Гипервентиляционный синдром как снять приступ

Гипервентиляционный синдром как снять приступ thumbnail

Гипервентиляционный синдром как снять приступ

Гипервентиляционный синдром (усиленное дыхание) – это одно из распространенных проявлений вегето-сосудистой дистонии. Возникает он в результате дисфункций в центральной нервной системе из-за различных причин. Проявляется целой группой симптомов, включающей дыхательные, вегетативные, психические, сосудистые, болевые и мышечные проявления. Результатом изменений становится ненормальное дыхание,  увеличение легочной вентиляции. Требует комплексного лечения, в первую очередь – урегулирования процессов в центральной нервной системе. Из этой статьи Вы сможете узнать о причинах, симптомах и способах лечения гипервентиляционного синдрома.

Общие сведения. Статистика

Гипервентиляционный синдром может встречаться под другими названиями: синдром Да Коста (по имени американского врача, описавшего подобные явления у солдат, участвовавших в гражданской войне), синдром усилия, нервный дыхательный синдром, психофизиологические дыхательные реакции, дыхательный невроз, неустойчивое дыхание, синдром раздраженного сердца.

Встречается у 6-11% населения Земли. Чаще страдают женщины: у слабого пола это состояние выявляется в 4-5 раз чаще, чем у мужчин.

Причины

Гипервентиляционный синдром как снять приступВ большинстве случаев в основе гипервентиляционного синдрома лежит патология нервной системы функционального, а иногда и органического, характера

Гипервентиляционный синдром это проявление нарушения регуляции функции дыхания вегетативной нервной системой. Несмотря на свои далеко не неврологические проявления, все же причина состоит именно в этом. К нарушению регулирующих функций вегетативной нервной системы могут приводить различные состояния. Все факторы развития гипервентиляционного синдрома можно разделить на 4 группы:

  • психогенные: неврозы, неврастении, истерия, страхи, пребывание в условиях хронического стресса и тревоги;
  • заболевания нервной системы органической природы: когда есть четкий морфологический субстрат (например, арахноидит с повышением внутричерепного давления);
  • заболевания других органов и систем (например, сахарный диабет, ревматоидный артрит, гипертоническая болезнь);
  • интоксикации и метаболические нарушения (например, недостаток кальция и магния).

Несомненно, что психогенные факторы являются ведущими. Отмечена такая особенность появления гипервентиляционного синдрома у людей с психологическими проблемами из детства: он чаще возникает у тех людей, которые в детстве имели возможность наблюдать картину дыхательных расстройств. Например, приступ бронхиальной астмы, удушье тонувших на глазах людей и другие.

При гипервентиляционном синдроме наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра в стволе головного мозга, нарушается чередование фаз вдоха и выдоха, происходит срыв программы дыхания, в результате чего дыхание становится избыточным, легочная вентиляция усиливается неадекватно существующим потребностям. Возникает снижение содержания углекислого газа в крови, повышается рН крови за счет избытка щелочи, возникает минеральный дисбаланс. Все эти изменения и вызывают симптомы гипервентиляционного синдрома.

Симптомы

Гипервентиляционный синдром чаще имеет кризовое течение, то есть  его симптомы возникают достаточно внезапно, длятся какой-то промежуток времени (несколько минут или часов) и отступают. Через некоторое время приступ повторяется.

Типичная картина гипервентиляционного криза выглядит следующим образом. У больного возникает тревога и страх без видимой причины. Одновременно с этим или чуть позже появляется одышка, чувство нехватки воздуха (глотают воздух, судорожно открывая рот), невозможность глубоко вдохнуть, ком в горле. Дыхание учащается. Страх усиливается, больному кажется, что сейчас его настигнет смерть. Присоединяются сердечно-сосудистые нарушения (боль в груди, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления). Больного охватывает паника. Кроме дыхательных и сердечно-сосудистых нарушений могут появляться и другие симптомы.

Все симптомы гипервентиляционного синдрома можно разделить на несколько групп:

  • вегетативные (дыхательные, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные расстройства, нарушения мочеиспускания);
  • изменения сознания;
  • мышечно-тонические и двигательные расстройства;
  • болевые и другие нарушения со стороны органов чувств;
  • психические расстройства.

Рассмотрим поподробнее каждую группу симптомов.

Дыхательные расстройства

Гипервентиляционный синдром как снять приступ

Дыхательные расстройства могут быть самыми разнообразными. Они составляют основной клинический компонент гипервентиляционного криза. Это такие симптомы, как:

  • ощущение нехватки воздуха (кислорода), неудовлетворенность вдохом, ощущение его неэффективности. Больной зациклен на своем дыхании, на свежем воздухе, «гигиене дыхания», то есть на коррекции факторов внешней среды, которые обеспечат ему полноценный вдох. Больные жалуются на неуемное желание вдохнуть полной грудью, что невозможно, по их мнению, хотя они и стараются. Если такой вдох им удается, они акцентируют на нем внимание, как бы подтверждая реальность своих нарушений, хотя на самом деле этот «глубокий» вдох ничем не отличается от остальных. Обычно реальное дыхание у таких больных учащенное и глубокое, с нормальным ритмом вдоха и выдоха. В стрессовых ситуациях степень фиксации на своих ощущениях усиливается;
  • потеря автоматического дыхания. Больному кажется, что если он не будет следить за своими вдохами, то есть не будет их воспроизводить волевым усилием, то самостоятельная дыхательная деятельность прекратится. «У меня будет остановка дыхания, и я задохнусь», — так говорит о себе такой больной;
  • ощущение невозможности осуществить полноценный вдох в результате какого-то препятствия (ком в горле, зажатость грудной клетки). При этом типе дыхательных расстройств больные также фиксируются на своем дыхании, но больше на его отдельных этапах (а не на факторах окружающей среды, как описано выше), то есть ищут причину в себе («убрать ком», «расслабить мышцы грудной клетки»). Объективно дыхание у таких больных частое, с неправильным ритмом чередования вдоха и выдоха, с участием вспомогательных мышц (тех, которые в норме в акте дыхания не участвуют). Клинически это выглядит как приступ удушья при астме, поэтому этот вариант дыхательных расстройств иногда именуют атипичной астмой, однако при аускультации (прослушивании) никаких дыхательных шумов, свойственных настоящему приступу астмы, не выявляется;
  • периодические вздохи, кашель, зевота, сопение. Естественно имеется ввиду не эпизодическое зевание или сопение, единичные эпизоды кашля, а систематическое беспричинное повторение этих действий. Эти проявления дыхательных нарушений возникают не при кризовом течении гипервентиляционного синдрома. Они не замечаются самим больным, не доставляют ему дискомфорта, обычно на это обращают внимание окружающие. Тем не менее, подобных незначительных изменений оказывается достаточно для изменения нормального газового состояния крови и нарушения рН.

