Гиподинамический синдром и его последствия
Предупреждение для всех читателей: я не являюсь специалистом в области медицины, а значит, что мои статьи носят лишь ИНФОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. Они ни в коем случае НЕ ЗАМЕНЯЮТ консультации со специалистом.
Работа организма.
Организм — высокоорганизованная система, ежедневно выполняющая более тысячи процессов. Каждая клетка выполняет свою специфическую роль.
Если человек ведёт здоровый образ жизни, то работа организма сохраняет свою целостность. Однако, если один из факторов нарушен, это сильно сказывается на организме. Одним из таких факторов может явиться отсутствие должной физической активности.
Движение — это жизнь.
Чтобы поддерживать целостность системы важно ежедневно проявлять физическую активность (здесь я не имею ввиду занятия в спортзале на тренажёрах). Активность позволяет держать все мышцы в тонусе, помогает укрепить главную мышцы организма — сердце.
Но, ввиду современного образа жизни, чаще всего наблюдается обратный случай.
Гиподинамия.
Этим обратным случаем является малоподвижный образ жизни. Он в свою очередь приводит к гиподинамии.
Гиподинамия — это патология, вызванная в основном недостатком физической активности.
Современный мир обусловлен тенденциями в офисной работе. 8 часов сидя неподвижно на одном месте, при этом делая 10-15 минутный перерыв на обед и кофе. Конечно, это чревато серьёзными последствиями, но кого это будет беспокоить?
Сама патология может проявиться пустяковыми симптомами, вроде усталости, быстрой утомляемости, снижением работоспособности и т.д. Эти симптомы можно списать на последствия тяжёлого рабочего дня. По мере того, как человек игнорирует физическую активность симптомы могут усиливаться. Например, возникают проблемы с позвоночником.
Усиливает течение симптомов неправильное питание. Если человек должным образом питается, при этом не уделяя время спорту, то он постепенно набирает лишний вес.
Но, лишний вес далеко не самое худшее последствие.
К чему приводит гиподинамия?
При гиподинамии страдает весь организм. Мышцы от недостатка физической активности, постепенно становятся дряблыми (теряя свою сократительную способность).
Лишний вес может привести к атеросклерозу — страшному заболеванию, при котором весь лишний холестерин и его жиры откладываются на стенках артерий и вен[Атеросклероз является одной из главных причин ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, инсульта].
Кальций — основа всех костей, вследствие гиподинамии не усваивается костями в должном количестве, поэтому развитие остеопороза имеет место быть.
Сбой в работе также происходит у нервной системы (стрессы, депрессии), ЖКТ (запоры, нарушение перистальтики кишечника и др.),дыхательной системы.
Что тогда делать?
Единственный кто сможет помочь вам в этом деле — грамотный специалист. Выявив жалобы и проведя все обследования, он сможет построить правильную систему лечения.
Но, вы также можете помочь себе сами. Вам необходимо будет изменить ваш привычный образ жизни, внести тем самым немного спорта и изменив привычное питание.
Благодарности.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Надеюсь, кому-то она покажется полезной.
Если понравилась статья, то не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Источник
О том, как малоподвижный образ жизни вредит здоровью, что такое туннельный синдром и почему нельзя затягивать с лечением, а также о том, как работникам офисов бороться с гиподинамией, Medical Note рассказала Ольга Собокарь, врач-невролог клиники «Сесиль».
Расскажите, пожалуйста, как малоподвижный образ жизни, в том числе и постоянная работа за компьютером, сказывается на здоровье человека?
— В современном мире, действительно, большинство людей ведут малоподвижный образ жизни, проводят много времени перед экраном компьютеров, в автомобильных пробках, с трудом находят время на спорт или даже простые прогулки. А это крайне негативно влияет на здоровье человека.
Малоподвижный образ жизни вызывает гиподинамию и, как следствие, приводит к возникновению хронических заболеваний.
Какие системы и органы страдают прежде всего?
— Гиподинамия бьет по всему организму. Из-за малоподвижного образа жизни страдают сердце и сосуды, печень, легкие, органы желудочно-кишечного тракта, эндокринная система, костно-мышечная и, конечно, нервная система.
