Формирование социальной адаптации детей с синдромом дауна

Формирование социальной адаптации детей с синдромом дауна thumbnail

Краткое описание документа:

В настоящее время существует множество программ дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Каждая из них по-разному раскрывает эту проблему.

В настоящее время педагоги специальных учебных учреждений и родители имеют возможность обратиться к ряду программ и других изданий, помогающих сориентироваться в содержании трудового воспитания умственно ограниченных детей. В них выделяются общие направления трудового воспитания и конкретные навыки, задания, поручения, которыми должны овладеть эти дети.

Однако то, что для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому может быть еще недоступно. Поэтому обычно возникает необходимость разработки индивидуальных программ, в особенности, если трудовые навыки формируются у ребенка с тяжелой степенью умственной ограниченности.

Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу [14, с.272].

В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.

  Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать выводя о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта.

Проблеме социальной адаптации посвящены две книги: книга 3 «Навыки общения» и книга 7 «Самообслуживание и социальные навыки». Здесь раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития.

Все рекомендации изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого будет недостаточно для построения коррекционо-развивающей работы специалистом.

При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Боряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой было отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия. В каждом разделе приводятся примеры игр, литературного материала: стихотворений, рассказов, что облегчит работу специалиста .

В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5 – 3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и индивидуальных занятиях .

   Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. При составлении своих коррекционных программ, по нашему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.

Формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

Игра и свободная деятельность. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключается в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и ей объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного воспитания.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры – общими способами её осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Читайте также:  Синдром верхней глазничной щели нервы

Всё это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Игра — основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые вы будете формировать у ребёнка, можно представить как игровые. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть.

Следовательно, все средства формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна должны опираться именно на игру.

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра — та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир.

Каждая   игра,   развивая   личность   ребёнка,   способствует   его   адаптации   в общество.   Именно  игры  с  хорошо  знакомыми   в  быту   предметами,  дают возможность расширить сферу социальной ориентации  ребёнка.  Не  нужно покупать    дорогостоящие    пособия,    ведь    объектами    игр    могут    быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые   предметы,   которые   можно   найти   в   доме   и   на   улице. Предлагаемые игры, можно разделить на следующие виды:

– Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение и восприятие).

– Игры, на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).

– Игры, на развитие произвольного внимания и памяти.

– Игры, на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

– Игры, на развитие навыков самообслуживания.

Придерживаясь этого направления, обучение будет наиболее эффективным, так как будет проходить в естественной для ребенка среде.

Игра должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на соз­дание предметной среды, в его функции вхо­дит подбор развивающего материала для игр. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребёнку знаний, умений и навыков. Это ведёт к обогащению физической и духовной культуры ребёнка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.

 На занятиях по социальному развитию педагогом дефектологом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется в контексте игровой деятельности. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребёнок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребёнок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнёров. В процессе оперирования игровым материалом у ребёнка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция – внимание, память, воображение – за счёт действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение её недостающих звеньев путём гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых.

Организация режимных моментов. В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно-гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения.

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что детей с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как в связи с дефектом игра у этих детей сама не формируется.

Читайте также:  Маниакальный синдром и его признаки

Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Формируя у ребенка с интеллектуальной недостаточностью социальные (как и любые другие) навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть конфету при обучении разворачиванию оберток) и т.д.

Таким образом хотелось бы отметить следующее: существует множество программ и средств формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, которые отражают определенные аспекты работы по их обучению и воспитанию. Следовательно, при составлении коррекционно-развивающей программы необходимо это учитывать и опираться на несколько подходов.

Источник

Лариса Меньшикова
Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях Центра содействию семейному воспитанию

Меньшикова Л. А., воспитатель, ГКУ ЦССВ «Маяк».

Особенности развития, адаптация и социализация детей с синдромом Дауна в условиях ЦССВ.

Я работаю с детьми с ОВЗ, синдромом Дауна и сложной структурой дефекта уже около 5 лет. Возраст детей, находящихся на реабилитации в нашем учреждении от 0 до 6 лет. Дети чаще всего отказные, социальные сироты, с букетом наследственных заболеваний.

Основная цель работы —

подготовка ребенка для передачи на воспитание в семью:

— биологическую

— приемную

Цели и задачи нашей работы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование правильного социального поведения и развитие личности ребёнка;

Физическое и моторное развитие;

Коррекционно-развивающее обучение по методикам;

Работа, направленная на закаливание и укрепление организма;

Формирование навыков самообслуживания;

Социальная адаптация детей.

Программы,которые я использую в работе:

Программу воспитание и обучение детей раннего возраста в доме ребенка под ред. Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт, 1987 г.

Программу воспитание и обучение детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005г.

Программу ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» 2001г.

«Каролина» для детей младшего возраста с особыми потребностями 2005г.

«Лекотека» под ред. Казьмина А. М., Петрусенко Е. А., Перминова Г. А., Чугунова А. И.

Немаловажную роль в моей работе является социализация детей:

Комплектование групп по принципу «Одна группа-одна семья»

Празднование Дней рождения

Дни открытых дверей (гости)

«Экскурсии»выход за территорию

Посещение детского сада.

На данный момент я работаю с группой детей с Синдромом Дауна. Хочется подробней остановиться на данной категории детей и рассказать об их особенностях.

Синдром Дауна – самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме.

Что это означает? Каждая клетка человеческого тела имеет ядро. В нем содержится генетический материал, который обусловливает вид и функции отдельной клетки и всего организма в целом. У человека 25 тысяч генов собраны в 23 пары хромосом, которые внешне напоминают палочки. Каждая пара состоит из 2-х хромосом. При синдроме Дауна 21-я пара состоит из 3-х хромосом.

Лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощенное лицо и затылок, а также отставание в развитии и сниженную сопротивляемость к инфекциям. Совокупность этих симптомов называется синдром. Он получил название в честь врача Джона Дауна, который первым взялся за его исследование.

Устаревшее название этой патологии – «монголизм». Болезнь называли так из-за монголоидного разреза глаз и особой складки кожи, которая прикрывает слезный бугорок. Но в 1965 году, после обращения монгольских депутатов во Всемирную организацию здравоохранения, этот термин официально не используется.

Это заболевание достаточно древнее. Археологи нашли захоронение, которому полторы тысячи лет. Особенности строения тела говорят о том, что человек страдал от синдрома Дауна. А то, что его похоронили на городском кладбище по тем же обычаям, что и остальных людей, свидетельствует о том, что больные не испытывали дискриминации.

Малышей, рожденных с 47 хромосомами, еще называют «Дети солнца». Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут веселыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать. Родители таких малышей считают, что лишняя хромосома не болезнь, а особенность. Они против, чтобы детей называли даунами или душевно больными. В Европе люди с синдромом Дауна учатся в обычных школах, получают профессию, живут самостоятельно или заводят семью. Их развитие зависит от индивидуальных способностей, от того занимались ли с ребенком и какие методики применялись.

Читайте также:  Причины синдрома детской внезапной смерти что это

Распространенность синдрома Дауна.Один такой ребенок появляется на каждые 600-800 новорожденных или 1:700.Но у матерей старше 40 лет этот показатель достигает 1:19. Бывают периоды, когда наблюдается увеличение количества детей с синдромом Дауна на определенных территориях. Например, в Великобритании за последнее десятилетие этот показатель вырос на 15%. Ученые пока не нашли объяснение такому феномену.

В России ежегодно рождается 2500 детей с синдромом Дауна. 85% семей отказывается от таких малышей. Хотя в Скандинавских странах родители не отказываются от детей с этой патологией. По статистике 2/3 женщин делает аборт, узнав, что у плода есть хромосомные аномалии. Такая тенденция характерна для стран Восточной и Западной Европы.

Ребенок с трисомией по 21-й хромосоме может родиться в любой семье. Болезнь одинаково распространена на всех континентах и в любых социальных слоях. Дети с синдромом Дауна рождались в семьях президентов Джона Кеннеди и Шарля де Голля.

К сожалению,в нашем доме ребенка количество детей с синдромом не уменьшается. Задачей наших специалистов является подготовка ребенка к дальнейшей жизни.

Несмотря на задержку в развитии дети обучаемы. С помощью специальных программ удается повысить их IQ до 75. После школы они могут получить профессию. Им доступно даже высшее образование.

Развитие таких малышей проходит быстрее, если они окружены здоровыми сверстниками и воспитываются в семье, а не в специализированном интернате (так называемая инклюзивность).

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная дорожная карта развития:

Индивидуальная дорожная карта

Специалист Линия развития

Воспитатель Самообслуживание и социальные навыки

Педагог-психолог Навыки общения

Музыкальный руководитель Эмоциональная сфера

Логопед-дефектолог Развитие речи

Воспитатель Изо и Монтессори Развитие мелкой моторики

Немаловажным фактором в развитии и реабилитации детей данной категории является применение современных развивающих технологий:

Лекотека

Класс Монтессори

Сенсорная комната

«Сенсорный коридор»

Физкультурный зал

Изо-класс

Музыкальный зал

«Дети солнца» разительно отличаются от своих сверстников добротой, открытостью, дружелюбием. Они способны искренне любить, и могут создавать семьи. Правда риск родить больного ребенка у них составляет 50%.

Современная медицина позволяет повысить продолжительность жизни до 50 лет.

В моей группе – все дети с трисомией – отказные. История их нахождения у нас –разная. К кому- то родители приходят каждые выходные, некоторых забыли и вычеркнули из своей жизни. Горько и обидно видеть глаза детей, которые с рождения лишены родительской заботы и ласки.

В нашей работе созданы все условия, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома».

Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!

Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!

Список использованной литературы

1) Астапов В. М. — В в е д е н и е — в дефектологию с основами нейро и атопсихологии. М, 2007.

2) Байбородова Л. В., Рожков М. И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 2005.

3) Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна. Фактор. 2012.

4) Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б., Демидова И. А., Берешева А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в рвые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. Дефектология. – 2011.

5) Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 2007.

6) Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006 г.

7) Семяго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. 2010.

8) Современные технологии в диатрии. Под ред. Е. Т. Лильина. М., 2001.

9) Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна. Семья и школа. 1994.

Источник