Дробинский а о синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Дробинский а о синдром гиперактивности с дефицитом внимания thumbnail

Личный опыт женщины, которая построила успешную карьеру, несмотря на склонность прокрастинировать и забывать всё на свете.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.

Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.

Дробинский а о синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Саша Коллекат (Sasha Collecutt)

Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.

Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.

Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.

Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).

Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:

  • Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
  • Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
  • Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
  • Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.

Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.

Как бороться с прокрастинацией

Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.

Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.

Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.

Не думайте о чужих ожиданиях

Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.

Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.

Взгляните на проблему по‑другому

Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.

Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.

Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.

Сделайте что‑то, чего ещё не делали

Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.

Читайте также:  Что такое синдром раздрожонного кишечника

Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.

Обманите свою прокрастинацию

Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».

И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.

Хвалите себя за достижения

Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.

Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.

Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.

Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.

Поймите саму природу прокрастинации

Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.

Как бороться с забывчивостью

Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.

Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.

Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.

Наблюдайте

Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.

Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.

А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.

Читайте

Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.

Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.

Пишите

Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.

Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.

Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.

Обучайте других

Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.

Получайте удовольствие от собственного обучения

Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.

Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.

Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.

Читайте также:  Узи картина синдром денди уокера

Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя

Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.

Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.

Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):

  • День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
  • Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
  • Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
  • Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).

Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.

Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.

Что в итоге

Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.

Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:

  • Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
  • Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.

Источник

Îñîáåííîñòè è ïðè÷èíû êîãíèòèâíîãî ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè íàðóøåíèÿìè è ìåòîäû åãî êîððåêöèè. Ðåêîìåíäàöèé ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ïî ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Äîìà òàêèõ äåòåé ÷àñòî òîæå íå ïîíèìàþò. Ðîäèòåëåé ðàçäðàæàåò òî, ÷òî îíè áåñïîêîéíû. íàâÿç÷èâû ýìîöèîíàëüíî íåóñòîé÷èâû. íåäèñöèïëèíèðîâàííû, íåïîñëóøíû, íåàêêóðàòíû. Îíè íå ñïîñîáíû îòâåòñòâåííî îòíîñèòüñÿ ê âûïîëíåíèþ ïîâñåäíåâíûõ ïîðó÷åíèé. íå ïîìîãàþò ðîäèòåëÿì. Ïðè ýòîì çàìå÷àíèÿ è íàêàçàíèÿ íå äàþò æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ. Ó áîëüøèíñòâà òàêèõ äåòåé ñëàáàÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ïðè íåóäà÷àõ è íèçêàÿ ñàìîîöåíêà. Ó íåêîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ òàêæå óïðÿìñòâî, ëæèâîñòü, âñïûëü÷èâîñòü, àãðåññèâíîñòü.

Ê ïîäðîñòêîâîìó âîçðàñòó ãèïåðàêòèâíîñòü ó äåòåé ñ ÑÄÂà çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ èëè èñ÷åçàåò. Îäíàêî íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ è èìïóëüñèâíîñòü ÷àñòî ñîõðàíÿþòñÿ è âî âçðîñëîì âîçðàñòå..[35].[145].

2.3 Ìåòîäû êîððåêöèè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè íàðóøåíèÿìè

Êîððåêöèÿ ÑÄÂà äîëæíà âêëþ÷àòü êîìïëåêñ ìåòîäèê, ò.å. áûòü «ìóëüòèìîäàëüíîé». Îñíîâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ: äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ, ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ, ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ, ðåëàêñàöèîííûå ìåòîäèêè, ëå÷åíèå ñîïóòñòâóþùåé ïàòîëîãèè. Ê ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè ïðèáåãàþò òîëüêî â ñëó÷àå íåýôôåêòèâíîñòè âûøåóêàçàííûõ ìåòîäèê. Äëÿ ëå÷åíèÿ ñîïóòñòâóþùåé ïàòîëîãèè òàêæå ïðåäïî÷òèòåëüíî ïðèìåíåíèå ðàçðàáîòàííûõ íåìåäèêàìåíòîçíûõ ìåòîäîâ.

Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ

Èçìåíèâ îêðóæåíèå ðåá¸íêà, îòíîøåíèå ê íåìó â ñåìüå è øêîëå, ìîæíî ïîâëèÿòü íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ. Ïðè íàëè÷èè ýìîöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé ïðîâîäÿò õîëäèíã-òåðàïèþ, èñïîëüçóþò ìåòîäèêè äëÿ ñíÿòèÿ ïîâûøåííîé òðåâîæíîñòè, ðàçâèòèÿ êîììóíèêàáåëüíîñòè, ïîäáèðàþò ñôåðû äåÿòåëüíîñòè, â êîòîðûõ ðåá¸íîê ÷óâñòâîâàë áû ñåáÿ óâåðåííî, ìîäåëèðóþò ñèòóàöèè óñïåõà.  öèêë çàíÿòèé âêëþ÷àþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå âíèìàíèÿ è ïàìÿòè. Îäíàêî â ñëó÷àå, êîãäà çàòðîíóòû îáëàñòè ôðîíòàëüíîé êîðû, îòâå÷àþùèå çà êîãíèòèâíûå ôóíêöèè, ïîìîãàþò ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ è ðå÷è, ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò îïðåäåëåííàÿ êîìïåíñàöèÿ íàðóøåííûõ ôóíêöèé. Ïðè âûÿâëåíèè ðå÷åâûõ íàðóøåíèé íåîáõîäèìû ëîãîïåäè÷åñêèå çàíÿòèÿ..[18].

Ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ

Äîìàøíÿÿ ïðîãðàììà êîððåêöèè âêëþ÷àåò: à) èçìåíåíèå ïîâåäåíèÿ âçðîñëîãî è åãî îòíîøåíèÿ ê ðåá¸íêó (äåìîíñòðèðîâàòü ñïîêîéíîå ïîâåäåíèå, èçáåãàòü ñëîâ «íåò» è «íåëüçÿ», âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðåá¸íêîì ñòðîèòü íà äîâåðèè è âçàèìîïîíèìàíèè); á) èçìåíåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ìèêðîêëèìàòà â ñåìüå (âçðîñëûå äîëæíû ìåíüøå ññîðèòüñÿ, áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü ðåá¸íêó, ïðîâîäèòü äîñóã âñåé ñåìü¸é); â) îðãàíèçàöèþ ðåæèìà äíÿ è ìåñòà äëÿ çàíÿòèé; ã) ñïåöèàëüíóþ ïîâåäåí÷åñêóþ ïðîãðàììó, ïðåäóñìàòðèâàþùóþ ïðåîáëàäàíèå ïîçèòèâíûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ [17].

Íåãàòèâíûå ìåòîäû äëÿ äåòåé ñ ÑÄÂà íåýôôåêòèâíû. Ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê îòðèöàòåëüíûì ñòèìóëàì ó íèõ î÷åíü âûñîê, ïîýòîìó îíè íå âîñïðèèì÷èâû ê âûãîâîðàì è íàêàçàíèþ, íî ëåãêî îòâå÷àþò íà ìàëåéøóþ ïîõâàëó. Ïîýòîìó â îáùåíèè ñ ðåáåíêîì äîëæíû ïðåîáëàäàòü ìåòîäû âîçíàãðàæäåíèÿ è ïîääåðæêè.

Читайте также:  Что такое синдром высокого мака

Øêîëüíàÿ ïðîãðàììà êîððåêöèè âêëþ÷àåò: à) èçìåíåíèå îêðóæåíèÿ (ìåñòî ðåá¸íêà â êëàññå — ðÿäîì ñ ó÷èòåëåì, âêëþ÷åíèå ìèíóòîê àêòèâíîãî îòäûõà â ðåæèì óðîêà), ðåãóëèðîâàíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ îäíîêëàññíèêàìè); á) ñîçäàíèå ñèòóàöèé óñïåõà, ðàçâèòèå ìîòèâàöèè îáó÷åíèÿ, â) êîððåêöèþ íåãàòèâíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ, â ÷àñòíîñòè íåìîòèâèðîâàííîé àãðåññèè.

Ðåëàêñàöèîííûå ìåòîäèêè

Ìûøå÷íîå ðàññëàáëåíèå, äîñòèãàåìîå ïðè àóòîãåííîé òðåíèðîâêå, âëèÿåò íà ôóíêöèè öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñòèìóëèðóåò ðåçåðâíûå âîçìîæíîñòè êîðû ìîçãà, ïîâûøàåò óðîâåíü ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ðåáåíêà [23].

