Гиперкинетический синдром у детей симптомы
Гиперкинетический синдром — проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.
Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.
Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.
Клинико-морфологические формы синдрома:
- Тики – внезапные кратковременные стереотипии, вызванные спонтанным мышечным сокращением, которое не поддается контролю и влиянию;
- Миоклонии — непродолжительное, судорожное, повторное подергивание крупных групп мышц;
- Хорея – беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, напоминающие нормальную мимику и жесты, но отличающиеся от них по амплитуде и интенсивности;
- Баллизм – крупноразмашистый гиперкинез, затрагивающий мышцы рук или ног;
- Тремор — быстрые и ритмичные сокращения мышц конечностей или головы непроизвольного характера, возникающие в покое или при произвольном движении;
- Миокимия – неосознанные и самопроизвольные сокращения мышц, обусловленные гипервозбудимостью спинного мозга;
- Торсионный спазм – вращения или скручивания любой части тела, вызванные хаотичными мышечными сокращениями;
- Лицевой спазм – клонические сокращения мимических мышц, иннервируемых лицевым нервом;
- Акатизия — нарушение двигательной функциональности с постоянным чувством внутреннего беспокойства;
- Атетоз — непроизвольные и непрерывные, замедленные и несогласованные червеобразные движения пальцев рук, ног, лица, туловища, языка с нарушениями речи.
Диагностика синдрома заключается в проведении электроэнцефалографии, электронейромиографии, томографии, дуплексного сканирования, биохимического исследования крови. Лечение патологии консервативное, индивидуально подобранное. Больным назначают медикаментозные средства из группы нейролептиков, холинолитиков, вальпроатов, бензодиазепинов. Прогноз патологии благоприятный при своевременном оказании медицинской помощи. В противном случае болезнь прогрессирует, развиваются серьезные осложнения, которые приводят к инвалидизации и тяжелым расстройствам психики.
Этиология и патогенез
Конкретные причины синдрома в настоящее время не определены. В основе патологии лежит нарушение нейромедиаторного обмена. Адреналин, серотонин, ацетилхолин и дофамин – сложные биологически активные вещества, отвечающие за информационные потоки между нервными клетками. Дефицит одних веществ и избыток других способствует нарушению высших и низших функций нервной системы, а также приводит к развитию гиперкинетического синдрома.
Эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие развитие синдрома:
- Эндокринопатии,
- Детский церебральный паралич,
- Врожденные патологии,
- Травматические повреждения,
- Метаболические расстройства,
- Токсины,
- Инфекция,
- Патология беременности,
- Сложные роды,
- Всплески эмоций, стрессы, нервное напряжение,
- Наследственная предрасположенность,
- Конституциональные особенности,
- Органическое поражение головного мозга,
- Дегенеративно-дистрофические процессы,
- Лечение некоторыми лекарствами.
Под воздействием перечисленных факторов происходит сбой в нейромедиаторной системе, которая обеспечивает взаимодействие подкорковых и интеграционных структур с мотонейронами спинного мозга. При этом нарушается регуляция произвольных движений. Дисфункция экстрапирамидальной системы обуславливает появление гиперкинезов за счет искажения нервных импульсов, идущих от двигательных ядер продолговатого мозга к одноименным нейронам спинного мозга, отвечающим за сокращение мышц. Именно так и возникают аномальные движения.
Классификация
Этиологическая классификация синдрома:
- Первичный гиперкинез – результат генетически детерминированных идиопатических процессов в ЦНС.
- Вторичный гиперкинез — проявление основного заболевания или травмы: ЧМТ, новообразования, алкоголизма, интоксикации, инфекционного энцефалита, дисциркуляторных нарушений, инсульта.
- Психогенный гиперкинез — признак нарушения психики: истерии, невроза, психоза.
Классификация по типу возникновения:
- Спонтанный гиперкинез, возникающий внезапно и непроизвольно.
- Акционный гиперкинез, провоцируемый определенной позой или движением.
