Грациэлла магерини синдром стендаля читать
Расстройство, связанное с высоким переживанием от близости к высоко-духовному или высоко-культурному объекту. Человек попадает под влияние воздействующего персонально на него фактора и становиться чуть неадекватней.
Название
Многие симптомы или эффекты несут чьи-то фамилии, например: Эффект Манделы. Эффект Стрейзанд, Кот Шредингера, ставшая классикой — Пирамида Маслоу. Этот тоже не обошел укоренившиеся традиции и название Синдром Стендаля получил в честь писателя — Стендаля. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описывает свои ощущения от Флоренции, посетив ее в 1817 году.
Стендаль
Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей.
Стендаль, отрывок из книги «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»
Появление
Первым, кто обратил на симптом внимание, стала Грациэлла Магерини, описав его в книге — «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) в 1989 году. Грациэлла психотерапевт и писатель, президент ассоциации «Искусство и психология».
Грациэлла Магерини
Книга основана на наблюдениями Грациэллы за туристами, практикуя во Флоренции и имея возможность часто посещать музеи. За 10 лет. проанализировав более 100 случаев, когда у туриста возникало необъяснимое острое расстройство психики. Были случаи, когда требовалась госпитализация и присмотр, после встречи с культурным наследием города.
Проявление
Вполне разумный и скромный человек может быть подвержен синдрому Стендаля. Человеком может овладеть эйфория, блаженно ходить и восхищаться окружающим или носиться с воплями, привлекая к себе излишнее внимание. Под воздействием временного помешательства были совершенны некоторые акты вандализма.
Например:
В 1956 году на знаменитую Мону Лизу напали в Лувре. Виллегас метнул в нее камень, тогда картина еще не находилась под пуленепробиваемым стеклом, а висела в свободном доступе.
Чуть позже одна женщина облила ее жидкостью, после чего было принято решение музея — шедевр под стекло.
Классификация
Вышеупомянутая Грациэлла дала тезисные определения.
Предвкушение
— Высокое предвкушение и ожидание отпуска;
— Индивидуальный характер путешествия;
— Встреча с великим произведением искусства, о котором человек множество раз слышал из различных источников информации;
— Склонность человека к эмоциям, подвижная психика, повышенная эмоциональное состояние.
Чаще подвержены
— Женщины, статистика тут в сторону мужчин;
— Люди в возрасте от 25 до 40 лет;
— Не имеющие близких людей.
Иммунитет
— Тотальную защиту имеют туристы из Азии и Северной Америки, они не связанны с европейской культурой;
— Итальянские туристы из севера или юга, так же не склонны к влиянию от картин или святых надгробий, для каждого из них это привычно.
Фильм
Одним из сценаристов фильм «Синдром Стендаля» стала Грациэлла, автор книги с одноименным синдромом.
Фильм кстати, весьма не плохой.
Концовка
В основном синдром Стенделя замечен во Флоренции, надзор осуществлялся над пятьюдесятью музеями города. Посетитель внезапно оказывался под влиянием высоких эмоций, считывая разговор с художником или наполнением. Человек переживает очень яркий эмоциональный всплеск, охранников во Флоренции стали обучать, как вести себя с жертвами данного синдрома.
Сегодня синдром Стенделя перешел от небольшого городка в Италии на масштабный уровень. Места внимания людей переходит от религии и культуры в пространство медиа.
конец.
ссылка на исходник
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Впереди еще много нового.
Читайте еще:
Эффект сотой обезьяны
Синдром Апофения
Эффект Манделы
Карго-культ
«Козел отпущения»
«Кот Шрёдингера»
Источник
Его ещё называют флорентийский синдром
Французский писатель Стендаль, чьим именем названо загадочное состояние человеческой души, стал первым, кто рассказал о странном влиянии великих шедевров эпохи Возрождения на тело и разум зрителя.
В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он подробно описал свои ощущения от пребывания в этих городах в 1817 году.
Есть в ней рассказы о том, как автор едва не лишился чувств после посещения церкви Санта-Кроче во Флоренции, и вдруг ощутив свою незначительность перед бессмертными творениями.