Среди тех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, очень распространен туннельный синдром. Как он появляется и чем опасен?
— Да, туннельный синдром часто поражает людей, чья работа связана с долгим пребыванием в статичном положении. Такое заболевание коварно своим постепенным развитием и наличием стойкой неврологической патологии.
В начале заболевания человек не обращает должного внимания на появившийся дискомфорт, непродолжительные боли, например, в запястье, пальцах рук, плече, обычно обходится обезболивающей мазью и не спешит к неврологу.
Если человек решит не обращаться к врачу, продолжит бороться с болью, к чему может привести туннельный синдром в итоге?
— Самолечение туннельного синдрома, когда происходит сдавливание нерва, может привести к обездвиженности конечности, нарушению походки, стойкому неврологическому дефициту вплоть до инвалидизации. Врачи не устают повторять, что не стоит заниматься самолечением.
Самолечение туннельного синдрома может привести к инвалидизации.
Как правильно лечить туннельный синдром?
— Прежде всего, необходимо обратиться к врачу-неврологу за квалифицированной помощью. Далее, исходя из конкретного случая, врач назначит медикаментозную терапию, мануальную или физиотерапию, а также посоветует комплекс простых, но эффективных упражнений, чтобы помочь разгрузить мышцы в течение рабочего дня.
Какие еще заболевания с точки зрения неврологии связаны с малоподвижным образом жизни?
— Как я уже говорила, малоподвижный образ жизни негативно сказывается на всем организме, в частности, приводит к хроническим болевым синдромам, чаще всего в области шеи и спины, а также вызывает головные боли. И интенсивность боли в этих случаях также будет нарастать постепенно.
Что делать, если специфика работы предполагает долгое сидение в кресле за компьютером, за рулем автомобиля, и человек не может от нее отказаться?
— Есть очень много профессий, где деятельность человека не предполагает большой физической активности. Поэтому, чтобы избежать гиподинамии и ее отрицательных последствий, надо обязательно каждые два часа вставать со своего рабочего места.
При этом можно подняться на другой этаж пешком, пройтись по коридору, сделать простую гимнастику.
Какая еще возможна профилактика при сидячем образе жизни?
— Отличной профилактикой послужит не только движение во время рабочего дня, но и отказ от пользования лифтом и общественным транспортом.
Если есть возможность, надо как можно больше ходить пешком. Кроме того, надо включать в свое расписание занятия спортом, как бы банально это не звучало.
Может ли привести к неврологическим и другим заболеваниям многозадачность и огромный объем информации, который сваливается на человека в течение рабочего дня?
— Да, конечно. Когда человеку нужно помнить сразу о многих вещах и постоянно все контролировать, это дополнительный удар по здоровью. Эмоциональный стресс на фоне значимой умственной и моральной нагрузки может ухудшить состояние здоровья и стать провоцирующим фактором в возникновении заболевания.
Связаны ли головные боли с постоянной работой за компьютером?
— В какой-то степени это взаимосвязано, если головные боли носят постоянный характер. Однако в любом случае не стоит игнорировать такой сигнал организма.
Если головные боли упорные, систематические, постоянные, то необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-неврологу, чтобы не пропустить начало возможной серьезной патологии, например, опухоли головного мозга.
Помните, что обращаться к врачу надо при любом виде головной боли, потому что это уже само по себе является серьезным, даже опасным симптомом, и самолечение может привести к непоправимым последствиям.
Существует ли профилактика головных болей?
— Как таковой профилактики головной боли не существует, однако надо помнить о нескольких простых правилах.
Надо соблюдать режим сна, контролировать показатели артериального давления, сердечной деятельности, обеспечивать правильное положение позвоночника во время сна, то есть спальное место, матрас должны быть удобными. Кроме того, необходим контроль за состоянием здоровья при наличии любых хронических заболеваний.
Профилактика головных болей — соблюдение режима сна.
Что бы вы могли посоветовать людям, которые большую часть времени по работе проводят за компьютером?
— Самое главное — надо делать перерывы в работе каждые два часа на 15 минут. Также стоит ограничить прием крепких стимуляторов (кофе, чай) или же перенести их прием на первую половину дня. Кроме того, стоит освоить простые упражнения и регулярно делать гимнастику для мышц шеи и рук в перерывах между работой.