Дыхательные симптомы всегда присутствуют в картине гипервентиляционного синдрома. Проявления со стороны других органов и систем могут колебаться от отсутствия вообще до ярких проявлений.

Сердечно-сосудистые нарушения

Подобные изменения часто сопровождают гипервентиляционные кризы. К таким нарушениям относят:

  • боли в области сердца различного характера (колющего, стреляющего, сжимающего, ноющего);
  • ощущение сердцебиения;
  • боли в грудной клетке, чувство сжатия;
  • дискомфорт в области сердца;
  • перепады артериального давления;
  • нарушения сердечного ритма (чаще экстрасистолии);
  • возможны изменения со стороны ЭКГ (подъем сегмента S-Т);
  • головные боли;
  • головокружение, неустойчивость при ходьбе;
  • шум в ушах и голове, кратковременное снижение слуха;
  • синюшная окраска кистей и стоп;
  • повышенная потливость;
  • синдром Рейно (вследствие спазма сосудов).

Желудочно-кишечные расстройства

Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта почти всегда сопровождают гипервентиляционный синдром. Это могут быть:

  • изменение перистальтики (чаще в сторону усиления) и, как следствие этого, частая дефекация вплоть до диареи; значительно реже — запоры;
  • заглатывание воздуха при еде и отрыжка воздухом (аэрофагия);
  • вздутие живота, метеоризм, урчание в животе;
  • тошнота, рвота;
  • непереносимость каких-либо пищевых продуктов (к которым ранее, до заболевания, больной относился вполне спокойно);
  • боли в животе.

Нарушения мочеиспускания

Этот вид нарушений непосредственно сопровождает  гипервентиляционный криз. Наиболее выражены изменения к концу криза. Это частые позывы к мочеиспусканию с выделением большого количества светлой мочи.

Изменения сознания

Гипервентиляционный синдром как снять приступ

К этой группе нарушений относят такие нарушения сознания, как:

  • обмороки;
  • предобморочные состояния: потемнение в глазах, «мушки», «туман» перед глазами, сужение полей зрения (в том числе взгляд как в бинокль), расплывчатость зрения, преходящая слепота;
  • ощущение déjà vu (дежавю) – «уже виденного». Возможно также чувство «уже слышанного», «уже пережитого», «никогда не виденного», «никогда не слышанного». То есть возникает навязчивое ощущение, что подобные события уже происходили (или не происходили);
  • чувство потери реальности: человек теряется в действительности, он представляет себя в каком-то параллельном мире (сказке, фильме ужасов и так далее). Это состояние называется дереализацией;
  • чувство потери личности, превращения в кого-то другого, то есть ситуация, когда «Я» — не «Я». Название этого состояния – деперсонализация.
Читайте также:  Фетальный алкогольный синдром у плода

Мышечно-тонические и двигательные расстройства

Эти расстройства в 90% случаев сопровождают гипервентиляционные кризы. Выглядят они следующим образом:

  • дрожь в руках и ногах;
  • внутренняя дрожь с ощущением жара или холода;
  • судорожные мышечные спазмы (сокращения): самым распространенным является так называемый карпопедальный спазм. Это когда кисть руки принимает вид «руки акушера» и/или резко сокращаются мышцы сгибатели стопы. «Кисть акушера» — пальцы сведены вместе (собраны так, как будто Вы берете щепотку чего-то) и слегка согнуты;
  • повышенная готовность к мышечным сокращениям. Проверяется постукиванием неврологическим молоточком по лицу ниже скуловой дуги (симптом Хвостека).

Болевые и чувствительные нарушения

Эти нарушения развиваются в 100% случаев при гипервентиляционном синдроме. Чаще всего представлены такими явлениями:

  • чувство онемения различных участков тела (преимущественно лица и кистей);
  • покалывание, ползание мурашек, жжение, выкручивание;
  • «ноги отказывают», «не могу пошевелиться» и тому подобные ощущения;
  • болевой компонент мышечных спазмов (то есть все судорожные сокращения мышц сопровождаются болью);
  • боли в разных частях тела (в области сердца, живота, головы и так далее).

Психические расстройства

Психические расстройства в этом случае совсем не означают неадекватность в поведении, а лишь отражают психологические особенности состояния больных в момент криза:

  • тревога;
  • страхи;
  • беспокойство;
  • печаль и тоска;
  • эмоциональность (бурная реакция на происходящее вокруг).

Диагностика

Для диагностики гипервентиляционного синдрома  играет роль тщательность сбора жалоб и анамнеза заболевания, внимательный осмотр больного. Поскольку больной обычно предъявляет массу жалоб со стороны разных органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тракта и др.), это должно служить критерием в пользу диагноза гипервентиляционного синдрома. Конечно, в первую очередь необходимо исключить органические заболевания тех систем, со стороны которых больной предъявляет жалобы. Для этого используются дополнительные методы исследования (УЗИ сердца, ЭКГ, спирография, УЗИ органов брюшной полости и так далее).

При грамотном опросе, в большинстве случаев можно выявить положительный психогенный анамнез, то есть наличие повышенного эмоционального напряжения, тревоги и тому подобных изменений.

Также можно провести довольно простую и не требующую каких-либо приспособлений пробу: попросить больного глубоко и часто подышать в течение 3-5 минут. Обычно этого бывает достаточно для воспроизведения всех симптомов гипервентиляционного синдрома. После возникновения симптомов их можно ликвидировать вдыханием воздуха с содержанием углекислого газа 5% или дыханием в полиэтиленовый пакет (поскольку при гипервентиляционном синдроме возникает снижение содержания углекислого газа в крови и в выдыхаемом воздухе, вдыхание воздуха с повышенным содержанием углекислоты помогает справиться с симптомами).

При проведении электромиографии выявляется положительная проба на скрытые мышечные спазмы. В специальных анализах крови можно обнаружить смещение кислотно-основного состояния крови в сторону ощелачивания.

Разработан специальный опросник, позволяющий в 90% случаев правильно диагностировать гипервентиляционный синдром.

