Для синдрома каннера наиболее характерно

Для синдрома каннера наиболее характерно thumbnail

Среди всех патологий, аутизм у детей (синдром Каннера) занимает отдельное положение. Данное нарушение нельзя назвать заболеванием. По своей сути – это комплекс расстройств моторики и речи, который приводит к нарушению процесса социального взаимодействия малышей с окружающими. Выявить нарушение бывает проблематично, однако существуют характерные признаки.

Причины аутизма у детей

Определить точные причины аутизма врачам не удается до сих пор. В большинстве случаев медики указывают на наличие сразу нескольких факторов, которые способны были спровоцировать расстройство. Среди возможных стимулов, вызывающих нарушение, необходимо выделить:

  • модификации в генном аппарате ребенка;
  • органические поражения нервной системы: аномалии развития головного мозга, энцефалит;
  • нарушение работы эндокринной системы, приводящее к гормональным сбоям;
  • воздействие на организм вирусных и бактериальных инфекций;
  • частое использование антибактериальных препаратов;
  • отравление ртутью;
  • воздействие химических агентов на материнский организм во время беременности.

Формы аутизма

Синдром аутизма имеет различные проявления и симптомы, которые могут варьироваться и зависят от возраста ребенка, особенности его раннего развития. При оценке клинической картины, формы проявления нарушения, врачи определяют тип и стадию патологического процесса. В соответствии полученным результатам, принимая во внимание возможные причины развития аутизма, делается заключение о проведении необходимой терапии, разрабатывается план социализации, адаптации ребенка в обществе. Среди возможных форм аутизма принято выделять:

  • ранний аутизм (развивается до 1 года);
  • поздний (симптомы появляются после 3 лет и а школьном возрасте);
  • атипичный – имеет нестандартные симптомы и признаки.

Ранний детский аутизм

Симптомы расстройства возникают уже на первом году жизни малыша. Детский аутизм в такой форме тяжело поддается диагностике, и большинство мам просто не обращают внимания на возможные его проявления, считая их за особенности поведения ребенка, проявления его характера. Для синдрома Каннера наиболее характерно:

  • отсутствие зрительного контакта с ребенком – малыш не смотрит в глаза маме, когда она общается с ним;
  • привязанность к матери отсутствует – ребенок не плачет и не проявляет недовольства, когда мама уходит;
  • улыбки на лице малыша – редкое явление;
  • возникает задержка речи – к году малыш не гулит, чаще молчит;
  • проявление агрессивности ребенка в отношении других малышей, сверстников, отсутствие стремления к контакту с ними;
  • интерес к игрушкам отсутствует – ребенок чаще играет с одной, знакомой ему игрушкой.

Атипичный аутизм

Заболевание аутизм в этой форме характеризуется тем же нарушением коммуникативных навыков, ограниченностью интересов, отставанием в развитии. Разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития, проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем всегда (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены, не заметны на первый взгляд.

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Признаки аутизма настолько разнообразны, что у 2 разных детей могут проявляться по-разному. Это часто затрудняет диагностику нарушения на ранних этапах – определяется аутизм у детей преимущественно на этапе социализации (при поступлении в детский сад или школу). Среди всех существующих признаков нарушения, врачи чаще выделяют:

  1. Нарушение речи. Определенная часть ребят с данным диагнозом не разговаривают вообще, некоторые – отстают в речевом развитии от своих сверстников. До 1 года малыши не гулят, редко издают звуки, которые зачастую похожи. К 2 годам они имеют малый словарный запас (15-20 слов), а в 3 года способность к комментированию слов, составлению простых предложений – отсутствует. Однако аутисты способны часто повторять одни и те же слова, подобно эху, придумывают собственные слова.
  2. Аутизм у детей характеризуется отсутствием самоопределения – ребята говорят о себе в третьем лице, не используют в речи обращений и личных местоимений.
  3. Полное отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Такие дети не тянутся на руки, не улыбаются, часто малыши сопротивляются попыткам родителей приласкать, обнять их. По поведению похожи на глухих и слепых – дети не отличают родителей от других, не обращают внимания на тех, кто обращается к ним.
  4. Нарушения в процессе социализации. Находясь в коллективе, среди сверстников, малыш испытывает сильный дискомфорт, у детей постарше возникает чувство тревоги. Если кто-то обращается к ним, они часто убегают и прячутся, стараясь избежать контакта. Ребята не умеют играть со сверстниками, не могут строить дружеские отношения, предпочитая уединение.
  5. Приступы агрессии. Неудача, расстройства часто перерастают в гнев, сопровождающийся истерикой, физической атакой. Агрессия может быть направлена не только на других, но и на самих себя.
  6. Слабый интерес к игрушкам. Заподозрить аутизм у детей врачи могут уже просто на наблюдениям за играющим ребенком. Ребята с данным нарушением не знают, и не умеют играть с игрушками. Чаще используется лишь один излюбленный предмет, порой – деталь или часть игрушки.
  7. Стереотипное поведение, боязнь перемен. Дети с аутизмом имеют склонность совершать на протяжении длительного времени однообразные действия: повторяют несколько раз одно слово, бегают по кругу, раскачиваются со стороны в сторону, вертят в руках что-то. Для ребят характерно компульсивное поведение – приверженность установленным правилам и распорядку.
Читайте также:  Родители детей с синдромом дауна форум родителей

Диагностика аутизма

Выставить диагноз «аутизм» врачи могут только на основании комплексного исследования, включающего оценку поведенческих и приспособительных навыков ребенка. Предположить наличие расстройства мама может и самостоятельно, зная, как проявляется аутизм. Подозрения должны возникнуть при одновременном наличии сразу трех симптомов:

  • проблемы в процессе социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникативных способностей;
  • наличие повторяющихся, стереотипных поведенческих привычек.

