Группа инвалидности при синдроме аспергера

Группа инвалидности при синдроме аспергера thumbnail

Диагноз большинства расстройств психического развития дает семье право получения социальной помощи по инвалидности на установленный период времени. Однако эту возможность используют далеко не все родители, имеющие ребенка с синдромом Аспергера.

Их реакцию на оформление инвалидности сложно назвать однозначной. Но что же удерживает людей, находящихся в непростом положении, отказываться от получения полагающейся им помощи государства?

О заболевании

Болезнь Аспергера относится к аутистическим расстройствам и получила свое название от фамилии австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, впервые описавшего ее в 1944 году. Свои наблюдения врач проводил на группе детей, которые отличались от сверстников отсутствием способностей невербальной коммуникации, физической неловкостью и ограниченной эмпатией.

Сам Аспергер в то время использовал для данного заболевания термин «аутистическая психопатия». В МКБ-10 синонимом патологии выступает понятие «шизоидное расстройство детского возраста». Синдром Аспергера, согласно критериям применяемой классификации, начинает проявляться в раннем детстве, тогда как шизоидное расстройство личности – в более позднем или в подростковом возрасте.

Основными признаками синдрома Аспергера, кроме коммуникативных нарушений, является недоучет реальности, своеобразный, стереотипный и узко ограниченный круг интересов. В поведении ребенка наблюдается излишняя импульсивность, внутренняя алогичность, присутствуют контрастные представления, желания, аффекты.

У некоторых детей с синдромом Аспергера в раннем возрасте отмечается способность к нестандартному, а также необычному пониманию окружающих и самого себя. Хотя логическое мышление у них сохраняется или даже достигает весьма хорошего уровня, процесс получения знаний затруднен и крайне неравномерен.

Оба вида внимания при синдроме Аспергера – активное и пассивное – неустойчивы, при этом на реализацию отдельных целей выделяется значительная энергия. Синдром Аспергера не сопровождается существенной задержкой когнитивного и речевого развития. При взгляде на такого ребенка невольно привлекает его отрешенное выражение лица.

Ребенок что-то рассматривает
Ребенок с синдромом Аспергера имеет узконаправленные интересы

Взгляд обращен в пустоту либо направлен «в себя», мимика, как правило, застывшая, фиксация на лицах других людей кратковременная, не задерживающаяся. Жестикуляция бедная, мало ярких мимических движений. Моторика угловатая, плохо скоординированная. Движения у детей с синдромом Аспергера повторяющиеся неритмичные.

Коммуникативные речевые функции снижены, а сама речь своеобразно модулирована, необычна по темпу, мелодике, ритму. Громкость голоса может резко меняться. В общих чертах речь зачастую походит на декламацию.

Наблюдается тенденция к словотворчеству, которая может сохраняться и во взрослом возрасте, наклонность к аутистическим играм, отсутствие способности к автоматизации и реализации вовне навыков. Для детей с синдромом Аспергера характерна привязанность не к близким людям, а непосредственно к самому дому.

Дети-инвалиды

Оформлять инвалидность или нет?

Первое, о чем думают родители при принятии решения об установлении статуса «ребенок-инвалид» – как это может повлиять на выбор детского сада, обучение в школе и дальнейшую социализацию. Закон «Об образовании в России» (ч. 1, ст. 79) детям-аутистам гарантирует право на инклюзивное обучение в обычной школе.

Трудности при синдроме Аспергера
Трудности ребенка с синдромом Аспергера в социальной адаптации

К сожалению, в большинстве ситуаций дело обстоит иначе. По словам родителей, которым пришлось столкнуться с проблемой обучения детей с расстройствами психики, удержаться в школе и даже в детском саду было непросто.

На практике ребенок с болезнью Аспергера либо другими видами аутизма однозначно становится объектом постепенного выдавливания из школы или сада. Поэтому единственной защитой родители видят сокрытие диагноза, любыми путями избегая официального обследования.

Если ребенок с синдромом Аспергера ходит в школу и явных признаков не обнаруживает, никто не догадывается о присутствующем отклонении. Его принимают за странного, необщительного, «себе на уме» и т.п. Но стоит поведение таких детей связать с диагнозом, как родители одноклассников и учителя буквально ополчаются против него, пытаясь как можно быстрее избавиться.