Флоренция. Церковь Санта Кроче.
Французский писатель даже не догадывался о том, что уже через несколько минут с ним произойдет то, что войдет в историю как «синдром Стендаля».
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю», – описал случившееся впечатлительный Анри в своих записках об Италии и таким образом сделал все, чтобы в будущем его личностью заинтересовались не только литераторы, но и психологи.
-«Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…» .
Одним из них стала доктор Грациэлла Магерини, рассказавшая в 1979 году миру о новом виде психического расстройства с лирическим названием «синдром Стендаля».
Причиной возникновения временного помешательства является перенасыщенность Флоренции историческими архитектурными памятниками, так сказать, когда количество прекрасного на единицу площади превышает некую критическую отметку, и сознание наотрез отказывается это переваривать.
Флоренция
Ежегодно жертвами «лирического» синдрома становятся десятки туристов.
Грациэлла Магерини – писатель, психотерапевт, крупнейший специалист в области психологии искусства и ауксологии, президент ассоциации «Искусство и психология».
Наиболее известная книга Грациеллы Магерини – «Синдром Стендаля», выдержавшая два переиздания. Выражение «Синдром Стендаля», предложенное Г. Магерини, вошло в повседневную речь как термин, который обозначает психологический дискомфорт человека, спровоцированный произведением искусства.
Увидев, что симптомы ее пациентов во многом совпадают с теми, что описал автор «Пармской обители», она дала синдрому имя французского классика. Некоторые исследователи называют его флорентийским синдромом, поскольку чаще всего он наблюдался именно в колыбели Ренессанса.
Психический кризис настигает путешественников совершенно неожиданно. Например, после любования полотнами Боттичелли, Рафаэля и Караваджо.
«Рождение Венеры» Боттичелли, 1485 г
По словам итальянского психолога, во время приступа синдрома на лбу людей выступает пот, начинаются приступы паники, обмороки, потеря ориентации в пространстве и времени, головокружение, искажения в восприятии реальности, галлюцинации.
Караваджо «Обращение Савла».
«Иностранец, чаще всего выходец из восточной Европы, не состоит в браке, увлекается изобразительным искусством, преобладающий пол – женский, преобладающий возраст – от 25 до 40 лет» – вот типичный пациент больницы Санта.
Мария Новелла – больница, в которую попадают с «синдромом Стендаля» или «синдромом Флоренции». Там психоаналитики дают больным выговориться (например, молодой американец рассказал, как однажды подвергся насилию со стороны своего преподавателя) и вскоре отпускают.
«Среди моих пациентов был студент, приехавший из Праги, — приводит пример из своей практики Грациелла Магерини.
— Он провел во Флоренции много дней. Он посетил Санта-Кроче, Дуомо и, конечно, Уффици. В один из последних дней своего визита он отправился в собор Санта-Мария дель Кармине полюбоваться фресками Мазаччо.
Сначала он почувствовал легкое недомогание, а потом понял, что вот-вот упадет в обморок. Юноша из последних сил вышел из церкви и осел прямо на церковных ступеньках. Когда он попал ко мне, он не разговаривал, а первые связанные предложения начал произносить лишь спустя несколько месяцев регулярных сеансов психотерапии. Он, как оказалось, потерял ощущение самоидентичности, ощутил себя разобранным на куски» .
Вообще же проявление симптомов синдрома Стендаля разнообразно — бурная пульсация в висках, головокружение, тошнота, чувство угнетенности, учащенное сердцебиение, дрожь и даже галлюцинации. У каждого человека они проявляются по-своему.
До «клиники» все же доходит редко: так, за последние 10 лет практики Грациеллой Магерини было зафиксировано немногим более ста случаев. К чему же тогда шум-гам? Происходившее с людьми можно списать и на вялотекущую шизофрению, и на гипертонический криз, и на элементарный перегрев на солнце.
Но дело в том, что именно синдром Стендаля считают причиной большинства случаев вандализма, когда одержимые люди пытались уничтожить шедевры живописи. Достаточно вспомнить неоднократные покушения на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это и заставило ученых докапываться до глубинных причин синдрома.