Следует знать, что отдельно взятый симптом или данные дополнительных методов исследования отнюдь не свидетельствуют о наличии гипервентиляционного синдрома. Дыхательные нарушения могут быть симптомом таких грозных заболеваний, как бронхиальная астма или сердечная недостаточность, поэтому только комплексное обследование и вдумчивое отношение врача к предъявляемым жалобам помогают правильно поставить диагноз.

Лечение гипервентиляционного синдрома

Лечение гипервентиляционного синдрома в первую очередь предусматривает коррекцию психогенных нарушений и изменение отношения больного к своему состоянию. Многие больные с гипервентиляционным синдромом представляют свое состояние крайне тяжелым. Им кажется, что у них очень тяжелая и, главное, смертельно опасная болезнь. Первая задача врача состоит в том, чтобы продемонстрировать больному отсутствие органических изменений, помочь осознать безопасность проявлений болезни для жизни (невозможно погибнуть в момент гипервентиляционного криза), показать зависимость симптомов от внутреннего напряжения. Больному следует победить свой страх. Как только больной изменит свое отношение к симптомам гипервентиляционного синдрома, можно считать болезнь наполовину побежденной. А иногда этого оказывается достаточно для того, чтобы симптомы полностью отступили.

Для лечения используют психотерапевтические методики (психоанализ, внушение, аутотренинг, поведенческая терапия и многие другие), которые и помогают по-другому взглянуть на болезнь.

Отдельным аспектом в лечении является дыхательная гимнастика, цель которой – обучить больного «правильному» дыханию. Больной обучается дышать диафрагмой (брюшной тип дыхания), соблюдать фазы вдоха-выдоха (1:2), замедлять дыхание. Занятия проводятся ежедневно, длятся вначале по несколько минут. Постепенно длительность их увеличивается.

Хорошо себя зарекомендовал метод обратной биологической связи в лечении гипервентиляционного синдрома. При его использовании человек учится контролировать обычно неподвластные волевому контролю функции организма, в данном случае – дыхание.

Рекомендована нормализация режима труда и отдыха (по возможности без сверхурочных работ и ночных смен), достаточное количество сна. Дозированная физическая нагрузка, пешие прогулки, полноценные выходные со сменой обстановки (рыбалка, охота, поездки за город и так далее) – все, что способствует нормализации психологической сферы, показано больным с гипервентиляционным синдромом.

Медикаментозное лечение гипервентиляционного синдрома заключается в использовании различных средств:

  • коррекция психологических нарушений: антидепрессанты (Коаксил, Прозак, Золофт, Серлифт, Паксил, Амитриптилин, Леривон, Симбалта и другие), транквилизаторы (Адаптол, Афобазол, Буспирон, Гидазепам, Алпразолам,  Грандаксин и так далее), успокоительные (настойка пустырника, валерианы, комбинированные средства – Дормиплант, Персен, Барбовал, Корвалол), нейролептики (Эглонил, Ридазин);
  • вегетотропные препараты: Платифиллин, Белласпон, Беллатаминал, Беллоид, β – адреноблокаторы (Анаприлин, Метопролол);
  • средства, снижающие нервно-мышечную возбудимость: препараты кальция (Глюконат кальция, Хлорид кальция), магния (Магне В6), витамин D2;
  • витамины группы В (Мильгамма, Неуробекс), метаболические вещества (Милдронат, Рибоксин, Глутаминовая кислота, Актовегин).

Гипервентиляционный синдром симптомы и лечениеСредства для коррекции психогенных изменений требуют курсового применения в течение не менее 2 месяцев (но назначаться должны строго лечащим врачом).

Некоторые препараты используются только в момент гипервентиляционного криза, чтобы облегчить больному его состояние (например, Платифиллин, Анаприлин).

В момент развития гипервентиляционного криза больной может подышать в полиэтиленовый (или бумажный) пакет, то есть осуществлять вдох и выдох в сам пакет, не отрывая лицо от него. Повышение концентрации углекислого газа во вдыхаемом таким образом воздухе способствует прекращению криза.

Гипервентиляционный синдром – патологическое состояние, за которым кроются многолетние проблемы больных, их бесконечные хождения по врачам в поисках правильного диагноза. Симптомы гипервентиляционного синдрома «отравляют» жизнь, в прямом и переносном смысле «не дают вздохнуть полной грудью». Несмотря на многообразие клинических симптомов при этом состоянии, выраженный страх при развитии кризов, это заболевание не несет в себе опасности. И в этом нужно убедить больного. А чтобы навсегда избавиться от болезни, необходимо попасть в руки грамотного невролога и психолога (психотерапевта). Гипервентиляционный синдром успешно лечится!

Я. Кочетков, директор Центра когнитивной терапии, рассказывает о том, что такое синдром гипервентиляции:

Источник

 ïðîäîëæåíèå ïîñòà https://pikabu.ru/story/zhizn_s_giperventilyatsionnyim_sindr…

Íåáîëüøîå îòñòóïëåíèå.

Âîîáùå, íàñòîÿùèé ìîé ìîòèâ — ýòî íå ðàññêàç î ýòîé áîëåçíè è ëåêàðñòâàõ, êîòîðûå ïðèõîäèòñÿ ïðèíèìàòü äëÿ êóïèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Ìîòèâ ñêîðåå ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ýòîãî ïîñòà, ÿ õîòåëà áû ïèñàòü åùå, ìíîãî âñÿêèõ ìûñëåé â ãîëîâå. Íî âèäèòå ëè, ó âàñ ìîæåò âîçíèêíóòü âîïðîñ î ìîåé àäåêâàòíîñòè. Êàê êîìó çàéäåò. Ïðîñòî ìíîãèì ïðîùå âîñïðèíèìàòü âñÿêèé áðåä, çíàÿ ÷òî åãî ïèñàë óïîðîòûé ÷åëîâåê.  ìîåì ñëó÷àå ýòî àíòèäåïðåññàíòû. Ìíå õîòåëîñü áû, ÷òî ìîè ñóæäåíèÿ íà êàêèå-òî òåìû , íå âîñïðèíèìàëèñü ñëèøêîì âñåðüåç. ×òîáû íè ó êîãî èç âàñ íå âîçíèêëî æåëàíèå ïëåâàòü ñëþíîé â ìîíèòîð, òê âû áóäåòå çàðàíåå çíàòü ÷òî ïèñàë, íà âàø âçãëÿä,  äóøåâíîáîëüíîé ÷åëîâåê. ß ïðåäóïðåäèëà åñëè ÷òî 🙂

Читайте также:  Тьютор дети с синдромом дауна

Íó è çàðàíåå èçâèíÿþñü, áóäåò êó÷à íåíóæíîé èíôû.

