Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений thumbnail

Автор статьи

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Нехватка кислорода в организме человека в считаные секунды наносит иногда непоправимый вред. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) иногда звучит страшным приговором как для ребенка, так и для взрослого. Давайте разберемся, что это за болезнь, ее симптомы и насколько опасно гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в любом возрасте.

Поражение мозга

Особенности патологии

Дефицит кислорода неизбежно отражается на функционировании организма. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у новорожденных случается часто: как у доношенных деток, так и недоношенных. У 10% младенцев, перенесших ее, в дальнейшем ставят диагноз «ДЦП». Именно поэтому будущая мать должна чаще бывать на свежем воздухе и точно соблюдать рекомендации врача, чтобы снизить риск гипоксии до минимума.

У взрослых частой причиной патологии становятся травмы или имеющиеся серьезные заболевания. Если при приступе удушья помощь не будет оказана вовремя, то есть серьезный риск летального исхода или инвалидности. Немаловажную роль играет и степень тяжести патологии, чем она выше, тем меньше шансов у человека на возврат к полноценной жизни.

Когда наступает кислородное голодание в важнейшей части центральной нервной системы, это приводит к дефициту этого вещества в клетках мозга, что замедляет кровоток и все метаболические процессы. При таком недостатке питания нейроны мозга в некоторых участках органа начинают отмирать, приводя к неврологическим нарушениям.

Ускоряет процесс отек мозга, возникающий также из-за сбоя в кровообращении. Давление растет, и клетки начинают быстрее гибнуть. Чем быстрее проходит процесс, тем больше шансов на то, что повреждения будут необратимыми.

Причины возникновения

Гипоксическая энцефалопатия у взрослых и у детей возникает по разным причинам. Их важно знать, чтобы принять все меры для ее предупреждения.

У взрослых

Гипоксическая ишемическая энцефалопатия возникает на фоне нехватки кислорода, к чему приводят следующие причины:

  • состояние удушья;
  • удушение;
  • сбой дыхательной системы любого рода происхождения;
  • наркотическая зависимость, передозировка;
  • патологии кровеносной системы, приводящие к ее непроходимости или разрыву;
  • цианид, окись углерода — отравление;
  • длительное пребывание в задымленном месте;
  • травма трахеи;
  • остановка сердца;
  • болезни, приводящие к параличу мышечной ткани дыхательной системы.

Острая гипоксическая энцефалопатия наступает, если кислород не поступал в организм несколько минут. Это тяжелое течение патологии, которое чаще всего заканчивается летальным исходом. Зафиксированы единичные случаи, когда люди выживали, но для них это заканчивалось тяжелой формой серьезных психических болезней.

У новорожденных

Причиной такого состояния у только родившегося ребенка может быть:

  • удушье во время родов из-за слабой родовой деятельности;
  • преждевременный родовой процесс или с патологическими факторами, такими как выпадение пуповины;
  • болезни инфекционного генеза у матери;
  • ряд физических факторов от грязного воздуха до радиационного излучения.

Развитие болезни у новорожденных

Именно асфиксия у грудничков является самым частым фактором, приводящим к ГИЭ. Врачи выделяют следующие факторы риска для ее возникновения:

  • гипотония острой формы у роженицы;
  • недоразвитость легких, что приводит к недостатку кислорода в крови;
  • сложности в работе сердца;
  • травмирование плода узким тазом матери или из-за проблем с пуповиной;
  • сложности в родовой деятельности, травма, стресс;
  • гипоксия;
  • родовое кровотечение;
  • халатность медицинского персонала;
  • отслойка плаценты;
  • изменение формы черепа плода из-за давления;
  • родовая травма, разрыв матки;
  • низкое предлежание плаценты.

Степени тяжести и характерные симптомы

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия имеет 3 степени тяжести, для которых характерны свои проявления. По ним врачи часто дают предварительную характеристику повреждений мозговой деятельности и приблизительный прогноз.

Легкая степень

При такой степени у больного будет:

  • расширен зрачок и широко открыты веки;
  • отсутствовать концентрация внимания;
  • нарушена координация движений, блуждающее поведение;
  • выявлена либо сонливость, либо гипервозбудимость;
  • высокая степень раздражительности;
  • отсутствовать аппетит;
  • нарушено мозговое кровообращение.

Средняя степень

Неврология при ней будет более выражена, т. к. нарушение насыщения мозга кислородом более длительное:

  • у малыша спонтанные крики без причины;
  • защитный и опорный рефлекс либо ослаблен, либо отсутствует вовсе;
  • признаки мышечной слабости;
  • опущение верхнего века;
  • увеличение давления цереброспинальной жидкости;
  • метаболический ацидоз крови;
  • невралгические приступы;
  • сбой в глотательном процессе.

