Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна thumbnail

Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

Общение

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

– восприятие,

– движение,

– память,

– внимание,

– речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

Читайте также:  Синдром короткой кишки у недоношенных

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

• восприятие

• память

• внимание

• воображение

• мышление

• целенаправленное поведение

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

— активную речь

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• контакт глазами

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

— развитие умения

согласовывать слова в словосочетаниях;

— обучение диалогу;

— восприятие содержания

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

• регулярности занятий

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Читайте также:  Скрининг на синдром дауна во втором триместре

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом даунаФормирование коммуникативных навыков у детей с синдромом даунаФормирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом даунаФормирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дауна

Источник

До недавнего времени синдром Дауна был тяжелым приговором и для ещё не рождённых детей с таким предположительным диагнозом, и для детей, уже появившихся на свет. К сожалению, молодые мамы зачастую из-за отсутствия информации о таком диагнозе прерывали беременность, либо оставляли своих детей в родильных домах, предоставляя заботу о будущей судьбе ребенка государству.

В частности, мы должны быть благодарны средствам массовой информации, которые смогли донести до сознания нашего населения, что дети с синдром Дауна отнюдь не являются индивидами не способными к полноценной жизни. Они вовсе не относятся к типу детей, которые должны быть отвергнуты и не восприняты обществом. Дети с синдромом Дауна – особенные дети, они не похожи на обычных детей, им далеко не всем присуща агрессивность, раздражительность. Большинство из них миролюбивы и улыбчивы, спокойны и доброжелательны. Если такие дети воспринимают мир не так как это принято зачастую в нашем обществе, наполненном агрессией, то это не означает, что они неправильные и должны быть лишены обычной жизни.

К сожалению, за рубежом, во многих странах давно отношение к людям с синдромом Дауна совсем иное, нежели в нашем государстве. В нашем обществе на данный момент вопрос толерантного отношения к окружающему миру становится как никогда актуальным.

Благодаря введению современных образовательных программ, Федеральных Стандартов нового поколения инклюзивное образование становится общепринятым и повсеместным во многих регионах России.

Однако даже там, где дети с синдромом Дауна будут обучаться в специализированных средних учебных заведениях, им требуется особая подготовка, которая сопряжена с определёнными трудностями.

Работать с такими дошкольниками должен не только профессиональный педагог, но и квалифицированный детский психолог, дефектолог и другие специалисты.

Для ребенка с синдромом Дауна будет лучше если его подготовка к школе будет проходить в коллективе. Никто не отменяет индивидуальных занятий, напротив, они необходимы и обязательны, но обучение в группе приносит ребёнку, в первую очередь, положительные эмоции, во вторую – положительные результаты при правильной работе педагога и родителей во время подготовки к занятиям.

Психологическая работа в группе, по мнению специалистов, должна проходить в несколько этапов:

— первый: наблюдение психолога за детьми. Специалист может целиком присутствовать на занятии, либо посещать занятия отрывочно, время от времени в течение нескольких месяцев, наблюдать за динамикой взаимоотношений в детской группе. Такие наблюдения помогут психологу составить общее представления о коллективе детей;

— второй этап: психолог еще два раза — в середине и в конце учебного года присутствует на занятиях группы от начала до конца. Этого наблюдения будет достаточно для наблюдений за эволюцией детской группы как системы, в которой любой член коллектива растет, учится и развивается в тесном контакте с другими;

— третий этап: при возникновении у какого-либо ребенка сложностей в обучении, поведении, индивидуальном развитии, во взаимоотношениях с остальными детьми, или с одним из детей, либо проблем с педагогами, психолог проводит наблюдение за поведением такого ребёнка.

В этом случае используется дополнительное, внеплановое посещение группы. Требуется как минимум два посещения тех частей общего занятия либо тех уроков, где ребенок испытывает трудности участия в групповом процессе, первое — для наблюдения проблемного поведения в контексте кризисной ситуации, второе — после определенного коррекционного вмешательства, что­бы отметить изменения в поведении.

Если ведущие группы и тьютор проконсультированы психологом и четко понимают свои задачи, присутствие психолога на групповом занятии для диагностики качественных изменений поведения ребенка не обязательно. В этом случае педагоги и тьютор отслеживают изменения в его поведении и передают информацию психологу.

Обычно, в первую очередь, психолог получает сообщение о проблемном поведении от педагогов. Перед ним встают следующие задачи:

— присутствовать на групповом занятии в тех ситуациях, где возможно проявление нежелательного поведения;

— провести качественную диагностику и коррекцию нежелательного поведения за рамками группового занятия, иначе говоря, на специально организованной консультации в присутствии родителей;

— обсудить с родителями причины данного поведения и комплекс мер по их преодолению в домашних ситуациях, сходных с учебными;

— обсудить с ведущими группы и тьюторами причины нежелательного поведения и комплекс мер по их преодолению в условиях группового занятия;

— присутствовать через 1-2 недели на групповом занятии для оценки качественных изменений либо получить информацию об этом от педагогов и тьютора.

Следует отметить, что каждое еженедельное, ежедневное занятие в подобных группах обеспечивает широкое поле деятельности для психологической работы специалистов по коррекции сложного поведения детей с синдромом Дауна.

Читайте также:  Галина куликова синдром бодливой коровы скачать

Дети с синдромом Дауна, как и другие дети, умеют любить, смущаться, обижаться, иногда им присущи даже раздражительность, злобность и упрямство. Многие из детей с синдромом Дауна очень любопытны, могут умело подражать сверстникам и взрослым; подобные качества определяют возможность обучения их навыкам самообслуживания и привлечения к труду. Состояние уровня навыков и умений, которого могут достичь дети с таким диагнозом, различны, и для каждого ребёнка индивидуальны.

Несмотря на генетические нарушения у детей с синдромом Дауна, а также отсутствие эффективной формы обучения особенных детей, на сегодняшний день существует возможность социальной интеграции детей данной категории в социум. Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми.

Детям с синдромом Дауна, с одной стороны, сложно делать выводы, доказывать, рассуждать, обобщать, с другой стороны, они могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.

Готовя ребенка к школьному обучению необходимо развивать все когнитивные сферы. Особое внимание стоит обращать на развитие коммуникативных и речевых навыков. Стоит отметить, то что невербальная коммуникация происходит у детей с синдромом Дауна быстрее и проще, чем вербальная. Для таких детей проще происходит понимание обращенной речи, чем формулирование собственных мыслей и их вербализация [7].

У всех детей с синдромом Дауна разный темп развития речи и коммуникативной сферы. Многие из них могут молчать до трех-пяти лет, а после быстро овладевать речевыми навыками. Но их овладение практически невозможно без специализированных занятий со специалистами начиная от раннего возраста ребенка.

Во время подготовки ребенка с синдромом Дауна к школьному обучению стоит делать основной упор на:   

— знакомство с буквами, слогами, словами и предложениями;

— улучшение всех видов речевой деятельности, развитие монологической и диалогической речи, умение вести диалог, составление несложных монологических предложений;

— овладение навыком правильного чтения как базовым;

— освоение элементов звукобуквенного анализа;

— развитие умения работать с различными видами информации;

— развитие интереса к книгам и их чтению;

— усвоение базовых знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

— освоение графических навыков, нужных при письме [3].

Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ограниченными возможностями здоровья отражается в целом ряде документов: стратегическом направлении «Равные и разные», во введении Федеральных стандартов дошкольного образования.

Поскольку ФГОС ДО основан на принципе создания благоприятной социальной ситуации для развития каждого ребёнка, в соответствие с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, то естественно встает вопрос об определении понятия психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, как деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых «возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования», обусловленных ранним влиянием аномального фактора [2].

Адаптацией и интеграцией людей с синдромом Дауна средствами социально-культурной деятельности занимаются организации, непосредственно работающие с людьми данной категории: «Даунсайд Ап» в Москве, Санкт — Петербургская общественная организация инвалидов «Даун центр», «Самарские солнышки» и другие.

В театральной сфере были осуществлены многие проекты, например: «театр «Кабуки», театр «Экспромт», «Театр Простодушных», являющийся социокультурным феноменом современной России. В театральной сфере происходит активное развитие коммуникативных навыков, дети имеют возможность общаться друг с другом во время подготовки и проведения спектаклей. Помимо этого они учатся взаимодействовать друг с другом.

Одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, поскольку в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но, как правило, и их родители.

Каждый специалист обязан знать, что успешность коррекционно-развивающей работы в основном зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, воспринимают его таким, какой он есть и стараются ему помочь. Поэтому специалисты дошкольного учреждения должны консультировать родителей по проблемам развития их детей, знакомят с приемами и методами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

В условиях любого специализированного детского сада в настоящее время осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах, что, несомненно, способствует толерантному отношению к детям с особенностями в развитии, как со стороны других воспитанников ДОУ, так и их родителей.

Список литературы:

  1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. №1. 2011. С. 83–92.
  2. Гусейнова С. Н. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 398-401.
  3. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. — С. 108–110.
  4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — CПб.: Речь, 2005. — С. 115–116.
  5. Российская лекотека. Методическое пособие. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (Особый ребенок в семье: помощь и поддержка). — М., 2006. — С. 13–15.
  6. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей / Кумин Либби; перевод с англ. Н. С. Грозной. — изд. 2-е, доп. — М: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2012. — С. 128–129.

Источник