Формирование навыков самообслуживания у детей с синдромом дауна

Формирование навыков самообслуживания у детей с синдромом дауна thumbnail

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки»

Стационарное отделение

Формирование навыков самообслуживания

у детей с синдромом Дауна

дошкольного возраста

воспитатель:

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Дети с синдромом Дауна отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.

Для всех таких детей значимым является овладение этими навыками, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в макросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия. Особое внимание обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно — бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в слонах и фразах своих действий.

Из опыта нашей работы с детьми с синдромом Дауна я считаю, что самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить — чему его следует учить — это оценка уровня развития. Эти знания помогут провести тестирование и правильно выбрать пути и направления своей работы с ребёнком. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать: мелкая моторика; восприятие речи; самообслуживание, т. е. способность самостоятельно выполнять личные потребности; социальные навыки — умение взаимодействовать с окружающими.

Многие задачи мы решаем в обычных житейских ситуациях и во время игр. Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице. Игра — основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые мы формируем у ребёнка, можно представить как игровые. Не нужно настаивать на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть.

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра — та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир Специальные занятия мы делаем короткими, меняя виды деятельности. Например: 10-15минут — развитие мелкой моторики,10- 15 минут — игровые занятия,10- 15 минут — чтение, рассматривание иллюстраций. Итого — 45-50 минут (при каждом занятии мы учитываем индивидуальные особенности ребенка).

Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Параллельно должна вестись работа с родителями. Ведь в работе с ребёнком с синдромом Дауна нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому подключаем к занятиям всех членов семьи. Занятия должны быть интересными и сбалансированными.

В своей практической деятельности мы стараемся разделить процесс обучения в несколько этапов. Нужно дать ему указания, соответствующие той ступени обучения, на которой он находится.

-«Возьми щетку, открой тюбик…»

-«Почисти зубы».

Если указания недостаточно, нужно продемонстрировать на себе, это полезный приём.

Необходимо оказывайте ребёнку физическую помощь, т. е. сначала нужно взять руку ребёнка и выполнить вместе с ним, затем держать за запястье, затем за локоть.

Можно помочь ребенку, Например, колпачок тюбика зубной пасты ослабить перед тем, как попросить ребёнка почистить зубы.

После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт, погладить, прикоснуться.

Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем — то, к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.

В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно-гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения [31, с. 86].

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что детей с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как в связи со своими особенностями, игра у этих детей сама не формируется.

Формируя у умственно ограниченного ребенка социальные (как и любые другие) навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть конфету при обучении разворачиванию оберток) и т. д.

Общаясь с детьми, необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой интонацией. Нужно больше разговаривать, называя свои действия, т. е. оречевляя всё происходящее. Необходимо постоянно поддерживайте внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Разговаривая с ребёнком, можно дать ему время на ответ. Нужно учить адекватно вести себя дома и в общественных местах, учить выполнять правила поведения на улице, учить критически относиться к своим поступкам, учить организованности и выдержке, подавляя желание «Я хочу!» отвлечением и убеждением или игнорированием его требований.

Читайте также:  Маркеры синдрома дауна на узи

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно — практических навыков должно быть особо значимым.

Источник

Сроки формирования этихз навыков у детей с синдромом Дауна задерживаются в силу объективных причин. При их форми­ровании нужно учитывать два фактора: возраст и особенности развития таких детей.

Кратко повторим особенности развития ребенка с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие навыков самообслужи­вания.

Крупная моторика

Гипотония: сниженный мышечный тонус препятствует свое­временному развитию координации движений и уверенному со­хранению равновесия тела. У разных детей гипотония может быть выражена в разной степени и в разных мышечных группах.

1. Гиперподвижность суставов. Поскольку движения суставов непосредственно связаны с функционированием связок, а у де­тей с синдромом Дауна связки чрезмерно эластичны, им труднее контролировать движения.

2.Особенности физического строения тела. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги непропорционально коротки по сравнению с туловищем. Это создает определенные трудности при овладевании двигательными навыками.

Особенности строения тела и специфика развития навыков крупной моторики несомнено влияют на развитие ребенка и лю­бую его деятельность, в том числе и на самообслуживание. Ребен­ку, например, может быть трудно сесть на горшок или залезть на стул и т.д. (подробнее см. раздел «Крупная моторика»).