Èòàê, ïðîäîëæèì.

×òî ýòî çà çâåðü òàêîé ÃÂÑ, ìîæíî ïî÷èòàòü âîò òóò https://www.lvrach.ru/2007/09/4716600/

Ïîñëå òîãî, êàê ìíå ïîñòàâèëè ýòîò äèàãíîç, äàëè íàïðàâëåíèå â ïíä (ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêèé äèñïàíñåð), â íàøèõ êðàÿõ èìåíóåìîå «Ãàíèíî». Ìåñòå÷êî òàê ñåáå, åñëè ÷åñòíî)

Ïñèõîòåðàïåâò âûñëóøàëà ìåíÿ, ìû ñ íåé ïîãîâîðèëè ïðî ìîþ æèçíü, ïðî âåùè, êîòîðûå äîñòàâëÿþò ìíå ñòðåññ. Ïðîáëåìà, êàê îíà ìíå îáúÿñíèëà, êðîåòñÿ èìåííî â ñòðåññå. Äàííîå çàáîëåâàíèå èç êàòåãîðèè íåéðîãåííûõ ðàññòðîéñòâ äûõàíèÿ. Êàê ìíå îáúÿñíèëà âðà÷, èç-çà îôèãåòü êàêîãî êîëè÷åñòâà ñòðåññà, êàêàÿ-òî ìûøöà â ãðóäè íàïðÿãëàñü è íàõîäèòñÿ âå÷íî â òîíóñå, è ÷òî-òî ãîâîðèëà ïðî íåðâíûå âîëîêíà, êîòîðûìè îíà îáðàñòàåò. Åäèíñòâåííîå ÷òî ÿ ïîíÿëà — íàäî èñêëþ÷èòü ñòðåññ. Ïî åå ìíåíèþ, íåîáõîäèìî âûïëåñêèâàòü ñâîè íåãàòèâíûå ýìîöèè íàðóæó, ïåðåæèâàíèÿ îòêðûòî ïåðåæèâàòü, à íå êàê ÿ — ìîë÷à è â ñåáå, íàêðó÷èâàÿ, îáñàñûâàÿ îäíó è òó æå ïðîáëåìó. Ýòî êîãäà çàñíóòü íå ìîæåøü îò íàâÿç÷èâîé ìûñëè äèñêîìôîðòíîé.

Ïîñîâåòîâàëà èçìåíèòü êðóã îáùåíèÿ, çàêîí÷èòü íàêîíåö îòíîøåíèÿ, â êîòîðûõ íå áûëî óâàæåíèÿ êî ìíå.  îáùåì, ïîðâàòü ñî âñåìè ðàçäðàæàþùèìè ôàêòîðàìè. Ëåãêî ñêàçàòü êîíå÷íî. Íà ñëîâàõ âñå ëåãêî. À êàê æå ñòðàõ ñäåëàòü ïåðâûé øàã? Óãîâîðèòü ñåáÿ ìûñëèòü ïî äðóãîìó, ñìîòðåòü íà âñå êðèòè÷åñêè, âûéòè íàêîíåö èç äåïðåññèè è òëåíà, ïåðåñòàòü ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ñðàíûì íè÷òîæåñòâîì, äîáàâèòü õîòü êàïëþ ýãîèçìà â ñâîå ìûøëåíèå, ñòàòü ñàìîäîñòàòî÷íûì ÷åëîâåêîì è ïðåêðàòèòü íûòü. Ýòî òàê ñëîæíî, ïåðåñòðàèâàòü ìîäåëü ïîâåäåíèÿ, êîòîðàÿ ñôîðìèðîâàëàñü áëàãîäàðÿ âëèÿíèþ îêðóæåíèÿ, êó÷å êîìïëåêñîâ è íèçêîé ñàìîîöåíêè. Ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ó ìåíÿ òîãäà òîæå áûëî íå àõòè, ïðîáëåìû æå âñå èç ãîëîâû èäóò ïñèõîñîìàòè÷åñêèå. Ñïîéëåð — âñå ýòè áåñåäû ñ ïñèõîòåðàïåâòîì íå îáëåã÷àëè ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, âñå ÷òî îíà ìíå ãîâîðèëà ÿ çíàëà è äî íåå. Íî îòâåòà íà âîïðîñ, êàê ñäåëàòü ïåðâûé øàã îíà íå ñìîãëà äàòü. Çàòî âûïèñàëà ðåöåïò 😀 Èòàê, ëå÷åíèå íà÷àëîñü.

¹1

Äëÿ íà÷àëà ìíå íàçíà÷èëè ìèðòàçàïèí è 5 èíúåêöèé ðåëàíèóìà. Ìèðòàçàïèí ÿ íà÷àëà ïèòü ñ 1/12 òàáëåòêè, êàæäûé äåíü ïîâûøàÿ äîçèðîâêó íà 1/12, ñìûñë â òîì, ÷òîáû àêêóðàòíî äîéòè äî öåëîé òàáëåòêè ñ ìèíèìóìîì ïîáî÷åê, à èõ òàì äîôèãèùå. Ðåëàíèóì ïîìîã, íåìíîãî ñíÿë ñïàçì è ñòàëî ïðîùå çàñûïàòü. Ìèðòàçàïèí ïîñòåïåííî íà÷àë äåéñòâîâàòü è äûøàòü ñòàëî ïðîùå, óæå íå ëîâèëà ñåáÿ íà ìûñëè ÷òî çàáûâàþ ñäåëàòü âäîõ.