Тяжелая степень

Поражение в таких случаях более тяжелое, что проявляется в:

  • судорожности;
  • синюшности кожи;
  • потере сознания;
  • гипертензии;
  • отсутствии двигательных возможностей;
  • косоглазии;
  • коме или прекоме;
  • отсутствии реакции зрачков на свет;
  • сбое дыхательного процесса с сильной аритмией;
  • тахикардии.

Врачи у постели больной

ПЭП — это разновидность гипоксически-ишемической энцефалопатии у детей раннего возраста. Ее диагностируют как сразу после рождения, так и на первом году жизни. Развивается ПЭП как внутриутробно, в процессе родовой деятельности, так и в первые 10 дней с момента рождения.

Она может быть трех степеней тяжести с характерной симптоматикой и протекать в острой форме — до месяца, в раннем восстановлении функций — до 4 месяцев, при позднем восстановлении — до 2 лет.

Диагностика

Перинатальный синдром ишемии на фоне гипоксии мозга начинают диагностировать, делая визуальный осмотр ребенка. Так же и со взрослыми. Несмотря на все достижения медицины, уникальный тест, позволяющий точно выявить ГИЭ, до сих пор не придуман. Все лабораторные методики направлены на выявление того, насколько сильно поврежден мозг и текущее состояние всего организма.

Какими будут исследования, зависит от симптомов, и как они развивались. Для расшифровки анализов есть специальные биомаркеры, которые дают полную картину о степени ГИЭ. Для исследования нужна кровь больного.

Нейровизуализацию проводят с помощью:

  • нейросонографа и/или МРТ, томографа, показывающего внутренние повреждения мозга и изменения в нем;
  • доплерографа, фиксирующего работу мозгового кровотока;
  • электронейромиографа для определения чувствительности волокон периферии нервной системы.

Дополнительного могут использовать:

  • электроэнцефалограф для выявления задержки развития на ранней стадии и есть ли эпилепсия;
  • видеомониторинг для изучения двигательной активности малышей.

Врач осматривает новорожденного

При необходимости пострадавшего осматривает окулист, чтобы определить состояние зрительных нервов и глазного дна, а также на наличие болезней генетического типа в этой области.

Лечение и уход

За пострадавшими должен быть особый уход, а за детьми, перенёсшими ГИЭ, он строится на контроле за:

  • температурой в помещении — не более 25 градусов;
  • его комфортной позой, поэтому тугое пеленание под запретом;
  • тем, чтобы свет был мягким и приглушенным;
  • тишиной;
  • кормлением, которое должно быть с контактом «кожа к коже» и согласно потребностям малыша;
  • дыханием, при сбое в котором подключают специальный аппарат.

Терапию проводят:

  1. Хирургически, для восстановления и улучшения кровообращения в мозгу. Чаще всего для этих целей используют эндоваскулярную методику, которая не нарушает целостность тканей.
  2. Медикаментозно, выбирая препараты в зависимости от того, насколько тяжелая степень поражения и ее клинической картины.
  3. На антиконвульсантах, которые купируют судороги. Обычно это Фенобарбитал, дозировку которого подбирают индивидуально. Внутривенный способ самый быстрый. Но сам препарат противопоказан при сверхчувствительности, тяжелой форме гипоксической и гиперкаптической дыхательной недостаточности, проблемах с почкам и печенью, при беременности. Может быть использован Лоразепам, у него аналогичное воздействие и список противопоказаний.
  4. На сердечно-сосудистых средствах, чтобы увеличить системное сопротивление сосудов и сократительную функцию миокарда, что приводит к повышенному сердечному выбросу. Все средства этой группы влияют на почки, а при передозировке побочные эффекты предсказать сложно. Чаще всего используют Допамин, Добутамин.

Дальнейшее наблюдение

Из стационара выписывают только после прохождения полного курса физической терапии и комплексной оценки нервно-психического развития. Чаще всего после выписки пациенты не требуют специфического ухода, но регулярные осмотры в клинике обязательны, особенно для детей.

Если болезнь была тяжелой, то ребенок будет наблюдаться в специальном центре, где ему будет помогать врач по нервно-психическому развитию.

Лечение судорожности зависит от симптоматики центральной нервной системы и результатов исследований. Выписывают только с легким отклонением от нормы или вовсе в ее пределах. Фенобарбитал убирают постепенно, но обычно его пьют после выписки не менее 3 месяцев.