Мелкая моторика

1 Гипотония. Сниженный мышечный тонус сказывается на развитии навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Ребенку с гипотонией может быть трудно не только удерживать позу корпу­са, но и выполнять тонкие действия пальцами’ нажимать на кноп­ки, удерживать в руках ложку, мелок и т.д.

2. Избыточная подвижность суставов, в том числе и суставов
рук, кистей и пальцев, обусловленная слабостью связок. Особен­
но заметна такая чрезмерная подвижность суставов у малышей. С
возрастом эта особенность, как правило, несколько сглаживает­
ся.

3. Анатомические особенности строения кисти и запястья. Руки
и пальцы детей с синдромом Дауна, как правило, короче, чем у
обычных детей, поэтому им бывает труднее освоить точные зах­
ваты пальцами. Кроме того, с короткими пальцами сложнее от­
винчивать крышки банок, удерживать кистью округлые предме­
ты и т.д. Таким детям бывает сложно стабилизировать запястье в
разных положениях, что необходимо для своевременного захвата
пальцами, удержания предмета и отпускания его.

4. Проблемы со зрением, которые мешают развитию коорди­
нации рука-глаз. Недостатки зрения обязательно должны быть скор­
ректированы (подробнее см. раздел «Мелкая моторика»).

Речь

Можно выделить ряд особенностей развития речи, влияющих на понимание просьб, инструкций и объяснений.

1. Понимание обращенной речи намного опережает развитие активной речи.

2.Зрительная память лучше слуховой.

3. Нарушение речи может быть усилено нарушением слуха.

4.Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

5.Отставание речи при отсутствии других форм общения (же­сты, чтение) оказывает вторичное отрицательное воздействие на формирование навыков самообслуживания.

Источник

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но практические занятия по развитию детей с синдромом Дауна, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Именно из этого правила исходит большинство родителей детей с лишней хромосомой, стремясь пораньше начать обучение их чтению, счету, письму, что называется, «с молодых ногтей» развивать у них те или иные творческие способности. Современные методики позволяют достигать видимых и значительных результатов, академические успехи ребенка радуют родителей и педагогов, главной целью которых становится планомерная подготовка его  к школе. Постепенно необходимость самостоятельности, даже в мелочах, как-то само собой отходит на второй и даже третий план, тем более что ребенка вплоть до начала школьной жизни практически постоянно сопровождает близкий взрослый, всегда готовый взять на себя все рутинные ежедневные мелочи, которым малышу научиться довольно сложно и вряд ли интересно. А ведь именно это  позволило бы ребенку  в школе сосредоточиться на учебе, не тратя интеллектуальных и эмоциональных ресурсов на социально-бытовую адаптацию. Навыки самообслуживания и поведения в быту – то, чему в первую очередь необходимо учить ребенка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.

Проблемы обучения детей с особенностями развития бытовым навыкам уже давно решены в Европе и Америке, где признанной является разработанная в традициях американской психологической школы система пошагового обучения «Step by step» – «Шаг за шагом». Представляется, что знакомство с ней и её использование в воспитании и обучении детей с синдромом Дауна будет чрезвычайно полезным и для родителей, и для специалистов.

Практический опыт и данные научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

Умение заправить кровать, правильно и быстро одеться, почистить зубы, вымыть руки, накрыть на стол и помыть посуду едва ли менее важны для ребенка с синдромом Дауна, чем способность читать, знание геометрических фигур или умение складывать дроби. Такие простые и обыденные навыки будут необходимы ему и в детском саду, и в школе, и тем более во взрослой жизни. И учиться всему этому важно своевременно, т. е. по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают дети с нормальным ходом психического развития. 

К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

1) навыки самообслуживания, т.е. умения:

  • одеваться и раздеваться
  • ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться)
  • пользоваться туалетом
  • пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом
  • резать ножом
  • купаться и умываться, мыть голову;

2) навыки ухода за домом, т. е. умения:

  • накрывать на стол и убирать со стола
  • мыть посуду
  • расстилать и застилать кровать
  • поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить)
  • создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).
Читайте также:  Какие продукты есть при синдроме раздраженного кишечника

Простое перечисление этих навыков уже даёт представление о том, насколько более независимым от окружающих становится ребенок, владеющий хотя бы половиной из них. Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Умения первой группы имеют непосредственное отношение к самому ребенку, напрямую ведут к самостоятельности и «взрослости», и учиться им проще. Вторая группа умений – для малыша нечто абстрактное, неочевидное, поэтому для их освоения требуется  дополнительная мотивация.