Ìåäèêàìåíòîçíàÿ êîððåêöèÿ

 çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ ìåäèêàìåíòîçíóþ êîððåêöèþ ÑÄÂà èñïîëüçóþò áîëåå ÷åì øèðîêî, â ÷àñòíîñòè, â ÑØÀ ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâ ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ìîìåíòîì. Ïðè íàðóøåíèÿõ ïîâåäåíèÿ ÷àùå âñåãî íàçíà÷àþò ïñèõîñòèìóëÿòîðû, ðåæå àíòèäåïðåññàíòû è íåéðîëåïòèêè. Ïñèõîñòèìóëÿòîðû (ìåòèëôåíèäàò, äåêñòðîàìôåòàìèí è ïåìîëèí) âïåðâûå ñòàëè ïðèìåíÿòü ñ 1937 ãîäà è äî ñèõ ïîð èõ ñ÷èòàþò ñàìûìè ýôôåêòèâíûìè: êëèíè÷åñêîå óëó÷øåíèå îòìå÷àþò â 75%. Ó ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé óëó÷øàåòñÿ ïîâåäåíèå, êîãíèòèâíûå è ñîöèàëüíûå ôóíêöèè. Âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ îáúÿñíÿþò øèðîêèì ñïåêòðîì èõ íåéðîõèìè÷åñêîãî äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííîãî â ïåðâóþ î÷åðåäü íà äîôàìèí- è íîðàäðåíåðãè÷åñêèå ñèñòåìû ìîçãà. Äîêàçàíà ïðÿìàÿ êîððåëÿöèÿ ìåæäó óëó÷øåíèåì ìåòàáîëèçìà êàòåõîëàìèíîâ è ñíèæåíèåì ñèìïòîìîâ ÑÄÂà [277]. Óñïåøíîå èñïîëüçîâàíèå ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ ïðè ëå÷åíèè ÑÄÂà ñäåëàëî èõ «ìàãè÷åñêèìè ïèëþëÿìè», îäíàêî èõ ñåðü¸çíûì íåäîñòàòêîì îñòà¸òñÿ êðàòêîâðåìåííîñòü äåéñòâèÿ è íàëè÷èå ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ (áåññîííèöà, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ðàññòðîéñòâà ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, ãîëîâíûå áîëè, ïðèâûêàíèå). Ïîýòîìó Àìåðèêàíñêîé Àêàäåìèåé Ïåäèàòðîâ â 1990 ãîäó áûëà âûíåñåíà ðåçîëþöèÿ ïðîòèâ îäíîñòîðîííåãî ïðèìåíåíèÿ ìåäèêàìåíòîçíûõ ñðåäñòâ ïðè ëå÷åíèè ÑÄÂÃ: «Ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü ïåäàãîãè÷åñêàÿ è ïîâåäåí÷åñêàÿ êîððåêöèÿ…» [24].

 Ðîññèè ïðèìåíåíèå ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ íå ðàçðåøåíî. Äðóãèõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ìåäèêàìåíòîçíûõ ïðåïàðàòîâ íå ñîçäàíî. Ïðîâåäåíî íåñêîëüêî èññëåäîâàíèé ïî èçó÷åíèþ âëèÿíèÿ öåðåáðîëèçèíà è äðóãèõ íîîòðîïîâ íà ñèìïòîìû ÑÄÂÃ, âèòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ òèïà Àëâèòèëà, îäíàêî â øèðîêóþ ïðàêòèêó îíè åù¸ íå âíåäðåíû [2, 8].

Òàêèì îáðàçîì, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ äîëæíû áûòü «ìóëüòèìîäàëüíûìè ïðè ó÷àñòèè ïåäèàòðà, ïñèõîëîãà, ïåäàãîãà è ðîäèòåëåé.

Âûâîä ïî ãëàâå 2.

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÑÄÂà ñðåäè äåòåé 4-15 ëåò ñîñòàâëÿåò 18,0%. Âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ ÷àùå áîëåþò ìàëü÷èêè, ÷åì äåâî÷êè. Ãèïåðàêòèâíîñòü ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 4-6 ëåò, óìåíüøàÿñü â ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ. ÑÄÂà ñ ïðåîáëàäàíèåì íåâíèìàòåëüíîñòè ê 15 ãîäàì çíà÷èòåëüíî îïåðåæàåò ãèïåðàêòèâíîñòü è èìïóëüñèâíîñòü.  ôîðìèðîâàíèè ÑÄÂà ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ãåíåòè÷åñêèå (áèîëîãè÷åñêèå), ýêîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðèñêà. Ñòðóêòóðà ôàêòîðîâ ðèñêà õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé íåîäíîðîäíîñòüþ è âîçðàñòíîé äèíàìèêîé: â ìëàäøåì âîçðàñòå âûøå óäåëüíûé âåñ áèîëîãè÷åñêèõ, à ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà — ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ ðèñêà. Êëèíè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè ÑÄÂà ó äåòåé ÿâëÿþòñÿ: âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà îñíîâíûõ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, âûñîêàÿ ïðåäñòàâëåííîñòü ñîïóòñòâóþùèõ ñèíäðîìîâ, ñèìïàòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè âåãåòàòèâíûõ ðàññòðîéñòâ, ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ è êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé (ñíèæåíèå, ïî ñðàâíåíèþ ñ âîçðàñòíîé íîðìîé, ïîêàçàòåëåé ïàìÿòè, âíèìàíèÿ, ñåíñîìîòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïðè îòñóòñòâèè ñíèæåíèÿ èíòåëëåêòà).  öåëÿõ êîððåêöèè íàðóøåíèé âîçíèêàþùèõ ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ ñèíäðîìîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ, èñïîëüçóåòñÿ øèðîêèé êîìïëåêñ ìåð, âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ êàê ìåäèêàìåíòîçíûå, òàê è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû.