В одном из музеев Флоренции — Палаццо Медичи-Риккарди — этим летом проводился занятный эксперимент. Специальное оборудование считывало физиологические данные посетителей экспозиции — температуру тела, пульс, частоту дыхания. Предполагалось, что это исследование поможет вычислить процент людей, подверженных синдрому Стендаля. Увы, результаты исследования свет так и не увидели — то ли датчики дали сбой, то ли эксперимент оказался рекламной акцией. Прозвучала и другая версия — по концентрации знаменитых полотен Палаццо уступает другим флорентийским «очагам культуры». Проще говоря, до синдрома Стендаля недотянули.
Главной причиной, провоцирующей синдром Стендаля, психотерапевты считают чрезмерное переживание собственного культурного опыта. Сталкиваясь лицом к лицу с Джокондой или Пьетой, о которых мы читали в школьных учебниках и хрестоматиях по искусству, мы испытываем сильное эмоциональное потрясение.
Пьета Сандро Боттичелли.
Синдрому Стендаля, по мнению Грациеллы Магерини, в меньшей степени подвержены жители Азии и Северной Америки, у которых собственный культурный код, а также сами флорентийцы, получившие своего рода эстетический иммунитет от рождения.
«В нашем мозгу сильные бесконтрольные эмоции превращаются в символы, — объясняет Магерини.
— Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, который только учится превращать эмоции в связную речь. Когда трансформации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы» .
Получается, что мозг, получив передозировку прекрасного, иногда не в состоянии переработать все эмоции — отсюда и нервозность, и переутомление. И все же оспаривать тот факт, что одни полотна действуют на человека сильнее, а другие слабее, не приходится. Иначе чем объяснить, что актам вандализма чаще подвергаются творения художников Ренессанса или эпохи барокко? На этот счет есть своя теория.
«На впечатление от картины влияет не только наше сознание, которое реагирует на сюжет, цвета, но и подсознание, — говорит главный научный сотрудник Эрмитажа доктор исторических наук Борис Сапунов.
— Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать».
По одной из версий в каждом из полотен может быть спрятан аналог 25-го кадра, тайно навязывая человеку определенное состояние. Какое сообщение, какой сигнал для нашего подсознания он может нести? По словам Бориса Сапунова, сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по мазкам так же, как о любом человеке по почерку. Эксперт полагает, что если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсознание передается особо чувствительному зрителю.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889.
Скептики ехидничают: согласно этой теории в зоне риска должны находиться полотна Ван Гога. Однако исследователи не исключают, что специфический мазок не что иное, как изобретенный в эпоху великих мастеров эффект, позволявший программировать поведение зрителя.
«Возрождение — в том числе эпоха экспериментаторства, тогда художники занимались постоянным поиском во всем, — говорит Борис Сапунов,
— в составе краски, цветах, символах, новых способах передачи эмоций».
Косвенно эту идею подтверждает и тот факт, что одной из главных особенностей Ренессанса был всплеск интереса к человеческой природе — от его анатомии до сознания. Философия Ренессанса обращалась к идеям неоплатонизма, эксплуатировала религиозную мистику. Все живописцы той эпохи были одновременно и философами, и учеными, и естествоиспытателями. Они вкладывали свои тайные знания в картины, статуи, мозаики. Достаточно вспомнить великого Леонардо или гениального Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти. Изгнание из Рая.
Возможно, что в шедеврах великих итальянцев есть не только «второе дно», напичканное культурными и мистическими символами, которое с таким воодушевлением исследовал автор «Кода да Винчи», но и третий слой, взывающий к самым тонким материям.
Источник: ИТОГИ
Источник
Приходилось ли вам когда-либо испытывать на себе силу искусства? Выразительные образы на картинах, прекрасная музыка, виртуозное пение – вызывали ли они у вас восторг, резкий подъём настроения, смятение мыслей или внезапное желание совершить что-то прекрасное и возвышенное или, напротив, – ужасное и разрушительное? Если да – то вы, возможно, стали жертвой синдрома Стендаля!