Äà, ëåêàðñòâî ìíå ïîìîãëî. Òîëüêî âîò ïîáî÷êè.. Âî ïåðâûõ ÷òîáû ïðîñíóòüñÿ óòðîì, à îíè ïüþòñÿ íà íî÷ü è èìåþò ñåäàòèâíûé ýôôåêò, ýòî íàäî ïîñòàðàòüñÿ. Ïîòîìó ÷òî åñëè, ê ïðèìåðó 7 ÷àñîâ ïîñïàë è âñòàë íîðìàëüíî, òî ñ 6 ÷àñàìè ñíà òàê íå ïðîêàòèò. Êîãäà ÿ çàñèæèâàëàñü çà ó÷åáîé è ñïàëà ìåíüøå êàêîãî-òî îïðåäåëåííîãî ïðîìåæóòêà, ðåàëüíî ïðèõîäèëîñü ñïîëçàòü ñ êðîâàòè è íà êîëåíÿõ äî ñòåíû, ÷òîáû âñòàòü è èäòè â âàííóþ, ïî ñòåíî÷êå òàê. Åñëè ÿ âûïèâàëà òàáëåòêó è âñïîìèíàëà, ÷òî íå âîñïîëüçîâàëàñü óáîðíîé ïåðåä ñíîì, à ýòî øàðèòå æå, ñ óòðà íå î÷åíü ïðèÿòíî áûâàåò, òî ñòîèëî ïðèëàãàòü óñèëèÿ, ÷òîáû ïðîéòè 5 ìåòðîâ è ñîõðàíèòü ðàâíîâåñèå. Êàê áóäòî áû öåíòð òÿæåñòè ñìåùàåòñÿ. È åùå, ÿ ñòàëà ìíîãî åñòü. Ïîòîëñòåëà îò íèõ äî 73 êã.

Êàê-òî ÿ ïðèøëà íà î÷åðåäíîé ïðèåì, è ìåíÿ âðà÷ «îáðàäîâàëà» òåì, ÷òî âîçìîæíî ìíå ïðèäåòñÿ äî êîíöà æèçíè ïðèíèìàòü òàáëåòêè, ÷òîáû îáëåã÷àòü ñèìïòîìû ýòîãî äûõàòåëüíîãî ðàññòðîéñòâà.

Îêåååé ïîäóìàëà, çàøèáèñü, ìàëî òîãî ÷òî íå ëå÷èòñÿ, òàê åùå è ëåêàðñòâà äîðîãèå. ß ïîäóìàëà, à âäðóã ïðîøëî? Ñèìïòîìû òî âðîäå ïðåêðàòèëèñü, èëè ÿ ïðîñòî óæå ïðèâûêëà äûøàòü â ïîë ñèëû, ê ïëîõîìó òîæå ïðèâûêàåòñÿ âåäü. È ÿ ðåøèëà ïîïðîáîâàòü îáõîäèòüñÿ áåç ëåêàðñòâ. Äåíü íà 3é îòêàçà îò ìèðòàçàïèíà ÿ ñíîâà íà÷àëà çàäûõàòüñÿ. Íó êðóòî, ïîäóìàëà ÿ,

âåëèêîëåïíî íà ñâàäüáå ïîãóëÿëà.

¹2

Íàêîíåö, ÿ ðåøèëà ÷òî-òî ïîìåíÿòü â æèçíè.  ÿíâàðå 2017 ãîäà ìíå ïðåäëîæèëè ðàáîòó â ÑÏÁ è ÿ, íå îñîáî ðàçäóìûâàÿ, ðâàíóëà òóäà. Ñíà÷àëà áûëî òðóäíî, íî ïåðâûå øàãè ñäåëàíû. Äðóãîé ãîðîä, íîâûå ìåñòà è ñàìîäîñòàòî÷íîñòü. ß ñòàëà ëó÷øå îòíîñèòüñÿ ê ñåáå, ïûòàòüñÿ íå îáðàùàòü âíèìàíèÿ íà íîâûå ñëîæíîñòè, âîñïðèíèìàëà ýòî êàê êâåñò. Ïîèñêè ðàáîòû, êîíöåðòû, êîììóíàëêà — áûëî çàáàâíî. Òÿãîòèëà òîëüêî òîñêà ïî ðîäèíå, ðîäèòåëÿì, êîòó. Èñïûòûâàëà ñòðåññ íà ýòîì ôîíå. Ïîòîì ÿ ïîçíàêîìèëàñü ñ ïàðíåì èç òóñîâêè, âðîäå ñåðüåçíûå îòíîøåíèÿ. ×åðåç ïîëãîäà ñíÿëà êîìíàòó â Ïóøêèíå, ÷òîáû ÷àùå âèäåòüñÿ. Íî ðàáîòàëà ÿ íà Ïèîíåðñêîé, íà äîðîãó 2 ÷àñà ñ óòðà, 2 ÷àñà âå÷åðîì, 12 ÷àñîâ ñìåíà. Íî ëàäíî, òðóäíîñòè çàêàëÿþò. Íà ÷òî òîëüêî íå ïîéäåøü áóäó÷è âëþáëåííûì. Äåéñòâèòåëüíî ïîëþáèëà, ñàìà îôèãåëà. Íó íå â ìîåì âêóñå — òîëñòûé, áîðîäàòûé, íî õàðèçìàòè÷íûé, çàðàçà. Âñå äëÿ íåãî äåëàëà, äàæ âîò ñ ïîåçäêàìè äî ðàáîòû îáëàìûâàëàñü, íî áëèæå âàêàíñèé íå áûëî. Îäíî áåñèëî- íå ïîíÿòíî ÷òî äàëüøå, æèòü îäíèì äíåì- ýòî íå ïðî ìåíÿ, à â ýòèõ îòíîøåíèÿõ ìíå íå äàâàëè ÷åòêèõ îòâåòîâ, äà èëè íåò. Ñêîðåå áûëî ìíîãî «âîçìîæíî», «íó ïîñìîòðèì» è òä. Ýòî ÿ áû ñåé÷àñ íàçâàëà ìîçãî#áñòâîì è èíôàíòèëüíîñòüþ. À ÷å, ÷óâàêó óäîáíî, âñå ïîìûòî, ïðèãîòîâëåíî, äåíåã íå ïðîñèò. Êîãäà â Ïóøêèíå ñíèìàëà åùå îäíà, ïèòàëàñü èñêëþ÷èòåëüíî ãðå÷êîé, òàê êàê âñå áàáëî óõîäèëî íà ïðîåçäû è íà îïëàòó æèëüÿ. Âîò ÿ äóðà, äà?) Íî îí æå ñêàçàë, ÷òî ëþáèò, à äëÿ ìåíÿ ýòî íèôèãà íå ïóñòûå ñëîâà, â îòëè÷èå îò íåãî. Íî âñå- ðàâíî, íå äàâàëî ìíå ïîêîÿ òå ïîëîæåíèå âåùåé. Íàâåðíîå ýòî ìîäåëü ïîâåäåíèÿ ó ìåíÿ ñ ìîèõ ðîäèòåëåé ñëèçàíî. Êîãäà æåðòâóåøü ñâîèìè èíòåðåñàìè äëÿ äðóãîãî. À â îòâåò òî õ#é 🙂 Äà ìîæåò èçìåíèòñÿ, íå ìîæåò æå áûòü ÷åëîâåê íàñòîëüêî íåâíèìàòåëåí ïî îòíîøåíèþ ê äðóãîìó. Èçâèíÿþñü, çàíåñëî ìåíÿ ñåé÷àñ íåìíîãî.