С какими запросами чаще всего приходят пациенты в вашу клинику?
— С самыми разными, но чаще всего это головные боли, боли в спине, хронические сосудистые заболевания.
Какие неврологические заболевания лечат в вашей клинике?
— В клинике «Сесиль» лечат практически все неврологические заболевания: эпилепсию, хронические сосудистые, нервно-мышечные, демиелинизирующие заболевания, хронические инфекции нервной системы, а также болезни позвоночника, боковой амиотрофический синдром (БАС) и последствия инсультов.
В чем особенности подхода и лечения неврологических проблем в вашей клинике?
— В нашей клинике осуществляется персонифицированный подход ко всем пациентам, с назначением необходимой диагностики и лечения с дальнейшим наблюдением в динамике. Практически все специалисты нашей клиники имеют научные степени, огромный практический опыт.
Современное оснащение позволяет безошибочно и в самые кратчайшие сроки диагностировать и лечить практически любую, даже самую тяжелую патологию нервной системы.
Читайте также:
Контрактура сустава: как не потерять подвижность?
Источник
Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?
1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?
Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга.Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.
Гипер (много, гипо (мало, — подвижные, активные. Выражаясь доступным языком не имеющие «золотой середины». И один и другой синдром имеет свои характеристики и объяснения.
Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.
В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. То есть ребенок на фоне усталости не может остановиться, успокоиться самостоятельно.
При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.
2. Как это выглядит в жизни?
Гиперактивность.
— Какая-то «бестолковая» подвижность.
— Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.
— Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.
— Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.
— Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто
даже опережая возрастные показатели.
— Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,
вставать на ножки, ходить и т. д.
— Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.
— Не ходят, а бегают.
— Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги
на ногу или подпрыгивают на месте.
— Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.
Об эмоциональных возможностях.
Гипердинамические дети,как правило:
— Не злы.
— Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.
— Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.
— Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.
— Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.
(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая
работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.
А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.
3. Как это выглядит в жизни?
Гипоактивность.
Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже
определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом:
— малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда
стремятся спрятаться в тень,
— у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной
двигательной активности — вялость, заторможенность,
— из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у
гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены
структуры, его обеспечивающие.
До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».
— Много спит.
— Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.
— При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные
игрушки.
— К новым людям насторожен и недоверчив.
— Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с
развитием.
— Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят
диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.
Об эмоциональных возможностях.
— Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,
трудно.
— Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и
трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех
очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что
«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не
демонстрирует своих чувств и не говорит о них.
Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.
Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой. [/b]
Источник
Подробности
Категория: Советы родителям
Опубликовано 20.08.2012 06:51
Автор: Администратор
Просмотров: 6495
В любой группе детского сада или в школьном классе встречаются дети, которые просто не могут долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям взрослых. Они постоянно ёрзают на стуле или даже вскакивают и бегут куда-то, например, посмотреть, какая машина проехала за окном, что-то по пути задевают, опрокидывают, роняют, кого-то толкают. Эти дети, как правило, чрезмерно разговорчивы, могут своей болтовнёй вывести из терпения даже очень терпеливую воспитательницу, то и дело вмешиваются в разговоры старших, задают множество вопросов и ни на один не дослушивают ответа. Мгновенно обижаются и так же легко забывают о своих обидах. На замечания не реагируют или возбуждаются ещё больше. О таком малыше говорят: «юла», «дыру на одном месте провернёт», «вулкан, а не ребёнок».
Встречаются, хотя и реже, дети, на которых до поступления в школу воспитатели могут ни разу не пожаловаться родителям. Дети тихие, послушные, незлобивые, любят спокойно играть в одиночестве где-нибудь в уголке, на занятиях не успевают сделать всё так же быстро, как другие, но никому не мешают. Взрослые часто называют такого малыша «тюфячком», сверстники могут прозвать «тормозом». Часто только с началом школьного обучения «всплывают» проблемы, связанные с тем, что такой первоклассник отстаёт от класса, не может сконцентрировать внимание на задании, «витает в облаках», с трудом переключается на другой вид деятельности. Иногда учителя даже начинают сомневаться в его умственных способностях, хотя дома ребёнок, чаще всего, хороший помощник для своих родителей и у него многое получается, если его не торопить.
