Грибанов а в синдром дефицита

Грибанов а в синдром дефицита thumbnail

Библиографическое описание:

Сагымбаев, Темирлан Баршанулы. Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей / Темирлан Баршанулы Сагымбаев, А. С. Шакирова, А. В. Синицын. — Текст : непосредственный, электронный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12464/ (дата обращения: 30.04.2020).



В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше. Связано это с тем, что улучшились методы исследования или же по-настоящему увеличилось число таких детей. В данном литературном обзоре мы, перечитав статьи, журналы, сборники статей и книги, разберем научные труды и мнения врачей, чтобы определить причины возникновения данного синдрома считающиеся актуальными в наше время.

Гуалтиери С. T. указывает что наблюдаемые у детей с СДВГ нарушения внимания и моторики связаны с предполагаемыми изменениями нейрофизиологической реактивности по отношению как к внешним, так и к внутренним стимулам. При зрелом типе корково-подкорковых отношений кора больших полушарий, в первую очередь фронтальные доли, приобретает способность управлять восходящими из подкорки активирующими влияниями. Это говорит о том, что активационные влияния, оптимальные по своей интенсивности, направляются в нервные центры, необходимые для выполнения данной конкретной деятельности. Проявления СДВГ объясняют с двух противоположных позиций — избыточности влияния активирующих систем ЦНС и их недостаточности. Исходя из теорий избыточности, дети с СДВГ получают чрезмерную стимуляцию, так как не в состоянии избирательно «отфильтровать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируется перераздражение коры.

Кантвилл Д. Ф. в своей теории функциональной недостаточности активирующих систем мозга указывает на низкий уровень активирующих систем вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводят к тому, что дети с СДВГ отвлекаются на стимулы, игнорируемые здоровыми детьми. (1)

Исследования Р. И. Мачинской и Е В. Крупской, базируются на предположении о двояком воздействии функционального созревания регуляторных систем мозга на развитие познавательных функций. В своем труде они говорят, что незрелость фронтоталамической системы и дефицит неспецифической активации у детей младшего возраста, по‐разному влияют на регуляцию когнитивной деятельности. У детей с незрелостью фронтоталамической системой был выявлен дефицит мотивационных и информационных компонентов внимания, а также дефицит большинства компонентов произвольной регуляции деятельности. У детей с дефицитом неспецифической активации в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания. Эти данные подтвердились и при анализе функциональной организации коры головного мозга с помощью оценки когерентности ритмических составляющих ЭЭГ покоя: у детей с НФТС было обнаружено снижение степени функционального взаимодействия между височными и ассоциативными зонами левого полушария. (2)

В свою очередь Грибанов и Депутат в своём исследовании, направленные на сопоставление особенностей ЭЭГ и уровня развития интеллектуальных функций, отмечают, что для подростков с СДВГ характерно повышение медленно‐волновой активности ЭЭГ, изменение латентных периодов и компонентов вызванных потенциалов. Основываясь на этом, авторы делают вывод о том, что уровень развития коры больших полушарий и фронтоталамической области при СДВГ варьирует в некоторых пределах возрастной нормы, но в то же время, наличие СДВГ может тормозить их развитие. Снижение способности к восстановлению функций нейронов коры больших полушарий приводит к истощению в процессе непрерывной интенсивной умственной деятельности. (3)

Ван де Путте к настоящему времени опубликован ряд работ по электроэнцефалографическим исследованиям при СДВГ, в которых показано, что для ЭЭГ при изучаемом синдроме характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга. Обнаружены ЭЭГ-признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ. Эти данные дают возможность понять, что синдром дефицита внимания с гиперрактивностью свидетельствует о незрелости коры полушарий. (4)

Баркли в своем труде указывает на то, что одним из главных патогенетических механизмов СДВГ является морфофункциональные нарушения в лобных зонах коры и подкорковых структурах мозга. В свою очередь, фактором для этого может служить энергетическое состояния головного мозга. Для оценки нейроэнергометаболизма используется метод анализа и топографического картирования уровня постоянных потенциалов головного мозга. Это исследование позволяет оценить суммарные энергозатраты головного мозга и интенсивность церебральных энергетических процессов. Исследования метаболизма головного мозга у детей с СДВГ выявили снижение суммарного показателя уровня постоянных потенциалов, что может быть связано с нарастающим истощением функциональных резервов мозга и значительным снижением энергозатрат в лобных отделах, а также уменьшением связей лобных отделов с другими структурами мозга, изменением межполушарных взаимоотношений. (5)

Гора Е. П. говорит о том, что ЦНС наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, обусловленной воздействием различных патологических факторов или их сочетаний во время беременности и родов. Одним из наиболее значимых последствий ранних гипоксических поражений ЦНС является нарушение процессов миелинизации. В своем труде он установил, что префронтальная область относится к числу тех мозговых зон, где миелинизация завершается позднее всего, и ее темпы характеризуются значительными колебаниями. Вызванные же гипоксией биохимические и структурные изменения не просто являются причиной морфологических нарушений со стороны ЦНС, но и искажают нормальный ход сложных процессов онтогенеза мозга. Длительность протекания процессов морфогенеза ЦНС обеспечивает высокую пластичность мозга и значительные компенсаторные возможности в случаях его ранних повреждений. Эти особенности определяют потенциальную эффективность коррекционных мероприятий, проводимых детям с СДВГ, при условии их раннего назначения (6)

Датские доктора в своем исследовании взяли 3 возрастные группы количеством 120 человек в возрастных категориях от 5 до 35 лет с идущими или прошедшими синдромами дефицита внимания с гиперреактивностью. Данные больные были поделены на несколько групп по возрастам, расовой принадлежности, протеканию беременности, места и условия проживания. В своем труде они сделали вывод, что явным фактором, ведущим к развитию данного синдрома, явилась неблагополучная беременность, которая включила в себя: токсикоз третьей степени. На 14 неделе идет развитие гипофиза, токсикоз же является одним из факторов торможения его развития (7).

Читайте также:  Синдром хронической усталости как его лечить

Грибанов, опираясь в своем труде на статью Барра, говорит о том, что показатели уровня постоянных потенциалов головного мозга при СДВГ свидетельствовали о снижении суммарных энергозатрат, дисфункции фронтальных структур и изменении межполушарных взаимоотношений. При этом микроэлементный состав организма детей с СДВГ характеризовался низким содержанием цинка, что может играть определенную роль в патогенезе этой патологии, оказывая опосредованное влияние на метаболизм дофамина, нарушение которого на сегодняшний день рассматривается в качестве основного механизма развития СДВГ. Кроме того, были обнаружены повышенные концентрации железа и свинца. Известно, что эти элементы в избыточных концентрациях являются токсичными и могут оказывать влияние на развитие симптомов этой патологии.(8)(9)

Морозова, опираясь на опыт Амена, говорит о том, что ранее это расстройство рассматривалось в контексте минимальной мозговой дисфункции и основной причиной его возникновения считалось органическое повреждение головного мозга в перинатальный период под влиянием различных средовых факторов. Так же она считает, что при этом в патогенетические механизмы вовлекается система ассоциативная кора — базальные ганглии — таламус — мозжечок — префронтальная кора, т. к. согласованное функционирование всех этих структур обеспечивает контроль внимания и организацию поведения. В доказательство она приводит пример дисфункции этой системы как этиопатогенетического фактора при СДВГ служат данные о наличии минимальных органических структурных дефектов, выявляемых у части детей методами нейровизуализации, а также указания на морфофункциональную незрелость с признаками корково-подкорковой дисфункции, которые подтверждены нейрофункциональными методами диагностики. Мрт-исследования головного мозга пациентов с СДВГ выявляют сокращение объема белого вещества в правой лобной доле, уменьшение размеров хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка. Благодаря современным методам исследования, удалось обнаружить, что у детей с СДВГ обнаружены нарушения мозговой гемодинамики различного характера, преимущественно в вертебральнобазилярном бассейне.(10)(11)

Гасанов в своей статье делает вывод, что СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и норадреналина, что обусловлено влияниями нескольких генов, перекрывающих защитное действие компенсаторных механизмов. Эффекты генов, вызывающих СДВГ, являются аддитивными, взаимодополняющими. Большинство проведенных им исследований говорит о том, что СДВГ — это полигенная патология со сложным и вариабельным наследованием.(12)

Фараон в своей монографии приводит случаи, где основными этиологическими причинами СДВГ являются генетические влияния, в меньшей степени — факторы органического поражения цнс. Эти причины способствуют нарушению функций нейротрансмиттерных систем дофамина и норадреналина. Гетерогенность и комбинация с различными факторами раннего органического поражения головного мозга, в свою очередь, определяют полиморфность клинических проявлений данного расстройства (13)

Часть российских и зарубежных авторов сходится во мнении, что в основе развития и появление СДВГ лежат генетические дефекты 5-й и 11-й хромосом. Этот генетический дефект сопровождается избыточным обратным захватом дофамина в нервных окончаниях и снижением реакции рецептора на дофамин. Дофамина обеспечивает распознавание нейромедиаторов. Максимальная концентрация рецепторов данного вида располагается в лобно-подкорковых структурах. (14,15,16)

Заключение: Таким образом, клинические проявления синдрома дефицита с гиперактивностью у детей сопровождаются рядом нейробиологических особенностей ЦНС. К ним относятся незрелость регуляторных систем мозга стволового и фронтоталамического уровня, нарастающее истощение функциональных резервов мозга, менее пластичная структура связей отделов головного мозга в целом. Выявление имеющихся нейробиологических особенностей у ребенка с СДВГ в сопоставлении с диагностическими критериями позволит значительно оптимизировать лечебно-коррекционную помощь.

Литература:

  1. Ньокиктьен Ч. М. Детская поведенческая неврология. Том 2. 2010.– 336 с.
  2. Мачинская Р. И. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей // Вестник новых медицинских технологий. — 2013 — № 3 — С. 8–15.
  3. Грибанов А. В. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. 2009.– 242 с
  4. Jоng еn mое– еn missсhiеn wеll mеt АDHD // httр://www.сосhrаnеlibrаry.соm. URL: httр://оnlinеlibrаry.wilеy.соm/dоi/10.1002/14651858.СD009398 (дата обращения: 07.05.2017).
  5. Баркли Р. А. Дети с вызывающим поведением. Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей. -: Теревинф, 2011.– 272 с.
  6. Гора Е. П. Сборник научных тезисов и статей //Здоровье и образование в XXI Веке.-2010- № 3.-с. 9–13
  7. Mеthylрhеnidаtе fоr аttеntiоndеfiсit hyреrасtivity disоrdеr in сhildrеn аnd аdоlеsсеnts — аssеssmеnt оf hаrmful еffесts in nоn-rаndоmisеd studiеs//. httр://www.сосhrаnеlibrаry.соm. URL: httр://оnlinеlibrаry.wilеy.соm/dоi/24.1453/14665832.СD007482 (дата обращения: 09.05.2017).
  8. Грибанов А. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей 2010.- С134.
  9. Bаrr С. L. Linkаgy Study оf Twо Роlymеr Рhisms аt thе Dораminе D3 Rесерtоr gеnе аnd Аttеntiоn-dеfiсit Hyреrасtivity Disоrdеr // Mеdiсаl Gеnеtiс -: 2008. — С. 114–117.
  10. Аmеn D. G. High-rеsоlutiоn brаin SРЕсT imаging in АDHD // Сliniсаl Рsyсhiаtry -: 2007.- С. 81–6.
  11. Морозова Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины и последствия.: Практическая медицина, 2011. — 125с.
  12. Гасанов Р. Ф. Современные представления об этиологии синдрома дефицита внимания.: 2010 — с 49.
  13. Fаrаоnе S. V. gеnеtiсs оf аdult аttеntiоn-dеfiсit/hyреrасtivity disоrdеr. // Сliniсаl рsyсhiаtry. — Bоstоn:, 2008. — С. 125.
  14. Бочков н. П., Лавров Е. Л., и другие. Генетика синдрома дефицита внимания и гиперактивностию // медицинская генетика. — 2007. — № 6. — С. 9–13.
  15. Swаnsоn J. M., Kinsbоurnе M.,. Еtiоlоgiс subtyреs оf аttеntiоn-dеfiсit/hyреrасtivity disоrdеr: brаin imаging, mоlесulаr gеnеtiс аnd еnvirоnmеntаl fасtоrs аnd thе dораminе hyроthеsis // Nеurорsyсhоlоgy rеviеw. — Рhilаdеlрhiа:, 2007. — С. 39–59.
  16. Ilоtt N., Sаudinо K. J. gеnеtiс study оf Аdhd аnd асtivity lеvеl in infаnсy // gеnеs brаin bеhаviоr. — 2010. — № 9. — С. 89–112.

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, ребенок, том, система, синдром дефицита внимания, влияние, неспецифическая активация, нарастающее истощение, изменение, функциональный резерв мозга.

Читайте также:  Синдром тонусных нарушений у новорожденного

Похожие статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы

Особенности терапии при синдроме дефицита внимания

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и

Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с. 12. Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Клиника. Диагностика.

Глютен и целиакия как факторы риска развития… | Молодой ученый

…в том числе, и хронических головных болей, бессонницы, тревоги, депрессии, эпилепсии, двигательных расстройств, шизофрении, синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и необратимых и неизлечимых болезней мозга [1, 2, 3, 4, 5

Ноотропы как лекарственные средства, влияющие на высшие…

Основные термины (генерируются автоматически): препарат, головной мозг, ребенок, средство, речевое развитие, функция

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей. Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике…

Психологические особенности детей с синдромом дефицита

В последние годы возрастает число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом. Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода.

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания

Среди детей с расстройствами поведения выделяют особую группу без выраженных органических повреждений мозга — минимальные мозговые дисфункции (ММД) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [1]…

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно…

Митенкова Т. В., Анищенко Л. К., Митенкова Е. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Неврологи называют это состояние перинатальной энцефалопатией, то есть поражением мозга в дородовом периоде, или ПЭП (диагноз, который часто можно увидеть в…

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности.

Источник

Почтовый адрес: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru; 
            vestnik@narfu.ru

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Сведения об авторах

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 115 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 385 научных публикаций, в т. ч. 12 монографий

Аннотация

В статье представлены различные подходы отечественных и зарубежных авторов к систематизации симптоматики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей. Комбинированный характер причин и механизмов формирования данного синдрома обуславливает различия в нейро- и патопсихологических квалификационных подходах к его описанию. Отмечается, что симптомокомплекс СДВГ, объединенный по феноменологическому принципу, не имеет надежных диагностических маркеров и четко определенных границ. Диагноз ставится с учетом качественных характеристик, которые носят описательный характер и базируются на наличии ряда стандартных поведенческих стереотипов. Диагностика СДВГ осложняется и тем обстоятельством, что данный синдром редко встречается изолированно и обыкновенно сочетается хотя бы с одним сопутствующим расстройством. Однако все исследователи отмечают очевидность специфики наблюдаемой клинической и патопсихологической симптоматики при СДВГ, в основе которой лежит первичная дисфункция регуляторной сферы, а триада «дефицит внимания – импульсивность – гиперактивность» имеет явные признаки дисрегуляторно-органического патопсихологического синдрома. Диагностика СДВГ сегодня осуществляется по двум системам: критериям диагностического руководства DSM-V и критериям МКБ-10 (рубрика F.90). При этом многие исследователи отмечают, что принятые способы диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания вызывают повышенную настороженность, особенно на фоне того, что за 15 лет число детей и подростков с диагнозом СДВГ значительно возросло, как и объем затрат на их лечение с помощью психостимуляторов, гипердиагностика СДВГ составляет до 20 % случаев. Таким образом, исследования, направленные на изучение и обоснование нейрофизиологических и психофизиологических характеристик клинических проявлений СДВГ у детей, являются крайне актуальными.

Ключевые слова

синдром дефицита внимания с гиперактивностью, диагностика, клинико-физиологическая типология.