Начинается травля. Возможно, при других обстоятельствах проблемный ученик смог бы относительно спокойно доучиться и получить аттестат, но теперь он лишается этой привилегии.

В результате ребенок с синдромом Аспергера не только не приобретает новых шансов на успешную социализацию, а постепенно утрачивает имеющиеся, которые зачастую достигались тяжелым путем.

Он становится замкнутым, нередко агрессивным, сужается круг интересов. На фоне хронического стресса усугубляются аутистические проявления. Как итог начинается регресс в психоэмоциональном и интеллектуальном плане.

С одной стороны, обучение в обычной школе детям-аутистам дается непросто, но с другой, если их переводят в специализированные заведения, дело обстоит еще хуже. Проводя большую часть времени среди здоровых детей, ребенок с синдромом Аспергера получает шанс на адаптацию и социальное взаимодействие.

В спец-интернатах подход иной. Зачастую таким детям прописывают лекарственные препараты, которые успокаивающе действуют на психику, но одновременно еще сильнее отрезают ребенка от окружающего мира. Кроме того, коллектив в интернате также не способствует нормальной социализации, что является одной из основных причин нежелания родителей помещать детей в подобные заведения.

Детский сад
В обычном дошкольном учреждении ребенку с синдромом Аспергера проще пройти адаптацию и социализацию

Социальные льготы

То, что ребенку с аутизмом, и, в частности, с синдромом Аспергера, положена инвалидность, прописано в рамках действующего законодательства. Поэтому в обязанности врача входит донесение этой информации до родителей, когда они посещают поликлинику. Однако нередко медикам приходится сталкиваться с негативом близких.

К примеру, со слов врачей им не раз доводилось слышать следующее: «Я не собираюсь делать из своего ребенка инвалида!». Понять отчаяние родителей несложно, ведь они понимают, что в обществе к детям с подобным статусом отношение может быть неоднозначным.

Безусловно, подача информации со стороны медицинского специалиста также имеет немалое значение. Если сразу после установления ребенку диагноза «синдром Аспергера» завести речь об оформлении инвалидности, как о единственно возможном виде помощи, то конфликт обеспечен.

В свою очередь, врач не должен забывать, что основной его обязанностью является замотивировать и настроить родителей на длительную работу с ребенком, страдающим синдромом Аспергера. А присвоение статуса «инвалид» рассматривать в ракурсе не только ежемесячной финансовой помощи, а как возможность получения различных социальных льгот, к примеру, в виде занятий в специализированных группах, путевок в санатории и т.д.

Не стоит забывать, что имея ребенка с синдромом Аспергера, кому-то из близких придется больше времени проводить с ним, а это лишит его возможности полноценно работать полный трудовой день.

Другими словами, скажется на финансовой стороне всей семьи. Направляя мысли встревоженных и расстроенных родителей в прагматичное русло, врач позволит им не только получить небольшое денежное подспорье, но хоть немного расфокусировать внимание на все стороны возникшей проблемы.

Источник

Мария, 1 ребенок13 марта 2019, 19:31

разве не психиатры оформляют инвалидность с таким диагнозом

Мы и были на психиатрической МСЭ

Мария, 1 ребенок13 марта 2019, 19:46

странно,обычно они к детям трепетно относятся

Lexy13 марта 2019, 19:38

У моей знакомой стоит синдром Аспергера, поставлен был ещё в РФ, сейчас она живёт в другой стране. Нигде инвалидность не давали. Ну и.. Не производит она впечатление совсем неадеквата, если не знать, да, с немного странностями, но абсолютно не критичными

Читайте также:  Методические рекомендации фармакотерапия хронического болевого синдрома у взрослых пациентов

да, с немного странностями, но абсолютно не критичными

Угу, не критичными. Это когда не живешь с ними…. Ну и степень Аспергера бывает разная. Может у вашей знакомой легкая степень.

Lexy14 марта 2019, 07:08

При занятиях, коммуникацияхх, с тьюторами их почти не отличить во взрослой жизни. Родители моей знакомой в неё очень большие деньги вкладывали.