×åðåç ïîëòîðà ãîäà îòíîøåíèé òàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî ìîé âîçëþáëåííûé ðàçáèë ìíå ñåðäöå î÷åíü íåõîðîøèì ïîñòóïêîì. Òàê âûøëî, ÷òî íà ãëàçà ìíå ïîïàëàñü ïåðåïèñêà, â êîòîðîé îí ïåðåïèñûâàåòñÿ ñ îäíîé ìîñêîâñêîé ìàäàì. Âñå áû íè÷åãî, ôîòêè, îáåùàíèÿ, ýòî ëàäíî. Íî òàêèõ ñëîâ âîò ëè÷íî ìíå íå ãîâîðèë íèêîãäà, âîò ÷òî îáèäíî òî. ×òî áë% íå õâàòàëî òî ÷åëîâåêó?

Íèêîãäà òàêîé áîëè íå èñïûòûâàëà, ïîìíþ êàê íå ìîãëà ïîøåâåëèòüñÿ, òê âñå òåëî ñâåëî, ñóäîðîæíî ãëîòàëà âîçäóõ è àäñêóþ òàõèêàðäèþ. ß ñèäåëà è îõ#óåâàëà íàä òåì ÷òî ïðîèñõîäèò ñ ìîèì òåëîì. Ìíå íèêîãäà íå ïðèõîäèëîñü ïûòàòüñÿ çàìåäëèòü ñâîå ñåðäöå. Êàêîé-òî áåäòðèï, ÿ êàê ×àðëüç Êñàâüåð ñîçäàëà ìîçãîì èç êàêîé-òî ýíåðãèè 2 ðóêè, êîòîðûå ïûòàëèñü ñäåðæàòü ìîå ñåðäöå â ãðóäíîé êëåòêå. Âñå ðåñóðñû îðãàíèçìà áûëè ïóùåíû íà ýòî. Ïðè ÷åì ÿ íå âèäåëà íè÷åãî âîêðóã, çðåíèå îòêëþ÷èëîñü. Î÷íóëàñü îò òîãî ÷òî Ïàðåíü òðÿñåò ìåíÿ çà ïëå÷è è ñìîòðèò èñïóãàííûìè ãëàçàìè. Þëÿ Þëÿ, òû ÷åãî, ÿ äóðàê, ïðîñòè, ïðîñòè ìåíÿ, ÿ íå çíàë ÷òî òàê áóäåò. Àõàõ, ñêîðåå «íå äóìàë ÷òî òû ýòî êîãäà-ëèáî óâèäèøü». Ïîñëå ýòîãî ÿ áóäòî áû ó÷èëàñü çàíîâî õîäèòü, òê ïîñëå òàêîãî ìûøå÷íîãî ñïàçìà âñå áîëåëî è íå ñëóøàëîñü.

Читайте также:  Психический статус при депрессивном синдроме

×åðò, 2 ãîäà ëå÷åíèÿ íàñìàðêó. ß ñòàëà çàäûõàòüñÿ åùå ñèëüíåå. Ìèðòàçàïèí ïåðåñòàë ïîìîãàòü.

Çàòî ýìîöèé áîëüøå íå áûëî, âåðíåå ïåðåñòàëî ÷òî-ëèáî âîëíîâàòü. ß óøëà â ðàáîòó.

¹3

Ñðî÷íî èñêàëà ïíä, íî â Ñïá ìåíÿ îòêàçûâàëèñü ïðèíèìàòü áåç ïðîïèñêè (ñòðàííî äà?). Ðåøèëà ñúåçäèòü â ñîñåäíèé Ïàâëîâñê. Âðà÷ ïñèõèàòð ìåíÿ ïðèíÿë, ïîñìîòðåë ïðåäûäóùèé ðåöåïò, âûñëóøàë ïðî òî ÷òî ÿ íå ìîãó æèòü çàäûõàÿñü, ïëþñ ýìîöèîíàëüíî îïóñòîøåíà, ðàññêàçàëà ïðî ñòðàííóþ ôèãíþ ñ ïàðàëèçîâàííûì òåëîì. Îí «îáðàäîâàë» ìåíÿ ñêàçàâ, ÷òî ýòî áûë ïðèñòóï ïàíè÷åñêîé àòàêè. Ïàìàãèòå. Ñäåëàë çàïðîñ â ìîé ãîðîä íà êàðòî÷êó, âûïèñàë ìíå ïàðîêñåòèí. ×åðåç íåäåëþ ïðåïàðàò íà÷àë äåéñòâîâàòü.  Îîî ýòî ÷òî-òî ñ ÷åì-òî. Ñ äûõàëêîé ïîìîã íà óðà, íàñòðîåíèå áûëî íà ïîäúåìå. Íó è áîíóñîì- ðàñøèðåííûå çðà÷êè, ëþáëþ èõ.

Åùå âåñíà êàê ðàç ïðèøëà, ñîâñåì âñå õîðîøî ñòàëî. Ïðîáëåìû áîëüøå íå òðåâîæàò, â ÷àñòíîñòè èç-çà îïóñòîøåííîñòè ïðåäàòåëüñòâîì, íî â îñíîâíîì èç-çà òàáëåòîê. À ëåêàðñòâî îêàçàëîñü ñèëüíûì, âåñüìà òàê. ß óäèâèëàñü äàæå, çà÷åì âûïèñàë òàêîå ñèëüíîå. Íðàâèëîñü, ÷òî ìîæíî áûëî îáõîäèòüñÿ áåç ïèâà, ÷òîáû ïîäîãðåâàòü â ñåáå æåëàíèå ïîòóñîâàòüñÿ ñðåäè ëþäåé â âûõîäíûå.

