Гипердинамический синдром у детей это

Гипердинамический синдром у детей это thumbnail

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

  • гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.

Читайте также:  Синдром робена клиника и лечение

Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Занятия по методу Томатис  уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.

Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Синдром гиперактивости и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис
  • Трудности обучения в школе 

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник

Синицына Наталья Александровна
Этот страшный диагноз — гипердинамический синдром

В наше время достаточно многие дети поступают в ДОО с таким диагнозом как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью — СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» — с греческого означает превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского — деятельный, действенный. Все вместе — активный выше нормы.

Эти дети чрезмерно подвижны. В младенческом возрасте, такого ребенка нельзя оставить на пеленальном столе или на диване даже на минуту стоит только отвернуться или чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и упадет на пол. Достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются нарушения сна,такие как: отсутствие сна всю ночь или бодрствование с трех ночи до восьми утра, а затем сон до шести вечера, сон не больше двух часов с частыми пробуждениями и короткими, но через чур активными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Манипуляции с игрушками хаотические и кратковременные. Ребенок не способен сосредоточить внимание ни на одной из них. Моторно такой младенец развивается в соответствии с возрастными показателями, а иногда даже опережая их. По мере взросления эти дети доставляют родителям массу проблем в течение дня от них нельзя отвернуться, они все время куда-то залезают, что-то вытаскивают, что-то на себя роняют, проливают, бьют. В следствие чего получают многочисленные травмы, ожоги, порезы, чем пугают своих ближайших родственников.

По мере взросления и посещения ДОО появляются следующие проблемы. На этих детей жалуются как педагоги, так и родители детей находящихся в одной группе с такими детьми.Как правило родители слышат от педагогов упреки: «Он всем мешает, ребенок не воспитан, вскакивает все время, бегает, дергает других детей». Да и сами родители если присутствуют на занятиях могут наблюдать такие проявления ребенка. Дети возбудимы, активны в движениях и высказываниях даже если их не спрашивают. Причем высказывания совершенно не соотносятся с темой которую предложил педагог. Выполняют не те задания, которые задают, а то, что им хочется и кажется интересным в данное время. На замечания не реагируют, не слушают перебивают педагога. Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться от выполнения того или иного сиюминутного желания. Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте. Чувства таких детей достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Но есть и положительные стороны, эти дети очень любят подвижные игры, занятия физкультурой, танцы. Многие из них имеют хороший музыкальный слух, точно и правильно повторяют ритм. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Из бесед с родителями в большинстве случаев выясняется, что у всех детей в медицинских карточках имеются такие диагнозы как: Энцефалопатия, ММД, гипердинамический синдром, у некоторых ППЦНС. На вопрос, как вы лечились, что предпринимали?

Как правило родители отвечают одинаково: «Невропатолог сказала, что ничего страшного». «Мы год пили какие — то таблетки, потом я увидела он или она вылечилась, мы перестали». «Я вообще против всяких лекарств, у нас в семье никто не пьет лекарства». «Мы ходили на массаж и нам сняли этот диагноз через год».

Так же можно услышать следующий ответ. – Время прошло мы никуда не ходили, все вроде само прошло. Да и врач ничего не говорил.

А дальше следует вопрос: -А что это как то связано?

Уважаемые родители это обращение именно к Вам умным, образованным, любящим и заботливым. Это Ваши дети, ваши малыши и все, что касается их здоровья лежит полностью только на Ваших плечах. Если Ваш малыш заболеет простудой, а врач назначит ему пурген, Вы же не будите выполнять рекомендации врача, так как здравомыслящие люди поймете, что данный медицинский работник не квалифицированный специалист. (извините за утрированный пример). Так почему же Вы не задумываетесь и не пытаетесь разобраться в этих диагнозах. Все это пишется не только для врачей, но и для вас и именно Вы должны волноваться и задумываться, что это и чем это грозит в дальнейшем развитии. Спрашивайте врачей обо всех написанных ими заключениях, консультируйтесь с другими специалистами, ищите информацию в интернете, книгах, журналах. Так как эти непонятные для Вас слова таят много трудностей в дальнейшем развитии ребенка, необходимость определенного подхода, правильное и своевременное лечение. И соответственно вовремя предпринятые меры будут способствовать предотвращению или сглаживанию побочных эффектов и вторичных нарушений.