KMD13 марта 2019, 19:40

Как я поняла,сейчас любую инвалидность со скрипом дают. У нас племянник глубокий инвалид с рождения, кроме психиатрии диагнозов на лист и рекомендации от нескольких врачей на инвалидность..Три года отфутболивали, прежде чем дали.

Fenix13 марта 2019, 19:41

Почитала про диагноз — что то мне подсказывает что дохлый номер — сейчас гайки закрутили конкретно. Ладно моему с гидроцефалией в этом году не продлили, племяшка 8 (!) раз на апеляцию подавала с ревматоидным артритом , учитывая что без инвалидности препараты получать не будет необходимые. Короче терпения вам. На всех комиссиях прям говорите что ужас-ужас как ребенку тяжело

Lexy13 марта 2019, 19:45

Я просто не в курсе. А если автор добьётся, то это не закроет потом ребёнку путь к высшему образованию?

В армию должно путь закрыть. Это важней. а инвалиды вполне успешно учатся, и где — то имеют льготы.

Lexy13 марта 2019, 19:52

Именно с писихическими заболеваниями в России?

Нет, инвалиды разные бывают. У нас на курсе парень с ДЦП учился, и была девочка инвалид по астме. А конкретно аутисты / или аспергеры не обязательно со сниженным интеллектом.

Lexy13 марта 2019, 20:16

Так я о том и говорю. Аутистам же по психическому заболеванию инвалидность пишут?

Lexy13 марта 2019, 20:26

Так ваш сын сможет поступить в универ при инвалидности?  Если-Да, я б обратилась к юристу за консультацией и независимому психиатру. Если-Нет. .. А стоит оно того?

инвалидность по психическому заболеванию, именно синдром Аспергера, не является препятствием для поступления в Высшие учебные заведения Наоборот, наличие инвалидности дает некоторые льготы при поступлении

Flora14 марта 2019, 01:40

А работать-то он сможет после получения образования? Диплом-то не проблема сейчас. А далше что с ним делать?

Lexy14 марта 2019, 01:41

А почему человек с синдромом Аспергера не может работать?

Графиня, 1 ребенок14 марта 2019, 06:44

он-то может работать, только кто возьмёт на работу человека с инвалидностью по психиатрии…при прохождении медкомиссии естественно это всплывёт и прощай нормальная работа… кто кому что докажет.

Lexy14 марта 2019, 06:46

Ну это смотря куда. У Стива Джобса, например, тоже расстройство аутичного спектра было. Серьёзные компании, наоборот, присмотрятся.

Графиня, 1 ребенок14 марта 2019, 06:52

эх.. мы-то в России живём. здесь здоровым людям на работу нормальную сложно попасть без помощи родственников/друзей, что уж говорить о психиатрическом инвалиде. сразу же будет «да он шизофреник, делает что попало и ответственности никакой не понесёт». ну зачем работодателю такие проблемы. у меня вот… пока просто с ограниченными возможностями здоровья, но черты именно эти. муж хочет оформлять мол будут какие-то «бонусы», а я смотрю дальше, чем потом эти «бонусы» нам обернутся и не сломают ли они жизнь человеку

Lexy14 марта 2019, 06:55

Ну, в РФ тоже есть филиалы зарубежных компаний. Хоть, в небольших городах с этим сложнее, наверно.

А почему человек с синдромом Аспергера не может работать?

Смотря какая степень. Бывает, что и не могут.

Lexy14 марта 2019, 07:06

У автора ребенок в обычной школе и интеллект выше среднего. Вообще, синдром Аспергера это высокофункциональный аутизм.

К сожалению, одного интеллекта недостаточно, чтобы жить в обществе, работать и нормально функционировать. Никто и не сомневается в их интеллектуальных способностях. Но некоторым аспергерам приходится всю жизнь жить с родителями, они не способны жить самостоятельно. А некоторые живут сами, работают, и даже семьи заводят. По-разному бывает. На то это и синдром, что степень разная.

Источник

Методические указания к проведению МСЭ при аутизме

Аутизм F84 – психическая патология, проявляющаяся до трехлетнего возраста и характеризующаяся нарушениями социальных функций, речи и общения, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.

Кодировка по МКФ: b 122 (глобальные психосоциальные функции).

Характерны только для детского возраста: синдром раннего детского аутизма Каннера (РДА); синдром Ретта; аутизм при хромосомных аберрациях; аутистическая психопатия Аспергера, резидуально-органический аутизм.

Синдром раннего детского аутизма Каннера (F 84.0): начало расстройства в возрасте до 2,5-3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве.

В клинике: а) неспособность к эмоциональному контакту: не отвечают улыбкой на ласки, проявления любви родителей, не любят, когда их берут на руки или обнимают, нет тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке, типичным является отсутствие визуального контакта; б) нарушения речи: задержка формирования, либо речь не развивается вообще; в случае наличия — стереотипные фразы вне контекста, называют себя во втором или третьем лице или по имени, не используя местоимение «я», наличие эхолалий; в) особенности поведения: стереотипное и ритуальное поведение (постоянно кружится или стереотипно раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши), требование на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам: предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, играть в повторяющиеся игры. Отмечаются эпизоды экзо- и аутоагрессии: внезапные вспышки гнева, или раздражения, страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами; г) игра: игры чаще стереотипны и не социальны, отмечено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — песком, водой; д) атипичные сенсорные реакции: болевой порог чаще понижен, или отмечается атипичная реакция на боль; е) интеллект: чаще всего – наличие умственной отсталости различных степеней. Прогноз: возможен переход РДА в шизофрению, либо формирование умственной отсталости.

Синдром Ретта (F84.2) – это прогрессирующее дегенеративное заболевание ЦНС предположительно генетического происхождения (ломка Х-хромосомы и наличие мутаций в генах-регуляторах процесса репликации), встречается преимущественно у девочек. Морфология: замедление развития мозга после рождения и остановку его роста к 4-летнему возрасту. Выявлено замедление роста тела и отдельных органов (сердца, печени, почек, селезенки).

Обязательные диагностические критерии синдрома Ретта: нормальный пре- и перинатальный периоды; нормальное психомоторное развитие в течение первых 6 — 18 мес. жизни, затем – грубая задержка психомоторного развития; замедление роста головы в период от 5 мес. до 4 лет; грубое нарушение экспрессивной и импрессивной речи; стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание рук, хлопки, «мытье рук», потирание их; появление нарушений походки (апраксии и атаксии) в возрасте 1-4 лет; интеллект – умственная отсталость различных степеней. Дополнительные критерии: дыхательные расстройства (периодическое апное во время бодрствования, перемежающееся гипервентиляцией, аэрофагия); судорожные припадки; спастичность, часто сочетающаяся с дистонией и атрофией мышц; сколиоз; задержка роста; гипотрофичные маленькие ступни.

Читайте также:  Тест на синдром дауна норма

Источник

На практике ребенок-аутист почти неизбежно становится объектом методичного выдавливания из любой школы. Единственный выход для родителей – скрывать его диагноз, избегая официального обследования

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1, ст. 79), гарантирует детям-аутистам право на инклюзивное образование в обычной школе. Но это теория. На практике ребенок-аутист почти неизбежно становится объектом методичного выдавливания из любой школы. Единственный выход для родителей – скрывать его диагноз, избегая официального обследования.

Группа инвалидности при синдроме аспергераДонна Уильямс, «Изгой». https://outfund.ru

Услышав от психолога, что у моего старшего ребенка синдром Аспергера, я поняла, что с этим придется жить многие годы. Если кто не знает, синдром Аспергера – это расстройство аутичного спектра (РАС), фактически разновидность аутизма.

Первый вопрос, который приходит в голову, когда привыкаешь к диагнозу: как именно существовать, как помочь выстроить жизнь в обществе своему ребенку.

Прошедшие годы с их неурядицами и непонятно откуда возникающими (как мне тогда казалось) проблемами прошли перед глазами словно в ускоренной съемке. О чем-то я только теперь задумалась по-настоящему.

И первое, что я поняла почти сразу: я не только не буду оформлять сыну инвалидность, но даже обозначать диагноз в медицинской карте районной поликлиники. Спросите, а как же тогда поставили диагноз — без врача, без полклиники?

