Дробинский а о синдром гиперактивности и дефицита внимания
У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.
СДВ и СДВГ
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.
Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.
Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.
Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.
Причины возникновения
Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:
- наследственность;
- родовая травма;
- педагогическая запущенность.
Наследственность
Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.
Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.
В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.
Родовая травма
Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.
Педагогическая запущенность
Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.
Ритмы головного мозга человека
Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.
Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.
Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.
Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.
Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.
Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.
Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.
Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.
Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.
Методы лечения
Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:
- медикаментозный метод;
- методика навязанных ритмов;
- психотерапия;
- метод биологической обратной связи (БОС-терапия).
Медикаментозный метод
К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.
Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов головного мозга.
При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.
В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.
При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.
Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.
Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.
И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.
Методика навязанных ритмов
Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.
Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к своему первоначальному уровню.
Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.
Психотерапия
В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.
Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.
Психодинамическая модель
Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).
Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.
Поведенческий подход
Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и, соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.
Десенситизация
Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).
Экзистенциально-гуманистическое направление
Здесь в качестве основных потребностей личности выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».
Когнитивная терапия
Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)
Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.
В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов. Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.
СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше работать и учиться.
Заключение
И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.
Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.
На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.
Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?
Оригинал: photo-drive.ru
Источник
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
студентки 5 курса гуманитарного факультета
Учебная дисциплина:
«Коррекционная педагогика»
Тема: « СИНДРОМ ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»
«Защищен»____________
«Оценка»___________
Одесса-2008г.
ПЛАН
Введение
1. Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.
Его признаки и формы проявления
2. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом
внимания. Возрастные аспекты проявления
3. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Иногда среди детей разного
возраста встречаются дети с психопатическими формами поведения. Психопатия
характеризуется неравномерным (дисгармоничным ) развитием отдельных функций и
систем.
У психопатических детей при
полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные
изменения в эмоциональной сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы,
ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких (чаще к матери), но
равнодушны к остальным членам семьи. Другие дети наоборот эмоционально холодны,
не имеют привязанностей, замкнуты. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм,
подчеркнутое самоутверждение. Одной из форм психопатии является синдром
гиперактивности с дефицитом внимания. Данная форма психопатии и является
предметом рассмотрения нашей работы.
1. Понятие
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы
проявления
Гиперактивное
расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной
постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство
начинается в детстве, но может развиться в период взрослости.
С
медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было
впервые описано в 1902г., когда американск5ий педиатр Стилл опубликовал текст
лекций, в которых охарактеризовал это расстройство как «патологию моральной
сферы со склонностью к разрушающему поведению».
Позднее в 30-60гг. ХХ
века такие нарушения в поведении стали описывать как минимальное органическое
поражение мозга или минимальную мозговую дисфункцию. Уже тогда
предусматривалось, что возможные нарушения в работе мозга, приводят к изменению
в поведении и расстройств во внимании.
Существовало мнение, что
данное расстройство исчезает само, даже если его не лечить, после 12 лет,
однако это не так. То, что раньше считали расстройством личности у взрослых и
подростков, или особыми проявлениями характера, выявилось как продолжение
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.
Основными признаками
данного расстройства являются:
—
неспособность
сосредоточиться на деталях;
—
ошибки из-за
невнимательности;
—
неспособность
доводить дело до конца;
—
низкие
организаторские способности;
—
негативное
отношение к заданиям, которые требуют мысленного напряжения;
—
отвлекание на
посторонние раздражители;
—
забывчивость;
—
ребенок
суетливый, не может сидеть спокойно, двигается, бегает;
—
схватывается с
места без разрешения взрослых;
—
вмешивается в
разговор взрослых и занятия других детей;
—
не может играть в
тихие игры и отдыхать;
—
выкрикивает
ответ, не дослушав вопроса;
—
не может
дождаться своей очереди;
—
переживает
психологический дискомфорт и дезадаптацию;
—
имеет
сопутствующие расстройства.
Среди дополнительных
признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, называют: нарушения
координации тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной
координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, запальчивость, нетерпимость
к неудачам); нарушения взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого
поведения»; нарушение сна.
Нарушение внимания могут
проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и
невозможности сосредоточиться, с частыми переходами от одного занятия к
другому.
Такие дети
характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением
слушать и сосредотачиваться, частой утерей личных вещей.