Этот синдром впервые был описан итальянским психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 году и назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. После посещения Италии Стендаль на основе своего путевого дневника издал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» («Rome, Naples et Florence», 1818). В ней он подробно описал необычные эмоции и ощущения, которые вызывали у него шедевры живописи в храмах Флоренции (поэтому синдром также называют флорентийским).
22 января 1817 года после визита в церковь Святого Креста (Santa Croce) во Флоренции, где похоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения, Стендаль записал в своем дневнике: «Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей… Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит в моей душе. Ах, если бы я мог забыть!..»
…Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть.
Записи Стендаля в дневнике, сделанные во время путешествия по Италии
История синдрома Стендаля
Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики описывались разными авторами на протяжении последних двух-трёх столетий. В наши дни синдром Стендаля чаще всего испытывают туристы после знакомства с культурным наследием эпохи Возрождения. Причина кроется, вероятно, в необычайно высокой концентрации величайших произведений классического искусства, сосредоточенных в Италии – колыбели Ренессанса. Возможно, поэтому синдром Стендаля был описан именно во Флоренции, где собрано огромное количество шедевров.
Путешественники, попавшие под воздействие этого синдрома, как правило, привлекают внимание окружающих своим не вполне обычным поведением: они застывают среди флорентийских древностей с блаженным и отрешённым выражением лица или носятся меж дворцов и музеев с радостными безумными воплями. Бывают случаи, когда пораженный этим расстройством человек может представлять опасность для себя или окружающих. Например, синдром Стендаля считают причиной нескольких актов вандализма, когда туристы пытались разрушить или повредить произведение искусства. Дело дошло до того, что смотрителей музеев специально обучают вычислять больных в толпе по внешнему виду и принимать меры к их обезвреживанию.
Первооткрыватель синдрома Стендаля — Грациэлла Магерини — в настоящее время писатель, психотерапевт, крупный специалист в области психологии искусства, президент ассоциации «Искусство и психология», много лет работала главным врачом отделения психического здоровья больницы Санта Мария Нуова (Santa Maria Nuova) во Флоренции. Книга профессора Магерини «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) была впервые опубликована в 1989 году и с тех пор не раз переиздавалась. Она основана на ее наблюдениях за иностранными туристами, у которых после ознакомления с культурным наследием города наступало необъяснимое острое расстройство психики, приводившее к госпитализации. Доктор Магерини проанализировала около 100 подобных случаев за более чем 10 лет и, сопоставив данные историй болезни с записями в дневнике Стендаля, назвала синдром именем писателя.
Клиническая картина синдрома
Название «синдром Стендаля» вошло в лексику психиатров, психологов и культуроведов как термин, который обозначает комплекс психических и соматовегетативных нарушений, связанных с острым и глубоким потрясением, спровоцированным произведениями искусства.
Состояние туристов, ставших жертвой синдрома, зачастую требовало госпитализации и неотложной психиатрической помощи из-за явной неадекватности поведения, двигательного возбуждения или, напротив, – выраженной заторможенности, дезориентации, затрудненного контакта вкупе с симптомами физического неблагополучия.
Согласно наблюдениям Магерини, расстройство длится от нескольких часов до восьми дней. Нарушается восприятие реальности, описываемое больными как ощущение неестественности или отчужденности от мира (дереализация), реже изменяется самовосприятие (деперсонализация). Некоторые пациенты описывают чувство сопричастности к увиденному, «попадания внутрь картины». Возможны изменения восприятия звуков и цвета, иногда зрительные галлюцинации и даже бред преследования. Эти расстройства, как правило, сопровождаются беспокойством или тревогой, бурными эмоциональными реакциями: резким подъёмом настроения вплоть до эйфории или, напротив, – аффектом страха, ужаса, отчаяния, гнева.
Среди соматовегетативных симптомов – учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, боль в грудной клетке или животе, слабость, головокружение, тошнота, потливость.
Корни недуга
Научного объяснения существования синдрома, описанного Магерини, до сих пор не получено, а все существующие гипотезы основаны на предположении о влиянии следующих факторов:
* длительный период вынашивания идеи путешествия;
* индивидуальный характер путешествия;
* первое в жизни «столкновение» с великими произведениями искусства;
* яркое и подвижное воображение, повышенная эмотивность (чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными);
* высокий уровень культуры и образования, классический или религиозный характер последнего;
* относительно молодой возраст (25–40 лет); также отмечено, что у женщин синдром Стендаля возникает чаще, чем у мужчин;
* соотнесение внешних культурных объектов со структурами внутреннего мира самого субъекта.