Очень просто: минуя районного психиатра. Когда среди друзей и знакомых множество врачей, а в стране процветает частная медицина, сделать это совсем не сложно. Тем более что что сегодняшний день об аутизме и синдроме Аспергера написано и опубликовано (включая переводные статьи) совсем не так мало, как это было в 1999-м году, когда мой сын появился на свет.

Собственно недостаток медицинской информации, который теперь в прошлом, — это одна из причин, по которой диагноз поставили поздно, когда начальная школа была уже позади.

Мне с самого начала было понятно, что мой ребенок отличается от других. Он достаточно сложно сходился со сверстниками, хотя потребность в общении у него огромная. Но поскольку никаких проблем с речью и интеллектом не возникало — наоборот, наблюдалось опережение в развитии, — меня куда больше беспокоили выраженная гиперактивность, нарушения сна и слабый иммунитет. Первые три года он прожил у меня практически на руках и каждую ночь просыпался 4-5 раз.

Из-за болезней, травм, смены места жительства сын так и не пошел в детский сад. А перед поступлением в школу мы, как и все законопослушные, но «не посещавшие» граждане, планово проходили психиатра. Холерическая дама ни слова не сказала про аутизм, но долго заставляла ребенка шести с половиной лет решать в уме примеры вроде «9 минус 7». Сын, кстати, ни разу не ошибся. Сейчас я удивляюсь, почему тогда не протестовала против такого «психиатрического» тестирования.

Зато в школе сразу стало плохо. Сын практически с первого дня ее возненавидел. Учиться было неинтересно, поскольку программа 1-го класса казалась слишком легкой, а сидеть на одном месте 5-6 уроков – невыносимое испытание для семилетнего пацана. Да и отношения с одноклассниками никак не складывались. Им не нравилась его манера (сохранившаяся, кстати, до сих пор) то и дело цитировать литературные произведения, а также отсутствие познаний в области компьютерных игр, нелюбовь к кино, которое он до сих пор не смотрит, вегетарианство и, главное, запредельная честность всегда и во всем.

Да, люди с синдромом Аспергера не умеют врать. Совсем. И любят говорить цитатами. И у них, как правило, ограниченный список потребляемых продуктов.

В средней школе сын стал объектом настоящей, системной травли. Причем не только со стороны учеников, но и их родителей, а вслед за этим и учителей. Ситуация элементарная и, по мнению всех моих знакомых, стандартная. Наиболее «преуспевающие» родители не любят, когда в классе, куда ходят их дети, появляются ученики «с особенностями». Они хотят, чтобы их чада посещали «рейтинговую» школу. А как раз этот самый рейтинг, по их словам, в таком случае очень страдает. Разговоры на эту тему я слышала неоднократно.

Вполне естественно, что школьная администрация тоже взыскует «рейтинга», но понимает его по-своему: как услуги школе со стороны статусных родителей и полезное партнерство с разными интересными организациями, привлеченными ими же. В итоге администрация вместо того, чтобы наводить в школе порядок согласно «Закону об образовании», предпочитает помогать выдавливать «неправильного» ученика, который оказывается в роли гадкого утенка.

На занятиях в рамках предмета «Общество» мой сын слышал много правильных слов о толерантности, терпимости, недопустимости ксенофобии. Вот только завершив свой учебный час, преподавательница тут же забывала о сказанном и начинала потакать травле. Толерантность расцветала пышным цветом. Мой сын сделал соответствующие выводы о происходящем и я не стала его переубеждать. Я, как и он сам, не люблю вранья.

В конце концов школьную администрацию все-таки пришлось поставить перед выбором: жалоба в департамент образования и заявление в прокуратуру или… В итоге получилось «или». Только теперь понимаю, что с этого надо было начинать.

Хуже всего то, что на фоне хронического стресса аутичные черты у ребенка сделались заметнее. Начался регресс – и в интеллектуальном плане, и в плане психоэмоционального развития. Сын надолго замыкался в себе, круг его интересов сузился.

Все-таки раннее детство ребенок провел в относительно благополучной атмосфере, и я уделяла ему практически все время, работая по остаточному принципу. Мы очень много общались. Говорили на самые разные темы, гуляли по весенней и занесенной снегом Москве, ходили на органные концерты и в Пушкинский, путешествовали…

Школа отняла все то, что мне удалось для него собрать, по сути ничего не дав взамен, кроме стресса и ужаса.