Ñ ñàìîãî ïðèåçäà â Ñïá íà÷àëà óâëåêàòüñÿ ðàçëèâíûì êðàôòîì. Àëêîãîëü ïî èäåå íå æåëàòåëüíî óïîòðåáëÿòü, íî áëèí, ðûáêà è ïèâêî ðàçëèâíîå ïøåíè÷íîå, êàê òóò óñòîÿòü. È êàê òî ïüþ ÿ ïèâî, è ìåíÿ íà÷èíàåò ðàçìàçûâàòü. Õìì, ïîäóìàëà ÿ, íåïëîõîé òàêîé áîíóñ, èíòåðåñíåíüêî. Ýêñïåðèìåíò ñ àíòèäåïðåññàíòàìè. Êàþñü, ýêñïåðåìåíòèðîâàëà ñ íèìè ïàðó ðàç, 2-4 òàáëåòêè. ß äóìàþ, ÷òî ìíîãèå ïàöèåíòû ïðàêòèêóþò ýêñïåðåìåíòû. Ýòî íå åñòü õîðîøî, ÿ íèêîìó íå õî÷ó ïîäàòü äóðíîé ïðèìåð, íî èíòåðåñíî áûëî, íå ñìîãëà óñòîÿòü ïåðåä òàêîé ëåãàëüíîé àâàíòþðîé.

Ïëþñû ëåêàðñòâà — íå õî÷åòñÿ åñòü, âûðîâíÿëîñü íàñòðîåíèå  è ñîâñåì íå õîòåëîñü ëþäÿì ãðóáèòü. Íó è ïèâíîé áîíóñ. Ìèíóñû — ïåðâîå âðåìÿ áûâàþò ìîìåíòû âûïàäàíèÿ èç ðåàëüíîñòè. ß ñòàëà íàçûâàòü èõ òåëåïîðòàöèåé, çàïîìèíàòü èíôîðìàöèþ ÷óòü õóæå, ïðèõîäèëîñü çàïèñûâàòü âñå, ÷òîáû íå çàáûòü, íî ýòî ïåðâóþ íåäåëþ áûëî. Íó è êîãäà îðãàíèçì ïðèâûêàåò ê íèì, ñîñòîÿíèå îáû÷íîå, òîëüêî ñòàíîâèòüñÿ òÿæåëåå ïðîñûïàòüñÿ.

Âî âðåìÿ ïðèåìà ýòîãî ïðåïàðàòà áûë åùå îäèí ïðèñòóï, ïîñëå íåãî îïÿòü çàäûõàëàñü äåíü-äâà, à ïîòîì ïðîøëî. Ïðèíèìàëà åãî íà ïðîòÿæåíèè 2 ìåñÿöåâ.

¹4

Êîãäà ïîíÿëà ÷òî âñòàâàòü ñ óòðà ñòàíîâèòñÿ âñå òÿæåëåå, ïðèøëîñü ñíîâà íàíåñòè âèçèò â ïíä.

Ãîâîðþ åìó, âñå ïðåêðàñíî, âîò òîëüêî ñåäàòèâèò ìåíÿ ñèëüíî, íå ìîãó íà ðàáîòó âñòàòü, êàê âàòíàÿ. Âûïèñàë ìíå ôëóâîêñàìèí.

Æèçíü ñòàëà ãîðàçäî ëó÷øå- äûøó ïðåêðàñíî, íàñòðîåíèå ëó÷øå ëó÷øåãî, è ãëàâíîå — ÿ ïåðåñòàëà ïàðèòüñÿ. Ñàìîå ãëàâíîå- ïîÿâèëàñü àêòèâíîñòü, æåëàíèå ÷òî-òî äåëàòü, äåÿòåëüíîñòü êàêóþ-òî íàâîäèòü ïðîäóêòèâíóþ. Îòíîñèòüñÿ ïðîùå êî âñåìó, íå ïðèäàâàòü âñåìó ñèëüíîãî çíà÷åíèÿ è ãëàâíîå- íàó÷èëà ìåíÿ íå âîçëàãàòü íàäåæä íà ëþäåé.  ýòîì êîíå÷íî ìíå ïîìîãëà ìîÿ ïóøêèíñêàÿ ïîäðóãà, â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå. «Âñåì ïîõ#óé» ñòàëî ìîèì äåâèçîì. Ìàøà, ñïàñèáî òåáå!

Íèêîãäà íå ïîëó÷àëîñü ïðîùå îòíîñèòüñÿ êî âñåìó. Ýòè òàáëåòêè ïîìîãëè ðàçîáðàòüñÿ ñ ãîëîâîé. Ñ ìàìîé ðåäêî ãîâîðþ îáû÷íî è ïîìàëó, à òóò öåëûõ 2 ÷àñà ïî òåëåôîíó, íèêîãäà òàê õîðîøî íå ãîâîðèëà ñ íåé. Ìíå íàêîíåö «ðàçðåøèëè»  æèòü äëÿ ñåáÿ, à íå äëÿ äðóãèõ- ðîäèòåëåé, áàáóøêè (âîçâðàùàéñÿ äîìîé, à òî óìðó, òàê è íå ïîïðîùàåìñÿ). Êîãäà ÿ ýòî óñëûøàëà òàê â ãîëîâå «ïóôõôõ» è îáëåã÷åíèå òàêîå. Ôëóâîêñîíàìèí ïîìîã ìíå ïðàâèëüíî îòíîñèòüñÿ ê ïåðåæèâàíèÿì. Ïîìîã íàéòè ñåáÿ, ðàçîáðàòüñÿ âíóòðè ñî âñåì ÷òî òðåâîæèëî. Ìûñëè ñòàëè ÿñíûå è ïîçèòèâíûå. Ïðèíèìàþ åãî ñ âåñíû òîãî ãîäà, äî ñèõ ïîð.

Ïëþñû — äûøó, àêòèâíîñòü, òê ñòèìèò ïåðâîå âðåìÿ îãî-ãî, íàñòðîåíèå ïðåêðàñíåéøåå ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Íà÷àëà íå áîÿòüñÿ ãîâîðèòü äåéñòâèòåëüíî òî, ÷òî äóìàþ. Ìíîãèõ êîíå÷íî îáèäåëà, íå âñå ëþáÿò êîãäà èì ÷òî-òî â ëîá ãîâîðÿò. Êðóã ëþäåé ñóçèëñÿ äî ëþäåé, êîòîðûå äåéñòâèòåëüíî áëèçêèå. Îòïàëî ìíîãî ëèøíèõ è íåíóæíûõ çíàêîìñòâ. Ìèíóñû, õì, àïïåòèò âåðíóëñÿ, íå æîð êîíå÷íî, íî íî÷üþ ìîãó íàáåã íà õîëîäèëüíèê ñîâåðøèòü.

