Группы социальной адаптации для детей с синдромом дауна

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с  синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна  к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания  по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Источник

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Краева Оксана Сергеевна,

Муниципальное образовательное учреждение  психолого — педагогический медико – социальный центр диагностики и консультаций «Шанс», воспитатель.

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей — сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность — основная функция личности, поэтому необходимо по возможности способствовать социальной адаптации ребенка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребенка объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Для формирования социально успешной личности дети с особенностями в развитии должны воспитываться и учиться в условиях образовательных учреждений. Я работаю в психолого —  педагогическом  медико — социальном  центре диагностики и консультаций «Шанс» в группе с детьми  с синдромом Дауна в городе Серпухове, где ребята с особенностями в развитии получают поддержку и реальное принятие обществом. Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу в условиях дошкольного учреждения мне пришлось провести анализ подходов к социальной адаптации  у детей с нарушениями интеллекта в программах обучения и воспитания. Мною было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением  интеллекта  Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу. В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.

Читайте также:  Синдром дауна с 46 хромосомами

  Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать вывод о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта. Проблеме социальной адаптпции посвящены две книги:

1.книга №3 «Навыки общения»

2.книга№7 «Самообслуживание и социальные навыки»

В них раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития. Все рекомендации  изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого недостаточно для построения коррекционно-развивающей работы.

  При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б.Борявевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой  мною отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия.

  В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5-3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него  навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и на  индивидуальных занятиях.

  Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. В  работе по формированию социально успешной личности « особых» детей, по моему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.

 В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. У нас в Центре формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

  Игра – основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:

_ Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы ( ощущение и восприятие).

_ Игры, на коррекцию и  развитие психомоторной сферы ( мимика, моторика рук, общая координация движений).

_ Игры, на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

_Игры, на развитие навыков самообслуживания.

Придерживаясь этого направления, обучение и социальная адаптация будут наиболее эффективны, т.к. будет проходить в естественной среде.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. На занятиях по социальному развитию педагогом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение надо  осуществлять в контексте игровой деятельности.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника код по мкб 10

  В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно – гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения.

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этого необходимо, чтобы ребенок — даун  посещал специализированное ДОУ – это их «первичная подготовка».

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно  Конвенции о правах ребенка, ратифицированной  Постановлением  ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1, «дети – инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими  нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального образования». В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи-через подготовку этих детей в раннем  возрасте-к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов в обычных школах для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками. Находясь среди типично развитых детей, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычного образовательного учреждения является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

   На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий команды специалистов они становились полноценными людьми, и, следовательно, социально успешной личностью, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных , физических затрат.

Литература:

1.Выготский Л.С. « Проблемы дефектологии». – М. 1995 год

2.Ковалева Е.,Синицина Е. «Дети-инвалиды в современном обществе».- М.; Лист-Нью,-2005

3.Маллер А.Р. «Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью», Дефектология.1991 №5.

4.Семаго Н.Я. «Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития». Дефектология.2000.№1

5.Байбородова Л.В.,,Рожков М.И.  « Преодоление трудностей социализации детей-сирот».Ярославль,1997 год.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль

Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Фирсова Светлана Филипповна.

Воспитатель первой квалификационной категории.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Читайте также:  Синдром дауна у детей 3 лет

Детский сад — это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

В сентябре 2016 года в  группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким.  Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.

Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило  передо мной  особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

  1. Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
  2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
  3. Речевое развитие
  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

В своей  работе использую:

  • Творческую деятельность — работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию — потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
  • Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
  • Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
  • Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Речевое развитие — сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Результаты работы.

В процессе  реализации  индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической  адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям  ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился  эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит  в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет  к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Мои неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. 

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник