Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
МБДОУ ______________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося
Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________
Дата рождения…….. полных лет — 5
ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).
Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.
Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.
Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).
Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.
Заведующий МБДОУ ______________________ …………..
Учитель-дефектолог_____________________________………..
Учитель-логопед ___________________________________________……
Воспитатель ___________________________……..
Дата
Источник
И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.
Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.
С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»
После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.
Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.
Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .
Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .
Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.
Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.
Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.
Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.
При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.
Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.
Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!
Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .
Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .
Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .
Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .
В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.
Источник
Методы и методики для диагностики агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста, их интерпретация.
дипломная работа [197,9 K], добавлен 17.04.2011
Проблемы восприятия умственно отсталых детей: психология эмоциональных состояний, психологические процессы и отношения. Характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Голос, речь и интонация как психолингвистические невербальные коммуникации.
дипломная работа [307,8 K], добавлен 24.07.2012
Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
Предлагаем информацию, которая будет полезна практикующим психологам и студентам факультетов психологии,
педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей.
Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна
Важно
У многих детей с синдромом Дауна наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий. В некоторых случаях ортопед советует таким детям носить специальную обувь.
Другие же в специальной обуви не нуждаются.
Вследствие общей вялости связок, ребенок как бы собран не достаточно жестко. Как правило, это не приводит к каким-либо серьезным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром.
Нередко вывихи требуют хирургического вмешательства. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию.
Однако мышечный тонус и сила с возрастом заметно возрастают.
Кожа обычно светлая. В период младенчества и раннего детства могут быть небольшие высыпания.
Внимание
Материал по коррекционной педагогике на тему: Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.
Девочка посещает структурное подразделение ГБОУ СОШ № ххх с ххх, где получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию (плавание). Основанием для зачисления в структурное подразделение ГБОУ СОШ №ххх является направление ОПМПК.
Заключение ОПМПК: синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР I уровня речевого развития (в рамках системного недоразвития речи).
Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме.
Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна фото
Инфо
Отмечалось, какие предметы ребенок выбирает для игры, инициирует ли общение со специалистом, используя предметы, или предпочитает простые стереотипные игры в виде выстраивания машинок в ряд и игр с веревочками или платками. После того как ребенок привыкал к новой обстановке, ему предлагали ряд игр с предметами за столом или на ковре.
Результаты исследования речевого развития детей с синдромом Дауна 3—7 лет
Обследование начиналось с установления контакта с детьми, и приоритетным является зрительный контакт. Мы отметили, что только у 46% детей он был достаточно устойчивым.
Эти дети замечали взрослого и охотно соглашались сотрудничать с ним. Дети с неустойчивым зрительным контактом замечали только игрушку, которую предлагал взрослый.
Перевести взгляд с игрушки на взрослого у ребенка не получалось.
Характеристика логопеда на ребенка с синдромом дауна причины
Нуждается в наблюдении у окулиста и ортодонта.Внимание устойчивое.Память развита удовлетворительно, лучше запоминает яркие мнемодорожки, крупные картинки для пересказа.Логическое мышление развито слабо: затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, плохо ориентируется в схемах и лабиринтах, не понимает ребусы и шарады вообще.Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные.Ольга спокойная, отзывчивая и уравновешенная. Часто проявляет заниженную самооценку к себе, замыкается (голос переходит в шепот), чувствует себя неуверенно.
Девочка предпочитает спортивные игры: бадминтон, футбол, хоккей. В игре с детьми всегда спокойна и уступчива.
Эта деятельность могла состоять из 3—4 циклов. В конце дети уставали и приступали к импульсивному разбрасыванию игрушек. Желание действовать с игрушкой у детей было, но придумать конкретные действия они не могли (65%).
Простую отобразительную игру смог продемонстрировать только 1 ребенок из 17.
Таким образом, отсутствие фразовой речи сопровождается следующими характеристиками развития: отсутствие инициативы в общении со взрослым, игнорирование или отказ от совместных действий со взрослым при трудностях адаптации к новым условиям, неустойчивый зрительный контакт, слабое подражание действиям взрослого, активная речь выражена криком и простыми вокализациями.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Активная речь
Общий запас слов или звукокомплексов у детей второй группы — около 100 единиц.
