Характеристика детей с синдромом дефицита внимания
1.Характеристика детей с синдромом дефицита внимания.
2.Причины гиперактивности.
3.Рекомендации родителям по работе с такими детьми.
4.Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются па фоне сверстников своим поведением.
Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания па чём-либо, отсутствием тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
ребёнок корчится, извивается. - Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и
т.д.).
- Неумение сосредоточиться: па вопросы часто отвечает не
задумываясь, не выслушав их до конца. - Сложности (не связанные с негативным поведением или
недостаточностью понимания) при выполнении предложенных
заданий. - С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
во время игр. - Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей). - Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
обращенную к нему речь. - Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
последствиях.
Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно на три группы:
-признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10);
-невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);
-импульсивности (4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, по и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.
Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
—органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
—перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого);
—генетический фактор;
—особенности центральной нервной системы;
-пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания;
—социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :
—врач (медикаментозная терапия);
—психолог (коррекционно-развивающие программы «Психогигиена детей и подростков» 1985)
—учитель;
—родители.
В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.
Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших и огромного терпения
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой
организации деятельности. - По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
—Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.
—Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
—Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
—Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.
— Задания, предлагаемые па уроке, писать на доске.
—На определённый отрезок времени давать только одно задание.
—Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
—Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте
успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
силах. - Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок
времени, чтобы он мог его завершить. - Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию. - Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие
концентрации внимания (рисование, чтение и др.) - Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Длительное
пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
воздействие. - Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром.
Избегайте беспокойных, шумных приятелей. - Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости.
11 Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.
12. Учитывайте недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.
Источник
Контусь Наталья
Характерологические особенности детей с СДВГ
Содержание:
Введение
1. Сущность гиперактивности.
2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.
3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.
4. Диагностические критерии гиперактивности.
Список литературы.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Однако одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ.
Во всём мире этому нарушению придаётся очень большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.
1. Сущность гиперактивности.
Гиперактивный (синоним — гипердинамичный) — тип характера отличается повышенным настроением, высокой степенью активности со склонностью разбрасываться, не доводить начатое дело до конца.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.Большинству из них присущи:
— слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;
— низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе.
Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, а также внутреннюю напряженность, переживание и чувства страха.
Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения ребёнка детского сада (3 года, а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.
Всеми авторами выделяются ведущие проявления (СДВГ): слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость.Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Особенностью мышления гиперактивных детей, является то, что для них надолго, до 6-8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо потрогать, подвигать. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она для них внутренне не определена. Основным симптомом, гиперактивности, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком – либо занятии.
Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.
Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются, куда то забраться.
Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.
Так, в детском саду и школе они могут мешать педагогам, отвлекать сверстников и провоцировать их правильное поведение во время занятий. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встречи с ребёнком и родителями.
Чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с гиперактивностью характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.
Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
По выраженности симптомов гиперактивность классифицируют на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень — это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами. Таким образом, гиперактивность — патология психического развития личности ребёнка, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации, если она проводится в возрасте 5-10 лет.
3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.
Причины и механизмы развития гиперактивности сложны и остаются не достаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, социально – психологические и другие концепции.
В каждый возрастной период существуют поводы к характерным отклонениям в развитии ребёнка и специфическим нарушениям поведения. Начало и развитие многих отклонений в старшем возрасте подготавливаются в ранние периоды развития.
Все точки зрения на причину и течение гиперактивности можно объединить в три большие группы: биологические, генетические и социально-психологические.
Сторонники первой группы причин – биологических – считают, что существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни.
Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на (пре-)перинатальную и раннюю постнатальную патологию.
К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На ещё не родившегося ребёнка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка.
Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.
В пользу наследственной природы гиперактивности свидетельствуют результаты генеологическх исследований. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция о гиперактивности получила новые подтверждения.
Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.
Однако поиски определённого гена, вызывающего данное расстройство поведения и внимания, пока не увенчались успехом.
По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.
Заваденко Н. Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.
• воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);
• повторный брак у родителей;
• частые конфликты в семье;
• различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;
• низкий уровень образования у матери и/или отца;
• продолжительная разлука с родителями;
• тяжелое длительное заболевание;
• смерть одного из родителей;
• алкоголизм или наркомания у родственников;
• низкая материальная обеспеченность семьи;
• неблагоприятные бытовые условия.
4. Диагностические критерии гиперактивности
Измерение Признак
1 .Нарушение внимания. 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
2. Гиперактивность/ Импульсивность.Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив.Импульсивность: 1. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.
Для подтверждения гиперактивности необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т. е. шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма синдрома дефицита внимания».
При диагностике необходимо также обратить внимание на то,что симптомы расстройства должны:
• появляться до 8 лет;
• наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка;
• не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств;
• должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию».
Психолог беседует с родителями и другими членами семьи, наблюдает за ребёнком во время занятий и игр.
Однако окончательный «диагноз» ставится лишь после проведения дифференциальной диагностики.
Наличие выше перечисленных расстройств в сочетании с гиперактивностью имеют неблагоприятный прогноз и большой процент сохранения во взрослом возрасте.
Маленькими дети с СДВГ кажутся забавными проказниками с излюбленным словечком «нет». Но становясь старше, проказник превращается в «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными.
Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.
Литература:
1. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008.
2. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
3. Габдракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — М.: УЦ «Перспектива», 2009.
4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.
5. Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. — Издательская группа «ВЕСЬ», СПб.: 2004.
6.Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка : [Науч. -метод. пособие] / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева; Науч. -исслед. ин-т семьи. — М.: Б. и., 1997. — 60,[2] с. ; 20 см.
7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко//Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. – 2000. – №1 январь-март 2000. – с. 121-135.
8.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. –Москва : Школа-Пресс, 2000. – 112 с. – (Лечебная педагогика и психология — приложение к журналу ‘Дефектология’ ; выпуск 5). – ISBN 5-88527-223-9.
Источник