И безудержная активность и заторможенность, описанные выше, связаны с ранними нарушениями нервной системы ребёнка. Если малыша обследовал невропатолог, то в медицинской карте можно увидеть такие записи как «энцефалопатия», «ММД», «гипер-(или гипо-)динамический синдром», «СДВГ».
Что же означают эти загадочные диагнозы?
Нужно ли лечить такого ребёнка?
Как взаимодействовать с ним?
Чего ожидать в дальнейшем?
На эти вопросы мы и постараемся кратко ответить.
Диагноз энцефалопатия буквально означает «повреждение мозга». Поставить его может врач-невропатолог. Когда этот диагноз ставится ребёнку до года, это означает, что невропатолог обнаружил у малыша те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, которые , скорее всего, обусловлены травмой. Травма эта могла быть получена как в период внутриутробного развития, так и во время родов или в раннем младенчестве. Когда именно она была получена, определить удаётся крайне редко. В крайне тяжёлом случае имеет место ДЦП (детский церебральный паралич), но чаще наблюдаются более лёгкие формы энцефалопатии, которые часто компенсируются до года без медицинского вмешательства или в результате специального лечения. У части детей лёгкие нарушения сохраняются и врач может поставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). В США в подобных случаях часто используется определение «ребёнок с проблемами».
ММД — это исход лёгкого органического поражения головного мозга. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические синдромы и невротические реакции, а в школьном возрасте могут быть специфические сложности с учёбой и поведением.
И, наконец, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или гиперкинетический синдром, а в случае преобладания торможения, гиподинамический синдром — это одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей СДВГ чаще всего выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Гораздо реже, когда имеет место гипокинетический синдром, проявляются все эти признаки, кроме последнего. Вместо чрезмерной активности — вялость, заторможенность.
Более полувека учёные занимаются проблемой подобных нарушений, но до сих пор не выявлено истинных причин возникновения подобных расстройств. Одни учёные считают, что дело здесь только в последствиях родовых травм; другие полагают, что причинами поражения головного мозга ребёнка могут быть генетические факторы, , нарушения биохимического баланса в ЦНС, инфекционные заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни малыша, нарушения кровообращения.
Как бы то ни было, мозг ребёнка получил слабые повреждения и часть его клеток не функционирует. Тогда здоровые нервные клетки берут на себя «обязанности» пострадавших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Одновременно с восстановлением идёт процесс нормального возрастного развития малыша, а значит его нервная система работает с двойной нагрузкой (восстановление + нормальное развитие). Тот, кому приходилось заниматься двумя делами сразу, трудиться на двух работах, понимает насколько это тяжело. А в нашем случае речь идёт о нервной системе маленького ребёнка, выполняющей «две работы». При этом, как показывают исследования учёных, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего. Поэтому понятно, что такой ребёнок наиболее уязвим для возникновения различных неврозов.
В стрессовых ситуациях, при длительном перенапряжении, после различных соматических заболеваний, при резкой смене условий жизни и т. д. у гипер-или гиподинамичного ребёнка может наступить ухудшение неврологического состояния.
Нелегко не только ребёнку, но и его родителям, особенно матери. Как пишет И.П. Брязгунов, врач, долгое время занимающийся данной проблемой: «…синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но часто и матери.<…> Вначале наступает период «истощения» — астеноневротическое состояние, а затем период угнетённого настроения. Поэтому лечить следует не только ребёнка, но одновременно и мать,» — считает он.
Однако не следует каждого подвижного и неусидчивого ребёнка считать гипердинамичным. Этот диагноз может поставить только врач. И только он решает вопрос о необходимости медикаментозного лечения. Дело в том, что наличие в группе детского сада или в классе способствует возбуждению других детей. И.П. Брязгунов приводит такой пример. В одном из первых классов при первичном наблюдении было выявлено 8 гиперактивных детей из 18-и. Однако после полного обследования дефицит внимания был выявлен только у пяти из них, а ярко выраженная гиперактивность — лишь у двух. Они-то и «заводили» весь класс.
