Фазы синдрома эмоционального выгорания каждой фазе дать определение
инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:
Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей.
Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов
Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.
На физиологическом уровне — это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».
Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.
Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.
Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном — ролевая неопределенность, низкий статус.
Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» — способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.
Внешние (социальные) ресурсы
противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.
Составители: педагоги-психологи Колотилина В.В., Сокол Е.Б. ГБНОУ «ГМЛИ» Кемерово 2015
Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности много общается. Особенно – у педагогов. Синдром развивается вследствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью межличностного общения, что требует от педагога значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью. Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги.
Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте стрессоустойчивости, сохранение или повышение которой связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий. Ресурсами – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Симптомы эмоционального «выгорания»: К. Маслач и С. Джексон выделяют 4 основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.
Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь от излишних напряжений. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, падает работоспособность, проявляются различные симптомы недомоганий.
Деперсонализация. Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Специалист начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, повышение негативизма, циничности. Очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).
Сокращенная профессиональная реализация. Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений. Постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии.
Фазы «выгорания» (по В.В. Бойко)
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и запускающим механизмом выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»:
проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение растет, накапливается отчаяние и негодование.
Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.
Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.
Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»
происходит на фоне следующих явлений:
Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.
Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)
Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.
Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.
Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» — полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.
Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и
Источник
Эмоциональное выгорание развивается не в один момент, это постепенный процесс. Он развивается по стадиям, каждая из которых имеет собственную симптоматику.
Фрейденбергер
Фрейденбергер – первый, кто попытался систематизировать знания об этапах синдрома эмоционального выгорания. Он выделил две фазы эмоционального выгорания:
- Ранняя. На этой стадии эмоции и чувства притуплены, но сохранены.
- Поздняя. Все эмоции притуплены, их просто нет.
Позже в научной карьере Фрейденбергер выделил 12 стадий развития выгорания, которые сгруппированы в 3 этапа:
- Начальный. Этап характеризуется тем, что у человека формируется навязчивое желание продемонстрировать себя, проявить инициативу. Он активно включается в межличностные отношения и трудовую деятельность.
- Средний этап. Человек переосмысляет мировоззрение и свои ценности. Появляется отвращение к своей работе и эмоциональным привязанностям, обесцениваются потребности личности. Появившиеся проблемы отрицаются и вытесняются так, будто их не существует.
- Завершающий этап. Эмоции притупляются: возникает апатия, понижается настроение. У человека искажается восприятие реальности, вплоть до развития синдрома деперсонализации-дереализации. Завершающий этап граничит с депрессией и может комбинироваться с ней. Снижается работоспособность, истощаются физические и интеллектуальные ресурсы.
Маслач
Стадии эмоционального выгорания изучала Маслач (создатель опросника профессионального выгорания). Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания проявляется в фазах:
- Завышенные требования к себе, идеализация потребностей.
- Физическое и эмоциональное истощение. Характеризуется постоянной усталостью, нежеланием работать, нарушением сна, колебанием настроения, болезненными ощущениями в теле.
- Дегуманизация – возникает циничное отношение к человеческим потребностям, снобизм, социальная изоляция.
- Отвращение к собственной личности. Обесцениваются потребности, профессиональные и личностные качества. Человек переживает собственные недостатки и несостоятельность, понижается самооценка.
Cherniss
Cherniss под процессом выгорания подразумевает постепенное изменение профессиональных, поведенческих и личностных установок. Эти изменения сопровождаются деформацией личности и профессиональных навыков. Cherniss считает, что выгорание формируется по таким стадиям:
- Нарушение баланса между требованиями и психофизиологическими ресурсами. Например, у студента – большие объемы сложной информации с одной стороны, и недостаток сна и времени с другой.
- Сильное, но краткосрочное эмоциональное напряжение, хронизация усталости. Повышенные требования истощают центральную нервную систему.
- Поведенческие и личностные изменения. Чувства притупляются, человек работает механически, без эмоционального вовлечения в процесс. Он не получает ни удовольствия, ни отвращения. Для него работа превращается в бессмысленный набор шаблонных действий.
Ленгле
Ленгле считает, что процесс выгорания запускается с момента, когда человек отчуждается от работы и изолируется от общества: не выходит на работу, пьет, тратит рабочее время впустую. Это случается, когда труд утрачивает эмоциональную ценность (например, удовольствие от шитья или сборки велосипеда. В таком случае деятельность приобретает только практическую ценность – деньги и социальный статус. Последняя стадия по Ленгле сопровождается перестройкой жизненных ценностей человек, мировоззрения и поиском нового смысла жизни.
Burish
Burish выделил 6 фаз развития синдрома эмоционального выгорания:
- Предупреждающая фаза. Она характеризуется повышенным вовлечением в работу и ощущением незаменимости – человек пытается оправдать общественные ожидания. Он больше работает, мало спит, играет социально принятую роль. Предупреждающая фаза заканчивается психическим и физическим истощением от постоянной работы и эмоционального напряжения.
- Фаза сниженного вовлечения. Преподаватель меньше преподает и контактирует со студентами. Врач избегает контактов с проблемными пациентами, не хочет оперировать тяжело больных. Менеджер по продажам не хочет продавать. Специалисты любой профессии не хотят общаться с коллегами, помогать им и консультировать. Снижается уровень эмпатии: работник становится холодным трудится без эмоционального вовлечения. Конец второй фазы сопровождается ростом требований к собственной личности, потерей смысла жизни и переходом на потребительский образ жизни.
- Фаза эмоциональных реакций. Третья фаза сопровождается депрессивной симптоматикой и агрессивным поведением. Это проявляется повышенным чувством вины, резко сниженным настроением, снижением двигательной активности и замедлением психических процессов. Понижается трудоспособность, полностью утрачивается интерес к хобби, работе и межличностным отношениям. Агрессия на фазе эмоциональных реакций проявляется пассивно-агрессивным поведением. Любой безобидный вопрос или вопрос «кстати» раздражает человека, приводит его в ярость. Снижается толерантность к ошибкам коллег, повышается конфликтность, игнорируются собственные ошибки.
- Фаза деструктивного поведения. Рассеивается внимание, снижается объем памяти и способность выполнять прежние задачи на должном уровне. Мышление становится ригидным – человек не хочет применять новые идеи, воображение становится шаблонным и примитивным. Работник меньше проявляет инициативу, становится ведомым. Выполняет задачи по инструкции без применения креатива. Ему безразличны рабочие дела, коллеги, члены семьи и друзья. Человек избегает рабочих ситуаций и встреч с людьми. Он изолируется: меньше встречается, не выходит из дому, не посвящает время любимым занятиям.
- Фаза психосоматических реакций. Из-за психического и физического истощения, деструктивного поведения, снижается иммунитет, расстраивается сон и сексуальная сфера, колеблется настроение, учащаются головные боли. Для облегчения болезненных ощущений человек прибегает к алкоголю, наркотикам, случайным половым связям, антисоциальному поведению.
- Фаза разочарования.
Жизнь и работа утрачивают смысл. Возникает чувство тотальной безысходности и беспомощности, экзистенциальный кризис.
Бойко
Изучением фаз занимался разработчик диагностической методики эмоционального выгорания Бойко. Он выделил три фазы развития синдрома:
- Напряжение и тревожность. Она возникает на фоне хронического психоэмоционального истощения и в условиях повышенного требования к профессиональным качествам специалиста.
- Фаза резистентности. Активируются компенсаторные механизмы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. На этой стадии активируются механизмы психологической защиты: неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами.
- Фаза истощения. Психические процессы истощаются, снижается физическая трудоспособность. Снижается общий тонус, возникает апатия, снижается настроение. Человек сонлив, раздражителен, груб к коллегам и близким.
Пройдите тест на нашем сайте: Перейти
Гринберг
Гринберг выделяет пять ступеней синдрома эмоционального выгорания:
- «Медовый месяц». Она сопровождается видимым благополучием: человек удовлетворяется работой, получает удовольствие от общения с коллегами. Когда работа становится монотонной – типовые задачи, одни и те же лица в офисе – положительных эмоций становится все меньше.
- «Недостаток топлива». Скапливается физическая и интеллектуальная усталость, расстраивается сон.
- Хронические симптомы. Наблюдаются нейровегетативные нарушения: потливость, одышка, запор или диарея, колебание давления, снижение аппетита, тошнота, головокружение и головные боли. Возникает агрессия и ощущение подавленности.
- «Кризис». Резко снижается трудоспособность, вплоть до увольнения. Снижается самооценка, развиваются психологические комплексы.
- «Пробивание стены». Психические и физические расстройства обостряются, углубляются проблемы на работе и в личной жизни.
Мы привели 8 вариантов стадий эмоционального выгорания. Однако нет общепринятой классификации стадий, которыми бы руководствовались врачи при постановке диагноза – ни одна из классификаций выше не является «золотым стандартом».
Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!
Источник