Гипердинамический синдром является типичным для

Гипердинамический синдром является типичным для thumbnail

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

  • гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).

Читайте также:  Синдром сделать все как лучше

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.

Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Читайте также:  Абстинентный синдром при алкоголизме что это

Занятия по методу Томатис  уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.

Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Синдром гиперактивости и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис
  • Трудности обучения в школе 

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник

Крик ребенкаГиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) – наследственный синдром, расстройство нервного развития.

В соответствии с преобладающим компонентом, он делится на гиперкинетически-импульсный тип расстройства, тип с нарушением внимания, комбинированный тип.

Характеристика синдрома

Гиперактивность, гипердинамический синдром, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (международная аббревиатура ADHD происходит от английского «Attention Deficit Hyperactivity Disorder») – относится к числу расстройств нервного развития. Это врожденный дисбаланс ЦНС, при котором каждая часть мозга созревает с различной скоростью, отдельные его части обмениваются информацией медленнее, чем у здорового человека.

Состояние проявляется невнимательностью (мозг неспособен из ряда стимулов выбрать важные), двигательным беспокойством (нахождение в постоянном движении), импульсивностью (части мозга, отвечающие за управление поведением, эмоциональными реакциями, работают в замедленном режиме). Дети не регулируют свое поведение, действуют агрессивно.

Хотя гиперактивные дети желают дружбы, им не удается сохранить отношения. А одиночество усугубляет социальные проблемы.

Статистические данные

Гипердинамическим синдромом в мере, требующей поддерживающих мер, страдает примерно 5-8% населения. Расстройство проявляется в раннем детстве, в школьном возрасте, но симптомы могут сохраняться у взрослых людей.

Заболеваемость в детстве составляет 3-7%. В 40-50% случаев гиперкинетическое расстройство поведения переходит во взрослую жизнь – распространенность во взрослом возрасте колеблется между 4-5%.

Основных причин, объясняющих рост числа гиперактивных пациентов,  две:

  • проблема гиперактивности стала более известна, о ней говорят, дети попадают к специалистам, правильно определяющим диагноз;
  • другая причина – ухудшение окружающей среды, увеличение количества рискованных беременностей, тяжелых родов, случаев низкого веса при рождении детей и т.д.

Синдром у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. У девочек гипердинамический синдром выражается, прежде всего, в виде нарушения внимания. Поскольку у них гиперактивность встречается реже, расстройство может долго оставаться незамеченным (иногда вообще не диагностируется). Следовательно, девочки в школе могут считаться «только» менее талантливыми, т.е. им не хватает необходимой поддержки.

гиперкинетическое расстройство поведения

Причины, группы риска

Есть 3 группы причин:

  1. Первостепенный фактор – экологическое воздействие; более высокая заболеваемость с различными нарушениями развития обнаруживаются в промышленных зонах.
  2. На 2-м месте – патогенные факторы, влияющие на плод во время беременности. Они включают курение матери, травмы, инфекции, последствия стрессов и другие осложнения во время вынашивания ребенка.
  3. Последняя группа причин – перинатальные воздействия, т.е. то, что происходит с ребенком во время родов. Рискованные продолжительные сложные роды, асфиксия, гипоксия, низкий вес – факторы, требующие длительного пребывания в инкубаторе.

Симптомы, сопутствующие расстройства и болезни

В младенческом возрасте у ребенка возникает нарушение биоритма. Младенец плохо спит, имеет нарушенный сон, нерегулярный, частый прием пищи с отрыжкой. Ребенок раздражителен, часто плачет. Психомоторное развитие бывает неравномерным (например, ребенок пропускает ползание, сразу начиная сидеть).

Читайте также:  Можно ли рожать при синдроме wpw

У детей дошкольного возраста проявляется чрезмерная физическая активность, они испытывают беспокойство, чередуют занятия, менее сосредоточены, не могут усидеть на месте. Присутствует аффективная лабильность с приступами агрессии, частые тенденции к деструктивным играм. Типичен длительный период неповиновения, проблемы с самообслуживанием, неуклюжесть. Возникают трудности со сном, иногда – ночной энурез.

