Формирование крупной моторики у детей с синдромом дауна
Мария Попова
Развитие мелкой и общей моторики у детей с синдромом Дауна
Навыки мелкой моторики — это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения. Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.
Говоря о крупной (общей) моторике, имеется в виду способность сохранять равновесие и координировать движения тела. Здесь же речь идет о работе крупных мышц тела, позволяющих осуществлять движения головой, дающих возможность ходить, лазать, ползать, бегать, плавать, кататься на велосипеде и т. п.
Мелкая моторика — совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости. Движение мелких мышц лица, артикуляционного аппарата и глотательной системы позволяет нам жевать, глотать и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, т. е. способностью соотносить зрительную информацию и движение рук тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитье и т. п.
Любое развитие, в т. ч. и двигательное, это всегда процесс, и развитие движения рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны с другими сферами развития: подвижностью и мобильностью, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т. п. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координации, способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания.
Навыки мелкой моторики — это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения.
Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно координированные навыки, ребенку необходимо освоить базовые двигательные навыки/. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии.
Последовательность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело перерабатывать сенсорные ощущения.
Следует обратить внимание на основные существенные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное внимание на развитие у них навыков крупной и мелкой моторики:
• сердечные аномалии вызывают быструю утомляемость и замедляют формирование любых навыков, в т. ч. и моторных;
• сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям;
• нарушение зрения (чаще всего миопия, нистагм или кортикальные нарушения) ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации;
• гипотериоз — нарушения функций щитовидной железы заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка;
• особенности строения и функционирования нервной системы (сниженная общая масса головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга затрудняют формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации, речевые зоны развиты недостаточно, из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция и протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется);
• гипотония (сниженный мышечный тонус) оказывает негативное влияние на развитие тех или иных навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры;
• чрезмерная подвижность суставов затрудняет фиксирование определенной позы и не дает удерживать суставы в нужном положении;
• слабость мышц вызывает неосознанное стремление компенсировать слабость путем использования неверных движений, кроме того, от силы мышц зависит выносливость организма;
• короткие конечности создают определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам, труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев;
• уменьшенное ротовое отверстие или слишком большой язык затрудняют жевание и ухудшают артикуляцию;
• снижение телесной чувствительности;
• особенности когнитивного развития (на ранних стадиях развития моторные и когнитивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве и манипулировать окружающими его объектами, а также особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна, влияют на развитие моторных навыков.
Перечисленные выше особенности заметно затрудняют двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Им трудно поддерживать как статическую, так и динамичную позу, освоенные ими двигательные навыки имеют сниженные качественные характеристики, а сроки возникновения и освоения необходимых навыков значительно удлиняются. Тем не менее, нет никаких сомнений, что ребенок с синдромом Дауна стремится к разнообразию двигательной активности и имеет достаточно большой потенциал в этом плане.
Источник
Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.
Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:
Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:
• плоское лицо;
• укороченный череп;
• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;
• особый разрез глаз;
• гиперподвижность суставов;
• плоская форма затылка;
• недоразвитие средних фаланг пальцев;
• открытый рот;
• различные зубные аномалии;
• плоская переносица;
• короткий нос.
Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.
У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).
Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:
• мышечная гипотония;
• катаракта;
• врожденный порок сердца;
• косоглазие;
• деформация грудной клетки;
• эписиндром;
• стеноз двенадцатиперстной кишки;
• лейкоз.
Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.
У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:
•появление навыков запаздывает;
•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение
слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);
•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.
Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.
Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.
Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).
Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через
прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.
Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».
Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:
• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.
• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.
• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.
Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:
Массаж ладошек
Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых
щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
Разрывание бумаги.
Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка
при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав
-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);
•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка
кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в
гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.
Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.
Источник
Коррекция двигательных нарушений для Даунов- это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики — такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.
Моторное развитие ребенка(от рождения до 3 лет)
1 мес. Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.
3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
4 мес. Поворачивается со спины на бок.
5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.
6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
7 мес. Хорошо и много ползает.
8 мес. Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, за волосы.
9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения, ходит неуверенно держась за предметы.
10 мес. Ходит придерживаясь рукой, поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
11 мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «ладушки», «сороку». Пьет из стакана.
12 мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
1 г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет на повороте.
1 г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.
1 г. 5 мес. – 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).
1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10 – 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5 – 10 см.
1 г. 8 мес. – 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
2 г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешигивает через палку или веревку на высоте 20 – 28 см. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 – 90 см. Полностью одевается.
2 г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку, хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.
2 г. 10 мес. – 3 г.Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30 – 35 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого [7].
Компоненты развития крупной моторики
Силамышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.
Координация: способность контролировать движения.
Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.
Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу земного притяжения.
Последовательность развития навыков крупной моторики. Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.
Первая фаза.
Двигает головой. Переворачивается с живота на спинку и обратно. Сидит. Ползает.
Вторая фаза.
Встает с помощью взрослого. Передвигается на четвереньках. Садится из положения стоя. Ходит. Карабкается по ступенькам.
Третья фаза.
Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола. Стоит на одной ноге. С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице. Бросает мяч и бьет по мячу.
Четвертая фаза.
Бегает. Лазает. Подпрыгивает на месте. Возит за собой игрушки на колесах. Ездит на трехколесном велосипеде.
Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.
Основные принципы моторного развития.
1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверхувниз(т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища).
2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), то есть мелкая моторика развивается на базе крупной.
3. Каждый приобретенный навык является основой для следующих.
Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи — пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную «веху» моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития [7].
Особенности, затрудняющие моторное развитие
При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющие моторное развитие:
Гипотония. Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела. Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии — для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Использовать можно все средства — любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если малыш очень слаб, педагог может помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки.
Чрезмерная эластичность связок.
Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
Ослабленное чувство равновесия.
Хорошо развитое чувство равновесия — это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия.
Короткие руки и ноги.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия.
Проблемы со здоровьем.
Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка.
Коррекция двигательных нарушений для Даунов- это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики — такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.
Источник