Âñå ðàâíî, áûâàþò ìîìåíòû êîãäà ìíå òðóäíî ñäåëàòü âäîõ, íî óæå ïðèâûêëà ê ýòîìó. Î÷åíü íå õâàòàåò îùóùåíèÿ â ãðóäè, êîãäà ëåãêèå íàïîëíåíû âîçäóõîì, äûøèòñÿ áåç òÿæåñòè. ß ñêó÷àþ ïî ýòîìó, î÷åíü 🙁 

 íîÿáðå ÿ ïðèåõàëà â ðîäíûå ïåíàòû. Çíàêîìûå óäèâëÿþòñÿ òîìó, ÷òî ÿ èçìåíèëàñü â ïëàíå îáùåíèÿ. Ðàíüøå ìîãëà áû íå îáðàùàòü âíèìàíèÿ íà êàêóþ íèáóäü ôèãíþ, òåðïåëà áû, ÷òîáû íå îáèäåòü. Ñåé÷àñ æå ÿ çàáèëà áîëüøîé áîëò íà ÷óæîå ìíåíèå, âñåì íå óãîäèòü.

28 ëåò ÿ æèëà òàê, ÷òîáû íå ñäåëàòü äðóãîìó ÷åëîâåêó íåïðèÿòíî, êàê-òî ðàññòðîèòü, ñòàâèëà ñåáÿ íà ìåñòî äðóãèõ, «æåðòâîâàëà» ñâîèì êîìôîðòîì, âñåãäà ïîñòóïàòü ïî îòíîøåíèþ ê ëþäÿì òàê, êàê õîòåëà áû, ÷òîáû ïîñòóïàëè ñî ìíîé. 28 äîëáàíûõ ëåò! È çà ýòî âðåìÿ íå áîëåå 10 ÷åëîâåê áûëè òàêæå ó÷òèâû ñî ìíîé, êàê è ÿ ñ íèìè. Ñòðàííîå âîñïèòàíèå ìíå ìàìà äàëà. Ñ îäíîé ñòîðîíû, óâàæèòåëüíîå îòíîøåíèå êî âñåì ëþäÿì, íàâûêè âñÿêèå õîçÿéñòâåííûå ïðîêà÷àëà, à ñ äðóãîé ñòîðîíû íå íàó÷èëà ìåíÿ ëþáèòü ñåáÿ è íå ïîìîãëà ìîåìó âíóòðåííåìó ñòåðæíþ, îñòàâèâ îáðàñòàòü åãî êîìïëåêñàìè è óùåðáíîñòüþ.

Ýòè àíòèäåïðèêè ïîìîãëè ìíå âîññòàíîâèòü ìîå ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå, âåðíóëè ïîçèòèâíîå ìûøëåíèå. Íó è áîíóñîì ñòàëî òî, ÷òî ÿ ìîãó âûðàæàòü ñâîè ìûñëè, íå áîÿñü, ÷òî îíè íå ïîõîæè íà ìûñëè ãðóïïû ëþäåé. À âåäü ðàíüøå ñî ìíîãèì ñîãëàøàëàñü, õç çà÷åì òîëüêî. Æàëåþ, ÷òî ìíå ïîòðåáîâàëîñü ñòîëüêî ëåò æèòü è òåðïåòü, äåðæàòü â ñåáå âñå ïåðåæèâàíèÿ, êîïèòü ýòîò ìóñîð, ÷òîáû â èòîãå ïðèîáðåñòè ôèçè÷åñêèé äèñêîìôîðò, íî íàêîíåö-òî èçáàâèòüñÿ îò áîëüøåé ÷àñòè êîìïëåêñîâ.  Ðóñàëî÷êà õðåíîâà. Íèêîãäà áû íå ïîäóìàëà, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû áóäóò ïûòàòüñÿ òàêèì îáðàçîì óáèòü ìîå òåëî 🙂

ÇÛ: íè â êîåì ñëó÷àå íå ïðîïàãàíäèðóþ óïîòðåáëåíèå âåùåñòâ, âëèÿþùèõ íà ïñèõèêó, ÿ áûëà áû ðàäà íå ïèòü âñå ýòè òàáëåòêè, íî áåç íèõ âñå âîçâðàùàåòñÿ è ÿ íå çíàþ êòî åùå ìîæåò ìíå ïîìî÷ü.

Ïîäûòîæó.

Ñîâåòóþ âûïëåñêèâàòü íåãàòèâíûå ýìîöèè, íå äåðæàòü âñå â ñåáå.

Óìåòü ïðîùàòü — õîðîøèé ñêèëë, åñëè íå ïðîùàòü, íó íà êðàéíÿê íå çàáèâàòü, òî ýòî áóäåò ïîæèðàòü èçíóòðè.

Íàó÷èòüñÿ èìåòü ñâîå ìíåíèå è íå áîÿòüñÿ äåëèòüñÿ èì ñ îñòàëüíûìè.

Äåëàòü òàê, ÷òîáû áûëî êîìôîðòíî â ïåðâóþ î÷åðåäü òåáå, à íå îêðóæàþùèì.

Íå áîÿòüñÿ âûãëÿäåòü íåëåïî â êàêèõ-òî ñèòóàöèÿõ, ñàìîèðîíèÿ — ýòî ïðåêðàñíî.

Æèòü ñòàíåò ëåã÷å, êîãäà îòïóñêàåøü îáèäó è çëîñòü. Êîãäà íå áîèøüñÿ óêàçûâàòü ëþäÿì íà âåùè, êîòîðûå ïðè÷èíÿþò òåáå íåóäîáñòâà.

Íå íàäî òåðïåòü äèñêîìôîðò è çëèòüñÿ ó ñåáÿ â ãîëîâå íà ñåáÿ èëè íà äðóãèõ.

Íå âîñïðèíèìàé âñå áëèçêî ê ñåðäöó, âñå ïðîáëåìû ðåøàþòñÿ, íå ñðàçó, íî ðåøàþòñÿ.

Ãîâîðè, íå ñòåñíÿéñÿ, õóæå óæå íå áóäåò 🙂

Èçâèíèòå çà òóïîé ñóìáóðíûé òåêñò, íå ïîëó÷èëîñü èçëîæèòü êðàòêî.

Источник