Когда сыну было 9 лет, у меня родились близнецы, и времени на общение со старшим осталось гораздо меньше. Правда, отношения с сестренками у него сложились прекрасные. Он очень ждал их появления на свет и до сих пор помогает возиться с ними. Раньше я сетовала на то, что у меня только один ребенок. Сейчас понимаю, что это, наверное, проявление Божьего промысла. Ведь я могла отдавать старшему все свое внимание, а ему это было так важно. Наверное, это внимание и стало средством некоторой реабилитации.

Я до сих пор считаю, что мать и отец — лучшие АВА-терапевты для маленького аутиста. Ведь дети с этим диагнозом очень разные, и никакой профессионал не в состоянии так узнать и понять конкретного ребенка, как мы сами. Только альянс родителей с врачами и частными (ни в коем случае не школьными!) психологами может дать хороший результат.

И еще арт-терапия. Моего сына буквально за шиворот вытащили из состояния внутреннего одиночества несколько классов музыкальной школы, в которой он успешно и с удовольствием учился. Признаться, нам повезло с преподавателем. Ведь учить аутиста музыке не так просто.

Читайте также:  Острый коронарный синдром лечение диагностика

Кстати, у всех детей с синдромом Аспергера любимым предметом становится сольфеджио. А лучшими с точки зрения развития головного мозга следует считать занятия на музыкальных инструментах, где задействованы обе руки.

К сожалению, на фоне переезда в другой район, послешкольной депрессии и развившегося подросткового нигилизма (тут изрядно постаралась преподавательница-общественница) музыкальная школа была заброшена. Зато сын сам себя «отвел» в художественную. И хотя способностей к рисованию у него меньше, чем к музыке, — это огромная отдушина для ребенка, на которого весь мир идет войной…

И вот когда диагноз все же был поставлен, и мне стало ясно, что происходит с сыном, пришлось принять очень важное решение. Подтолкнул к нему разговор с психотерапевтом (назовем ее так) — очень хорошим человеком, опытным врачом, и — вот совпадение — тоже мамой ребенка с синдромом Аспергера. Она спросила меня: «Вы будете оформлять инвалидность?»

Я ненадолго задумалась. Какие преимущества и гарантии есть у ребенка с так называемой «ментальной инвалидностью» в нашей стране? Право не служить в армии? Нищенская пенсия, для получения которой надо, унижаясь и накручивая себе нервы, проходить ВТЭК каждые несколько лет? Кажется, на этом список льгот заканчивается.

Зато для такого ребенка открывается прямой и короткий путь в гетто, сойти с которого уже невозможно. Ни для кого не секрет, что все дети с диагнозом «аутизм» (а это очень разные дети, с разной степенью выраженности нарушений) по достижении 18 лет автоматически получают диагноз «шизофрения». И этот диагноз уже никогда не снимается.

Аутизм практически не лечится, возможна лишь большая или меньшая социальная компенсация.

Группа инвалидности при синдроме аспергераФото https://www.molomo.ru

И наше общество сегодня таково, что ему проще исторгнуть из себя ребенка-аутиста, — а это гораздо проще, чем «изгнать из племени» аутиста-взрослого, — нежели заниматься его адаптацией.

Сегодня все чаще говорят и пишут о важности инклюзии. Приняты соответствующие поправки к Закону «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1, ст. 79) ), согласно которым инвалиды имеют право на инклюзивное образование в обычной школе. На дает ли это хоть что-нибудь на практике?

Тысячу раз прав Валерий Панюшкин, который в статье «Женю С. не учат в школе» показал, что механизм действия закона не налажен и он фактически не выполняется. То есть, попросту говоря, если директор школы не захочет у себя никакой инклюзии, ее и не будет. А зачем, скажите, директору хотеть инклюзии? Что он с этого будет иметь кроме кучи новых проблем?

Уж если моего сына бойкая инициативная группа родителей и школьных работников требовала выгнать из школы лишь потому, что он казался им просто «несовременным и замороченным» (и как следствие, постоянно вызывающим огонь на себя), что говорить о многих других несчастных?