Необходимым условием занятий по развитию детей с синдромом Дауна и обучению их указанным умениям являются так называемые «подготовительные навыки» – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на своё имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками. Например, обучать пользоваться ложкой можно лишь тогда, когда ребенок уверенно сидит за столом, крепко держит в руке предмет и манипулирует им по подражанию. Кроме того, какой-либо относительно простой уже усвоенный навык помогает приблизиться к отработке более сложного: умеющий умываться малыш легче научится мыть руки, т. к. он уже освоился в ванной комнате, научился включать и выключать воду, знает, что значит «сполоснуть», и т. д.

Процесс обучения овладению навыками более успешен, если он является систематическим, целенаправленным, учитывает особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна (или другими особенностями развития), их жизненный опыт и осуществляется на положительном эмоциональном фоне с широким применением метода поощрения.

Как и почти во всём, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с особыми потребностями нуждается в создании специальных условий. В данном случае оказываются важны такие мелочи, как высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности при приёме пищи), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной (при освоении умений умываться, чистить зубы и мыть руки), отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т. п.

Занятия по развитию детей с синдромом Дауна

При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребенку первые шаги по его освоению, например:

  • умение надевать носки лучше формировать на примере маминых или папиных шерстяных носков – больших по размеру и более удобных по структуре и форме;
  • обучение расстегивать пуговицы с большим успехом пройдет с использованием пуговиц пальто (более крупных и податливых для пока ещё неловких пальчиков ребенка);
  • научиться мыть руки малыш сможет быстрее, если кусок мыла будет подходящего для него размера;
  • научиться самостоятельно пить из чашки ребенку проще с пластмассовой чашкой без ручки, достаточно узкой для того, чтобы он мог без труда обхватить её ладонями, или со стаканом;
  • учиться пользоваться ложкой проще, используя пластмассовую тарелку, которая наполнена однородной пищей (кашей, пюре, маленькими кусочками чего-либо);
  • осваивать преимущества вилки удобнее в паре с пластмассовой миской (не тарелкой), содержащей некоторое количество нарезанной на кусочки пищи;
  • обучение самостоятельному приёму пищи пройдет с большим успехом и завершится победой, если ребенку будут предложены небольшие порции в нескользящей по столу посуде;
  • скорее научиться накрывать на стол ребенку помогут разложенные на столе большие салфетки (по числу мест за столом) или даже большие листы бумаги с нарисованными контурами предметов сервировки;
  • учиться снимать и надевать одежду проще сначала на примере коротких шортиков или трусов и футболки или кофты с короткими рукавами, т. к. длина брюк, длинные рукава являются фактором, осложняющим освоение навыка, и т. д.

Общее правило состоит в том, чтобы учить ребенка бытовым навыкам и самостоятельности на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном) и в самых простых условиях, без дополнительных осложняющих факторов и неудобств.

Если у обычного малыша освоение бытовых и гигиенических навыков происходит как бы между делом и требует, как правило, лишь минимального внимания со стороны взрослого, то ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания – специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения, свободных от отвлекающих стимулов и развлекающих соблазнов. Это связано в первую очередь с поведенческими особенностями детей (утомляемостью, эмоциональной лабильностью, нежеланием или неготовностью подчиняться общим правилам или сложившимися вследствие естественной гиперопеки и инфантилизации поведенческими стереотипами) и довольно низкой мотивацией к обучению рутинным бытовым навыкам  у всех детей. Преодолению такого рода трудностей послужат определение и поддержание четких пространственных и временных границ, сведение к минимуму числа объектов и явлений, способных отвлечь внимание ребенка от предмета ваших общих усилий. Например, если вы поставили перед ребенком задачу научиться самостоятельно принимать душ или мыться , придется на время убрать даже любимого резинового утёнка и другие игрушки, сопровождающие ребенка в ванной, оставив их «на сладкое» в качестве стимула и желанной награды за труды.

Подобного рода «строгости» необходимы не только ученику, но и учителям – воспитывающим ребенка взрослым. Нередко в семьях детей с синдромом Дауна отмечается специфическое родительское отношение – гиперопека и инфантилизация ребенка, недостаточная мотивация родителей и отсутствие ориентации на повышение уровня его самостоятельности: полагая, что малышу трудно выполнять те или иные действия с предметами и осваивать новые  навыки, родители с большой готовностью всё делают сами и не склонны прилагать специальных усилий к обучению ребенка навыкам самообслуживания и поведения в быту. Такая ситуация наблюдается  и по отношению к обычным детям: семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. В итоге лишь незначительная часть родителей стремится приучать маленьких детей к труду по самообслуживанию. Естественным образом инфантилизирующие установки родителей усиливаются по отношению к ребенку с отклонениями в развитии.

Читайте также:  Купирование судорожного синдрома при удушении

Кроме того, серьезной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребенку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребенка к самостоятельности, всем взрослым  необходимо четко понимать, какими навыками и умениями ребенок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться  во взаимоотношениях с ребенком  одинаковых требованиий к нему. Единство требований и настойчивость взрослых – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и  особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности.

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Поэтому при обучении малыша трудным и далеким от его увлечений операциям необходимо использовать разного рода поощрения и похвалу. Они сделают поначалу неинтересный и грозящий разочарованием процесс постижения нового привлекательным, позитивным, побудят с большим рвением продолжить обучение. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы (любимые ребенком угощения, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма). При обучении более старших дошкольников и школьников вознаграждение может выражаться в наглядной, но абстрактной форме: жетоны, наклейки или «звездочки» в дневнике успехов ребенка, которые, превращаясь при суммировании в конкретное вознаграждение, являются отличным регулятором поведения и мотивации ученика.

Кроме того, естественно, прекрасной наградой за усердие и терпеливое внимание при освоении трудных задач являются нематериальные ценности человеческого общения – заинтересованное внимание, похвала, признание другими безусловных успехов ребенка. Вознаграждение советуют использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию.

Впрочем, похвала и награда желанны для любого ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна должно также учитывать их индивидуальные типологические особенности. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.

При обучении умениям, предполагающим выполнение цепочки отдельных действий и операций, всегда идущих в определенной логически выстроенной последовательности, наибольшую эффективность демонстрирует методика с использованием приёма инверсии. Инверсия преследует цель облегчения освоения ребенком того или иного навыка путем сокращения количества звеньев (цепочки операций), предлагаемых ему для усвоения на каждом этапе обучения. Используя инверсию, взрослый на начальном этапе обучения выполняет практически всю необходимую цепочку операций самостоятельно, оставляя ребенку лишь завершающий шаг и закрепляя его раз за разом. Следующий этап обучения заключается в присоединении к уже освоенной операции той, что предшествует ей в цепочке действий, составляющих данный навык, и закреплении уже двух последних шагов. Постепенно взрослый, делая за ребенка всё меньше операций, подводит его к полностью самостоятельному выполнению всей цепочки действий.

Для использования инверсии необходимо прежде всего разбить тот или иной навык на шаги, звенья, т. е. отдельные операции, его составляющие. Например, умение мыть руки с мылом состоит из следующих операций:

  1. открыть кран
  2. зять мыло
  3. намылить руки
  4. положить мыло
  5. потереть руки
  6. сполоснуть руки
  7. закрыть кран
  8. взять полотенце
  9. вытереть руки полотенцем
  10. повесить полотенце на место

Следуя приёму инверсии, на первых занятиях по освоению навыка мытья рук взрослый осуществляет за ребенка действия с 1 по 9, поощряя своего ученика выполнить операцию № 10 – повесить полотенце на место. Затем, продолжая делать за малыша все основные операции, он дает ему уже больше полномочий – предлагает самостоятельно вытереть руки полотенцем и повесить его на место. Продвигаясь в таком обучении, ребенок с каждым разом выполняет всё больше операций: уже знакомые и привычные и одну новую. Таким образом достигается положительный результат всего процесса обучения, а постепенное увеличение цепочки операций становится своего рода реализацией принципа «от простого к сложному».

Нередко в ходе обучения бытовым навыкам и самообслуживанию используется физическая помощь ребенку со стороны взрослого – так называемый прием «рука в руке». Это уверенное и даже жесткое управление руками пациента, при этом рука тренера находится поверх руки пациента и ведет ее. Сам тренер находился за спиной или сбоку пациента, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения. Считается, что физическая помощь в рамках оперантного обучения должна быть не болезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, выполняя действия сам. Необходимо стараться побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя ребенку возможность выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь может также предоставляться в виде указательного жеста или словесной подсказки.

Ещё одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса. Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему ещё не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества хорошего педагога.

В роли учителя может выступать каждый член семьи – достаточно лишь убедиться, что в своих занятиях с малышом все придерживаются сходных принципов и приемов, одинаково оценивают происходящее. Если все в семье действуют совместно, результаты приходят быстрее.

В статье использованы материалы книги Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Теревинф, 2000г.

Источник