Характеристика ребенка с синдромом дауна средней группы
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
МБДОУ ______________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося
Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________
Дата рождения…….. полных лет — 5
ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).
Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.
Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.
Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).
Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Заведующий МБДОУ ______________________ …………..
Учитель-дефектолог_____________________________………..
Учитель-логопед ___________________________________________……
Воспитатель ___________________________……..
Дата
Источник
Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна
а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;
б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;
в) Обучение детей с синдромом Дауна
Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.
С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.
Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.
Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.
Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.
Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.
Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.
Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.
Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.
Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.
По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.
Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:
• Интеллектуальные затруднения
Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.
• Личность
Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.
• Семейная динамика
Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.
• Методы обучения
Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.
• Влияние медицинских проблем
Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.
При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.
Обучение детей с синдромом Дауна.
Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.
Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.
Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.
Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.
Источник
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро
Вечер
Сентябрь
Диагностика.
Диагностика.
Октябрь
Упражнение «Привет, ладошки»
Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Дид. Игра по развитию речи «Животные»
Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»
Речевое упражнение «Имена»
Закрепить имена детей группы, воспитателей.
Речевое упражнение «Попрощайся»
Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.
Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.
Упражнение «Уберём на место»
Учить после игр складывать игрушки в коробочку.
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»
Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»
Упражнение «Соберем пирамидку»
Развитие мелкой моторики рук.
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»
Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.
Дид. Игра с мишкой.
«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»
Выработка длительного речевого выдоха.
Игра на обогащение словаря.
«Назови, что нарисовано на карточке»
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»
Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»
Упражнение по физо «Поймай мяч»
Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»
На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»
Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Задание: закрой все шары, назови цвета.
Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»
Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто
Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.
Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»
Ходьба по прямой дорожке, координация движений.
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»
Учить ходьбе с высоким подниманием колена.
Игра «Ловкие пальчики»
Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: мозаика.
Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.
Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»
Материал: дудочка, барабан, погремушка.
Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»
Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»
Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)
Игра «В гостях у сказки»
Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.
Игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.
Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)
Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Помочь ребенку выполнять роль пациента
(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»
Воспитание речевого дыхания.
Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»
Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.
Рассматривание предметных картинок «Одежда»
Упражнение «Назови, что это?»
Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.
Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)
Материал: мозаика, фольга.
Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Игра «Поющие шарики»
Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»
Упражнение по физо.
Учить делать повороты вправо-влево.
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»
Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.
Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.
Знакомство с пространственной средой группы.
Складывание пазлов (3-4штуки).
Развитие мелкой моторики рук, мышления.
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.
Формировать правильные уклады языка и губ.
«Улыбка» (растянем губки).
«Хоботок» (соберем в трубочку).
«Окошка» (откроем ротик).
Упражнение «Шнуровка».
Развитие мелкой мускулатуры рук.
Упражнение «Попоем вместе песенку».
Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».
Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».
Закрепление понятия «Длинный-короткий».
Игра «Ловкие пальчики».
Учить манипулировать мелкими предметами.
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Упражнение «Привет, ладошки».
Наладить телесный контакт с ребенком.
Упражнение «Порви и скомкай бумагу».
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.
Прыжки со скамейки (с помощью педагога).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнения «Веселые-грустные матрешки».
Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».
Игра «покатаем шарики».
Развитие тактильного восприятия.
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».
Закрепить представление о схеме лица человека.
Упражнение «Веселые матрешки».
Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».
Воспитание речевого дыхания.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.
Упражнение «Орех».
Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»
Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.
Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».
Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.
Упражнение «Мяч».
Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).
Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».
Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».
Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.
Упражнение «Надуем шарик».
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение «Светочка, привет, привет!»
Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».
Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.
Упражнение по математике «Большой маленький дом».
Закрепление понятий «Большой-маленький».
Упражнение «Грустно-весело»
Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).
Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».
Учить держать кисточку, пользоваться краской.
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.
Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».
Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».
Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).
Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).
Обогащение словаря, познавательное развитие.
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.
«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.
Дид. игра «Красивый букет».
Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Игра «Покатаем шарик».
Развитие тактильного восприятия.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».
Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».
Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».
Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.
«Часики» — движение языка вправо-влево.
Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».
Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия.
Упражнение «Домашние животные».
Закрепить названия животных, кто как говорит.
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».
Развитие речевого дыхания.
Упражнение для развития челюстей.
«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик,
Отдыхает бегемотик.
Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».
Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение «Спаси зайчиков».
Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.
Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)
Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.
Дидактическая игра «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение «Красивые баночки».
Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.
Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.
Дидактическая игра «Мозаика».
Совершенствование захвата «щепотью».
Упражнение «Оденем крышки».
Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.
Упражнение «Музыканты»
Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Упражнение «Разложи правильно».
Учить различать предметы по величине.
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».
Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Стимулировать двигательную активность ребёнка.
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».
Формировать представление о своём «Я».
Учить узнавать сверстников, называя их по имени.
Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»
Развитие зрительного и слухового внимания.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.
Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна».
Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна.
Источник