Гиперкинетический синдром у детей основные симптомы
1. Гиперкинетический синдром у детей: симптомы, причины, коррекция.
Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность. Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.
Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей.
Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).
Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Особенности ГС в детском возрасте
Гиперкинетический синдром, развивающийся у детей причиняют много трудностей родителям, педагогам,- такие детки очень часто агрессивны. Прогноз развития данной патологии неутешителен, и большинство пациентов испытывают серьёзные проблемы с социальной адаптацией в среде сверстников, которые сохраняются и в дальнейшем. Отличить ребёнка с гиперкинетическим синдромом можно по таким признакам: У деток с ГС наблюдается повышенный уровень активности, который проявляется очень сильно. Такие дети не в состоянии сидеть спокойно и их поведение отличается особой суетливостью. От присущего всем деткам состояния беспокойства и эмоционального возбуждения гиперкинетический синдром можно дифференцировать по степени тяжести, связи с тяжёлыми расстройствами. Заболевание начинает проявляться уже в 3-4 года, однако диагностируют его зачастую, когда ребёнок идёт в школу. Такой ребёнок отличается маленьким объёмом внимания, неспособность длительно концентрироваться на каком-либо занятии, высоким уровнем отвлекаемости, когда ответную реакцию вызывает любой раздражитель. Гиперкинетический синдром в детском возрасте вызывает дефект внимания, который сохраняется по мере взросления ребёнка. Гиперактивность может исчезнуть, и даже, наоборот, в период полового созревания может наблюдаться её снижение, а также дефицит мотивации. Эта патология также характеризуется задержкой развития.
Таким деткам, как правило, нелегко учиться, за счёт того, что их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или же приравниваются к умственной недоразвитости. Иногда гиперактивность может быть показателем свойств темперамента или же проявляться вследствие повреждений головного мозга.
Симптомы
Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.
Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами. В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:
1.Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
2.Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
3.Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
4.Нарушения сна.
5.Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.
Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.
Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ
На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы: Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе.
Таким образом, организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы. Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.
Психологическая коррекция
Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками. Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.
Коррекция:
Нельзя передоверять ребенка в чужие руки.
Родители должны научиться контролировать поведение ребенка, иногда с помощью лекарств.
Развивать уровень интеллекта ребенка.
Самое лучшее средство коррекции — плавание.
Организация двигательной активности — секции.
Формирование понятий: «нельзя», «надо».
Коррекция дефекта внимания через специальные упражнения.
Способ пробиться — это взволнованная беседа: «что же ты натворил?».
Коррекция общения с другими детьми через специальные упражнения.
Лучше не водить ребенка в садик, или в садике, например, в сончас отпускать ребенка в спортзал выпустить пар.
При развитии синдрома в период коррекции — утроить свои усилия.
Лучше всего поддается коррекции поведение.
Рекомендации родителям по работе с гиперактивными
Детьми
1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите, сдержано, спокойно, мягко.
4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
6. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.
7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и пр.)
8. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз. когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
9. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной анергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин. стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создайте ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Обращайтесь за помощью к психологам.
1. Абилитация
система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
2. Адаптация
приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней.
3.Асинхронна развития
сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.
4.Высшие психические функции (ВПФ)
одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского.
Основными отличительными свойствами ВПФ являются:
прижизненность формирования по генезу,
произвольность и осознанность по способу существования,
опосредованность по строению.
5. Гетерохронность
неравномерность процесса развития.
6. Пиперкомпенсация
восстановительные эффекты сверхнормативной результативности.
В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается
использование неадекватных защитных механизмов.
7. Депривация
многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.
8. Дизонтогенез, дизонтогении
общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.
Синонимами могут считаться такие понятия, как
отклоняющееся развитие,
нестандартное развитие,
устаревшее аномальное развитие и пр.
9.Защитные механизмы (психологическая защита)
специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).
10.Компенсация
восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
11.Копинг
поведение (стратегия) сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
12. Коррекция
мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
13. Микрогенез (актуалгенез)
изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.
14.Модально-неспецифические закономерности развития
особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития.
15.Модально-специфические закономерности развития
особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза.
16.Направленное развитие
развитие под влиянием организованных внешних воздействий.
Синонимом направленного развития может выступать
понятие «функциональный генез».
17.Нарушенное развитие
обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.
18.Псевдокомпенсация
неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.
19.Развитие психическое
поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
20.Распад
дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
21.Реабилитация
система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.