Читайте также:  Острый коронарный синдром без подъема сегмента st

Давайте разберёмся в этих диагнозах. Не буду углубляться в научную терминологию, а попытаюсь разъяснить все доходчивым языком, понятным как для мам и пап, так и для пожилых людей наших уважаемых бабушек и дедушек.

ППЦНС Перинатальное поражение центральной нервной системы- это диагноз, который подразумевает нарушение функций работы в головном мозге плода. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

Интересный факт! С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Одним из наиболее опасных и тяжелых синдромов при ППЦНС является судорожный, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС. Кроме того, любая внимательная мать может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невропатолог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день. Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы.

Энцефалопатия (синонимы — ПЭП, пренаталъиая энцефалопатия)«сборный» диагноз. В буквальном смысле означает «повреждение мозга». Ставится невропатологом. Если его ставят ребенку до года, значит, невропатолог полагает, что у ребенка имеются те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего обусловленные полученной им травмой. Травма эта могла быть получена до родов, во время родов и в периоде раннего младенчества. Большая часть энцефалопатии самостоятельно компенсируется без всякого медицинского вмешательства. Часть требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения и к окончанию первого года жизни ребенка тоже компенсируется. Но у большинства детей нарушения сохраняются, и тогда к пяти-шести годам врачи ставят диагноз ММД.

ММД — минимальная мозговая дисфункция возникающая в результате поражения головного мозга,что ведет к: трудностям в обучении в школе, трудностям с контролированием собственной активности и поведения в целом. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

И наконец, то, что нас, собственно, и интересует. Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) —выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Это означает, что мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не работает и здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции поврежденных, то есть сразу же начинается процесс восстановления. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения или после соматических заболеваний у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

Существует несколько современных методик терапии синдрома гиперактивностис дефицитом внимания у детей:

— нейропсихологические методики рассчитаны на длительное время, которые направлены на устранении патологических связей головного мозга, тем самым построении новых, позволяющих нервной системе работать более эффективно связей

— поведенческая психотерапия

— семейная психотерапия

— лекарственная терапия при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания заключается в применении антидепрессантов, психостимуляторов. Обычно используется тогда, когда когнитивные функции не удается восстановить иными способами; у детей применение этих препаратов достаточно опасно с возможностью увеличения шансов наркотических пристрастий.

— стимуляция мозга, очень перспективное, наиболее эффективное направление терапии у детей, если поставлен диагноз синдром гиперактивности с дефицитом внимания, способно изменять функциональное состояние нейронов, связей между клетками мозга напрямую. Преимущество так же то, что при использовании опытным специалистом, мониторинге биоэлектрической активности мозга, практически не имеет побочных эффектов, Коррекция происходит при помощи зрительной, слуховой, транскраниальной магнитной стимуляции, Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Более подробней мы остановимся на семейной психотерапии.

В первую очередь гипердинамическому ребенку нужен жесткий режим дня. Если каждый день в 8 часов вечера вы начинаете подготавливать ребенка ко сну легкий ужин, чтение книги, душ и затем постель без вариантов, только спать, и никаких исключений (один раз можно и попозже, пришли гости или интересное кино, то постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса, возбуждение в мозговой деятельности постепенно гасится и ребенок привыкнув к этому станет засыпать быстрее и легче. Также желательно, чтобы в вечернее время перед подготовкой ко сну у ребенка не вызывать «двигательных бурь»-разрядок. Гипердинамическому ребенку нужен устойчивый, правильно и постоянно организованный домашний микромир.

Второй существенной проблемой гипердинамического ребенка является его низкая способность к концентрации внимания. Для начала можно разрешить ребенку присутствовать на занятиях, сидя в уголке или даже стоя в дверях. Время от времени его можно призывать попробовать выполнить какое-то задание вместе со всеми. Гипердинамические дети на самом то деле хотят во всем этом участвовать. Просто они не слишком уверены в себе. Если ребенок почувствует, что даже его неудача не вызывает отторжения и никто не собирается его «насильно» заставлять, он будет пробовать снова и снова, именно тогда и именно то, в чем он наиболее уверен и что у него лучше получается.

