «ум