- Рефлекторный – синдром как реакция на внешние раздражители.
- Индуцированный — гиперкинез появляется по воле пациента и может им сдерживаться до определенного момента.
Классификация гиперкинезов по течению:
- Постоянные – исчезающие только во сне,
- Пароксизмальные – появляющиеся эпизодически и ограниченные по времени.
Гиперкинезы также бывают быстрыми и медленными, возникающими при локализации очага поражения в стволе мозга или подкорковых структурах.
Симптоматика
Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.
Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:
- Чрезмерной активностью,
- Сильной возбудимостью,
- Невнимательностью,
- Нарушением когнитивных функций,
- Нетерпеливостью,
- Неуравновешенностью,
- Неусидчивостью,
- Беспокойством,
- Постоянными движениями рук и ног.
Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.
Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела — сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.
Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.
Подросткам присущи следующие черты:
- Импульсивность,
- Нервность,
- Эмоциональность,
- Нетерпимость,
- Впечатлительность,
- Порывистость,
- Возбудимость,
- Экспансивность.
Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки — бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения — от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.
Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.
Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:
- Тики,
- Тремор,
- Подергивание лицевых мышц,
- Хаотичные движения различных частей тела,
- Нарушение жестикуляции,
- Мимические расстройства,
- Речевая дисфункция.
Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.
При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.
Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.
Видео: пример пациента с гиперкинезией
Диагностические процедуры
Диагностика гиперкинезов основывается на симптоматических данных, особенностях неврологического статуса, анамнезе и результатах обследования.
Обследование больных с гиперкинетическим синдромом начинают с врачебного осмотра. Неврологи определяют тип гиперкинеза, сопутствующие неврологические расстройства, нарушения психики, уровень интеллекта.
Инструментальный и лабораторные методы диагностики:
- ЭЭГ – оценка биоэлектрической активности головного мозга, позволяющая исключить эпилепсию.
- ЭНМГ проводится с целью обнаружения мышечной патологии с нарушением синаптической передачи.
- Томографическое исследование головного мозга — метод выявления органического поражения мозга, опухоли, ишемии, гематомы, воспаления.
- МРТ мозговых сосудов и дуплексное сканирование позволяют оценить мозговой кровоток.
- Церебральная ангиография — рентгенологическая визуализация сосудов головного мозга.
- ЭКГ — выявление признаков ишемии миокарда.
- Биохимическое исследование крови — определение гиперкинеза метаболического или токсического происхождения.
- Измерение артериального давления и пульса — показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.
- Медико-генетическое консультирование проводится для определения наследственной предрасположенности к гиперкинезам.
Поскольку гиперкинетический синдром является проявлением различных психических и соматических патологий, необходимо провести все рекомендуемые мероприятия, чтобы выяснить этиологию гиперкинезии. После постановки диагноза пациенту назначают соответствующую терапию.
Видео: специалист о диагностике гиперкинезий
Общетерапевтические мероприятия
Лечение патологии консервативное, медикаментозное. Больным назначают следующие лекарства:
- Препараты леводопы – «Синемет», «Тремонорм», «Дуэллин»;
- Миорелаксанты – «Циклодол», «Баклофен», «Мидокалм»;
- Противосудорожные средства – «Клоназепам», «Финлепсин»;
- Симпатолитики – «Резерпин», «Норматенс»;
- Диуретики – «Диакарб», «Лазикс»;
- Антипсихотики – «Галоперидол», «Сонапакс», «Аминазин»;
- Психостимуляторы – «Фенамин», «Эфедрин», «Катинон»;
- Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Ниаламид»;
- Нейропротекторы – «Церебролизин», «Ноотропил», «Фезам»;
- Витамины – «Нейровитан», «Нейромультивит»;
- Сосудистые средства – «Трентал», «Кавинтон», «Винпоцетин»;
- Ноотропы – «Пирацетам», «Церебролизин», «Пантогам»;
- Антигипоксанты – «Актовегин», «Циннаризин», «Кортексин»;
- Седативные препараты – «Персен», «Тенотен».
