Формирование игровой деятельности у детей с синдромом дауна

Страница 2 из 2

Синдром Дауна ˗ одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения с синдромом Дауна составляет примерно 1 (один) на 600˗800 новорожденных.

Ранняя диагностика синдрома Дауна возможна еще во время беременности. Для этого используются малотравматичные неинвазивные методы. К ним относится ультразвуковое исследование, которое проводиться на сроке 10-12 недель. Кроме того, проводиться биохимический скрининг — определение в крови беременной хорионического гонадотропина и альфафетопротеина. По полученным результатам рассчитывается риск рождения ребенка с синдромом Дауна.

До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной заболевания. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния и экологии. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и делать большую часть того, что умеют другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей [5].

В нашем детском доме-интернате проживает 114 детей с синдромом Дауна, из них 47 детей дошкольного возраста.

При поступлении детей с синдромом Дауна в детский дом-интернат мы часто сталкиваемся с тем, что они не владеют навыками самообслуживания. Мы подбираем индивидуальную методику и составляем комплексную реабилитационную программу. С первого дня пребывания проводится целенаправленная работа по формированию навыков самообслуживания, по развитию потребности в речевом общении, бережного отношения к игрушкам.

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности. Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель, планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели. Мы можем обучать их в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности, в игре. Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или в игровой ситуации. В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие по мере того, как ребенок заучивает нужную последовательность действий [3].

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок с синдромом Дауна встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе.

Мы не случайно уделяем такое внимание сюжетной игре, потому что дети с синдромом Дауна не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться.

При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятиях, в быту и в игре должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятиях ребенок с синдромом Дауна учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые – к зеленым. В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».

Понятие или навык действительно усвоится ребенком только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детей с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

◦ снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
◦ необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

◦ низкий уровень обобщения материала;

◦ утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно:

◦ трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

◦ трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

◦ нарушения целеполагания планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

5. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Ребенок с синдромом Дауна знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Необходимо, чтобы деятельность детей была насыщенной и разнообразной. Для того чтобы ребенок с синдромом Дауна мог понимать и выполнять наши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнять данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок с синдромом Дауна научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Важно научить детей с синдромом Дауна заниматься за столом. Для этого выбираю такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом: играть в лото, рисовать или лепить. Инструкции, которые мы даем детям с синдромом Дауна, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, говорить нужно медленно, подкрепляя наши слова жестами. На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах — направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Принято выделять также индивидуальную и групповую формы организации игрового коррекционного воздействия. Организовывая игру, воспитатель принимает на себя роль продвинутого ребенка. Играя сам, показывает ребенку, что он может делать с игрушками. Прежде чем ребенок с синдромом Дауна начнет играть в группе, он должен научиться взаимодействовать в паре. Игра в паре самопроизвольно вызывает работу мысли, подключает эмоции и учит принимать решения (методом проб и ошибок), а многообразие непредсказуемых ситуаций, вызванных хаосом игры, может стать отличным способом для ее развития и обогащения. Сутью свободной игры является само действие и вызванные им положительные эмоции, а не ее эффект, поэтому здесь страх перед неудачей минимален. Игра расслабляет, поэтому она должна следовать после значительных умственных и физических усилий ребенка. Во время игры ребенок с синдромом Дауна может принимать или не принимать предложения воспитателя. В свою очередь, для воспитателя совместная игра — отличная возможность изучить актуальные потребности и интересы воспитанника. Дальнейшим этапом воспитательного воздействия является создание таких ситуаций, чтобы взаимодействие лиц, наделенных различными способностями, всем приносило удовольствие и радость (совместное украшение группы, выпуск стенгазеты, коллективная работа), а также разные соревнования в ловкости, поощрения за усердие и старание. Как вытекает из всего сказанного, направленное формирование жизненного и игрового опыта детей с синдромом Дауна, развитие у них специфических умений, то есть всесторонняя коррекционно-воспитательная работа, могут продвинуть игровую деятельность детей до того уровня, который обеспечит её положительное влияние на их психическое развитие.

Литература

  1.      Ассоциация «Даун синдром»: «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему». М., 1997. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3.
  2.      Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., ТитоваВ. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе–интернате, детском доме. М.: Аркти, 2007, 312 с.
  3.      Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
  4.      Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т. П. Медведева. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
  5.      Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. П. Л. Жиянова при участии М. Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
Читайте также:  Помочь при абстинентном синдроме в домашних условиях

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Татьяна Рязанова
Комплекс коррекционных игр по формированию игровой деятельности дошкольников с синдромом Дауна

Игра является ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра занимает главное место в жизни каждого ребенка.Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.

В данном коррекционном комплексе собраны игры для дошкольников 5-7 лет с синдромом Дауна, учитывающие «сильные» стороны психического развития данной категории детей, направленные на формирование и развитие игровой деятельности.

Коррекционный комплекс включает два блока:

— первый блок — создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними;

— второй блок — развитие игровых действий на основе подражательности.

Данный коррекционный комплекс игр будет представлять интерес для дефектологов-практиков, работающих в специальных дошкольных учреждениях.

Блок 1

Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними

Дошкольный возраст – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребенка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности. Эмоции ребенка с синдромом Дауна обнаруживается преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникает в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой и ласковым голосом, совместными тактильными играми. 1. Создание благоприятного эмоционально-положительного отношения взаимодействию с педагогом

Игра «Спрячь шар в ладошках»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: шарики по числу детей, коробка

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.

Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: — У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно. — Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.

Игра «Ладушки»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышле-ние, развивать пассивный и активный словарный запас.

Читайте также:  Экг синдром ранней реполяризации в миокарде

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрос-лым, усидчивость.

Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).

Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками,говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Где были, у бабушки,

Что ели кашку,

Что пили брашку

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.

Игра «Мыльные пузыри»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.

Задачи:

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями

Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.

Пузыри, пузырики, мыльные летят!

Лопаются, светятся, вот радость для ребят!

Игра «Иди ко мне»

Форма проведения: индивидуальная

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит,взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.

Игра «Возьми шарик»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: воздушный шар.

Ход игры. Дефектолог надувает шар,завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар,педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость,удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.

Игра «Хоровод с куклой»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Кукла средних размеров.

Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.

Игра «Догонялки»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: кукла небольших размеров

Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,обнимает: «Вот мои ребятки!»

Игра «Делай как я»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т. д.

Игра «Пришел петрушка»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Блок 2

Развитие игровых действий на основе подражательности

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить ребенка с синдромом Дауна подражать – одна из важнейших задач начального этапа обучения игровой деятельности.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому действия по подражанию называют также действиями по показу.

1. Знакомство с игрушками-предметами и их свойствами, обучение простым действиям с игрушками, на основе подражания

Игра «Наш веселый звонкий мяч»

Форма проведения: подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1.Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2. Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3.Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч, волшебный мешочек.

Ход игры. Все дети сидят кружком на ковре. Дефектолог показывает мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? (дефектолог достает мяч)

Читайте также:  Поясничный остеохондроз с болевым синдромом

Это мяч! Какой он красивый, круглый! (дефектолог показывает мяч каждому ребенку, дает его потрогать).

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой!

А еще мяч катается! Давайте покатаем его! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает катать мяч друг – другу).

А теперь будем передавать его друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает передать мяч друг другу).

Посмотрите, как еще можно подкидывать мяч! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям по очереди подкинуть мяч вверх).

Хорошо у вас получается!

А теперь будем кидать мяч друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям кинуть мяч друг другу).

Посмотрите, наш мяч устал и попрыгал на свое место на полочке!

Игра «Солнышко»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дефектолог берет мяч среднего размера, садится с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делает «домики». Катает мячик ребенку, просит, чтобы ребенок катил мячик обратно.

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к (имя) заходит (мячик катится к (имя,

И к маме заходит (мячик от имя катится к нам,

И к (имя) заходит,

И к нам заходит…

Когда ребенок понял суть игры, дефектолог добавляет еще детей. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.

Игра «Спрячь матрешку»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с матрешкой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: двухместные матрешки по числу детей.

Ход игры. Дефектолог раздает детям матрешки (закрытые,трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (открывает матрешку.) Дети повторяют движения.Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешек.Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

Игра «Разноцветые кубики»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с кубиками, познакомить с их свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с кубиками, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование. Разноцветные кубики, волшебный мешочек

Ход игры. Дефектолог приносит волшебный мешочек и предлагает детям достать по очереди по одному предмету (кубику).При этом дефектолог говорит: это красный кубик, это зеленый кубик и т. д. После того, как дети достали все кубики, дефектолог предлагает построить из кубиков башню, вагончик и т. д. Дефектолог показывает, а дети повторяют.

Игра «Юла»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с юлой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с юлой, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: юла, красивая коробочка.

Ход игры. Стук в дверь, дефектолог подходит к двери, и заносит красочную коробочку – посылку. Достает из нее игрушку – юла. Называет ее.

Предлагает посмотреть какая она красивая, подходит к каждому ребенку, дает потрогать. Радуется игрушке вместе с детьми.

Показывает, как с ней играть, дети по подражанию производят действия с юлой. При необходимости дефектолог помогает.

2. Знакомство с игрушками-животными, их обыгрывание

Игра «Зайчик»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование представлений об игрушке-зайце, действий с ней, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1.Образовательная: учить действиям с игрушкой, учить подражать действиям взрослого.

2. Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3.Воспитательная: воспитывать усидчивость, положительное отношение к действиям с игрушками, подвижным играм.

Оборудование: 2 игрушки (заяц).

Ход игры. Тук-тук-тук! Из-под стола показываются ушки зайчика!

— Посмотри, кто к нам пришел! Это зайчик! У него длинные уши, покажи, где у него уши? Вот они! (дефектолог спрашивает, если ребенок затрудняется показывает сам, помогает ребенку показать). У него есть глазки, покажи, где глазки? Вот они! У зайчика есть короткий хвостик! Где он? Вот он! У зайчика есть носик! Где он? Вот он! У зайчика есть лапки! Где они? Вот они!

— Давай покажем, как зайчик умеет шевелить ушками! (дефектолог показывает, ребенок повторяет).

— А как зайчик прыгает? Дефектолог берет игрушку в руку и показывает, как прыгает зайчик. А твой зайчик умеет прыгать? Покажи как? (дефектолог показывает, ребенок повторяет).

— А теперь давай поиграем. Я буду показывать движения, а ты повторяй за мной. Слушай и смотри внимательно.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал (топают ногами).

— Молодец! Ты прыгаешь также как зайчик!

Нашему зайчику пора домой, скажи ему до свидания (помаши ему рукой!

Источник