Читайте также:  Осмотр больного с геморрагическим синдромом

Прогноз и последствия

У взрослых прогноз зависит от степени поражения мозга патологией. Самыми частыми последствиями перинатальной ГИЭ являются:

  • задержка в развитии ребенка;
  • дисфункции мозга в плане внимания, сосредоточенности на обучении;
  • нестабильная работа внутренних систем организма;
  • эпилептические припадки;
  • гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония.

Мама с дочкой у врача

Не нужно думать, что это приговор, даже разлад в центральной нервной системе корректируют, обеспечивая нормальную жизнь пациентам. Треть людей с этим расстройством излечивается полностью.

Профилактика

Если речь идет о взрослых, то все профилактические мероприятия должны быть направлены на полный отказ от вредных привычек. При этом нужно регулярно заниматься спортом, избегая чрезмерных нагрузок, правильно питаться, проходить регулярные медицинские осмотры, чтобы выявить опасные патологии на ранней стадии для их успешного купирования.

От травм никто не застрахован, но если более осторожно себя вести, то и их можно минимизировать.

Снизить риск ГИЭ у новорожденного может только его мама еще в период беременности. Для этого нужно:

  • строго следить за режимом дня и личной гигиеной;
  • отказаться от никотина и алкоголя даже в минимальной дозировке;
  • проходить вовремя обследования у врачей и диагностику, особенно у невролога;
  • доверить роды только квалифицированному персоналу.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия опасная болезнь, но ее можно предотвратить, и даже вылечить, но только если помощь была оказана вовремя и в дальнейшем врачебные рекомендации не нарушаются.

Источник

Для того, чтобы самостоятельно разобраться в соответствии развития вашего малыша возрастным нормам, необходимо эти нормы знать, поэтому в данном разделе мы приводим для вашего внимания основные критерии нормального развития ребенка первого года жизни.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям в его росте и развитии.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду.

Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек — 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:

ДТ — длина тела; N — число месяцев жизни; а 3 см. — средняя ежемесячная прибавка длины тела в первом квартале младенчества

Для второго квартала ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см., для третьего квартала — 2 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см. ежемесячно.

В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25 — 27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75 — 77 см.

Масса тела — это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700 — 4000 г.

По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200 — 3500 г. (средний — 3493 г.), новорожденной девочки — 3200 — 3400 граммов (средний — 3348 г.)

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

Масса тела (МТ) = МТ (при рождении) + 800 × N, где:

МТ — ориентировочная масса тела ребенка; 800 г. — средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия; N — возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6)

Еще два важных антропометрических показателя — окружности головы и груди.

Окружность головы доношенного новорожденного в среднем равна 34 см. За год окружность головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5 — 2 см., последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5 — 1 см.

Окружность головы (ОГ) измеряют одной и той же сантиметровой лентой, по линии, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;

ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N; где N — количество месяцев жизни.

Окружность грудной клетки у доношенного новорожденного ребенка составляет 32 — 35 см. и в норме на 1,5 — 2 см. меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров. Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем окружность грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушенийГипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Для определения пропорциональности (гармоничности) физического развития младенцев используют специальные индексы.

Массо-ростовой индекс -отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 — об его избыточности.

Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5 — 2 см. больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Для контроля окружности головы и груди малыша лучше приобрести собственную сантиметровую ленту и пользоваться только ей — современные измерительные приборы имеют большие различия в величине делений.

Таблица 1. Средняя прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни (ВОЗ, 2006)

Возраст, мес.

Прибавка роста за месяц, см.

Прибавка роста за истекший период, см.

Месячная прибавка массы тела, гр.

Прибавка массы тела за истекший период, гр.

1

3

3

600

600

2

3

6

800

1400

3

2,5

8,5

800

2200

4

2,5

11

750

2950

5

2

13

700

3650

6

2

15

650

4300

7

2

17

600

4900

8

2

19

550

5450

9

1,5

20, 5

500

5950

10

1,5

22

450

6400

11

1,5

23, 5

400

6800

12

1,5

25

350

7150

Читайте также:  По узи определить синдром эдвардса

Психическое и двигательное развитие детей первого года жизни

В тесном взаимодействии с физическим развитием младенца, протекает эволюция его психических и двигательных навыков, однако, для грамотной оценки динамики психомоторного развития малыша, необходимо четко представлять себе физиологию «отправной точки», а именно двигательные особенности новорожденного ребенка (таблица 2).

Таблица 2. Врожденные безусловные рефлексы здорового ребенка на первом году жизни:

Хватательный рефлекс

Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Поисковый рефлекс

Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Сосательный рефлекс

Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Рефлекс Бабинского

При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Рефлекс Моро

Ребёнок разводит и сводит реки и ноги — как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Рефлекс Бабкина

При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Плавательный рефлекс

Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот.