В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта
короткая шея и укороченные конечности
короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем часто имеется единственная срединная борозда на ладони
большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги
гипотония — снижение тонуса мышц.
В некоторых случаях вероятность развития синдрома Дауна можно заподозрить еще во время внутриутробного периода на основании результатов анализов крови. При высоком риске заболевания проводится амниоцентез.
В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы.
При высоком риске заболевания проводится амниоцентез. В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы. Также может быть установлено наличие других ассоциированных заболеваний, например:
• врожденного порока сердца — диагностируется приблизительно у 40% детей с синдромом Дауна;
• заболеваний щитовидной железы;
• инфекций уха и дыхательных путей;
• раннего начала болезни Альцгеймера;
• редко — эпилепсии или судорожного синдрома.
В 1959 году французский цитогенетик профессор Лежен доказал, что синдром Дауна является генетической патологией. В норме у человека имеется 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца).
Иногда они бывают немного меньше. Есть мальчики, у которых в первые несколько недель жизни найти яички в мошонке не удается, они могут находиться в паховой области или в брюшной полости.
Конечности обычно имеют нормальную форму. У многих детишек с синдромом Дауна кисти и ступни широкие и короткие.
Пальцы на руках короткие, как бы обрубленные при этом часто мизинец немного загнут внутрь. Примерно у 50% с синдромом Дауна можно заметить складочку, идущую поперек одной или обеих ладоней. Рисунок линий на подушечках пальцев также имеет ярко выраженные особенности, по которым в прошлом идентифицировали детей с синдромом Дауна.
Пальцы на ногах у детей с синдромом Дауна обычно бывают кроткими. У большинства из них промежуток между первым и вторым пальцами несколько больше, а на подошве между ними складочка.
По мере роста ребенок может нуждаться в дополнительных лечебных мероприятиях, включая:
физиотерапию
трудотерапию речевую терапию.
Важно всегда помнить о возможности наличия заболеваний при психолого педагогической характеристике детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающихся у детей с синдромом Дауна. Часто возникает необходимость в помощи соцработников, которые являются связующим звеном с некоторыми социальными службами.
В зависимости от степени снижения интеллекта, ребенок может обучаться на дому. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специальном обучающем подходе. Часто они учатся в специализированных школах. Это обусловлено их пониженной обучаемостью и отставанием от сверстников. Больные дети в некоторых случаях способны освоить часть предметов, однако значительно позже обычного.
Эта работа, надо надеяться, поможет пролить свет на механизмы роста тела на ранних стадиях развития.
Однако, необходимо обратить внимание и на то, что сходств у такого малыша с обычным, среднестатистическим ребенком больше, чем различий. Голова ребенка с синдромом Дауна меньше, чем у обычных детей.
У большинства затылок несколько уплощен, что делает голову на вид круглой. Роднички часто бывают больше и позже зарастают. Посередине, в месте встречи черепных костей, нередко обнаруживается один лишний родничок.
У некоторых детей на голове могут быть безволосые области или, что встречается реже, все волосы могут выпасть. Лицо младенца с синдрома Дауна кажется немного плоским, главным образом, из-за недоразвитых лицевых костей и маленького носа.
Переносица обычно широкая и уплощенная. Носовые проходы у многих ребятишек узкие.
Поскольку речь имеет большое значение для общего развития ребенка и включения его в инклюзивную среду, вопрос речевого развития остается актуальным и открытым.
Данные о речевом развитии детей с синдромом Дауна в отечественной литературе немногочисленны и не системны. Исследователи отмечают замедленный, скандированный темп речи, брадилалию и неврозоподобное заикание. Распространенными у этих детей являются голосовые расстройства (дисфония), отмечается наличие слабого, тусклого, сиплого, глухого голоса, сочетающегося с нарушением координации движений дыхательного, голосового, артикуляторного аппарата [4, с. 512].
В связи с развитием системы ранней помощи в стране информация о речевом развитии детей с синдромом Дауна стала дополняться и уточняться, в отношении как аудирования, так и продуцирования речевого высказывания [8, с. 227—229].
Источник