Характеристика ребенка с синдромом дауна на пмпк
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
МБДОУ ______________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося
Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________
Дата рождения…….. полных лет — 5
ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).
Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.
Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.
Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).
Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Заведующий МБДОУ ______________________ …………..
Учитель-дефектолог_____________________________………..
Учитель-логопед ___________________________________________……
Воспитатель ___________________________……..
Дата
Источник
Это моя статья для семейного журнала, написанная совместно со специалистом, который пожелал остаться анонимусом. Надеюсь, вам пригодится.
ГОТОВИМСЯ К ПМПК
Как известно, готовь сани летом. Вот и к ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, которую проходят все дошколята, имеющие какие-то особенности в развитии, лучше всего начать готовиться заранее. Да, комиссия будет только в апреле, но за учебный год многое можно подтянуть, чтобы соответствовать требованиям к дошкольнику 7 лет и попасть в ту школу, в которую хотелось бы. Что же ребёнок должен знать?
1. Кто ты будешь такой?
Прежде всего, ребёнок должен знать всё о своём ближайшем окружении. Здесь можно выделить несколько моментов.
Во-первых, он, конечно же, должен знать свои фамилию, имя и возраст, а также домашние адрес и телефон или мобильные телефоны родителей. Про родителей нужно уметь рассказать их фамилии, имена и отчества, профессии и суметь объяснить, чем же именно они занимаются на работе. То же самое касается и бабушек-дедушек: фамилия, имя, отчество, профессия. Если старшее поколение уже не работает, ребёнок должен быть в курсе, что они пенсионеры.
Во-вторых, ребёнок должен уметь рассказывать о своих друзьях: как их зовут, сколько им лет, чем они увлекаются. Ребёнок должен уметь ответить на вопрос «Что вы делаете вместе?» Причём этот момент касается также всех членов семьи. Например, будущий первоклассник должен сказать, что с папой они запускают змея, а с мамой пекут пироги.
В-третьих, ребёнок должен знать о тех, кто ходит с ним в один садик: имена, интересы. Также он должен знать по имени-отчеству воспитателей и уметь рассказать о том, чем же дети занимаются на занятиях в детском саду.
В-четвертых, ребёнка могут попросить рассказать обо всех, кто с ним живёт. Это не только родители и бабушки-дедушки, но также братья и сёстры и домашние животные. О пушистых любимцах могут спросить кличку, возраст (котёнок – взрослый кот), какого цвета животное, что оно любит есть, чем любит заниматься.
В-пятых, комиссия может попросить рассказать о квартире: сколько комнат, что в какой комнате делают: что на кухне (готовят еду и едят), а что в ванной (моются) и т. п.
2. Мир, в котором я живу
Классический вопрос об окружающем мире – это времена года и суток и их признаки. Это спрашивают практически всегда. Не забудьте повторять время от времени!
Также будущий первоклассник должен знать, что такое будни и что такое выходные. Он должен иметь представление о распорядке дня (что делаем утром, что днём, а что вечером), а также знать названия приёмов пищи (завтрак, обед, ужин).
Необходимо также уметь отличать живое от неживого.
К первому классу ребёнок должен знать основные цвета (и желательно их оттенки) и формы, а также уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, где нарисовано больше предметов, а где меньше.
Ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: на столе, под столом, за столом, перед столом и т. п.
Он должен уметь выделять изображение из нескольких, наложенных друг на друга, а также видеть недорисованное изображение – каким оно будет, если его дорисовать (например, рыба без хвоста).
3. Я бы в лётчики пошёл…
К первому классу малыш должен иметь представления о профессиях: какие бывают профессии, кто чем занимается, какие инструменты при этом нужны.
4. АБВГДейка
Минимальные навыки счёта, чтения и письма – то, что обязательно пригодится в первом классе. ПМПК интересуют и эти знания. Ребёнок должен знать счёт в пределах 10 туда и обратно. Могут попросить посчитать двойками или тройками (два, четыре, шесть, восемь…). Желательно, конечно, знать буквы.
Обязательное требование – навык копирования! Это очень необходимое в первом классе умение! Ребёнок должен уметь повторить, скопировать как картинку, так и буквенный текст, причем в тексте-задании будут как маленькие, так и большие буквы. Желательно уметь писать буквы и цифры, уметь подписать свой рисунок и поставить дату.