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Рефлекс ходьбы

Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности

Гипоксическо ишемическая энцефалопатия синдром двигательных нарушений

Психомоторное развитие здорового доношенного ребенка на первом году жизни:

Возраст

Психоречевое развитие

Двигательное развитие

Новорожденность

  • Слух — при резком звуке вздрагивает или моргает
  • Со 2-й недели жизни — слуховое сосредоточение (плачущий ребенок умолкает, прислушивается при сильном звуковом раздражителе)
  • Зрение — при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света
  • Фиксирует и удерживает кратковременно взгляд за движущимся предметом
  • Много спит, просыпается только на кормление или когда мокрый
  • Характерна поза «эмбриона» ручки и ножки прижимает к туловищу, кисти сжаты в кулачок
  • Двигательная активность хаотическая, нецеленаправленная
  • Возможно непостоянное легкое сходящееся косоглазие
  • Возможен редкий высокочастотный тремор (дрожание) подбородка, рук при крике, кормлении

1 месяц

  • Кратковременная зрительная фиксация, плавное прослеживание за движущимся предметом
  • Слуховое сосредоточение
  • Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого
  • Речь — появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к»
  • Первая улыбка при общении со взрослыми или во сне
  • Лежа на животе — кратковременно приподнимает и удерживает голову
  • Моторика — в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
  • Эмоции — открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

  • Четкий ритм сна и бодрствования. Сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование
  • Улыбка при общении со взрослыми
  • Длительно удерживает предмет в ноле зрения
  • Ищет источник звука поворотом головы
  • Крик интонационно выразительный
  • Начинает гулить
  • Лежа на животе длительно удерживает голову, в вертикальном положении — непостоянно
  • Непродолжительно удерживает вложенную игрушку в руке

3 месяца

  • Активно бодрствует
  • Комплекс оживления при общении (активные движения, улыбка при общении со взрослыми, при появлении интересной игрушки)
  • Певуче гулит
  • Плавно следит за игрушкой во всех на правлениях
  • Сочетанный поворот головы и глаз к источнику звука
  • Направляет руку к игрушке
  • Рассматривает, ощупывает свои ручки
  • Лежа на животе опора на согнутые под острым углом предплечья
  • В вертикальном положении хорошо удерживает голову
  • Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты в кулачки
  • Может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот
  • Иногда ребёнок случайно наталкивается руками на игрушки, которые подвешены над кроваткой
  • В связи с угасанием рефлекса опоры, подвешенный в вертикальном положении начинает приседать или очень слабо опирается

4 месяца

  • Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления. Начинает различать лица и дифференцировать «свой – чужой»
  • Певучее гуление, смех
  • Целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью
  • Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду
  • Тянет руки в рот
  • Локализует звук в пространстве. Различает голоса близких
  • Лежа на животе — опора на согнутые под прямым углом предплечья
  • Лежа на спине — при тракции за руки сгибает руки в локтях, приподнимает голову, подтягивается
  • Поворачивается со спины на бок или живот

5 месяцев

  • Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха
  • Четко дифференцирует «свой-чужой»
  • Адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
  • Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье
  • Переводит взгляд с предмета на предмет
  • Тянется к игрушке и захватывает ее, перекладывает игрушки из рук в руку, тянет руку и игрушку в рот, двумя руками держит бутылочку
  • Лежа на животе опирается на вытянутые руки, на одну руку
  • На спине — при подтягивании за руки тянется за руками, присаживается
  • Уверенно поворачивается со спины на живот
  • Ровно стоит при поддержке

6 месяцев

  • Четкая ориентировочная реакция; при виде матери беспокоится или оживляется
  • Рассматривает окружающие предметы и людей
  • Оптическая реакция опоры рук; захватывает игрушку с любой стороны. Держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку
  • Поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
  • Начинает реагировать на своё имя
  • Хорошо ест с ложки, снимая губами, пьёт из чашки
  • Речь — ребенок подолгу может общаться сам с собой. Начало лепета (отдельные слоги говорит «ба», «ма)
  • Лежа на животе — опора на вытянутые руки, на одну руку
  • Лежа на спине — при тракции за руки садится
  • Посаженный удерживает позу с опорой на две руки
  • Поворачивается со спины на живот и обратно

7 месяцев

  • Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом
  • Дифференцирует «своих» и «чужих»
  • Узнает голоса близких
  • Активный лепет
  • Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями. Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке
  • Находит взглядом знакомый предмет по просьбе взрослого
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый
  • Поворачивается с живота на спину и обратно
  • Посаженный ребенок сидит без опоры на руки
  • Стоит при поддержке
  • Становится на четвереньки
  • Ползает на животе по-пластунски