Импульсивность
выражается в том, что ребенок часто действует необдуманно, перебивает других.
Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, часто
повышают голос, эмоционально лабильные. К подростковому возрасту повышенная
подвижность исчезает в большинстве случаев, а импульсивная активность и дефицит
внимания сохраняются.
Как уже указывалось
выше, одной из характерных черт гиперактивного расстройства с дефицитом
внимания, являются сопутствующие расстройства. 85% детей с этим синдромом имеют
одно сопутствующее расстройство, а 60% — два сопутствующих расстройства.
1.Расстройства в
поведении:
а) опозиционные
расстройства (такой ребенок не слушается, делает все наоборот, требует, чтобы
все было так, как он сказал, постоянно нарушает правила и запреты);
б) асоциальные
расстройства (такие дети не просто воинственны, а асоциальным, агрессивным
поведением: воруют, убегают из дома).
2. Частые расстройства:
расстройства речи; расстройства школьных навыков; задержка психического
развития; расстройства сна; заниженная самооценка.
Нечастые расстройства:
тики; энурез; умственная отсталость; расстройства пищеварения.
2. Портрет ребенка с
синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления
Гиперактивный ребенок
искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла – он
собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые
желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке,
влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на
какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие
эпизоды, а привычное состояние. Многие исследователи утверждают, что мальчиков
среди гиперактивных детей больше, чем девочек.
Гиперактивные дети ведут
себя на людях гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них
растормаживающе. В отличие, например, от своевольных (строптивых) детей,
умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то
конкретных целей, он вовсе не хочет «щекотать» нервы родителям и искренне не
понимает, к чему могут привести его действия. Например, он может выбежать на
проезжую часть, играть с острыми предметами.
Ребенок часто не
задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже
жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое. Плохого в себе
он не замечает и наказание для него – незаслуженная несправедливость. Часто в
детских коллективах такому ребенку отводят роль «дурачка», «шута», в которую он
зачастую охотно вживается, существуя в своем мире фантазии.
Характерной особенностью
мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность. Дети могут
продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. Мозг отдыхает, накапливая
энергию для следующего цикла. В такие моменты ребенок отвлекается и не
реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется и ребенок
снова готов к работе 5-15 минут. У гиперактивных детей внимание не
сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности,
особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы
оставаться активными.
Гиперактивный ребенок
долго не может приступить к выполнению домашних заданий, а когда наконец-то
садится, через две минуты его отвлекает шелестение листьев на дереве за окном
или визг тормозов. Поэтому какое-то время ребенок смотрит в окно, а после этого
может внезапно начать играть в машинки.
Часто ребенок заинтересован,
но непоследователен в своей заинтересованности. Он на все смотрит, все слушает,
все трогает, но эти действия не формируются в опыт. Его знания, мысли, выводы
носят поверхностный характер, поскольку его удовлетворяет любой ответ,
полученный на вопрос и он не делает попыток понять значение описанного явления.
Рассмотрим теперь
возрастной аспект детей с синдромом гипеактивности и дефицита внимания.
В грудном возрасте такие
дети очень крикливы, их крик чрезвычайно долгий и резкий. Новорожденные беспрерывно
двигаются, они капризны, плаксивы, раздражительны. Ночью они зачастую плохо
спят.
Ласку такой ребенок не
воспринимает, отстраняясь от матери, а постоянное недосыпание из-за крика
ребенка вызывает напряжение и раздражение у родителей.
В 2-3 года у таких детей
неспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету, шуму. Во
время бодрствования эти дети подвижны и возбуждены; прослеживается ярко
выраженный негативизм, плохое настроение, проблемы с едой. Иногда наблюдается
повышенное двигательное развитие в ущерб речевому.
В 3-6 лет такие дети не
способны сосредоточено заниматься; не могут слушать сказки, играть в игры,
требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны. Проявляются трудности
с дисциплиной и несоблюдением правил игры.
В 6-12 лет проблему
гиперактивности с синдромом внимания можно нельзя не заметить. Начинаются
трудности с учебой. Дети редко доводят дело до конца, им трубно учиться писать
и читать. Они часто надолго «прилипают» к телевизору, но уже через пол часа не
могут вспомнить, что смотрели. Проблемы таких детей – одиночество и отчуждение.