22.Ретардация
порциальное или тотальное отставание в темпах развития.
23.Социализация
исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.
24.Специальная психология
отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.
25.Спонтанное развитие
изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания.
26.Структура нарушенного развития
одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций.
Первая связана с нарушениями,
вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора.Вторая группа нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.
27. Функциональный генез
позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий обучения, воспитания, коррекции.
28.Хроногенность
принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
29. Интеграция инвалидов в общество — процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности.
30. Коррекционное обучение особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиучащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
31.У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
32.Невропатия – это патологическое состояние, при котором происходит нарушении функции того или иного нерва.
33.Ятрогени́я (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч.γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником.
34.Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.
35.Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком с диагнозом аутизм.
Список используемой литературы
1. Интернет – ресурс, доступ [https://sites.google.com]
2. Интернет – ресурс, доступ [https://ru.wikipedia.org]
3. Интернет – ресурс, доступ [https://www.sweli.ru]
4. Интернет – ресурс, доступ [https://neurodoc.ru]
5. Интернет – ресурс, доступ [https://docviewer.yandex.ru]
6.Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальнойадаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. — М., 2002.
7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003.
9. Основы специальной психологии: Учебное пособие под ред. Л.В. Кузнецовой – 3-е издание. – М.: Академия, 2006.
Источник
Комплекс неврологических нарушений, приводящих к повышенной импульсивности, гиперактивности, непроизвольными насильственными движениями различных частей тела носят название гиперкинетического синдрома и носит по международной классификации код F90. Особенностью данной патологии становится различная психосоматическая природа нарушения у взрослых пациентов и детей, что требуется различное лечение гиперкинетического синдрома.
Лечение гиперкинетического синдрома у детей
Такой диагноз у детей диагностируется в случае присутствие нарушений в поведенческих и психологических сферах. Малышей отличает повышенная активность. Они ни секунды не в состоянии оставаться на месте, постоянно суетятся. Признаки патологии выявляются в возрасте до 5 лет.
Первыми на нарушения чаще всего обращают внимание родители или лечащий педиатр. Для нивелирования диагноза используется комплексный подход, включающий беседы с детским психологом и применение лекарственных средств. В первую очередь церебральных стимуляторов (Риталин, Цилерт), ноотропных препаратов, витаминных комплексов группы В.
Гиперкинетический синдром у детей основные симптомы
Причиной возникновения патологии у детей становится мозговая дисфункция, нарушения в период вынашивания ребенка, его рождения, инфекции, которыми страдала в период беременности мать или малыш в раннем возрасте.
Такие дети страдают от неспособности концентрировать внимание, они избыточно суетливы и не готовы воспринимать информацию во время обучения, не в состоянии длительное время оставаться на одном месте, пугаются резких звуков и шума.
Гипотонически гиперкинетический синдром
Такая патология в детском возрасте встречается редко. Пациентов мучают насильственные непроизвольные движения в различных частях тела. Он развивается при возникновении поражения скорлупы и хвостатого ядра, нарушениями стриарного отдела экстрапирамидной нервной системы. В этом случае возникают:
- тики;
- тремор;
- размашистые движения конечностей с большой силой;
- быстрые хореические гиперкинезы и другие движения, контролировать которые больной не в состоянии.
Причиной патологии становятся многие неврологические заболевания.
Гиперкинетический синдром у взрослых
Синдром является фактором, сопровождающим многие неврологические заболевания. Природа возникновения непроизвольных насильственных движений в настоящий момент точно неизвестна
Гиперкинетический синдром причины
В числе причин возникновения насильственных неконтролируемых движений медики выделяют неврологические нарушения. Например, тремор, появляющийся у больных, страдающих болезнью Паркинсона.
Также в числе причин специалисты называются поражение теменной и затылочной доли мозга, геморрагический инсульт, радиационные поражения и другие диагнозы. Для точного определения заболевания, ставшего причиной образования синдрома, проводятся исследования. В первую очередь МРТ, с помощью которого определяется участок поражения в головном мозге.
Гиперкинетический кардиальный синдром
Выражен появлением чувства пульсации в шее и голове. Он сопровождается повышением частоты пульса и пульсового давления. Такая патология является самостоятельным вариантом проявления вегето-сосудистой дистонии (ВСД).
Для лечения патологии используются мягкие седативные препараты. Такие, как корень валерианы, корвалол, настойка пустырника. Могут назначаться транквилизаторы и нейролептики. Прогноз устранения болезни положительный.
Источник