Фактор и синдром в клинической психологии

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Сердобский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Симптом, синдром, фактор
в клинической психологии

Фамилия

Костенко

Имя

Любовь

Отчество

Александровна

№ контракта

03502100701034

Основная часть

Симптом, синдром, фактор в клинической 
психологии

На границе между двумя такими
известными и обширными науками 
как медицина и психология появилась 
клиническая психология.Вначале 
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.

Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические 
особенности человека, страдающего 
различными заболеваниями, методы и 
способы диагностики психических 
отклонений, дифференциации психологических 
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.

Таким образом, можно дать определение 
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
— это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.

В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.

Как и в любой другой науке 
в клинической психологии имеются 
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
— симптом и синдром, фактор, психическое 
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.

Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.

Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при 
измененных состояниях функционирования
нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.

Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.

Синдром
— строго формализованное описание
закономерного и устойчивого 
сочетания симптомов.

В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение 
расстройства. Дополнительный симптом 
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с 
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).

Использование
понятий симптома и синдрома позволяет 
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.

Нозос
или болезнь — это болезненный 
процесс, текущее и динамическое
явление.

Патос
или дефект — это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.

Их 
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.

В
широком смысле дефект обозначает необходимый 
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие 
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.

В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое 
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие 
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.

И.А.
Полищук делила дефектное состояние 
по этиологическому, патогенетическому 
и нозологическому принципам, выделяя 
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.

Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.

Симптомы 
нарушения различных психических 
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.

Таким
образом, синдром представляет систему 
взаимосвязанных типовых расстройств
— симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.

Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков 
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.

Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.

Читайте также:  Синдромы с неясным типом наследования

Большинство психических и поведенческих 
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния 
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.

Нейропсихологический 
фактор — физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.

Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы 
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают 
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают 
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.

Психологические расстройства связаны 
с действием нескольких генов. В 
современной науке считается, что 
возникновение психических расстройств 
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. — С. 9.

, за счет которых в природе 
поддерживается уровень распространенности 
и степень выраженности определенных 
функций.

Разные комбинации одних и тех 
же генов могут давать различные 
проявления, в зависимости от условий 
окружающей среды.

Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.

Нейрофизиологические факторы 
являются материальной основой психических 
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.

Психофизиологические факторы. В 
них включается общая физиологическая 
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.

Личностные факторы, связаны с 
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих 
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.

Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и 
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые 
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки 
и представления. Они могут иметь 
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.

К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения 
и взаимодействия с желаемыми 
или необходимыми для личности социальными 
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.

Изменения характеристик общения 
и взаимодействия у людей с 
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.

Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.

Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают 
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.

Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным 
за возникновение и развитие психических 
расстройств. Неравенство жизненных 
условий и шансов людей, которые 
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.

Заключение.

Клиническая психология — довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны 
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
— ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить 
взаимопроникновение психологии и
медицины.

Но не смотря на это, клиническую 
психологию можно назвать самостоятельной 
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет 
и задачи.

Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без 
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.

Читайте также:  Синдром вклинения большое затылочное отверстие

Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу
интернет-ресурса

1

allbest.ru

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html

2

Институт Психотерапии и Клинической 
Психологии

https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613

3

О психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Источник

4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации: изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;

5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет к как улучшению субъективного самочувствия больного, так и восстановлению полноценности его социального функционирования.

Различные психологические воздействия, которые оказывают психологи — психокоррекция. Может быть коррекция:

— поведения

— психологических факторов риска заболеваемости

— психологических последствий перенесенных заболеваний.

— совершенствование адаптационных возможностей человека

— психологическая коррекция конфликтных отношений и др.

Таким образом, психокоррекция, в отличие от психотерапии — работа со здоровыми людьми. Это прерогатива психологов, а не врачей, но она (будучи вмешательством во внутренний мир человека) используется только тогда, когда встает вопрос об охране здоровья человека.

Однако есть определенная путаница относительно термина «психотерапия» или «психологическая терапия». Несмотря на то, что на самом деле под ней следует понимать (см. выше), иногда этот термин применяется по отношению к разного рода психологическим методам, направленным на борьбу не с болезнями, а с «болями», причем психологическими:

— психоанализ

— психодрама (Морено)

— гештальттерапия (Франкл, Перлз)

— гуманистическая (Роджерс)

— бихевиоральная терапия

— семейное консультирование и терапия (Спиваковская)

По отношению к вышеперечисленным методам психологической работы также нередко применяют термин «методы психотерапии и психокоррекции».

12. Психологическая коррекция и «психологическая терапия».

(см. вопрос 11)

13. Разные значения термина «психологическая терапия».

(см. вопрос 11)

14. Проблемы психологической коррекции.

(см. вопрос 11)

15. Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных (задачи клинических психологов).

см. вопрос 7

16. Виды и этапы профилактической деятельности клинических психологов.

см. вопрос 7

17. Определения клинической психологии (2 аспекта)

Возможны 2 аспекта определения: прикладной и …

Прикладной аспект определения клинической психологии.

Клиническая психология — область профессиональной деятельности психолога, направленная на охрану здоровья и повышение адаптационных возможностей человека. Это область применения психологических знаний и методов в целях укрепления здоровья, профилактики заболеваний, преодоления болезней и успешной социально- трудовой адаптации человека.

18. Основные области клинической психологии.

Направления клинической психологии:

— патопсихология (см. вопрос 40)

— нейропсихология (см. вопрос 41)

— психосоматика

— аномальный онтогенез

— психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)

— психология здоровья

19. Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы — функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Психологический синдром — система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

Медицинский синдром — это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

Читайте также:  Анализ крови синдром дауна показатели

20. Различия между категориями клинических и психологических синдромов.

см. вопрос 19

21. Категория психологических «факторов» (определение, примеры).

см. вопрос 19

22. Мозговые основы психической деятельности.

Мозговые основы психической деятельности изучает такая область клинической психологии, как нейропсихология — стык психологии с клиникой нейрохирургии (очаговых поражений мозга), анатомией и генетикой.

Изучение мозговых основ психической деятельности требует проработки проблем мозговой локализации психических процессов, принципиальной связи мозга и психики, строения и структуры психических процессов.

23. Проблемы локализации психических функций.

Проблема локализации психических функций — ключевая проблема нейропсихологии. Изначально она стояла буквально — каково взаимосоответствие разных психических процессов и морфологический зон головного мозга. Но поиски четких соответствий не увенчались успехом, против концепции узкого локализационизма выступают три группы фактов:

— нарушение одной и той же психической функции может наблюдаться при поражении различных зон мозга

— поражение одной зоны мозга сказывается в нарушении нескольких различных психических функций

— факты, относящиеся к восстановлению психических функций после травмы без морфологического восстановления пораженной зоны мозга

Исторически следующей была концепция эквипотенциальности отделов мозга — все зоны мозга принимают равное участие в реализации психических функций, поэтому во всех случаях возможно восстановление психического процесса, если только количественные характеристики повреждения не превышают каких-то критических значений. Но в действительности далеко не всегда и не все функции восстанавливаются, даже если объем повреждения невелик.

Эклектическая концепция Гольдштейна, Хэда и др. исследователей предполагала существование разных механизмов мозговой организации для разных ВПФ — в отношении одних, вероятно, работают механизмы узкой локализации, по отношению же к другим функциям мозг эквипотенциален.

В настоящее время основное направление в решении данной проблемы задает концепция системной динамической локализации психических процессов и функций — звено психического процесса соответствует некоторой распределенной функции мозга, фактору.

24. Эволюция взглядов на проблему локализации психических функций

см. вопрос 23

25. Примеры психологических синдромов.

«Перспективным в патопсихологии является направление [Поляков Ю.Ф., 1974], ставящее своей целью разработку патопсихологических синдромов — выявление и изучение нарушенных факторов в структуре психической деятельности и установление изменений психических процессов (интеллектуальных, перцептивных, мнестических и др.), основывающихся на этих факторах. В качестве примера могут быть приведены исследования Ю.Ф. Полякова и его сотрудников. Они касаются выявленных у больных шизофренией нарушений актуализации сведений из прошлого опыта * (курсив мой — Е.К.), следствием чего является перестройка перцептивных и других психических процессов, имеющая патогенетическое значение в формировании нарушений психической деятельности при этом заболевании.» [Б.Д. Карвасарский. Медицинская психология. М., 1982]

* — психологический фактор.

26. Примеры психологических синдромообразующих факторов.

см. вопрос 25

27. Психосоматические заболевания. Их виды.

см. вопрос 46

28. Проблема дизонтогенеза и аномалий развития.

Эта проблема относится к разнообразным формам аномального, патологического развития детей, подростков и юношей, связанными с различными факторами как биологической, так и социальной природы.

Выделяют три основных вида аномального онтогенеза: недоразвитие, задержка психического развития и искаженное развитие.

1. Недоразвитие

Касается особенностей психики, связанных либо с врожденными дефектами, либо с приобретенными в самом раннем детстве (натальный и постнатальный период)

Недоразвитие — виды изменений психики, которые ограничивают развитие, задают некоторые его пределы, связанные с измененной, нарушенной морфофункциональной структурой мозга.

Большинство детей с недоразвитием — олигофрены. Это лица, которые не могут достичь полноценного уровня развития, приобрести большинство профессий. Их социальная адаптация сильно затруднена. Основная особенность — их можно обучить, но до какого-то предела, перейти который принципиально нельзя.

Степени олигофрении:

1. Дебильность.

Эти дети обучаются в специальных школах, по специальным программам с небольшими классами, увеличенными сроками обучения. Их обучают некотрым видам несложных профессий (с/х, картонажные работы). Личностные особенности — мягкие, отзывчивые, мотивационная структура сильно упрощена.

Внутри одной и той же степени олигофрении (дебильность) могут быть поставлены различные диагнозы, связанные с различным происхождением болезни.

2. Имбецильность.

Источник