Физиотерапия существенно улучшает прогноз патологии. Больным показана гидротерапия, ЛФК, иглорефлексотерапия, электрофорез. Гимнастика делает ребенка намного спокойнее и уравновешеннее, оказывая благоприятное воздействие на весь организм. Хорошим эффектом обладают общеукрепляющие процедуры — закаливание, ванны, обтирания, массаж.
Кроме медикаментозного воздействия положительное влияние на состояние больных оказывает психотерапия, основными методами которой являются внушение и убеждения. Лица без признаков выраженных психоневрологических расстройств легко адаптируются в социуме и в дальнейшем живут полноценной жизнью. Этому способствует тесное взаимодействие и контактирование больного и его семьи с психологами и педагогами. Всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтами обычно сочетают с приемом тех или иных медикаментозных средств. Комплексное лечение и семейная психотерапия способствуют быстрому выздоровлению больных.
Детям в первую очередь показана диетотерапия. Из рациона необходимо исключить продукты с консервантами и красителями. В меню должны преобладать блюда из свежих овощей и фруктов, круп, зелени, постного мяса, цельнозернового хлеба.
Народная медицина также помогает справиться с недугом. Больным показаны теплые ванны с отварами лекарственных трав или морской солью. Внутрь полезно принимать настой овса, отвар из фиалки, мяты и пустырника, мумие с медом и молоком. Хождение босыми ногами по земле оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние ребенка.
В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство. При наличии лицевого гемиспазма показана декомпрессия лицевого нерва на стороне поражения, заключающаяся в обнажение нервного ствола с выделением места повреждения. Стереотаксическую паллидотомию и электростимуляцию применяют при различных проявлениях гиперкинезии. Во время операции разрушают участок ткани, провоцирующий непроизвольный мышечный спазм.
Прогнозирование
Гиперкинетический синдром не угрожает жизни пациента и имеет благоприятный прогноз. Демонстративный характер патологии вызывает неприязнь у окружающих лиц по отношению к больному. Это угнетает его психологическое состояние и полностью дезадаптирует. Если гиперкинезы выражены, затрудняются произвольные движения, нарушается самообслуживание, наступает полная инвалидизация. В зависимости от этиопатогенетических факторов синдрома определяется его исход. При отсутствии терапевтических мероприятий недуг прогрессирует, больные не могут себя обслуживать, самостоятельно передвигаться и даже глотать. На самых поздних стадиях развивается деменция. При этом пациенты нуждаются в госпитализации и лечении в психиатрическом стационаре.
Чтобы избежать развития гиперкинетического синдрома, специалисты рекомендуют своевременно лечить психические и соматические заболевания, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости наблюдаться у психолога, вести здоровый образ жизни, заниматься посильными видами спорта.
Видео: советские учебные фильмы по гиперкинезии
Источник
1. Гиперкинетический синдром у детей: симптомы, причины, коррекция.
Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность. Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.
Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей.
Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).
Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Особенности ГС в детском возрасте
Гиперкинетический синдром, развивающийся у детей причиняют много трудностей родителям, педагогам,- такие детки очень часто агрессивны. Прогноз развития данной патологии неутешителен, и большинство пациентов испытывают серьёзные проблемы с социальной адаптацией в среде сверстников, которые сохраняются и в дальнейшем. Отличить ребёнка с гиперкинетическим синдромом можно по таким признакам: У деток с ГС наблюдается повышенный уровень активности, который проявляется очень сильно. Такие дети не в состоянии сидеть спокойно и их поведение отличается особой суетливостью. От присущего всем деткам состояния беспокойства и эмоционального возбуждения гиперкинетический синдром можно дифференцировать по степени тяжести, связи с тяжёлыми расстройствами. Заболевание начинает проявляться уже в 3-4 года, однако диагностируют его зачастую, когда ребёнок идёт в школу. Такой ребёнок отличается маленьким объёмом внимания, неспособность длительно концентрироваться на каком-либо занятии, высоким уровнем отвлекаемости, когда ответную реакцию вызывает любой раздражитель. Гиперкинетический синдром в детском возрасте вызывает дефект внимания, который сохраняется по мере взросления ребёнка. Гиперактивность может исчезнуть, и даже, наоборот, в период полового созревания может наблюдаться её снижение, а также дефицит мотивации. Эта патология также характеризуется задержкой развития.