Важнейшим фактором для проявления синдрома Стендаля является восприятие объекта (произведения искусства) как безусловной эстетической, моральной или исторической ценности. Таким образом, объекту оказывается безоговорочное доверие и готовность пустить его во внутренний мир субъекта-наблюдателя.
Интересно, что туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, очевидно, потому, что увиденное зрелище не связано с их культурой. Также «иммунитет» имеет большинство итальянских туристов, поскольку они знакомы с местной «атмосферой» с самого рождения и потому воспринимают увиденное спокойнее.
С точки зрения патогенеза и клиники, у синдрома Стендаля есть «близкие родственники».
Парижскому синдрому в основном подвержены восприимчивые японцы, испытывающие жестокое разочарование, приезжая в столицу Франции. Увидев грязные улицы и неприветливых, по японским меркам, французов, некоторые туристы впадают в острое бредовое состояние и испытывают чувство преследования, дереализацию, деперсонализацию и другие проявления психического расстройства.
Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами.
Суть проблемы
К какому же разделу современной классификации психических заболеваний можно отнести синдром Стендаля? Дело в том, что он относится к синдромам-эпонимам, когда какой-нибудь симптом или синдром называется именем автора, впервые его описавшего, либо сам автор дает название в честь какого-либо яркого персонажа, в том числе литературного и мифического (синдром Ван Гога, синдром Инкуба). Однако, за небольшим исключением, места таким названиям в Международной классификации болезней не нашлось. А классифицировать синдром необходимо, чтобы определиться с тактикой ведения пациентов, их лечением и профилактикой подобных проблем в будущем.
Наиболее распространено мнение, что синдром Стендаля относится к психосоматическим расстройствам. Однако мне это представляется сомнительным, поскольку в нашем случае нарушения со стороны внутренних органов (соматические) не играют заметной роли в патогенезе и картине расстройства. Также невозможно принять на веру суждение о флорентийском синдроме как о разновидности панических атак, возникающих при посещении музеев и исторических памятников. Панические атаки чаще возникают неожиданно, без связи с внешними обстоятельствами; сопровождаются тревогой, сильным беспричинным страхом – удушья, сумасшествия, немедленной смерти, и заканчиваются столь же резко уже через несколько минут. Они не оказывают заметного влияния на двигательную активность больного, хотя и сопровождаются массивными вегетативными нарушениями. После окончания атаки быстро формируются различные невротические расстройства, фобии, на фоне которых приступы паники могут возникать вновь и вновь. Всего этого при флорентийском синдроме мы не наблюдаем.
Мне кажется, что феномен синдрома Стендаля отлично укладывается в картину психогенного (реактивного) психоза, а точнее – является острой реакцией на стресс (аффективно-шоковой реакцией).
Аффективно-шоковая реакция – это тяжелое транзиторное расстройство психики, которое развивается у лиц без видимой психической патологии в ответ на исключительный физический и психологический стресс и обычно проходит в течение часов или дней. Оно проявляется (целиком или преимущественно) в неадекватном отражении реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации). Также для этой реакции характерны выраженные двигательные и вегетативные расстройства.
Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Перевод на русский язык под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина, Киев, 2005.
В качестве реализующих стрессовых факторов аффективно-шоковой реакции чаще всего выступают ситуации, опасные для жизни или благополучия. Внезапная утрата близкого человека, тяжелые конфликты с близкими людьми, резкая смена образа жизни – всё это может привести к подобным расстройствам.
В нашем случае стрессом является визуальный контакт уязвимой в силу различных причин личности с субъективно чрезмерно значимым для нее объектом искусства.