Родителям, которые подозревают у своего ребёнка наличие гипер- или гиподинамического синдрома следует обратить внимание на такие признаки, как:
- наличие других неврологических диагнозов (ММД, энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление);
- неконтролируемая моторная активность или, наоборот, постоянная вялость, заторможенность;
- слабая для данного возраста концентрация внимания;
- различные стойкие нарушения сна;
- логопедические проблемы;
- неумение приспособиться к требованиям дисциплины;
- быстрая, «захлёбывающаяся» речь или молчаливость, односложные ответы;
- повышенный травматизм, как следствие неуклюжести и/или бесцельной двигательной активности;
- тики или навязчивые движения (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, грызёт ногти, постоянно крутит, мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.);
- ночное или дневное недержание мочи;
- поверхностная общительность, отсутствие чувства дистанции с чужими людьми или же замкнутость, отчуждённость;
- предпочтение в играх более младших детей;
- сам ведёт себя, как ребёнок более младшего возраста;
- заметное изменение состояния, настроения в зависимости от времени года (обострения осенью и весной), суток, изменений погоды;
- резкая смена настроения, срывы даже при небольшом стрессе или напряжении.
Если у Вашего малыша имеются 4 — 5 или более из этих признаков — это повод показать его невропатологу или клиническому психологу.
Не следует думать, что только приём каких-то лекарств поможет Вашему ребёнку. Лишь совместными усилиями всех специалистов, работающих с ним, при обязательном активном участии семьи можно справиться с негативными проявлениями этих синдромов.
Без поддержки самых близких людей — родителей — у ребёнка немного шансов справиться с такой нервной нагрузкой.
Гипердинамичному или гиподинамичному ребёнку более, чем другим детям необходим строгий режим дня. Ведь для малыша важна стабильность, устойчивость его домашнего мира, соблюдение определённых ритуалов. Стабильность обязательна и в пространстве (ложиться спать всегда на одном и том же месте, среди привычных предметов), и во времени (например,после ужина всегда смотрим «Спокойной ночи, малыши», перед сном пьём кефир, а когда ложимся спать, мама читает сказку).
Бесцельная неконтролируемая двигательная активность гиперадинамичного ребёнка или заторможенность гиподинамичного — это реакция на меняющийся (а значит, опасный для него!) внешний мир. Подобным образом ведут себя животные в случае опасности: начинают метаться или замирают. Преодолеть подобные проявления ребёнку может помочь только уверенность в безопасности, в том, что его любят и принимают таким, каков он есть, со всеми его особенностями.
Многих родителей беспокоит вопрос подготовки к школе и последующего обучения их особенного ребёнка. Здесь можно дать несколько общих советов родителям гиперактивного ребёнка:
- период относительно устойчивой работоспособности у такого малыша очень непродолжителен (даже у первоклассника он не превышает 5 — 15 минут), следовательно и продолжительность непрерывного занятия с ним не должна превышать этого времени);
- занятия с ребёнком лучше проводить в игровой форме, предоставляя ему возможность двигаться, вставать с места, перемещаться по комнате. Е.В. Мурашова в своей книге приводит пример того, как мама выучила с сыном буквы в то время, как он сидел под кроватью, а она подавала ему туда карточки;
- заниматься с ребёнком лучше в начале дня, а не вечером;
- не стоит быть слишком требовательными к аккуратности в начале работы;
- использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания, объятия);
- поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;
- сохранять спокойствие, так как на раздражение мамы гипердинамичный ребёнок реагирует возбуждением, а гиподинамичный ещё большей заторможенностью или слезами;
- по возможности, хорошо бы оборудовать дома спортивный уголок, где ребёнок мог бы отреагировать свою двигательную активность без вреда для себя и окружающих.
Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Затем происходит снижение симптомов, а в период полового созревания наблюдается новый «всплеск». К концу этого периода гиперактивность и эмоциональная импульсивность исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль, но дефицит внимания сохраняется. При снижении симптомов заболевания у людей с СДВГ, как правило, остаётся неспособность выполнять скучную монотонную деятельность.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — Спб.: Речь, 2008.
- Брязгунов И.П., КасатниковаЕ.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. — 2-е изд., доп. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Источник