Гиперметропический астигматизм у детей код по мкб
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Классификация
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: Астигматизм у детей.
Астигматизм у детей
Описание
Астигматизм у детей. Рефракционное нарушение зрения, сопровождающееся изменением сферичности роговицы или хрусталика и их преломляющих свойств. Астигматизм у детей может вызывать снижение зрения, головокружение, мигренеподобную головную боль, косоглазие. Диагностика астигматизма требует обследования детей офтальмологом: проведения скиаскопии, авторефрактометрии, определения степени астигматизма при помощи цилиндрических линз, кератометрии, компьютерной топографии роговицы, проверки остроты зрения, и тд Для коррекции астигматизма у детей назначается ношение очков или контактных линз, ОК-терапия.
Дополнительные факты
Астигматизм у детей – дефект преломляющих сред глаза, приводящий к нечеткости, размытости изображения видимого объекта. Термин «астигматизм» в дословном переводе с латинского означает «отсутствие точки фокуса». При астигматизме у детей в результате неправильной кривизны роговицы (реже хрусталика) лучи, исходящие из одной точки, не могут вновь собраться в одном фокусе на сетчатке, в результате чего изображение предмета предстает нерезким и расплывчатым. Астигматизм той или иной степени встречается практически у каждого ребенка, однако для 90% детей характерна его небольшая степень (менее 1 дптр), не влияющая на остроту зрения. Вместе с тем, у 10% детей астигматизм требует специальной офтальмологической коррекции. Астигматизм у детей часто сопровождается близорукостью или дальнозоркостью.
Астигматизм у детей
Причины
В большинстве случаев астигматизм у детей носит наследственный характер и предопределен генетически. В этом случае у ребенка имеет место врожденное нарушение сферичности роговицы или хрусталика. Астигматизм высокой степени у детей может сопутствовать альбинизму, врожденному пигментному ретиниту, алкогольному синдрому плода.
Приобретенный астигматизм у детей встречается при рубцах роговицы, перенесенных операциях и травмах глаза, подвывихе хрусталика, сопровождающемся разрывом цинновой связки. Нередко астигматизм у детей развивается вследствие патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы. При астигматизме у детей могут выявляться сопутствующие заболевания глаз: кератоконус, врожденный нистагм, птоз, гипоплазия зрительного нерва.
Непосредственной причиной астигматизма у детей служит нарушение сферичности роговицы или реже – неправильная кривизна хрусталика. Поэтому световые лучи после преломления в оптических средах рассеиваются и создают на сетчатке одновременно несколько фокусов. В таком случае ребенок видит предметы искаженно и нечетко. Со временем астигматизм у детей приводит к вторичному снижению остроты зрения и развитию амблиопии.
Классификация
Астигматизм у детей может быть физиологическим или патологическим. Физиологический астигматизм у детей характеризуется разницей в преломлении двух главных меридианов менее 1 дптр; не отражается на остроте зрения и не требует лечения. Возникновение физиологического астигматизма связано с неравномерным ростом глазного яблока у детей. В случае патологического астигматизма у детей разница в преломлении превышает 1 дптр, поэтому сопровождается снижением зрения.
Также в детской офтальмологии различают правильный и неправильный астигматизм. При этом правильный астигматизм у детей может быть нескольких видов:
• простым гиперметропическим – с нормальной рефракцией одного главного меридиана и гиперметропической – другого;
• простым миопическим — с нормальной рефракцией одного главного меридиана и миопической – другого;
• сложным гиперметропическим – с гиперметропической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
• сложным миопическим — с миопической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
• смешанным – с миопией в одном меридиане и гиперметропией – в другом.
Для неправильного астигматизма у детей характерны следующие признаки: скачкообразный, а не плавный переход рефракции от одного главного меридиана к другому; неперпендикулярность главных меридианов относительно друг друга; различная рефракция разных участков одного меридиана.