Психогенным психозам свойственны большая по сравнению с неврозами острота, изменчивость и тяжесть симптоматики, выраженные психомоторные и эмоциональные расстройства, бред, галлюцинации, грубые истерические нарушения (по большей части с явлениями расстроенного сознания). Развитие психогенного психоза влечет за собой временную утрату способности критической оценки собственного состояния, контроля над поступками, адаптации к сложившейся ситуации. К счастью, эти расстройства непродолжительны: через несколько часов или дней от них не остается и следа, а память о самых острых и тяжелых состояниях, как правило, не сохраняется. Зачастую человек продолжает жить нормальной жизнью и никогда больше не испытывает ничего подобного.
Лично мне за 12 лет практики не довелось столкнуться с синдромом Стендаля. И немудрено: Саратов – не Флоренция, наш Радищевский музей – не галерея Уффици. Однако могу признаться, что однажды и я соприкоснулся с подобным состоянием «изнутри». Лет 10 назад, оказавшись в Риге, я попал на концерт в церкви святого Петра. Под аккомпанемент органа пела молодая оперная певица. Гармония и красота внутреннего убранства собора, могучие звуки органа, прекрасный голос, отраженный древними сводами, – всё это вызывало потрясающе сильные эмоции на грани эйфории. Звуки и образы словно вырастали в нечто большее, что трудно описать словами; возникало чувство полета души, того самого примата духа над плотью, о котором толкуют теологи. Я словно слился с миром, и гармония, полнота этого единения – была совершенной. Позже, покинув собор, я словно летел, окрыленный невиданной силой, жаждой жизни и творчества.
Теперь, вспоминая об этом, я понимаю, что моя реакция на происходящее всё же не вышла из берегов нормы – потрясение сменилось здоровым сном, а наутро прошло бесследно, оставив лишь прекрасные воспоминания и ностальгию.
Лечение и диагностика синдрома Стендаля
Лечение пациентов с синдромом Стендаля предполагает удаление больного из провоцирующих ситуаций, ликвидацию психических и физических перегрузок. Это снижает у пострадавшего уровень эмоционального напряжения, дает ему возможность мобилизовать внутренние ресурсы. Терапия кратковременных, преходящих психогенных реакций может проводиться в амбулаторных условиях. Лечение более тяжелых или затяжных расстройств лучше проводить в психиатрических стационарах.
В лечении острой реакции на стресс применяют нейролептики различных групп, быстро блокирующие чувство тревоги, страха, явления психомоторного возбуждения, вегетативные симптомы. Если используется хлорпромазин или галоперидол, то их в этих случаях обычно вводят внутримышечно. При психозе меньшей интенсивности показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид). В дальнейшем по мере успокоения больного психотропные средства назначают внутрь. При тяжелых истерических психозах, особенно в тех случаях, когда их клиническая картина усложняется галлюцинаторной симптоматикой (галлюцинации воображения), бредоподобными фантазиями и явлениями ступора, нейролептические средства вводят внутривенно капельно. Наиболее эффективна комбинированная терапия нейролептиками и транквилизаторами бензодиазепинового ряда.
В случаях формирования стойкой постреактивной астении показаны ноотропы: пирацетам — до 2–3 г в сутки; производные гамма-аминомасляной кислоты; пиритинол. Лечение психогенных реакций не завершается купированием психоза. В последующем необходимы общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.
Важная роль в купировании острой фазы реактивного психоза принадлежит психокоррекции. Пациенту оказывается помощь методами внушения и переубеждения. Активно используются также техники когнитивной и рациональной психотерапии, направленные в первую очередь на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний и позволяющие уменьшить аффективное напряжение, структурировать эмоции, активизировать целенаправленную деятельность пациента.
1. Руководство по психиатрии в 2-х томах, под редакцией академика РАМН А.С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.
2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э.Г. Эйдемиллера. СПб, 2005.
3. Graziella Magherini, La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell’arte, Ponte alle Grazie, 2003.
4. Лилия Илюшина. Синдром Стендаля. sova-golova.ru
5. Психиатрия. Учебник для студентов. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.
6. Международный неврологический журнал № 7 (37), 2010. www.mif-ua.com
7. В.В. Калинин. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы. Психиатрия и психофармакотерапия № 3, 2012. www.consilium-medicum.com
9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
Источник