Мне говорили прямым текстом, что мой сын является объектом травли, «потому что не такой, как все». А другие дети замечательные и добрые. И то, что они принуждают моего ребенка к просмотру сцен жесткой порнографии на планшетах, наносят ему побои, приводящие в травмпункт, и становятся в очередь, чтобы плюнуть ему в лицо, — так это потому что «он сам провоцирует».

Совершенно очевидно: если бы эти дети, родители и учителя вдобавок знали, какой у моего сына диагноз, они добились бы его исключения из школы. Порекомендовав отправить куда-нибудь подальше, скорее всего, в коррекционную школу — несмотря на то, что он не последний ученик в классе. Просто потому, что аутисты – «шизофреники и дебилы».

А теперь неожиданно выясняется, что они «склонны стрелять в школе». Так начали писать на форумах после радиовыступления одного зарвавшегося психолога и одного поэта, считающего себя в праве ставить диагнозы в области психотерапии. Эти люди решили поставить диагноз «аутизм» мальчику, расстрелявшему учителя в школе в Отрадном. Неважно, что его папа оказался полицейским, а в доме, если верить, новостям, нашли кучу оружия.

Выстрелил — значит, «аутист». Почему правовая оценка этого ужасного поступка попросту подменяется психиатрическим диагнозом. Да еще поставленным на расстоянии, по телевизионной картинке. Не возвращаемся ли мы к той репрессивной психиатрии, которая, казалось, канула в Лету вместе с рулевыми советской эпохи.

Вообще-то, аутизм теперь принято называть не болезнью, а особенностью развития. Но заниматься такими детьми некогда – потому что, ну, вы же понимаете, педсоветы, олимпиады, ЕГЭ…

Да и незачем «других детей травмировать». Зачем «ущемлять их права», когда можно несколько человек просто отправить в коррекционку, а еще лучше – в психоневрологическую клинику: так надежней. Хотя именно там аутисты безвозвратно деградируют.

В больницах им по-старинке дают пригоршни таблеток, хотя весь мир знает, что лекарства от аутизма нет. В коррекционных школах начисто лишают социализации и возможности продвигаться в сторону «зоны ближайшего развития». Отбраковывать граждан удобнее в детстве, это факт. Не будет ли честнее назвать это явление его настоящим именем: обыкновенный фашизм.

Не верите? Позволю себе напомнить, как официально ставятся и подтверждаются такие диагнозы и даются соответствующие рекомендации. Где надлежит учиться детям-инвалидам, определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Детский психиатр Елисей Осин в статье «Кто решает, где будет учиться ребенок-инвалид?» очень точно объясняет, какова эта комиссия и почему ее так страшно проходить. Там показано, что работу ПМПК, точнее всего сравнить с заседаниями знаменитых «троек» сталинских времен. 20-30 минут прищура – и готово решение. По сути это и есть современные детские 10 лет без права переписки – отправка туда, где ребенка ждет только деградация.

Родители не в силах повлиять на «процесс»: их никто не слушает, они же не специалисты. И если колесо закрутилось, оно не остановится, пока не сделает полный оборот.

Нужен ли весь этот ад моему ребенку в обмен на возможность не идти в армию? Я решила, что нет. Пусть он лучше по-прежнему учится в обычной школе по обычной программе, хоть это и непросто. Пусть радуется занятиям в художке. Пусть посещает занятия с любимым психологом, ставшим его другом. Пусть ездит в молодежный клуб при Институте коррекционной педагогики для общения со сверстниками. Пусть мечтает о будущей профессии, путь к которой не закрыт официальными диагнозами.

Чем больше говорят и пишут об инклюзии, тем очевиднее: она должна касаться общества в целом, причем, как строка в законе, иначе любые разговоры о толерантности – это пустой треп.

Сегодня настоящая инклюзия возможна только в семье. Никто не заменит маленькому человеку любящих родителей, братьев, сестер и Церкви. Основная реабилитация – любовь и Таинства. Специалисты – педагоги, врачи и психологи – дополнительная помощь.

Смешные деньги, положенные моему сыну в качестве пенсии, я пока в состоянии заработать. А с призывом в армию мы что-нибудь придумаем.

Источник