О степени астигматизма у детей судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. На основании этого выделяют 3 степени астигматизма у детей: слабую (менее 1 дптр), среднюю (от 3 до 6 дптр) и высокую (свыше 6 дптр).
Симптомы
Астигматизм может возникнуть у детей любого возраста. Заподозрить астигматизм у ребенка родители могут в том случае, если замечают, что он наклоняет голову или прищуривает глаза, разглядывая изображение; часто спотыкается или оступается при ходьбе, задевает углы мебели, кладет предметы мимо стола, с трудом фокусирует взгляд на печатном тексте, оттягивает пальцем наружный уголок глаза.
Дети с астигматизмом могут жаловаться на нечеткость зрения, плохое видение предметов вблизи или вдали, искажение видимых предметов, ощущения зрительного дискомфорта, зрительную утомляемость, усталость и раздражение глаз, головную боль в связи со зрительной нагрузкой, двоение в глазах. Некорригированный астигматизм у детей может привести к задержке развития зрительной системы в целом и возникновению косоглазия и амблиопии.
Поскольку дети хорошо адаптируются к ухудшению зрения, субъективных признаков нарушения рефракции может не быть. В связи с этим особая роль в выявлении астигматизма у детей принадлежит диспансерным осмотрам ребенка детским офтальмологом.
Диагностика
Чаще всего астигматизм диагностируется при обследовании детей второго года жизни. При астигматизме у детей необходимо проведение комплексной оценки состоянии глаз и зрительной функции.
Диагностический алгоритм включает проведение визометрии, биомикроскопии, офтальмоскопии, УЗИ глаза и офтальмометрии, позволяющих выявить сопутствующую патологию глаза и вероятную причину астигматизма у детей. Оценка рефракции производится путем выполнения теневой пробы (скиаскопии) со сферическими или цилиндрическими линзами, авторефрактометрии, кератометрии, компьютерной кератотопографии.
В результате полного обследования офтальмолог определяет наличие, степень и форму астигматизма у детей.
Лечение
Коррекция астигматизма у детей осуществляется консервативными методами. Проведение рефракционных операций (лазерной коррекции астигматизма, кератотомии и тд ) рекомендовано после 18-20 лет, когда зрительная система уже полностью сформирована.
При астигматизме слабой степени, не осложненном гиперметропией или миопией, а также субъективными симптомами, коррекции обычно не требуется. В остальных случаях детям с астигматизмом показан подбор очков или контактных линз.
Для коррекции простого астигматизма у детей используются цилиндрические линзы; для коррекции сложного и смешанного — сфероцилиндрические линзы, комбинирующие в себе сферическое и цилиндрическое стекло. Оптимальным методом исправления астигматизма любого вида служит контактная коррекция, способствующая более четкой фокусировке изображения на сетчатке. Контактные линзы требуют осторожного обращения и специального ухода, что ограничивает их применение у детей младшего возраста.
Одним из способов коррекции астигматизма у детей является ортокератология, подразумевающая ношение жестких контактных линз, временно исправляющих кривизну роговицы. ОК-линзы надеваются только на ночь, на период сна и подходят детям, категорически отказывающимся носить очки или контактные линзы. Ортокератотерапия применяется при астигматизме у детей не выше 1,5 дптр.
Родители должны знать, что очки и контактные линзы не излечивают, а лишь корректируют астигматизм у детей, улучшая зрительную функцию. Полностью избавиться от астигматизма можно только с помощью хирургического вмешательства.
Прогноз
Степень врожденного астигматизма имеет тенденцию к снижению в течение 1-го года жизни. У большей части детей к 7-летнему возрасту степень астигматизма стабилизируется. При отсутствии коррекции с возрастом возможно как уменьшение, так и увеличение степени астигматизма. Своевременно предпринятая коррекция астигматизма у детей способствует повышению остроты зрения, возможности уменьшения силы стекол или полному отказу от ношения очков. При астигматизме высоких степеней, не подвергающемся офтальмологической коррекции, могут развиться рефракционное косоглазие и амблиопия.