В школьном возрасте клиническая картина гипердинамического синдрома преобразуется в характерную форму. С ростом требований к вниманию, концентрации, душевному равновесию трудности становятся очевидными. Они нарушают процесс обучения, осложняют отношения ребенка со сверстниками, учителями, родителями.

Дети не могут сидеть на месте, быть тихими. Они беспокойные, неспособные выполнить конкретную задачу, запланировать деятельность. Ребенок не слушает наставления, трудно принимает участие в игре, требующей соблюдения правил. Социальные проявления несоразмерны возрасту. Дети негативны, не уважают авторитет, имеют проблемы в установлении отношений. Они достигают худших школьных результатов, чем позволяют их интеллектуальные способности. Школьная успеваемость усугубляется ассоциированными нарушениями обучения, мелкой моторики, влияющей на письмо. Типично расстройство зрительной координации (нарушается способность различить правую и левую сторону, общее и частичное, размер и расстояние). Около 50% детей испытывают спонтанное снижение гиперактивности до наступления половой зрелости, обычно около 12 лет.ребенок стоит на руках

В подростковом и взрослом возрасте гипердинамический синдром сохраняется у 40-60% людей, но симптомы меняются. Гиперактивность отступает на задний план (или проявляется как чувство внутренней тревоги), сохраняется невнимательность, импульсивность.

Импульсивное поведение приводит к увеличению несчастных случаев, учащению травм. Эмоциональная незрелость сопровождается частыми ощущениями скуки, ухудшения настроения. Из-за снижения самоконтроля в подростковом возрасте повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, развития поведенческих расстройств с поиском «адреналиновых» действий. Часто возникает депрессия, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.

Клиническая картина становится менее выразительной. Из-за снижения гиперактивности пациенты с гипердинамическим синдромом часто включаются в основной диагноз коморбидного расстройства настроения или личности (специфическое расстройство личности, эмоционально нестабильное F60.3 или диссоциальное F60.2).

Факторы риска развития персистирующей формы синдрома:

  • агрессия;
  • поведенческие расстройства в раннем возрасте;
  • низкий интеллект;
  • неповиновение взрослым;
  • плохие отношения со сверстниками.

При сохранении симптомов увеличивается риск семейной заболеваемости СДВГ.

Постановка диагноза

Существуют тесты, помогающие заранее определить, страдает ли человек гипердинамическим синдромом. С ребенком хорошо начать у психолога (детского или педагогическо-психологического консультанта). Он расспросит о симптомах, о детстве, школьных успехах, развитии проблем, их влиянии на повседневную жизнь. Диагноз у всех возрастных групп устанавливается психиатром. Диагностике могут поспособствовать обследования и консультации у невролога, психолога, педиатра.

Коррекция и лечение

Лечение гипердинамического требует комплексного подхода. Проявления расстройства можно облегчить, установив правильный режим. Для детей это, прежде всего, корректировка распорядка дня, воспитательных методов. Необходимо терпение, соблюдение согласованного графика. Им важна помощь взрослых, и в то же время обеспечение достаточной «свободы» для мечтаний, передвижения, иногда – для необычных увлечений. Проверенный метод – адаптация рабочей среды с устранением стимулов, приводящих к нарушению концентрации внимания.

Взрослым помогает адаптация окружающей и рабочей среды, систематические привычки, релаксация, изменение образа жизни. Целесообразна также помощь психотерапевта. Эффективность доказало профессиональное лечение (также известное как когнитивно-поведенческая терапия), помогающее создать правильные привычки.

В некоторых случаях рекомендуется применение лекарств, но только после консультации с психиатром. Лекарства регулируют активность веществ в мозге, важных для поддержания внимания, концентрации. Они не обладают седативным эффектом.

Фармакотерапия:Бупропион

  • Атомоксетин;
  • Метилфенидат;
  • Модафинил;
  • Бупропион;
  • Декстроамфетамин;
  • соли декстроамфетамина (Аддералл).

Учитель или воспитатель при подозрении на гипердинамический синдром у ребенка должен предупредить родителей, порекомендовать им психологическое или неврологическое обследование. Общаясь с ними, желательно рассказать о ребенке как можно больше позитивных вещей; родители должны знать, что учитель/воспитатель понимает его, хочет помочь. Родители часто «перегружаются» заботой о беспокойном ребенке, поэтому им требуется максимум понимания, поддержки.

Источник