8 месяцев

  • Игровой контакт с взрослыми; Лепет и жест как средство коммуникации
  • Четко дифференцирует «своих» и «чужих». Различает лица людей. Знает свое имя
  • Активный, интонационно-выразительный лепет
  • Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует 2 — 3 предметами;
  • Хлопает в ладоши – играет в «ладушки», машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым. Достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Подражает взрослым, понимает некоторые слова – «дай», «на», «где?», игровой контакт со взрослым
  • Сам держит в руке сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
  • Самостоятельно садится и сидит, не опираясь
  • Становится и ползает на четвереньках
  • Ухватившись за опору, становится на колени, на ноги

9 месяцев

  • Игровой контакт со взрослыми. Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью
  • Отвечает действием на словесные инструкции. Ищет спрятанную игрушку. Общение при помощи жеста
  • Берет мелкие предметы двумя пальцами
  • В лепете разнообразные звуковые сочетания: отдельные слогоподражательные слова, интонационно-мелодическая имитация фразы
  • Может начать приучаться к горшку, так как демонстрирует готовность опорожниться
  • Пьет из чашки, придерживая ее руками
  • Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с предметами
  • Встает, ухватившись за опору
  • Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки
  • Ползает, встает на колени

10 месяцев

  • Реакция неудовольствия на различные ситуации
  • Голосом сигнализирует о биологических нуждах
  • Подражание звукам, слогам
  • Разнообразие звуковых сочетаний
  • Лепетные слова
  • Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»
  • Игровой контакт со взрослым
  • Вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза. Пальцевой захват игрушки
  • Играет с игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга
  • Показывает части тела другого человека
  • Стоит самостоятельно
  • Ходит при поддержке за ручку или опору держась одной рукой
  • Поднимается и спускается с невысокой лестницы

11 месяцев

  • Выполняет некоторые просьбы, избирательно относится к окружающему
  • Реакция торможения при слове «нельзя»
  • Говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя»
  • Выбрасывание игрушек из кровати. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машины. Показывает части своего тела
  • Уверенно стоит без опоры
  • Приседает
  • Ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры

12 месяцев

  • Избирательное отношение к окружающим. Подчиняется некоторым инструкциям
  • Обращается со взрослыми при помощи звукосочетаний
  • Говорит 5 — 6 лепетных слов, выражена интонация просьбы
  • Соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами
  • Вкладывает один предмет в другой открывает коробку или ящик
  • Любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
  • Пользуется ложкой и гребенкой по назначению
  • Ходит без поддержки
  • Приседает и встает

Если ребенок родился недоношенным и/или маловесным, допустимые сроки приобретения навыков смещаются, однако они тоже имеют свой допустимый возрастной диапазон.

Особенности психомоторного развития детей, родившихся с дефицитом массы тела

ГФ

Масса тела от 1000 г.

Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 — 3 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 3 — 4 месяца.

Поворот со спины на живот в 6,5 — 7,5 месяцев.

Поворот с живота на спину в 7,5 — 8,5 месяцев.

Самостоятельно садится в 9 — 12 месяцев.

Самостоятельно стоит в 11 — 12 месяцев.

Самостоятельно ходит в 14 — 15 месяцев.

Начинает произносить слова в 12 — 14 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 1000 до 1500 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 2 — 2,5 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 3 — 4 месяца.

Поворот со спины на живот в 6 — 7 месяцев.

Поворот с живота на спину в 7 — 8 месяцев.

Самостоятельно садится в 8 — 10 месяцев.

Самостоятельно стоит в 11 — 12 месяцев.

Самостоятельно ходит в 14 — 15 месяцев.

Начинает произносить слова в 12 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 1500 до 2000 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 — 2 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

Поворот со спины на живот в 5 — 6 месяцев.

Поворот с живота на спину в 6 — 7 месяцев.

Самостоятельно садится в 7 — 8 месяцев.

Самостоятельно стоит в 9 — 10 месяцев

Самостоятельно ходит в 11 — 13 месяцев

Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 2000 до 2500 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 1 — 1,5 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 — 2 месяца.

Поворот со спины на живот в 5 — 5,5 месяцев.

Поворот с живота на спину в 6 — 7 месяцев.

Самостоятельно садится в 6 — 7 месяцев.

Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

Самостоятельно ходит в 11 — 12 месяцев.

Начинает произносить слова в 11 — 12 месяцев

ГФ

О.В. Быкова

Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии

Департамента Здравоохранения г. Москвы

Источник

Читайте также:  Тест для педагога синдром эмоционального выгорания