Дети с астигматизмом должны наблюдаться у окулиста и проходить плановое обследование дважды в год. Поскольку у детей происходит постоянный рост глаза, необходимо следить за своевременной сменой оптики.
Профилактика
Для снижения риска возникновения астигматизма у детей необходимо чередование зрительных нагрузок с гимнастикой для глаз, подвижным отдыхом. Полезны занятия плаванием, контрастный душ, массаж шейно-воротниковой зоны, полноценное питание.
Основные медуслуги по стандартам лечения | ||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Лечение
- Список литературы
Названия
Название: Гиперметропический астигматизм.
Гиперметропический астигматизм
Описание
Гиперметропический астигматизм. Это заболевание, при котором нет единого фокуса световых лучей на сетчатке из-за различных радиусов кривизны оптических систем глаза. Основными симптомами заболевания являются снижение остроты зрения, дискомфорт, повышенная утомляемость зрения и искажение рассматриваемого объекта. Диагностический комплекс включает в себя выполнение визометрии, биомикроскопии, дуохромного теста, пахиметрии, кератотопографии, теста с числами Раубичека и Снеллена, исследование резервов слияния. Очки или контактные линзы используются для консервативного лечения. Хирургическая тактика сводится к восстановлению искривления роговицы и хрусталика.
Дополнительные факты
Гиперметропический астигматизм — это врожденная или приобретенная аномалия клинической рефракции, которую трудно исправить. Болезнь впервые была описана английским ученым И. Ньютоном в 1670 году. Термин «астигматизм» был изобретен голландским офтальмологом Ф. Дондерсом в 1869 году. По статистике примерно 48-58% населения имеют астигматические дефекты зрения. Гиперметропическая форма составляет около 3% от общего числа всех аметропий. За последние 10 лет распространенность патологии среди детей увеличилась в 3,5 раза. Мужчины и женщины болеют с одинаковой частотой.
Гиперметропический астигматизм
Причины
Врожденная форма генетически детерминирована и наследуется по аутосомно-доминантному типу. Реже структурные дефекты переднего сегмента глаза обусловлены действием экстраокулярных мышц глазного яблока в детском возрасте с конвергенцией зрительных осей. Основными причинами развития приобретенного варианта гиперметропического астигматизма являются:
• Болезни роговицы. Симптомы вызваны заболеваниями, при которых поражена пограничная мембрана, включая позвоночник, язву, эндотелиальную дистрофию. Воспалительный процесс протекает без таких осложнений, за исключением глубокого кератита.
• Патология хрусталика. Рефракционные аномалии вызывают органическое повреждение линзы. Наиболее распространенным этиологическим фактором является катаракта. Астигматические изменения в оси сопровождаются колобомой и синдромом псевдоэксфолиации.
• ятрогенное вмешательство. Расстройство развивается в отдаленном послеоперационном периоде во время операции на роговице или хрусталике. Основным спусковым крючком является неравномерное натяжение швов.
• Травма глазного яблока. Проникающие травмы глаз усиливают образование толстых рубцов и спаек, которые деформируют роговицу и хрусталик. Органические дефекты на поверхности рефракционных центров глаза становятся препятствием для световых лучей.
Патогенез
Гиперметропический вариант заболевания основан на нарушении рефракции световых лучей в основных оптических меридианах. Обычно это связано с изменением радиуса кривизны роговицы. Неправильная форма роговицы является следствием патологических процессов, при которых поражение достигает слоя передней границы. Мембрана Боумена не способна регенерировать, поэтому все изменения, которые ее затрагивают, необратимы, оставляя следы в виде шрамов. Реже встречаются случаи, когда первостепенная роль в патогенезе связана с патологией строения хрусталика.
При астигматизме два основных меридиана, расположенные перпендикулярно друг другу, имеют максимальную разность преломляющих сил. Лучи света не могут концентрироваться в одной точке на внутренней оболочке глаза. Результатом этих изменений является искажение изображения на сетчатке и снижение ее прозрачности. Роль мутаций гена PDGFRA, SHH, VAX2 в развитии врожденной патологии была доказана, но эти изменения относятся только к форме роговицы. Полученный тип возникает как осложнение органических изменений в структурах глазного яблока.
Классификация
Различают врожденные и приобретенные формы заболевания. Гиперметический астигматизм подразделяется на три степени. Слабая степень соответствует зрительной дисфункции до 3 диоптрий, средней — от 3 до 6 диоптрий, высокой — выше 6 диоптрий. Изменения в пределах 0,5 дптр не играют существенной диагностической роли. С клинической точки зрения выделяются следующие виды астигматизма:
• Простая гиперметропия. В этой модальности одна из фокальных линий совпадает с сетчаткой, другая расположена за внутренней оболочкой глазного яблока. Эметропическая рефракция сохраняется вдоль одного из главных меридианов.
• Сложная дальнозоркость. В сложном режиме сетчатка находится перед фокусными линиями. Два главных меридиана характеризуются преломлением с одинаковым названием, однако их степень выраженности различна. Самый сложный способ. Одна фокальная линия расположена перед внутренней оболочкой глаза, а другая позади нее. В одном из основных меридианов наблюдается близорукость, в другом — дальнозоркость.
Симптомы
В большинстве случаев первые признаки заболевания можно проследить в раннем возрасте. Часто патология сочетается с дальнозоркостью. Как правило, к тому моменту, когда можно исключить физиологическую гиперметропию, основные дефекты уже четко сформированы. Клинические проявления заболевания зависят от тяжести. Врожденный астигматизм до 0,5 дптр не сопровождается визуальным дискомфортом. В легкой степени симптомы, соответствующие гиперметропии, преобладают в клинической картине. Использование классических выпуклых или вогнутых стекол с целью коррекции не дает желаемого эффекта.
Основными жалобами пациентов являются помутнение зрения, чувство боли и «песок» в глазах. При повышенном зрительном напряжении (чтение, просмотр телевизора, работа на компьютере) определяется усталость. Пациенты часто страдают от головных болей, которые усиливаются вечером. Неприятные ощущения локализуются в области надков. При сильном астигматизме рассматриваемое изображение имеет искаженное, размытое изображение. Возможно появление диплопии и болей в периорбитальной области. Из-за несовместимости очков пациенты вынуждены часто их заменять.
Возможные осложнения
Преждевременная коррекция астигматизма усиливает развитие косоглазия и астенопии. У детей астигматические изменения приводят к южной амблиопии, при которой висометрические нарушения наблюдаются только в определенных меридианах. Тяжесть дальнозоркости увеличивается с возрастом. В тяжелых случаях прогрессирование нарушения зрения приводит к общему снижению остроты зрения. При неправильном использовании контактных линз в эпителиальном слое образуются точечные дефекты с дополнительным образованием язвенных участков. Пациенты подвержены риску ксерофтальмии.
Диагностика
Диагноз основывается на истории болезни, данных медицинского осмотра и результатах конкретных методов диагностики. Перед полным осмотром офтальмолог оценивает состояние бинокулярного зрения. В отличие от ортофории при астигматизме, движения глазного яблока хорошо видны при открытых веках. При использовании четырехточечного теста Ворса пациент видит четыре круга, что указывает на стереоскопическое зрение. Основные методы исследования: Определение остроты зрения выполняется монокулярно, изначально без коррекции. Затем природа зрительной дисфункции изучается с помощью очковых линз или специальной линии различной оптической силы. Последнее значение стабильно, оно не зависит от внешних обстоятельств и состояния пациента. Техника основана на хроматической аберрации. При гиперметропическом типе рефракции пациент лучше видит в зеленом свете. Это связано с тем, что лучи с короткой длиной волны (сине-зеленые) преломляются сильнее.