Они не привлекаются в группы. Часто проявляется угнетенное настроение и
нежелание посещать школу.
3.Психолого-педагогическая помощь
детям с синдромом гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
Гиперактивным
детям часто ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные
явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при
тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе
матери, или во время родов. Задаваться вопросом в кого он такой? И кто виноват?
Бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше
сплотиться вокруг малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.
Как же вести себя с
гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители
безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при
этом ласковую строгость.
Прежде всего надо
понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо
противоположен – ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип
настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и
не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь и предъявляем к нему те же
требования, что и к здоровому.
Ребенку с таким
заболеванием необходимо максимально упорядочить жизнь. Как никому другому ему
нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и
решимость. Полезно вывесить на стенке подробный распорядок дня и апеллировать к
нему, как к данности. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При
этом следует делать поправку на то, что гиперактивный ребенок не может,
например, немедленно прекратить игру, его надо предупредить заранее. Вообще
таким детям приходится это напоминать неоднократно. Это их особенность, с
которой нужно считаться.
Особо возбудимому
ребенку необходимо тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже
приятных и ярких, для него тоже вреден.
Важно научиться ловить
момент, когда гиперактивный ребенок начинает перевозбуждаться. Поймав такой
момент необходимо отвлечь ребенка. Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно
вовлекать в диалог на постороннюю тему. Следует задавать ребенку простые
вопросы, требующие простых ответов.
Работая с гиперактивными
детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету и письму, а
осмыслению происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои
действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо
подходит домашний кукольный театр – ролевая игра с игрушками. Она дает
возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих,
отрепетировать правильные адекватные модели поведения. В кукольных сценках
можно проигрывать самые разнообразные ситуации, вызывающие у ребенка
психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться,
становиться более разнообразными, обрастать сказочными или фантастическими
подробностями.
Детский сад
гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не наносить
ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством
детей. Домой можно приглашать одного, максимум двух детей и держать игры под
контролем, чтобы вовремя вмешаться и не дать разгореться конфликту.
Обучая и развивая
ребенка, его нужно обязательно заинтересовать самим процессом. Его интересы
очень нестойкие и в силу своих особенностей он не может долго удерживать
внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности,
привносить в процесс что-то новое, подкрепляя интерес ребенка разными
способами.
Поскольку у всех
гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во
время занятий их ни чего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при
работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у
однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского
уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в
полной тишине, а малышам не следует давать сразу много игрушек.
С гиперактивными детьми
нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы
поведения.
Частая ошибка родителей
и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют
одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, т.е. возлагают на него
триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь
именно эти качества у детей в дефиците.
Гораздо полезнее
тренировать каждое качество в отдельности, т.е., например, развивая
усидчивость, нельзя требовать активного внимания. И наоборот, когда ребенок
учится быть внимательным, нельзя загружать его интеллектуально.
И конечно, гиперактивным
детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Надо приобщать их к
разным видам спорта, учить танцевать, плавать. При этом их не следует
записывать в секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и
добиваются жесткой дисциплины. Для детей это будет чрезмерной нагрузкой,
вредной для здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гиперактивное
расстройство и дефицит внимания – минимальное органическое поражение мозга. Это
психическое заболевание, которое часто случается в детском возрасте. Оно
проявляется в постоянном невнимании, гиперактивности и импульсивности. Ребенок
не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление
гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка
значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и
эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального
поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с
дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением
педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородулина
С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в
развитии и поведении школьников.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-352с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок,
или все о гиперактивных детях.-М.: ИЗД. Института Психотерапии, 2001.-96с.
3. Дробинский А.О. Синдром
гиперактивности с дефицитом внимания //Дефектология.-1999.-№1.-С.31-36.
4. Калініна Ю. Гіперактивний розлад та дефіцит уваги
//Психолог.-2006.-№39.-С.26-32.
5.Славина Л.С. Трудные дети /Под ред. В.Э. Чудновского.-М.:
Педагогика, 1998.-234с.
6. Шишова Т. Гиперактивный ребенок //Будь
здоров.-2005.-№12.-С.72-76.
Источник