Таким деткам, как правило, нелегко учиться, за счёт того, что их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или же приравниваются к умственной недоразвитости. Иногда гиперактивность может быть показателем свойств темперамента или же проявляться вследствие повреждений головного мозга.
Симптомы
Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.
Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами. В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:
1.Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
2.Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
3.Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
4.Нарушения сна.
5.Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.
Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.
Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ
На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы: Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе.
Таким образом, организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы. Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.
Психологическая коррекция
Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками. Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.
Коррекция:
Нельзя передоверять ребенка в чужие руки.
Родители должны научиться контролировать поведение ребенка, иногда с помощью лекарств.
Развивать уровень интеллекта ребенка.
Самое лучшее средство коррекции — плавание.
Организация двигательной активности — секции.
Формирование понятий: «нельзя», «надо».
Коррекция дефекта внимания через специальные упражнения.
Способ пробиться — это взволнованная беседа: «что же ты натворил?».
Коррекция общения с другими детьми через специальные упражнения.
Лучше не водить ребенка в садик, или в садике, например, в сончас отпускать ребенка в спортзал выпустить пар.
При развитии синдрома в период коррекции — утроить свои усилия.
Лучше всего поддается коррекции поведение.
Рекомендации родителям по работе с гиперактивными
Детьми
1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите, сдержано, спокойно, мягко.
4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
6. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.
7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и пр.)
8. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз. когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
9. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной анергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин. стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создайте ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Обращайтесь за помощью к психологам.
1. Абилитация
система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
2. Адаптация
приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней.
3.Асинхронна развития
сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.
4.Высшие психические функции (ВПФ)
одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского.
Основными отличительными свойствами ВПФ являются:
прижизненность формирования по генезу,
произвольность и осознанность по способу существования,
опосредованность по строению.
5. Гетерохронность
неравномерность процесса развития.
6. Пиперкомпенсация
восстановительные эффекты сверхнормативной результативности.
В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается
использование неадекватных защитных механизмов.
7. Депривация
многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.
8. Дизонтогенез, дизонтогении
общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.
Синонимами могут считаться такие понятия, как
отклоняющееся развитие,
нестандартное развитие,
устаревшее аномальное развитие и пр.
9.Защитные механизмы (психологическая защита)
специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).
10.Компенсация
восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
11.Копинг
поведение (стратегия) сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
12. Коррекция
мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
13. Микрогенез (актуалгенез)
изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.
14.Модально-неспецифические закономерности развития
особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития.
15.Модально-специфические закономерности развития
особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза.
16.Направленное развитие
развитие под влиянием организованных внешних воздействий.
Синонимом направленного развития может выступать
понятие «функциональный генез».
17.Нарушенное развитие
обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.
18.Псевдокомпенсация
неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.
19.Развитие психическое
поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
20.Распад
дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
21.Реабилитация
система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.
22.Ретардация
порциальное или тотальное отставание в темпах развития.
23.Социализация
исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.
24.Специальная психология
отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.
25.Спонтанное развитие
изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания.
26.Структура нарушенного развития
одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций.
Первая связана с нарушениями,
вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора.Вторая группа нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.
27. Функциональный генез
позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий обучения, воспитания, коррекции.
28.Хроногенность
принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
29. Интеграция инвалидов в общество — процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности.
30. Коррекционное обучение особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиучащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
31.У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
32.Невропатия – это патологическое состояние, при котором происходит нарушении функции того или иного нерва.
33.Ятрогени́я (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч.γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником.
34.Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.
35.Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком с диагнозо?