• Осмотр с помощью щелевой лампы. Целью биомикроскопии является исключение патологических изменений в переднем полюсе глазного яблока. Выявление чешуек и корок на краях век, поражений выводных протоков мейбомиевых желез является противопоказанием к дополнительной коррекции контактным методом.
• Тест с астигматическими фигурами. Для исследования используются фигуры Снеллена и Раубичека. При наличии астигматических дефектов противоположные лучи имеют более четкий контур в случае использования излучающей фигуры. С помощью теста Раубичека определяются не только основные меридианы, но и степень заболевания. Компьютерная кератотопография является неинвазивной техникой, которая позволяет изучать характеристики кривизны передней и задней поверхности роговицы. При астигматизме роговицы обнаружено сочетание областей с уменьшенной, повышенной и нормальной сферичностью. Было назначено исследование для измерения толщины роговицы. Оптическая пахиметрия используется для правильного выбора контактных линз. Затем с помощью ультразвукового пахиметра измеряют кератотопографические параметры с помощью линзы, установленной на глазу.
• Изучение резервов слияния. Для теста используют синофофор или глазную нагрузку, дозированную призматическими компенсаторами. Можно рассмотреть черные линии на белом экране, которые пациенты видят как изогнутые кривые с различной степенью деформации.
Лечение
Тактика лечения определяется возрастом пациента и серьезностью изменений. Легкий и умеренный астигматизм у детей до четырехлетнего возраста может быть компенсирован назначением очков. При высокой степени коррекции очков развиваются осложнения, поэтому показано использование жестких сферических и торических линз. Они созданы для каждого пациента с учетом индивидуальных особенностей. Использование мягких торических линз у детей оправдано, когда астигматизм сочетается с высокой степенью анизометропии, миопии или дальнозоркости. Очки и контактные линзы можно назначать взрослым и детям старше 14 лет.
Хирургическое лечение опирается на низкую эффективность консервативных методов коррекции нарушений зрения. Операция рекомендуется после 18-20 лет, так как зрительная система уже полностью развита в этом возрасте. Основные виды операций у пациентов с гиперметропическим астигматизмом:
• Арочная кератотомия. На другой стороне патологически измененного меридиана сделаны арочные разрезы. Это способствует выпрямлению и уплощению выпуклой фокальной линии. Эффект кератотомии измеряется путем изменения длины, глубины и близости разрезов относительно оптического центра роговицы.
• Фоторефрактивная кератотомия. Используя эксимерный лазер, измеренное удаление ткани роговицы выполняется на заданной глубине. Окружающие сооружения не пострадали. Эта методика позволяет устранить астигматизм до 3 диоптрий.
• Кератомилезисный лазер. Во время операции микроклапан образован микрокератомом. После обработки кровати специальным лазером на нее помещают отдельный клапан. Процедура рефракции позволяет исправить астигматические изменения до 5 диоптрий.
• Имплантация торической интраокулярной линзы (ИОЛ). После экстракапулярной экстракции катаракты в капсулу вводится вязкоупругий материал. Затем захватите ИОЛ для оптической части и погрузите. Наконец вязкоупругий высасывается и сшивается.
Список литературы
1. Коррекция простого гиперметропического и смешанного астигматизма методом ЛАЗИК на установке «Микроскан» ЦФП: Автореферат диссертации/ Клокова О. А. – 2010.
2. Инфракрасная лазерная кератопластика в коррекции гиперметропии, гиперметропического и смешанного астигматизма: Автореферат диссертации/ Мушкова И. А. – 2011.
3. Электрофизиологические особенности амблиопии у детей с гиперметропическим астигматизмом/ Азнаурян И. Э. // Казанский медицинский журнал. – 2008.
4. Современные аспекты этиопатогенеза астигматизма/ Корсакова Н. В. , Иванова Е. П. , Васильева И. А. // Современные проблемы науки и образования – 2013 — №6.
Источник