Читайте также:  Упражнения при болевом синдроме в позвоночнике

Также если вы решили отдать ребенка в группу подготовки к дошкольному обучению, мы рекомендуем возрастные рамки не раньше шести лет. А лучше всего если это будет организовано в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны, то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. Многие подкованные в современных подходах образования родители станут возражать мне, а как же раннее развитие? Да конечно его никто не отменял, только помните, что раннее развитие должно быть всесторонним и адекватным. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским который в этом возрасте уже считает и читает, а следовательно и мой должен. Ваши дети особенные и подход к ним должен быть соответствующий, принимайте его таким какой он есть и помогайте ему, а не вредите в погоне за своими амбициями.

Чтобы было понятней почему это важно попытаюсь объяснить подробнее. В возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию дети растут и созревают быстрее, чем думают родители. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этотпериод важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей. Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка, не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет в норме, а в нашем случае до 5 лет. Главное — создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Правое полушарие отвечает за (синтетическое, художественное, то есть формироваться первая целостная картина мира, а его загружают совершенно ненужными ему в тот момент знаковыми системами (буквы, цифры, стимулируя тем самым левое (аналитическое, логическое) полушарие, на работе которого и так построена вся система школьного образования.

Когда приходит время готовить гиподинамического ребенка к школе, то для него также необходимы курсы по подготовке. И как сейчас принято говорить нужно выбирать не школу, а идти на учителя. Желательно, чтобы вела курсы по подготовке та же учительница, которая будет ребенка в дальнейшем. Очень важно для таких детей учителя спокойные даже где то флегматичные по темпераменту. Избегайте учителей про которых известно, что они фанатки чистописания и все дети у них «ходят по струночке», педагогически прогрессивных и холеричных по темпераменту. И самое главное родителям стоит честно и открыто проинформировать данного учителя о проблемах Вашего ребенка, заранее настроив его на сотрудничество с вами.

Необходимо отметить, что эти дети как уже упоминалось выше, не умеют координировать свое поведение, не считаются с потребностями других людей. Они не желают не огорчать, не радовать потому, что просто не в состоянии. Их нужно этому учить, а гипердинамических детей в особенности. потому что-то делая не так ребенок попросту не успевает заметить, что другие люди по этому поводу почувствовали, как отреагировали. Поэтому их следует информировать о том, что Вы чувствуете, очень коротко, четко и обязательно от первого лица.Например: — Это мне не нравится. Меня ужасно раздражает, когда. Папа не любит, если. Бабушка будет очень рада, если ты.

Ну и конечно же самое главное следует направить избыточную энергию вашего малыша в нужное русло. Только Вы как никто другой знаете своего ребенка внимательно приглядитесь и решите в каких областях позитивной деятельности он может быть успешен. Это должно быть что-то связанное с движением и физической активностью.

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах: И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок».

Что нельзя делать родителям и педагогам:

— постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;

— унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;

— постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;

— запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;

— давать слишком сложные задания;

— требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;

— выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;

— приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;

— применять методы физического воздействия при непослушании.

— следует неукоснительно отделять поступки ребенка от его личности. Поступки и проступки могут осуждаться, личность — безусловно принимается.

Хочется закончить эту статью словами из книги «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» автор Екатерина Мурашова.

«Выбирайте, не ленитесь посоветоваться еще с одним специалистом или

собственным здравым смыслом. Помните, что, воспитывая гипердинамического ребенка,последовательно и категорически необходимо следовать лишь двум советам:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть сейчас.

2.Иметь позитивный настрой на будущее: как бы ни было тяжело теперь, мы вместе, и потому — обязательно прорвемся!

Удачи всем!

Список использованной литературы

1. Альтхерр П. Гиперактивные дети:коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.

2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивнымидетьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.

3. Депутат И. С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография.Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.

4. Лютова Е. К.Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные,тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

5. Токарь О. В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб. -метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Источник