Çàêëþ÷åíèå

Èç àíàëèçà ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ ñëåäóåò, ÷òî ãèïåðàêòèâíîå ïîâåäåíèå ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ôîðìèðîâàíèå êîíöåïöèè ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ èìåëî òåñíóþ ñâÿçü ñ ðàçâèòèåì ïðåäñòàâëåíèé î ìèíèìàëüíûõ ìîçãîâûõ äèñôóíêöèÿõ.  ðàçâèòèè ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ èãðàþò ðîëü ãåíåòè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ÑÄÂà îïðåäåëÿþò íå òîëüêî èçáûòî÷íàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü è èìïóëüñèâíîñòü ïîâåäåíèÿ, íî òàêæå íàðóøåíèÿ êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé (âíèìàíèÿ è ïàìÿòè) è äâèãàòåëüíàÿ íåëîâêîñòü, îáóñëîâëåííàÿ ñòàòèêî-ëîêîìîòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Ýòè ïðîÿâëåíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñâÿçàíû ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ îðãàíèçàöèè, ïðîãðàììèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è óêàçûâàþò íà âàæíóþ ðîëü äèñôóíêöèè ïðåôðîíòàëüíûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà â ãåíåçå ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò îñîáûé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé âûðàæàåòñÿ â õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ äâèãàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ è òåñíî ñâÿçàí ñ íàðóøåíèåì âíèìàíèÿ è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Êîððåêöèÿ ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ äîëæíà áûòü êîìïëåêñíîé è âêëþ÷àòü â ñåáÿ êàê ìåäèêàìåíòîçíûå (êîðêîâûå ñòèìóëÿòîðû) òàê è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå (ïîâåäåí÷åñêàÿ, ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ è ïð.) ìåòîäû êîððåêöèè.

Ëèòåðàòóðà

1.Àáðàìîâà Ã.Ñ. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ / Ã.Ñ. Àáðàìîâà, ? Ì.: Àêàä. Ïðîåêò, 2000 ? 672ñ.

2.Áðÿçãóíîâ È.Ï., Êàñàòèêîâà Å.Â. Íåïîñåäëèâûé ðåáåíîê, èëè âñå î ãèïåðàêòèâíûõ äåòÿõ./ È.Ï. Áðÿçãóíîâ, Å.Â. Êàñàòèêîâà — Ì.: Èçä-âî Èíñòèòóòà Ïñèõîòåðàïèè, 2001 ? 96ñ.

3.Äîáñîí Äæ. Íåïîñëóøíûé ðåáåíîê: Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé / Äæ. Äîáñîí ? Ì.: Ïåíàòû, ? 1992, ? 52ñ.

4.Äóáðîâèíà È.Â., Ëèñèíà Ì.È. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé / È.Â.Äóáðîâèíà, Ì.È. Ëèñèíà ? Ì., ? 1998, ?101ñ.

5.Äðîáèíñêèé À.Î. Ñèíäðîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ // Äåôåêòîëîãèÿ. — 1999, ? ¹1 ? c.31-36.

6.Çàâàäåíêèé Í.Í., Ñóâîðèíîâà Í.Þ., Ãðèãîðüåâà Í.Â. Ãèïåðàêòèâíîñòü ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ ó äåòåé: ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê ôàðìàêîòåðàïèè. ? [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ? Ðåæèì äîñòóïà: https://www.studzona.com

7.Çàâàäåíêî Í.Í. Äèàãíîç è äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé // Øêîëüíûé ïñèõîëîã, ? 2000, ? ¹4, ? ñ.2-6

8.Êîøåëåâà À.Ä., Àëåêñååâà Ë.Ñ. Äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ ãèïåðàêòèâíîñòè ðåáåíêà / À.Ä. Êîøåëåâà, Ë.Ñ. Àëåêñååâà ? Ì.: ÍÈÈ ñåìüè, ? 1997, ? 64ñ.

9. Êóðàëèíà Ñ. Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ? ðåæèì äîñòóïà: https://www.tigelclub.ru/index.php?cid=16&pid=13740&sort=63d

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник