Гиперактивность у детей с синдромом дауна

Элизабет Дайкенс представляет обзор исследований, касающихся психиатрических и поведенческих расстройств у людей с синдромом Дауна. Автор сравнивает их с аналогичными расстройствами у людей с интеллектуальными нарушениями иного происхождения и в популяции, указывает на специфику такого рода проблем при синдроме Дауна и выявляет «белые пятна» в наших знаниях, определяя направления дальнейших исследований.

Эпидемиологические исследования, проводившиеся в США и других странах, показывают, что примерно у 40 % людей с интеллектуальными нарушениями отмечаются поведенческие или эмоциональные проблемы, по степени выраженности достигающие уровня психопатологических синдромов. Многие психиатры, однако, не признают одновременного наличия психиатрических проблем и интеллектуальных нарушений, считая, например, что такие симптомы, как сниженное настроение или раздражительность, связаны с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Кроме того, ученые, исследующие депрессию, тревожность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обычно исключают из своей целевой группы людей со сниженным интеллектом. В итоге, несмотря на то, что вероятность подобных расстройств у этих людей выше, чем у остальных, мы знаем об их причинах и методах лечения гораздо меньше.

Что же известно в этой связи о людях с синдромом Дауна? 

Дети

Большинство детей с синдромом Дауна вполне адаптированы в своих семьях, учебных заведениях, местном сообществе, и у них не обнаруживается значительных психиатрических и поведенческих проблем. По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения иного происхождения, вероятность психопатологии у них ниже. В частности, у этих детей существенно ниже показатели, которые, согласно стандартизированным тестам, свидетельствуют о наличии дезадаптивного поведения (психопатология отмечается у 18–23 % детей с синдромом Дауна и у 30–40 % детей с нарушениями другой этиологии).

И все же у детей с синдромом Дауна психиатрических и поведенческих расстройств больше, чем у их типично развивающихся сверстников. Ссылаясь на одно из недавних исследований, автор пишет, что по сравнению с «обычными» детьми у детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 18 лет чаще проявляются такие черты, как упрямство, оппозиционное поведение, невнимательность; им больше свойственны речевые проблемы, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, стремление получить внимание со стороны окружающих. Неудивительно, что в 6–8 % случаев детям с синдромом Дауна ставится диагноз СДВГ, а в 10–15 % случаев у детей и подростков диагностируются поведенческие расстройства, которые выражаются в непослушании, неуступчивости или агрессии.

Гиперактивность у детей с синдромом дауна

Проведенное Дайкенс и соавторами анкетирование родителей 211 детей и подростков с синдромом Дауна показало, что выраженная агрессия отмечается у них довольно редко (например, драчливость – всего у 6 % случаев); значительно чаще имеет место агрессивность низкого уровня и провокационное поведение (непослушание – в 73 %, конфликтное поведение – у 65 %, вызывающее поведение – у 50 % случаев).

Особую проблему представляют сопутствующие расстройства аутистического спектра (РАС). Еще недавно разброс данных, касающихся частоты появления РАС у детей с синдромом Дауна, составлял от 1 до 11 %. Такая большая разница во многом была связана с отсутствием согласованных диагностических критериев, а в более ранних работах с тем, что диагнозы РАС автоматически относили к психозам. В настоящее время проводится широкомасштабное эпидемиологическое исследование вероятности появления такого сочетанного дефекта с использованием надежных, с точки зрения ученых, диагностических критериев. Пока же многие специалисты сходятся на том, что эта вероятность может достигать 10 %.

Исследователи утверждают, что у детей с синдромом Дауна признаки, по которым ставится диагноз РАС, отмечаются гораздо позже, чем в обычных случаях (по разным сведениям в возрасте от 6 до 16 лет). Возможно, это объясняется тем, что аутистические тенденции нередко принимаются за определенные проявления синдрома Дауна, а также преобладанием в массовом сознании представлений о детях с синдромом Дауна как о доброжелательных, открытых к общению и обаятельных, что, в принципе, очень далеко от аутизма.

В исследовании сопутствующих синдрому Дауна нарушений, в котором участвовала самая крупная из известных на сегодня выборка детей, использовались две контрольные таблицы, позволившие отделить случаи сочетанного дефекта «синдром Дауна + РАС» от случаев с другими сочетаниями, а также от случаев отсутствия сопутствующего диагноза.

Выяснилось, что дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более низкий IQ и более тяжелые проявления стереотипного поведения, повышенную тревожность и уход в себя. Некоторые ученые считают, что факторами риска РАС у детей с синдромом Дауна являются, в числе прочих, такие проблемы здоровья, как эпилептические припадки, ранний гипотиреоз, осложнения после кардиологических операций, а также низкий IQ и наличие близких родственников с РАС. 

Подростки

Проблемы подростков с синдромом Дауна до сих пор не выделены в особую категорию.

Тем не менее есть работы, в которых показано, что по сравнению с детьми 4–11 лет у подростков 16–19 лет обнаруживаются несколько иные особенности поведения, например существенно более низкие показатели по шкале «гиперактивность».

Читайте также:  Скачать книгу синдром петрушки дины рубиной

В этом возрастном диапазоне поведенческая картина изменяется: особенности, преобладающие у детей 4–13 лет (такие как стремление привлечь к себе внимание окружающих, трудности с концентрацией внимания), в 14–19 лет уступают место таким особенностям поведения, как уход в себя, скрытность; подростки начинают вести себя тише и чаще предпочитают быть в одиночестве.

Однако Дайкенс полагает, что для определенных выводов необходимы лонгитюдные исследования, т. к., по ее мнению, нужно учитывать особенности восприятия родителями своих детей. Ссылаясь на исследования коллег, она пишет, что 15–20-летние молодые люди с синдромом Дауна воспринимаются своими родителями как менее забавные и компанейские, менее приветливые и теплые, не такие отзывчивые, как в детстве. Возможно, такие особенности вообще характерны для подростков, однако молодые люди с другими типами интеллектуальных нарушений не обнаруживают подобных изменений поведения. Для специалистов эти возрастные паттерны важны, так как они могут пролить свет на появление депрессий и иных проблем у взрослых людей с синдромом Дауна. 

Взрослые

Исследований, касающихся обсуждаемых проблем у взрослых людей с синдромом Дауна, гораздо больше. Довольно хорошо изучена и описана связь между болезнью Альцгеймера и изменениями, происходящими с человеком в зрелом возрасте. В частности, исследована и описана в литературе болезнь Альцгеймера у взрослых людей с синдромом Дауна. У большинства из них невропатологические признаки деменции обнаруживаются после 40 лет, а клинические симптомы – после 50 лет, что на 20–30 лет раньше, чем при болезни Альцгеймера у основной категории населения. При этом интеллектуальный спад имеет место примерно у 50 % людей с синдромом Дауна.

Помимо этого, как показывают данные наблюдений, взрослые с синдромом Дауна подвержены депрессиям, причем эти состояния наблюдаются чаще, чем у людей с интеллектуальными нарушениями другого происхождения (6,1–11,4 % против 1,1–1,7 %). К наиболее распространенным симптомам депрессии у людей с синдромом Дауна относятся уход в себя, мутизм, психомоторная заторможенность, плохое настроение, пассивность, сниженный аппетит и бессонница. В особо тяжелых случаях отмечаются галлюцинации.

Важно отметить, что депрессия и плохое настроение у людей с синдромом Дауна некоторыми учеными рассматриваются как состояния, предшествующие деменции. В частности, такие проявления поведения, как уход в себя и апатия, представляются ранними признаками деменции и обычно отмечаются близкими до появления измеримых когнитивных изменений. Пятилетние наблюдения за 55 взрослыми людьми показали, что в отличие от основной категории населения при синдроме Дауна на ранних, доклинических стадиях деменции наиболее ярко проявляют себя не столько нарушения памяти, сколько поведенческие и личностные изменения.

По сравнению с основной категорией населения и людьми с интеллектуальными нарушениями иного происхождения, люди с синдромом Дауна, страдающие деменцией, гораздо меньше склонны к агрессии; для них характерны нежелание сотрудничества, плохое настроение, плохой сон, повышенное беспокойство и слуховые галлюцинации. Возможно, пониженная агрессивность и склонность к депрессии, которые наблюдаются в более раннем возрасте, потом, в контексте прогрессирующего когнитивного спада, связанного с деменцией, проявляются ярче.

Биполярные аффективные расстройства и шизофрения отмечаются сравнительно редко.

Если коротко подытожить знания о психиатрических и поведенческих проблемах взрослых людей с синдромом Дауна, то можно сделать вывод, что более всего изучались депрессии и болезнь Альцгеймера. Но даже в этой области есть белые пятна. Непроясненными остаются также вопросы, касающиеся других типов психопатологии, включая обсессивно-компульсивные расстройства, обсессивную заторможенность и атипичные психозы. 

Направления дальнейших исследований

На сегодняшний день большинство исследований в области психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых с синдромом Дауна (за исключением работ, посвященных болезни Альцгеймера), дают лишь описание типов и симптомов таких расстройств, а также оценку частоты их появления. В результате ощущается явная нехватка ответов на некоторые важные вопросы.

  • Что проиcходит с выявленными в детстве проблемами в последующие периоды жизни?

Мы довольно много знаем о психиатрических и поведенческих расстройствах в начале и конце жизненного пути, но мало представляем себе, что происходит между этими этапами. Поэтому есть острая необходимость в исследованиях, которые помогли бы связать эти отрезки пути и выявить, как трансформируются симптомы со временем, особенно в период от начала подросткового возраста до окончания периода юности и молодости. Мало известно также о процессах, происходящих до 40 лет – в период, предшествующий возрасту особо высокого риска.

  • Каковы факторы риска и защиты?

Исследования, на которые ссылается автор, выявили для дальнейшего изучения 5 переменных, которые можно назвать факторами риска. Это возраст, пол, уровень серотонина (5-НТ), качество сна и стрессовые события. К факторам защиты авторы исследований отнесли особенности личности, в той или иной мере проявляющиеся у людей с синдромом Дауна: доброжелательность, общительность, обаяние, чувство юмора, незлопамятность. Эти качества могут смягчать проявления психопатологии. Еще одним важным фактором защиты может стать постоянная и структурированная стимуляция познавательной деятельности и социальных навыков.

  • Какова эффективность вмешательства?
Читайте также:  Синдром массивной гемотрансфузии цитратная и калиевая интоксикация

Среди существующих методов, которые, по мнению Э. Дайкенс, требуют оценки в плане применения при синдроме Дауна, названы и медикаментозные, и немедикаментозные. В частности, автор считает полезным изучение возможности применения успешных наработок в области ранней помощи детям с РАС, а также использование методов когнитивно-бихевиоральной терапии.

В заключение обзора автор напоминает, что история изучения синдрома Дауна насчитывает уже почти 150 лет. И все же в области психического здоровья остается немало проблем, на решение которых следует нацелить будущие исследования. 

Обзор подготовила Н.С. Грозная

Источник

Просмотр сообщенияLeoJulia (11 Ноябрь 2012 — 00:08) писал:

Нашей Анюше тоже вчера поставили диагноз: ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая проявляется СДВГ (синдромом гиперактивности и дефицита внимания) средней степени тяжести.

Оля, все тоже самое, что ты описываешь. Я уже нескольк раз была на грани нервного срыва, потому что ребенок НЕУПРАВЛЯЕМ, а помочь некому, особенно когда детей двое. Анюша очень активная, на месте ее удержать просто не возможно, что б позаниматься ее нужно усадить в стульчик для кормления привязать и только таким образом, когда она поймет, что деваться некуда может уделить 10 мин своего внимания. Еще она немного не стандарта по сравнению с детьми СД в том, что есть небольшие проявления агрессии: может укусить, ущипнуть, швырнуть — если ей что-то не нравиться. Да и рост у нас в 2,5 года 100 см и вес около 15 кг, очень сильная и справиться с ней нелегко. Все швыряется и минуты в руках не держиться, если на секунду я задержалась и не сделала, что она хочет — падает, истеричит, чуть ди не головой об стенку />/>/>((.

Мне сказали, что этот диагноз нашим деткам не свойственен, но так бывает и, к сожалению, без медикаментозного лечения тут не обойтись. Пока прописали курс на три недели Глицин перед каждым сном и Магне В6 ампула разделить на 3 приема в день. Сказали, пока не пропьем и не уберем неврологию смысла требовать от ребенка что-то нет. Кстати, Анюше из-за ММД присущ комплекс неполноценности, то есть когда не получается сразу (а это у нас часто случается) и поэтому нужно с ней заниматься пока лечимся только тем, что у нее получается и еще делать удар на тактильные игры.

Вот подробней о ММД https://read.rostovma…u/articles/473/

https://www.medlux.ru…c/help/mmd.html

https://gatchina-psi….9_mmd_rekom.htm

Пишет Люба Егорова:

Цитата

Нина ,добрый вечер!
Я прочитала на форуме «крики о помощи «некоторых мам.Я не могу писать на форуме,как -то не могу там восстановить регистрацию,если сможешь,перешли просто Юле на почту.
У нас было все тоже самое:разница между Егором и младшим сыном ровно 2 года.Я почти все время была с ними одна(т.е.помощи по дому ,с прогулками и проч.практически не было),и возраст Егора с 2.5 до3-4 был довольно сложным.Было все :и бросание стульев,о «долбежка» пирамидками и машинками по мебели,и истерики…Одним словом,вспоминать страшно.Но сейчас я знаю гораздо больше,понимаю больше,что и почему и знаю ,что вела бы себя совсем по-другому.
Все эти проявления.скорей всего,не агрессия.а желание привлечь к себе внимание,попытка к коммуникации-речи -то ведь нет,а как-то ребенку нужно дать понять взрослым,что ему нужно общение.Итак,стоит попробовать не реагировать на ее поведение чересчур эмоционально,чтобы не закреплялось нежелательное поведение,стараться не говорить «нельзя,так не делай»,сразу показывать правильную модель поведения-сли хочет бросать-в это время быстренько подсунуть то,что можно бросать,например,маленькие-совсем маленькие мягенькие подушечки,скомканные из салфеток мячики.теннисные шарики и проч,что не разобьет ,не покалечит и не будет греметь.И бросать не просто так,а в корзинку,сумку.ведро и т.д.Если хочет стучать,нужно сразу подсунуть то,по чему можно стучать-есть специальные игрушки,если таковых нет,можно сделать брусок с вбитыми наполовину гвоздями или шурупами и дать маленький молоток.И важно ребенку говорить:»Смотри,это МОЖНО делать,это делай»(это все я позже увидела в Монтессори-школе,а в свое время тоже много шишек набила и ошибок сделала)
Сейчас у нас срабатывает и такой способ:Егор делает то,что делать нельзя.Я у него спрашиваю»Папа делает так?,он отвечает-Нет»Мама делает так? -Нет Брат делает?Нет.Я ему говорю-и ты так не делай,делай ТАК-и даю ему правильный алгоритм-показываю,как надо делать. Это можно пробовать,но смотрите,если получится-у меня это стало работать уже когда Егор стал постарше.
Очень важно!!! наших детей ТРУДНО,почти невозможно переучивать,поэтому нужно сразу давать правильные модели того,чего вы хотите от них получать-лучше какое-то время делать это с помощью взрослого(например,правильно держать ложку или карандаш-сначала лучше держать руку ребенка в своей руке,но ложку в ее руку вставить правильно и т.д.
Еще очень важно-в момент»агрессии «не ругать,не запрещать ,лучше обнять ,поцеловать,пощекотать и ,таким образом отвлечь и разрядить обстановку.
И про глицин ,по-моему,на форуме кто-то писал,что нашим детям он не очень желателен,неврологи назначают,чтобы хоть что-то назначить.

Читайте также:  Как лечить похмельный синдром сердце

Но самое главное,что хочется сказать мамам малышей:Наши дети очень меняются,взрослеют к 7-8 годам,сейчас меня Егор гораздо реже огорчает и «бесит»,можно сказать редко.Но,мне кажется,это еще получается тогда,когда мы их ОЧЕНЬ любим.но разумно,не балуем,относимся как к равному .И ,конечно,очень важна социализация-детский сад,развивающие группы(рисование,пение,что угодно).Егору очень пошел на пользу детский сад,а сейчас и школа-и в отношении речи,и поведение во многом стало меняться к лучшему-«коллектив -великая сила!»

Девочки,не переживайте,все образуется,берегите себя,любите своих малышей,нужно потерпеть немного-2-3-4 года и все станет на свои места.Очень повезло тем деткам с синдромом,у которых есть братья и сестры-жизнь в компании намного веселее,интереснее и полезнее.

Надеюсь,что кому-то окажется полезен мой опыт.Всем успехов,терпения и любви!

Источник

ÀâòîðÑîîáùåíèå snowgirl

Ñîîáùåíèé: 3 Äîáàâëåíî:
19-08-2008 21:34 ß ðàáîòàþ ïñèõîëîãîì â ðåàáèëèòàöèîííîì öåíòðå. Íåäàâíî ê íàì ïîñòóïèë ðåáåíîê ñ òàêèì ñî÷åòàíèåì äèàãíîçîâ.  ìîåé ïðàêòèêå ýòî âïåðâûå. Åñëè êòî-òî ïîäåëèòñÿ îïûòîì ðàáîòû ñ òàêèìè äåòèøêàìè áóäó î÷åíü áëàãîäàðíà. Ìûøü
Àäìèíèñòðàòîð
Ñîîáùåíèé: 6045
Гиперактивность у детей с синдромом дауна Äîáàâëåíî:
20-08-2008 01:07 âû çíàåòå, ó íàñ ôîðóì ïî ÑÄÂÃ, à ýòîò äèàãíîç ïðåäïîëàãàåò èíòåëëåêòóàëüíóþ ñîõðàííîñòü; ïðè ïðîâåäåíèè äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè îòñåèâàþò — è óìñòâåííóþ îòñòàëîñòü, è ãåíåòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ (ñèíäðîì ëîìêîé õðîìîñîìû, ñèíäðîì Äàóíà è åùå ÷òî-òî). Ïîýòîìó — âîïðîñ ñîâåðøåííî òî÷íî íå äëÿ ýòîãî ôîðóìà: ýòî äðóãîå ñîñòîÿíèå è äðóãèå ïðàâèëà ðàáîòû. Ìîæåò áûòü, âàì â Äàóíñàéä Àï ñïðîñèòü?
íî, êîíå÷íî, ïîäîæäèòå îòâåòà êîíñóëüòàíòà. snowgirl

Ñîîáùåíèé: 3 Äîáàâëåíî:
20-08-2008 21:16  òîì-òî è áåäà, êàæäûé ïûòàåòñÿ îòäåëèòü îäíî îò äðóãîãî. Äàóíñàéä-àï ãîâîðÿò, ÷òî ÑÄÂà èì íå ñâîéñòâåíåí, à äèòå ìåæ òåì ñòðàäàåò. Ìàëûøàìè ñ ÑÄÂà ÿ çàíèìàþñü óæå 4 ãîäà, à òàêîå ñî÷åòàíèå âñòðåòèëà âïåðâûå. Âñå æå íàäåþñü, ÷òî êòî-òî ñìîæåò ïîìî÷ü ñîâåòîì ìàìà Ìèøè

Ñîîáùåíèé: 3659 Äîáàâëåíî:
20-08-2008 22:55 ß äóìàþ ñî÷åòàíèÿ ñèíäðîìîâ ìîãóò ïåðåñåêàòüñÿ.Ó äàóíåíêà âïîëíå ìîæåò áûòü è ñäâã.Ñîâåòû?Åñëè ó íåãî ñäâã ïî÷èòàéòå ôîðóì,âèäèìî êîððåêòèðîâàòü íàäî òàê æå êàê è ïðè ñäâã. Ìûøü
Àäìèíèñòðàòîð
Ñîîáùåíèé: 6045
Гиперактивность у детей с синдромом дауна Äîáàâëåíî:
20-08-2008 23:48 ïîíèìàåòå êàê, íå ñòîèò ïóòàòü äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü/ðàñòîðìîæåííîñòü è ÑÄÂÃ. Îäíèì èç äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ ÑÄÂà ÿâëÿåòñÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ ñîõðàííîñòü — ÷åãî íåò ïðè ñèíäðîìå Äàóíà. Ïîýòîìó òîò, êòî ïîñòàâèë äèàãíîç ÑÄÂà ðåáåíêó ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ñäåëàë äèàãíîñòè÷åñêóþ îøèáêó.
Åùå îäèí âàðèàíò — îáðàòèòüñÿ çà ñîâåòîì â Öåíòð ëå÷åáíîé ïåäàãîãèêè, ó íèõ äåòè ñ ðàçíîîáðàçíûìè òðóäíîñòÿìè è ñàìûìè ñëîæíûìè ñî÷åòàíèÿìè äèàãíîçîâ (è íåäàâíî âûïóùåíà ñåðèÿ î÷åíü èíòåðåñíûõ ïîñîáèé ïî ëå÷åáíîé ïåäàãîãèêå); â Öåíòð êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêè…
Âîïðîñ î÷åíü äàëåêî âûõîäèò çà ðàìêè ýòîãî ôîðóìà.
È ïîòîì «êîððåêòèðîâàòü íàäî êàê ïðè ÑÄÂû — à ÷òî êîíêðåòíî êîððåêòèðîâàòü? ìû âåäü íè÷åãî íå çíàåì ïðî ðåáåíêà — íè åãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà, íè ïðîáëåì, êîòîðûå íàäî êîððåêòèðîâàòü, íè ÷åì êîíêðåòíî çàíèìàåòñÿ snowgirl ñ ÑÄÂÃ-øêàìè…
Âàðèàíò ìîæåò áûòü âîò êàêîé åùå — çà íåèìåíèåì ëó÷øåãî — îòòàëêèâàòüñÿ îò ðåàëüíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà ðåáåíêà? snowgirl

Ñîîáùåíèé: 3 Äîáàâëåíî:
21-08-2008 22:42 Îäíèì èç äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ ÑÄÂà ÿâëÿåòñÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ ñîõðàííîñòü — ÷åãî íåò ïðè ñèíäðîìå Äàóíà. Ïîýòîìó òîò, êòî ïîñòàâèë äèàãíîç ÑÄÂà ðåáåíêó ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ñäåëàë äèàãíîñòè÷åñêóþ îøèáêó.
Âîò ýòî ìíåíèå äëÿ ìåíÿ î÷åíü âàæíî, ÿ òîæå òàê ñ÷èòàþ. Ó ìíîãèõ ìîæíî íàéòè îòäåëüíûå ïðèçíàêè ÑÄÂÃ, íî íå âñåì æå ñòàâÿò äèàãíîç. Ñïàñèáî çà ìîðàëüíóþ ïîääåðæêó — óæå íå ÷óâñòâóþ ñåáÿ èäèîòêîé ìàìà Ìèøè

Ñîîáùåíèé: 3659 Äîáàâëåíî:
21-08-2008 23:01 À êàê æå ìàëü÷èê Ãðèøà ,î êîòîðîì áûëà ïåðåäà÷à ïî òåëåêó ãîäà 3 íàçàä.Îí äàóí è ó÷èòñÿ â øêîëå Êîâ÷åã,ïî îáùåé ïðîãðàììå.À â Àìåðèêå ñèíäðîì äàóíà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ âîæäåíèÿ àâòîìîáèëÿ.Âñå æå ýòî âîïðîñû ê äîêòîðó,à íå ê ôîðóì÷àíàì. anon

Ñîîáùåíèé: 769 Äîáàâëåíî:
22-08-2008 00:37

êàê æå ìàëü÷èê Ãðèøà ,î êîòîðîì áûëà ïåðåäà÷à ïî òåëåêó ãîäà 3 íàçàä.Îí äàóí è ó÷èòñÿ â øêîëå Êîâ÷åã,ïî îáùåé ïðîãðàììå

Ïðè ñèíäðîìå Äàóíà èíòåëëåêòóàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü è äðóãèå ïðîáëåìû ìîãóò áûòü âûðàæåíû â ðàçíîé ñòåïåíè. Åñëè òðèñîìèÿ ìîçàè÷íàÿ, òî ïî÷åìó áû è íå ó÷èòüñÿ ïî îáùåé ïðîãðàììå? Îòëè÷íèê âðÿä ëè ïîëó÷èòñÿ, òàê ýòî è íå îáÿçàòåëüíî.

Источник