Скачать статью
(pdf, 3.2MB )

Список литературы

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2002. 96 с. 
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007. 186 с. 
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000. 112 с. 
  4. Грибанов А.В., Джос Ю.С., Афанасенкова Н.В., Подоплёкин Д.Н., Канжин А.В., Иорданова Ю.А., Пушкарёва И.Н., Депутат И.С., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. Архангельск, 2009. 242 с. 
  5. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью с позиций перинатальной патологии мозга // Невролог. вестн. Журн. им. В.М. Бехтерева. 2011. Т. XLIII. Вып. 2. С. 81–85. 
  6. Панков М.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С., Старцева Л.Ф., Нехорошкова А.Н. Клиникофизиологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Вестн. нов. мед. технологий. 2013. Т. 20, № 3. С. 91–97. 
  7. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p. 
  8. Polanczyk G., de Lima M.S., Horta B.L., Biederman J., Rohde L.A. The Worldwide Prevalence of ADHD: A Systematic Review and Metaregression Analysis // Am. J. Psychiatry. 2007. Vol. 164, № 6. Р. 942–948. 
  9. Biederman J., Faraone S.V. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // Lancet. 2005. Vol. 366, № 9481. Р. 237– 248. 
  10. Емельянцева Т.А., Игумнов С.А. Скрининговое исследование синдрома дефицита внимания и гиперактивности в белорусской популяции детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 173–174. 
  11. Грибанов А.В., Панков М.Н. Ц ентр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биолог. науки. 2014. № 1. С. 5–12. 
  12. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семёнова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад: моногр. М., 2007. 42 с. 
  13. Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 23 с. 
  14. Беребин М.А., Правило Е.С. К вопросу патопсихологической квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания // Вестн. Южн.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. 2008. № 31. С. 48–54. 
  15. Amen D.G. Healing ADD. N. Y., 2001. 327 p. 
  16. Nigg J.T., Blaskey L.G., Huang-Pollock C.L., Rappley M.D. Neuropsychological Executive Functions and DSM-IV ADHD Subtypes // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2002. Vol. 41, № 1. P. 59–66. 
  17. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. 1997. Т. 4, № 4. С. 34–43. 
  18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. 288 с. 
  19. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И., Айтбеков К.А. Клиническая типология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2010. № 11. С. 58–60. 
  20. Правило Е.С. Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 23 с. 
  21. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 6. С. 43–48. 
  22. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005. 256 с. 
  23. Малахова А.В. Особенности гиперкинетического расстройства поведения у младших школьников: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 2005. 22 с. 
  24. Подоплёкин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: дис. … канд. мед. наук. Архангельск, 2003. 121 с. 
  25. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / под ред. М. Пассольта. М., 2004. 160 с. 
  26. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2008. 208 с. 
  27. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. 336 с. 
  28. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с. 
  29. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. 240 с. 
  30. Brown T.E. Attention-Deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents and Adults. Washington; London, 2000. 671 p. 
  31. Jensen P.S., Martin D., Cantwell D.P. Comorbidity in ADHD: Implications for Research, Practice and DSM-V // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1997. Vol. 36, № 8. P. 1065–1079. 
  32. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. 2007. URL: https://www.effecton.ru (дата обращения: 15.10.2014). 
  33. Hinshaw S.P., Lahey B.B., Hart E.L. Issues of Taxonomy and Comorbidity in the Development of Conduct Disorder // Dev. Psychopathol. 1993. Vol. 5, № 1-2. P. 31–49. 
  34. Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Кубланов В.С. Метод симпатокоррекции в лечении гиперкинетического расстройства у детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 181–182. 
  35. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Многоуровневая реабилитация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 188–189. 
  36. Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. 381 с. 
  37. Горюнов А.В., Лобачёва М.В. К вопросу о нозологической неспецифичности гиперкинетических расстройств и дефицита внимания у детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально- психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 172–173. 
  38. Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176. 
  39. Никишина В.Б. Критериально-психологическая оценка проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 179–180. 
  40. Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. Disord. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413–424. 
  41. Bruchmüller K., Margraf J., Schneider S. Is ADHD Diagnosed in Accord with Diagnostic Criteria? Overdiagnosis and Influence of Client Gender on Diagnosis // J. Consult. Clin. Psychol. 2012. Vol. 80, № 1. Р. 128–138. 
  42. Fair D.A., Bathula D., Nikolas M.A., Nigg J.T. Distinct Neuropsychological Subgroups in Typically Developing Youth Inform Heterogeneity in Children with ADHD. 2012. URL: https://www.pnas.org/content/ early/2012/03/30/1115365109.full.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

Источник

Читайте также:  Синдром дауна и генетическая консультация