Гипердинамический синдром код по мкб 10 у детей
Гипердинамический синдром, или синдром дефицита внимания, является одним из проявлений минимальной мозговой дисфункции и сегодня диагностируется у многих детей. Связано это с легким поражением головного мозга органического характера, что проявляется в увеличенной возбудимости и эмоциональной лабильности, некоторых нарушениях речи и движений, трудностях поведения и т. д. Обычно такое расстройство проявляется в первые пять лет жизни ребенка. Это обуславливается расстройством функциональности ЦНС, что происходит под влиянием многих негативных факторов.
Характеристика и описание проблемы
Гипердинамический синдром — это нарушение развития и поведения, проявляющиеся в гиперактивности, расстройстве внимания. Такие расстройства впервые обнаруживаются в возрасте до пяти лет. Связано это с нарушением функциональности ЦНС в результате влияния негативных факторов во время беременности матери, родовой деятельности или в первые три года жизни ребенка. Гипердинамический синдром код по МКБ-10 имеет F90 (F90.9).
В неврологии данную патологию принято рассматривать в качестве хронического синдрома, который неизлечим. По данным статистики только 30% детей могут «перерастать» заболевание или адаптироваться к нему по мере взросления.
Гипердинамический синдром у детей может проявляться в виде следующих отклоненияй:
- тревожность, девиантное поведение;
- трудности в обучении;
- расстройства речи;
- аутизм;
- расстройство мышления и поведения;
- болезнь Жиля де ла Туретта.
Обуславливается данная патология незначительным повреждением головного мозга. После травмы здоровые клетки берут на себя функции погибших. Нервная система начинает работать с усиленной нагрузкой, так как на процесс восстановления нервной ткани и протекания возрастного развития нужна энергия. При этом синдроме повреждаются клетки, которые участвуют в процессе торможения, поэтому возбуждение начинает преобладать, что проявляется в нарушении концентрации внимания, регуляции активности.
Эпидемиология
Гипердинамический синдром у детей диагностируется в 2,4% случаев во всем мире. Обычно патология проявляется в возрасте от трех до семи лет. Чаще всего заболевание присутствует у мальчиков, оно обычно наследуется. Нередко патология диагностируется у детей-инвалидов.
К 15 годам гиперактивность немного стихает, состояние ребенка улучшается. У него улучшается самоконтроль, поведение становится регулируемым. Но в 6% случаев наблюдается развитие девиантного поведения: алкоголизм, наркомания и т.д.
Причины появления синдрома
Точные причины развития такого заболевания, как гипердинамический синдром (МКБ-10: F90), не выявлены. Медики полагают, что факторами, провоцирующими развитие болезни, выступают:
- повреждение ЦНС ребенка в период внутриутробного развития из-за заболеваний, которые развивались у матери, а также наличия у нее инфекций, гестоза;
- аномалии ЦНС в результате наличия у матери вредных привычек и частых стрессов в период вынашивания плода;
- гипоксия плода;
- механическая травма во время родовой деятельности;
- неправильное питание, инфекции в первые несколько лет жизни ребенка, сахарный диабет, патологии почек;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- несовместимость резус-факторов ребенка и матери;
- угроза выкидыша, преждевременные или затяжные роды.
Как проявляется данная патология?
Синдром может протекать с различной интенсивностью. Обычно он проявляется такими признаками:
- Увеличение возбудимости, поэтому моторика при гипердинамическом синдроме развивается достаточно рано.
- Расстройство концентрации внимания.
- Неврологические нарушения.
- Расстройство речи.
- Трудности в обучении.
Ребенок с данной патологией чрезмерно активный. Такая активность наблюдается иногда с первых дней жизни ребенка. У детей может быть нарушен сон, концентрация внимания нарушена. Его внимание достаточно легко привлечь, но удержать не представляется возможным.
Дети с гипердинамическим синдромом достаточно рано начинают держать голову и переворачиваться на живот, а также ходить. Они понимают речь, но сами часто не могут выразить свои мысли, так как их речь нарушена, при этом память у таких детей не страдает.
Гиперактивные дети обычно неагрессивны, они не могут долго обижаться. Но в драке их тяжело остановить, они становятся неуправляемыми. Все чувства таких детей неглубоки, они не могут в полной мере оценивать ощущения и состояние иных людей.
Дети с такой патологией обычно общительные, они легко вступают в контакт, но им тяжело завести друзей.
Зачастую при гипердинамическом синдроме у детей, причины и лечение которого рассматриваются врачами в каждом конкретном случае, родителям не нужно их стыдить и ругать, так как они находятся в постоянном стрессе. Такому ребенку важно найти свое место среди людей, тогда проявления патологии станут уменьшаться.
Также у детей с таким синдромом могут проявляться некоторые побочные симптомы.
- Энурез.
- Боль в области головы.
- Заикание.
- Нервные тики.
- Гиперкинез.
- Кожные высыпания, которые не имеют отношение к аллергическим реакциям.
- ВСД, астено-гипердинамический синдром.
- Бронхоспазмы.
Диагностика патологии
Необходимо изучать гипердинамический синдром в различных возрастных категориях. Диагностика проводится педиатром, психиатром или неврологом, который специализируется на подобных явлениях.
Диагноз ставится на основании результатов изучения клинической картины и психосоциальной оценки. Поведение пациента и проявление симптоматики, а также его психическое состояние рассматривают в повседневной его жизни. Затем изучаются потребности человека, степень поведенческих нарушений.
Врач должен изучить анамнез пациента, обратив внимание на наличие или отсутствие таких диагнозов, как энцефалопатия, внутричерепная гипертензия или ММД. Если один из таких диагнозов есть, то риск наличия у пациента гипердинамического синдрома увеличивается до 90%.
Также доктор должен изучить такие моменты:
- моторная активность;
- концентрация внимания;
- нарушение сна;
- расстройства речи;
- неспособность адаптироваться к условиям детского сада или школы;
- увеличение травматизма;
- невнятная речь;
- наличие моторных стереотипов;
- энурез;
- повышенная общительность;
- метеочувствительность;
- нервный срыв при стрессе.
Если у ребенка наблюдается пять и более пунктов, это может свидетельствовать о наличии патологии. При этом должны выполняться следующие условия:
- Несколько признаков наблюдаются в возрасте до двенадцати лет.
- Симптомы проявляются с одинаковой частотой в разных ситуациях и условиях.
- Симптоматика снижает качество деятельности.
- У пациента нет психических расстройств и расстройства личности.
Кроме этого, доктор должен исключить наличие у пациента патологий щитовидной железы, депрессии, употребление психотропных веществ, стероидов, противосудорожных медикаментов, кофеина.
Нередко врач назначает эхокардиографию сердца при гипердинамическом синдроме. Ведь бывает так, что у пациента наблюдаются колебания кровяного давления из-за болезни. Когда имеется гипердинамический синдром, сердце может работать в усиленном режиме.
Диагностика при помощи МОХО
Нередко для диагностики патологии у детей и взрослых используется компьютерный тест МОХО. Эта методика имеет две версии: детскую и взрослую. Суть ее заключается в выполнении заданий, которые имеют восемь уровней сложности. На экране возникают различные раздражители, на которые пациент должен отреагировать должным образом: либо нажать пробел, либо ничего не делать. Раздражители на мониторе практически такие же, как и в реальной жизни, поэтому точность теста составляет 90%. Такая методика дает возможность изучить концентрацию внимания пациента, импульсивность, согласованность действий, гиперактивность.
Терапия
Лечение гипердинамического синдрома у детей должно быть комплексным, совмещающее в себя несколько методов, которые разрабатываются в каждом конкретном случае. Сначала врачом назначаются:
- Педагогическая коррекция.
- Психотерапия.
- Поведенческая терапия.
- Нейропсихологическая коррекция.
Если перечисленные методики не приносят должного результата, назначается медикаментозное лечение. В каждом индивидуальном случае доктор назначает соответствующие препараты.
Медикаментозное лечение гипердинамического синдрома
Чаще всего доктор выписывает психостимуляторы. Их принимают несколько раз в сутки. Раньше в медицине использовали для лечения такой патологии «Пемолин», но этот препарат оказался гепатотоксичным, поэтому его перестали назначать.
Нередко доктора выписывают блокаторы обратного захвата норадреналина и симпатомиметики, например, «Атомоксетин». Эффективными в терапии оказались и антидепрессанты в совокупности с «Клонидином», который снижает риск развития побочных явлений.
Детям психостимуляторы назначаются в минимальной дозировке, так как они могут вызвать привыкание.
В СНГ часто используют в терапии гиперактивности ноотропные средства, которые улучшают деятельность ЦНС, в частности головного мозга. Также врачи выписывают аминокислоты, улучшающие метаболизм. Нередко назначаются такие препараты, как «Фенибут», «Пирацетам», «Сонапакс» и прочие.
Обычно при применении медикаментозной терапии состояние пациентов значительно улучшается, исчезает отвлекаемость. Плохая успеваемость в школе. При отмене препаратов симптоматика развивается снова.
Медикаментозное лечение обычно не назначается детям дошкольного возраста. В этом случае разрабатываются программы психологической поддержки.
Немедикаментозная терапия
Существует несколько методик лечения гипердинамического синдрома, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с приемом препаратов:
- Упражнения, направленные на коррекцию концентрации внимания.
- Восстановление кровообращения при помощи массажа.
- Поведенческая терапия, при помощи которой удается сформировать или погасить те или иные поведенческие шаблоны при помощи поощрения или наказания.
- Семейная психотерапия, благодаря которой пациент учится направлять свои качества в нужное русло, а члены семьи – поддерживать и правильно воспитывать гиперактивного ребенка.
- БОС-терапия с использование ЭЭГ.
Терапия должна быть комплексной. Врач назначает массаж, ЛФК. Эти методики дают возможность нормализовать кровообращение.
Рекомендации родителям
Родители должны следить за соблюдением всех рекомендаций и назначений доктора. Ребенок должен соблюдать режим дня. Рекомендуется избегать мест большого скопления людей для того, чтобы сохранить эмоциональное равновесие у гипреактивного ребенка. Родители должны хвалить своих детей, подчеркивая тем самым его успехи и достижения. Это способствует укреплению уверенности ребенка в своих силах. Также важно не нагружать детей.
Вышеуказанные мероприятия при своевременной постановке диагноза дают возможность снизить проявление симптоматики гиперактивности, а также помочь ребенку реализовать себя в жизни.
Организация деятельности гиперактивного ребенка
Не рекомендуется до шести лет отдавать ребенка в те группы, где дети должны сидеть за партами, выполнять задания, которые требуют усидчивости и повышенного внимания. Гиперактивный ребенок должен заниматься в таких группах, где занятия проводятся в игровой форме. В этом случае детям разрешается по желанию перемещаться по классу.
Если гипердинамический синдром проявляется сильно выражено, то рекомендуется не отдавать ребенка в любые группы. В этом случае можно заниматься в домашней обстановке. При этом занятия должны протекать не больше десяти минут. Ребенок сначала должен научиться концентрировать внимание на две минуты, затем упражнения повторяют каждый час. Со временем концентрация внимания ребенка повысится.
Родители должны заранее спланировать занятия с детьми. Динамичный ребенок лучше будет усваивать информацию в движении, поэтому необходимо разрешать ему бегать и ползать. Но со временем он должен привыкнуть к режиму. Занятия проводятся в одно и то же время несколько раз в неделю. Необходимо помнить о том, что у таких детей бывают так называемые плохие дни, когда любые занятия не принесут пользы.
Питание детей
От питания зависит многое. Иногда неправильный рацион питания может усугубить проблему. Нельзя давать ребенку продукты, которые содержат красители и консерванты. Большую опасность представляет собой эритрозин и тартрацин – пищевые красители (красный и оранжевый соответственно). Они присутствуют в магазинных соках, соусах и газированных водах. Нельзя предлагать детям еду из фаст-фуда.
Питание гипреактивного ребенка должно включать употребление большого количества овощей и фруктов, небольшого процента углеводов. Также важно, чтобы с продуктами ребенок получал все необходимые витамины и полезные вещества, которые важны для нормальной деятельности ЦНС.
Заключение
Гипердинамический синдром встречается в 2,4% случаев во всем мире. Преимущественно патология диагностируется у мальчиков. В странах СНГ сегодня около 90% детей с этим аномальным состоянием здоровья остаются без лечения, поскольку в школе и в семье они не получают должной поддержки. Именно поэтому проблема гиперактивности актуальна в современное время. Необходимо разрабатывать новые методики и подходы в терапии для таких детей.
Обычно мы наблюдаем ситуации, при которых гиперактивные дети просто всех раздражают. Мало таких людей, которые задумываются о настоящих причинах такого поведения. Они считают, что это обычные дети, которые просто плохо воспитаны. В этом и состоит проблема многих дошкольных и школьных учреждений, где не разработан подход к детям с такими отклонениями. Все это требует более детального изучения и создания методик коррекции поведения.
К тому же поведенческая и семейная психотерапия на сегодняшний день недостаточно развита, а посему используется очень редко, что делает проблему гиперактивных детей практически нерешаемой. И все же при правильном комплексном подходе удается на 60% снизить проявление патологии у детей.
Источник
Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.
Причины гипердинамического синдрома
Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.
Основные симптомы гипердинамического синдрома:
- гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
- дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
- импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.
Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.
Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).
Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:
- выработать чёткий режим дня;
- стараться меньше ругать;
- разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
- чаще хвалить;
- учить правильно распределять силы;
- беречь от переутомления:
- меньше требовать;
- давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
- приучать к пассивным играм;
- поддерживать благоприятный психологический климат в семье.
Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).
Лечение детей с гипердинамическим синдромом
Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.
Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.
Работа с родителями
Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.
Работа с гиперактивными детьми
Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.
Занятия по методу Томатис уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.
Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.
Вам будут полезны следующие статьи:
- Синдром гиперактивости и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис
- Трудности обучения в школе
Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник