Где ставят диагноз синдром аспергера
В наше время люди с синдромом Аспергера (в народе аспергеры или аспи) встречаются достаточно часто. Зачастую окружающие воспринимают таких людей, как тяжелых в общении, несколько странных, но талантливых и неординарных. Что это за синдром, как его диагностировать и надо ли лечить?
Синдром Аспергера — болезнь или норма?
Ганс Аспергер, немецкий педиатр и психиатр, в 1944 году описал некое расстройство личности, характеризующееся, главным образом, ограничением эмпатии. Позже это расстройство получило его имя и широко известно как синдром Аспергера. Считается, что синдром — одно из расстройств аутистического спектра (РАС) (подробнее об этом). На самом деле, синдром Аспергера — это своеобразное развитие, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и эмоционально-волевой сферы при полностью сохранном интеллекте.
По каким признакам можно заподозрить синдром Аспергера?
Синдром Аспергера характеризуется:
1. Проблемами с социальным взаимодействием — отсутствие или ослабление глазного контакта, проблемы с невербальной коммуникацией (отсутствие жестикуляции, в том числе указательного жеста, бедная мимика), отсутствие спонтанности в проявлении эмоций, невозможность эмоционального ответа и т.д.
2. Проблемы с крупной моторикой, неуклюжесть (ребенок не может подпрыгивать, кидать мяч, бегать наравне со сверстниками, лазать и т.д).
3. Стереотипное поведение:
- повторяющиеся действия (моторные стереотипы);
- узкий интерес (человек концентрируется на одной теме и погружается в нее досконально. Например, если аспергер увлекается машинами, он будет изучать только машины — их устройство, виды, функции. Он будет о них читать, собирать их, говорить с вами о них. Именно эта особенность аспергеров как раз и дает им возможность прослыть гениями, ведь если все свое время и потенциал посвящать одной области, непременно станешь в ней экспертом. Некоторым повезло, и свой узкий интерес они могут применить для заработка. К сожалению, так бывает не всегда;
- ритуальность (как и другим людям с РАС, необходимо четко придерживаться определенного ритма жизни. Даже небольшое отступление от привычной рутины может стать причиной огромного стресса).
4. Речь, опережающая интеллектуальное развитие. Если ваш малыш рано и хорошо заговорил, обратите внимание на характер его речи. Важно, пользуется ли он речью для общения с вами, легко ли отвечает на вопросы, вступает ли в диалог с незнакомыми людьми, не кажется ли вам его речь слишком сложной, книжной, не живой? Обращайте внимание на интонацию. Она может быть монотонной, несколько натянутой. Иногда дети с РАС говорят слишком громко. Люди с синдромом Аспергера часто склонны к эхолалии (механическое повторение слов или целых фраз, услышанных ранее, обычно без понимания смысла). Внутренние мысли также проговариваются, что делает речь аспи еще более громоздкой, запутанной и непонятной.
Как и когда можно выявить синдром Аспергера у ребенка?
Диагностировать синдром Аспергера крайне сложно, многие живут с ним много лет и даже не догадываются о его наличие у себя. Говорят, как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых обладателей РАС. То же самое относится и к людям с синдромом Аспергера. Мы имеем дело со сложным многогранным расстройством. Особенно сложно идентифицировать синдром у детей. Но внимательная мама рано или поздно заметит, что с ребенком что-то происходит. Конечно, правильнее всего показать его специалистам. В данном случае, это врач-психиатр.
Также существуют специальные тесты на определение синдрома Аспергера у детей и взрослых. Разумеется, результат не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но прохождение теста поможет вам оценить, насколько критичны некоторые аутичные проявления у вашего ребенка.
Ведь часто дети с синдромом Аспергера считаются избалованными, невоспитанными, неудобными, эгоистичными.
Бывает, что родители из лучших побуждений пытаются давить на ребенка, проводить какие-то воспитательные мероприятия. Но они не имеют успеха, а часто даже ухудшают ситуацию, поскольку малыши аспи и сами не могут объяснить своих действий, не понимают, почему ими не довольны окружающие. С такими детьми нужно быть очень терпеливым и гибким. Если родителям сложно перестроиться, стоит поискать помощь извне, например, обратиться к психологу.
Как живется с синдромом Аспергера?
Чтобы лучше понять, каково людям с синдромом Аспергера, обратимся к ним самим. Вот что вспоминает о своем детстве уже взрослая участница одного из форумов для людей с аутизмом.
«Представьте, что вы попали в китайский глухой городишко, и все люди на одно лицо. Все от вас чего-то немедленно и постоянно хотят, говорят знакомые звуки, но они означают совсем другие слова, и вы никак не можете привыкнуть есть палочками! Вы повторяете за ними их ритуалы, вам кажется, что вы делаете очень похоже, но все смеются! Они считают вас странным и несколько тупым существом, поэтому не церемонятся и тычут постоянно в вас пальцами. А сами простой задачки не решат, постоянно делают ошибки в письме. Еда невкусная, острая, пряная, очень соленая! А все спокойно едят и еще присаливают! Да, вот так поживите неделю и получите расстройство, а через год — депрессию. А я живу 43 года. В реальной жизни я не могу пить чай — он очень горький. И сок не могу, он едкий, пью только воду. Ем простую пищу и только раздельно. Я закончила школу почти на все пятерки, кроме пения и физкультуры. Я не инвалид, нет, я художник-мультипликатор и даже имею международные награды. Но битьем синдром Аспергера не лечится, увы».
В связи с патологическим отсутствием эмпатии, аспергерам сложно поддерживать дружеские отношения с людьми. Помните об узких интересах? Аспи может увлеченно рассказывать вам о гончарном искусстве древних славян, нимало не интересуясь, занимает вас эта тема или нет. А рассказы такие могут длиться без преувеличения часами. Кроме того, он совершенно не сможет разобраться, говорите вы правду или лжете, расстроены или веселы. Шутки, намеки, скрытые смыслы — все это вне зоны понимания.
За свою жизнь аспергеры учатся понимать, как реагировать на определенные моменты, даже знают, какое выражение лица применимо к данной ситуации, но все это они постигают интеллектуально, а не интуитивно, как большинство. Просто заучивают, как мы учим иностранный язык и чуждые нам традиции.
Кроме того, в связи с разнообразными нарушениями восприятия, они подвергаются постоянной сенсорной перегрузке. Обыденный для нас с вами поход в магазин может обернуться для человека с синдромом Аспергера настоящей пыткой. Ведь он зачастую боится громких звуков, резких движений, случайных прикосновений. Многие родители жалуются, что их дети-аспи не дают стричь волосы и ногти, мыть голову, очень избирательны в еде, например, не переносят красные продукты, не пробуют нового, остро реагируют на запахи.
Но самое главное, аспергерам очень тяжело общаться со сверстниками, в особенности это касается детей. Ведь они все воспринимают буквально (игру, шутки, дразнилки). Им нужен алгоритм действий для каждой ситуации, поскольку интуитивно они реагировать не могут. Но разработать такой алгоритм невозможно. Многие взрослые с аутистическими расстройствами вспоминают, что в детстве боялись своих сверстников, потому что не знали, чего ожидать от них.
Вот что рассказывает уже взрослая девушка с синдромом Аспергера Вероника Беленькая о своем детстве:
«Если ребенок аутичен, то он не всегда сможет отделить источники шума один от другого. Другие дети, вероятнее всего, его напугают — в свое время мне показалось, что эти дети безумны, я совершенно не понимала их действия и не понимала, что им от меня надо. Правила не всегда понятные, не всегда ясно что можно, а что нельзя делать, как следует задать вопрос. Отвечать словами я тоже не могла. Для своего возраста я была довольно развитым ребенком, но в экстренной ситуации я не могла сформулировать даже очень короткий ответ. Часто я пыталась рассказать отцу о том, что происходит в садике. Мне удавалось пересказывать отдельные моменты, те, которые меня больше всего пугали. Он говорил мне, что отвечать в таких ситуациях. Но проблема была в том, что таких ситуаций больше не было. Каждый случай был уникален, а ответ был только один, тот, который отец дал мне для конкретного случая».
Как помочь ребенку с синдромом Аспергера?
Вряд ли стоит считать людей с синдромом Аспергера больными. Это совершенно здоровые, высокоинтеллектуальные, работоспособные люди, которые испытывают ряд сложностей, в преодолении которых им можно помочь. Разумеется, на протяжении жизни они встречаются с непониманием, неприятием. Часто на проявления синдрома накладываются сопутствующие психологические проблемы, вызванные неблагоприятным окружением. И мы снова утыкаемся в столь актуальный сейчас вопрос — создание благожелательной среды для людей с особенностями развития.
На самом деле все не так сложно.
Заметив аспергера в нашем окружении и приняв его странности, мы дадим ему возможность нормально развиваться в социуме.
Так как, по сути, синдром Аспергера не является болезнью, вылечить его не получится. Но можно отлично его компенсировать, особенно, если рано распознать. С помощью различных терапий совершенно реально помочь ребенку побороть свои страхи, справиться с моторной неловкостью и повышенной тактильной чувствительностью, адаптировать его социально, показать, как правильно реагировать, общаться. Самое главное, чтоб ребенок научился уживаться со своей необычной природой, а нарушения развития не помешали ему находить близких людей и заниматься тем, что ему по душе. И этого можно добиться.
Для начала, неплохо пройти и общие обследования, посетить невролога и психиатра. Возможно, ребенку пригодятся некоторые поддерживающие препараты. Но при этом важно понимать, что никакие лекарства вылечить синдром Аспергера не смогут, они смогут подкорректировать некоторые проблемы, такие как излишняя импульсивность, утомляемость, тревожность. Но основное — это планомерные занятия по разным направлениям.
Синдром Аспергера — это комплекс различных нарушений. Поэтому и подход к компенсации должен быть комплексным.
И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем. Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь. Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.
Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.
Кто из людей с синдромом Аспергера добился известности?
Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов. Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог. Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.
Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера
Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.
Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.
И наконец, это центры, куда можно обратиться за помощью, поддержкой, консультацией:
Источник
Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)
299.80 Синдром Аспергера
А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:
- Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
- Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
- Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
- Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;
В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:
- Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
- Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
- Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
- Настойчивое внимание к частям объектов;
С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;
D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);
Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;
F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.
Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)
F84.5 Синдром Аспергера
Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее.
Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня.
Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).
Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.
Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме).
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).
Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.
Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.
Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)
Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:
— неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
— отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
— отсутствие понимания намёков;
— социально и эмоционально неприемлемое поведение
Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:
— исключение другой деятельности;
— повторяющееся «залипание»;
— более развитое механическое запоминание, чем логическое
Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:
— следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
— требуется от других
Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:
— задержка развития речи;
— внешне правильная экспрессивная речь;
— формальная, педантичная речь;
— плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
— нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений
Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:
— ограниченное использование жестов;
— неуклюжий/неловкий язык движений;
— выражения лица ограничены;
— неподходящие выражения;
— странный фиксированный взгляд
Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.
Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)
Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:
— нет близких друзей;
— избегает других людей;
— нет интереса к приобретению друзей;
— одиночка
Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:
— обращается к другим только со своими нуждами;
— неуклюжее социальное обращение;
— односторонние отношения со сверстниками;
— трудности в осознании чувств других;
— отстранённость от переживаний других людей
Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:
— выражения лица ограничены;
— не способен читать эмоции по выражению лица других;
— не способен передавать информацию с помощью глаз;
— не смотрит на других;
— не использует руки для самовыражения;
— жесты большие и неуклюжие;
— подходит слишком близко к другим
Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:
— нарушения в интонации;
— говорит слишком много;
— говорит слишком мало;
— неспособность включиться в разговор;
— идиосинкразическое употребление слов;
— повторяющаяся речь
Не подходит под критерии аутичного развития.
Источник