Еще одно письменное задание, которое нужно уметь выполнить, — это продолжить ритмичное чередование букв или знаков (например, WMWM или ПГПГ).
Могут предложить обвести контурный рисунок, раскрасить картинку, нарисовать дом, человека, дерево, семью и т. п.
5. Всё по полочкам
Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (тарелка, чашка, ложка, кастрюля – это посуда) – обязательная часть на ПМПК. Кроме того, ребёнок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. И даже если этот предмет на самом деле не является лишним, но ребёнок даст логичное объяснение своему выбору, ответ засчитывается как правильный (Например, собака, медведь, белка, волк. Кто лишний? Правильный ответ – собака (это домашнее животное, а все остальные – дикие). Но если ребёнок скажет, что лишний здесь медведь, потому что он спит зимой, то ответ будет правильным).
Ребёнок также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (ложка нужна, чтобы есть; корабль плывёт, а поезд…?).
6. Вот я какой
Будущий первоклассник должен знать части тела и для чего эта часть тела нужна (ноги – ходят, нос – дышит и т. п.).
7. Что я слышу и вижу
К первому классу ребёнок должен иметь достаточный объём слуховой и визуальной памяти, т. е. он должен запомнить и повторить список из 10 слов и успешно выполнять задания по типу «Что изменилось», когда показывают несколько предметов, потом их накрывают и, к примеру, меняют местами – ребёнок должен найти, какой предмет с каким поменялся.
8. Говорим правильно
Речевое развитие – один из основных компонентов общего развития ребёнка, и, конечно же, речевое развитие интересует ПМПК в первую очередь.
Во-первых, в ходе всего разговора изучается общее состояние речи ребёнка: насколько правильно грамматически он говорит (правильно ли изменяет слова в зависимости от рода, числа, времени и т. д.), богат ли его словарный запас, все ли звуки присутствуют в речи.
Одно из самых сложных заданий – назвать синонимы (близкие по значению слова – весёлый, радостный), антонимы (противоположных по значению слова – весёлый/грустный) и омонимы (слова, которые имеют одинаковое написание, но разное значение – коса у девочки и коса, которой косят). Что касается последних, то их лучше просто напросто заучить (слова «коса», «кисть», «ключ», «ручка» и др.).
Проверяется также умение ребёнка различать близкие по звучанию слова, отличающиеся одним звуком/буквой (сова – софа, бочка – почка и т. п., мел – мель и т. п.).
Ребёнок должен уметь рассказать, какие звуки есть в слове, сколько слов в предложении.
Во-вторых, оценивается понимание чужой речи. К примеру, ребёнок должен суметь ответить на вопрос-ситуацию «Петя ударил Машу. Кому больно?». Здесь же проверят, как ребёнок на слух воспринимает и запоминает короткие (до 50 слов) рассказы.
В-третьих, проверяется умение ребёнка говорить монологом: ему предложат составить рассказ по нескольким (3-5) картинкам. Это же задание направлено на проверку умения логически мыслить и связывать действия между собой, на понимание юмора (ситуации на картинках обычно бывают смешными).
Кроме того, ребёнок должен уметь имитировать различные действия — как звуком, так и движениями: как ты едешь? а как пишешь?
9. Внимание! Внимание!
Из заданий на внимательность могут предложить следующее: «подчеркни все буквы «А», зачеркни все буквы «О» и т. п.
10. Смотри, что я умею делать
ПМПК также оценивает развитие общих моторных навыков. Могут попросить бросить и поймать мяч, пнуть по нему, попрыгать, постоять на одной ноге.
Проверят, какая рука у ребёнка ведущая – левая или правая. Для этого будущего первоклассника попросят повторить серию движений руками, показать упражнения пальчиковой гимнастики.
Помимо этого, оценивается умение ребёнка рассказать о своих желаниях (устал, хочет попрыгать, попить или писать), а также его умение отвлечься, а потом вернуться к занятию. Скорее всего, пить и писать во время выполнения текущего задания не разрешат и расценят это как попытку уклониться от задания.
Полноценная комиссия ПМПК занимает около двух часов! Не забудьте взять с собой что-нибудь попить и поесть (себе и ребёнку).
Источник
Татьяна Воробьева
Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка на ПМПК
Педагогическая характеристика на воспитанника средней группы
год рождения
___ посещает детский сад ___года.
Адаптация ребенка в группе: удовлетворительная.
Характеристика семьи: полная, есть старший брат. Который посещает школу.
Мама:
Папа:
Семья благополучная, со стороны матери и отца ребенку оказывается достаточно внимания. Ребенок приходит в детский сад спокойно, расставание с родственниками переносит легко. Всегда чистый, опрятный, аккуратный. Воспитанием ребенка занимаются все члены семьи (всегда интересуются, как прошел день в детском саду).
Характервзаимоотношений членов семьи с ребенком: сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
Ребёнок редко болеет, аппетит хороший, всегда спит в тихий час спокойно сразу засыпает и спит до конца тихого часа.
Характеристика по образовательным областям:
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Действует спонтанно, ситуативно; может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, или не выполняет; не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми.
Потребность в общении со сверстниками не выражена, инициативные действия могут иметь деструктивный характер (отнимает игрушки, толкает детей и пр.).
Несамостоятелен, зависим от взрослого.
Преобладают ситуативные, непланомерные действия, спонтанные реакции; не ориентируется на достижение результата, нуждается для достижения целей в существенной помощи взрослого. Не может удерживать цель деятельности, меняет цель сразу на более привлекательную, если задание требует усилий; постоянно отвлекается, даже в новой ситуации. Недостаточно четко выполняет или не выполняет простые речевые инструкции; часто действует нецеленаправленно, ситуативно, не ориентируясь на инструкцию и образец; может не принимать задачу действовать по образцу.
Не обращает внимания на свои недочеты, ошибки даже при указании взрослого, не стремится их исправить или отказывается исправлять в ответ на предложение взрослого.
ОО «Познавательное развитие»
Не всегда принимает задачу взрослого создать что-то определенное, с трудом подчиняет ей свои усилия; действует спонтанно; результат, как правило, с замыслом не соотносится. Игровая активность низкая; действует в игре спонтанно, игровые действия связаны не столько с сюжетом, сколько с игрушками, воспринимаемыми в данный момент.
Представления о своей жизнедеятельности не сформированы, свой опыт не отражает в речи.
ОО «Речевое развитие»
Затрудняется в речевом выражении своих желаний, намерений, потребностей.
Редко откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, диалогическое общение со сверстниками не сформировано; в игре не использует элементы ролевого диалога.
Речь является вспомогательным средством общения;преимущественно использует невербальные средства общения: мимику и пантомимику, предметные средства, с их помощью обычно выражает ситуативные потребности или желания, арсенал средств общения очень беден.
Речь непонятная, нечеткая, затрудняется в подражании звукам, даже с помощью взрослого.
Не воспроизводит простые ритмические, в том числе звуковые, цепочки. Не различает слово, звук.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Не обращает выраженного внимания на произведения искусства, явления мира природы. Интересы не выражены. Представления неверные, малоинформативны или не сформированы, свой опыт не отражает в речи.
Не умеет слушать музыкальное произведение, не понимает характеристики музыкальных образов, не отвечает на вопросы по содержанию музыкального произведения, эмоционально не откликается.
Невнимателен, не сосредоточивается при прослушивании произведений. Не проявляет интереса к слушанию.
Не проявляет эмоционального отношения к героям; затрудняется в их эмоциональной оценке; в процессе слушания сказок, историй, рассказов не выражает своих эмоций.
ОО «Физическое развитие»
Простые, знакомые движения выполняет неточно и нечетко, общая структура многих движений нарушена; по инструкции взрослого движения выполняет некачественно или не выполняет; испытывает трудности в сохранении равновесия; прицельные движения руками несовершенны, движения правой и левой руки не дифференцирует, дифференциация ведущей руки нечеткая; недостаточно сформированы мелкомоторные движения; действуя с предметами, как с мелкими, так и с крупными, проявляет неловкость.
Подвижные игры знает недостаточно хорошо, правила не выполняет.
Избегает участия в двигательной деятельности, сам ее не инициирует или проявляет хаотичную двигательную активность; задачу на двигательное подражание не принимает или принимает ситуативно, нуждается в постоянном подкреплении со стороны взрослого.
Навыки самообслуживания: сформированы недостаточно хорошо.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение (доброжелательный, спокойный)
Источник