Гиперкинетический синдром или синдром дефицита внимания
23 апреля 20181458,5 тыс.
В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.
Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.
Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.
Причины
Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.
Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.
Симптоматика
СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.
В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.
Диагностика
Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.
Лечение
Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.
Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.
Источник
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Источник
Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность.
Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.
Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей
Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).
Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Симптомы
Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.
Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами.
В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:
- Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
- Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
- Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
- Нарушения сна.
- Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.
Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.
Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ
На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы:
- Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка.
- Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы.
- Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка.
- Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе. Таким образом организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы.
Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.
СДВГ или темперамент?
Часто, обнаружив у ребенка импульсивность и чрезмерную активность, родители подозревают у него СДВГ. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок обладает своим темпераментом. К примеру, характерными чертами холериков является как раз импульсивность, вспыльчивость и несдержанность. А у маленьких сангвиников часто наблюдается неумение сосредоточиться на одном занятии и потребность часто переключаться с одного вида деятельности на другой.
Поэтому, прежде чем бить тревогу, стоит внимательнее присмотреться к своему малышу: может быть, его поведение – это просто проявление темперамента. К тому же особенности младшего школьного возраста предполагают небольшой объем памяти и невысокую устойчивость внимания. Эти характеристики улучшаются постепенно по мере взросления. Также именно в это время часто наблюдаются неусидчивость и порывистость. Ребенок 7 лет еще не может долго концентрироваться на чем-то одном.
Другое дело, что при СДВГ эти симптомы гораздо более выражены. Если же повышенная активность сопровождается рассеянностью внимания и существенными нарушениями памяти или сна, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Диагностика
Как сегодня выявляют СДВГ? Чтобы убедиться в его наличии, а также узнать, не сопутствует ли он другому, более сложному заболеванию, требуется прежде всего консультация детского невролога. Комплексное обследование будет включать в себя несколько этапов.
В первую очередь оно предполагает субъективную диагностику. Врач осматривает ребенка и проводит с родителями беседу, в ходе которой уточняются особенности течения беременности, родов и младенческого периода.
После этого ребенку предлагают пройти несколько психологических тестов. Таким образом оценивается внимание, память и эмоциональная устойчивость. Чтобы обследование было объективным, такие тесты проводятся только у детей старше пяти лет.
Заключительным этапом диагностики становится электроэнцефалография. С ее помощью оценивается активность коры головного мозга, фиксируются возможные нарушения. По результатам проведенного исследования врач может поставить диагноз и в случае необходимости назначить лечение. Опытный специалист учитывает характерные особенности младшего школьного возраста и может отличить их от проявлений заболевания.
Поскольку симптомы гиперкинетического синдрома обычно возникают еще в детском саду, очень важно, чтобы педагоги учебных заведений также умели диагностировать его. К слову, воспитатели зачастую раньше обращают внимание на эту проблему, чем родители.
Что такое гиперкинетический кардиальный синдром?
Существует заболевание с похожим названием, которое никак не отражается на поведении. Это гиперкинетический кардиальный синдром. Дело в том, что, в отличие от поведенческого нарушения, которым является СДВГ, это одно из проявлений вегетативной дисфункции, а именно нарушение работы сердца. Оно встречается не у детей, а преимущественно у юношей. Так как зачастую этот синдром не сопровождается какими-либо симптомами, выявить его можно лишь при объективном обследовании.
Терапия с помощью препаратов
Как замечают специалисты, исследующие гиперкинетический синдром, лечение этого нарушения должно быть комплексным. Одной из его составляющих является употребление медикаментозных препаратов. При правильно поставленном диагнозе их эффективность становится очень высокой. Эти препараты имеют симптоматическое действие. Они подавляют проявления синдрома и существенно облегчают развитие ребенка.
Лекарственная терапия должна быть продолжительной, так как важно не только убрать симптомы, но и закрепить полученный эффект. Не стоит доверять народным средствам, ведь только врач сможет подобрать оптимальный препарат и назначить действенное лечение.
Психологическая коррекция
Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками.
Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.
Встречается ли СДВГ у взрослых?
Проявления СДВГ постепенно уменьшаются, начиная с подросткового возраста. Сначала снижается гиперактивность, а нарушения внимания – в последнюю очередь. Впрочем, примерно у двадцати процентов людей с диагнозом гиперкинетический синдром некоторые его симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.
В некоторых случаях наблюдается тенденция к антисоциальному поведению, алкоголизму и наркомании. Поэтому проявления СДВГ необходимо своевременно диагностировать и лечить.
Советы родителям
Что же делать родителям, если у ребенка обнаружили синдром СДВГ? Во-первых, нужно создать благоприятную атмосферу в доме. Очень важно строго придерживаться режима дня — так ребенок будет более спокойным и уравновешенным.
Учитывая, что СДВГ проявляется повышенной активностью, стоит записать ребенка в спортивную секцию. Вообще любое интересное хобби значительно улучшит состояние чада. Общение с ребенком должно быть спокойным и доброжелательным. А вот ругать и наказывать не стоит, так как этим все равно ничего не добиться, а забота, поддержка и внимание родителей играют очень большую роль.
Источник