Для точной диагностики расстройства аутизм, симптомы которого описаны выше, выявления формы и тяжести нарушения, нейропсихологи проводят исследование, опираясь на критерии 2 международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.);
  • DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorder) – справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Тест на аутизм

Стоит отметить, что симптомы аутизма у детей периодически могут появляться и исчезать. При этом отдельные критерии патологического поведения могут фиксироваться и у здоровых ребят. Для выявления риска развития патологии синдром Каннера, симптомы которого перечислены выше, используются специальные тесты. Результаты проведенной проверки не могут применяться в качестве основания для выставления диагноза. Подобного рода исследования проводятся исключительно специалистами, которые в своей практике используют:

  • M-CHAT–тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – проводится малышам в возрасте 16-30 месяцев;
  • CARS – рейтинговая шкала аутизма у детей, используется для обследования детей двух-четырех лет;
  • скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей 6-16 лет.

Аутизм у ребенка – что делать?

Когда у ребенка по результатам предварительного обследования предполагают аутизм или синдром Каннера, мама не должна впадать в панику, а дожидаться результатов полного обследования. Большую роль при раннем выявлении нарушения играет и самостоятельная диагностика мамой расстройств, путем наблюдения за поведением малыша, отношению его к окружающим людям. Обнаружив один из описанных выше признаков или симптомов, необходимо обратиться к участковому педиатру, который при необходимости направит к специалисту.

Лечение аутизма

Ребенок–аутист требует повышенного внимания со стороны родителей и врачей. Единой схемы терапии данного расстройства не существует, поэтому каждый конкретный случай рассматривается отдельно. Среди существующих методик и реабилитационных программ необходимо выделить:

  • «Прикладной анализ поведения»;
  • «Игровое время»;
  • ТЕАССН.

Данные методики основаны на обучении детей определенным поведенческим сценариям, активном общении с ними. При этом, степень коррекции нарушения, сглаживания проявлений, напрямую зависит от старания родителей ребенка – насколько правильно они будут следовать рекомендациям и указаниям специалистов. Работа с такими ребятами должна проводится комплексно: дома, в кабинете психиатра, в школе или дошкольном учреждении.

Как воспитывать ребенка с аутизмом?

Скорректировать легкий аутизм, уменьшить его проявления родители могут и самостоятельно. При этом действия близких и родных должны предполагать:

  1. Прививание ребенку необходимых жизненных навыков, на основе частого повторения одинаковых действий.
  2. Установление и постоянное соблюдение распорядка дня, исключение резкой смены обстановки, привычек малыша.
  3. Налаживание частых эмоциональных контактов: брать ребенка на руки, ласкать, играть с ним.
  4. Соблюдение перерывов между занятиями и общением – необходимо ребенку давать возможность побыть наедине.
  5. Регулярное выполнение с малышом физических нагрузок – это снимает стресс, укрепляет организм.
  6. Поощрение инициативы ребенка к выполнению любимых действий.

Ребенок–аутист в образовательном пространстве

Зачастую ранний аутизм диагностируется непосредственно в детском саду. При этом воспитатели в таком случае должны уделять больше внимания ребенку с расстройством. Врачи придерживаются практики совместного обучения аутистов с обычными детьми. Образовательный режим этих ребят должен иметь стадиальность – возможность перехода от облегченной формы обучения к усложненной.

Ребенок–аутист в детском саду

Ребенок–аутист в садике по своему поведению и восприятию окружающей действительности, отличается от своих сверстников. Задача воспитателей и няни состоит в адаптации учебного материала, проработке вспомогательных методик обучения для родителей. С помощью них мама может дома подготовить ребенка к предстоящему занятию, чтобы он стал равноправным участником учебного процесса. Структурированное обучение и визуальная поддержка являются обязательными составляющими.

Читайте также:  Абстинентный синдром при курении симптомы

Ребенок–аутист в школе

Больные аутизмом ребята нуждаются в создании особых условий. Возможность такого ребенка пребывать в коллективе обусловлена уровнем развития не интеллектуальных, а адаптивных функций. При подготовке детей с аутизмом к обучению, уделяют внимание социальному и психомоторному развитию, и только затем – формированию школьных навыков. Наличие интереса к окружающим, чувства доверия, облегчает состояние ребенка.

Источник

Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов. Иначе говоря, детский аутизм имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм.

В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки:

1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

4. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

5. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).

Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

«Согласно МКБ-10, к собственно аутическим растройствам относятся детский аутизм (F84.0) (аутическое расстройство, фантильный психоз, Синдром Каннера и атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1). В отличие от ранее принятого изменения диагниза детского аутизма в возрасте 12 лет на «взрослый» диагноз (шизофрения, шизоидная психопатия, органическое поражение мозга и др.) в настоящее время при проявлении болезненных черт с первых лет жизни диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте». (20, с. 357)

Атипичный аутизм отличается от типичного либо возрастом начала, либо отсутствием одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после трех лет; и/или здесь отсутствуют достаточно четкие нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное стериотипное повторяющееся поведение) вопреки характерным особенностям в другой сфере. Атипичный аутизм наиболее часто проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфически-отклоняющегося поведения требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым спецыфическим расстройством рецептивной речи.

Характерные проявления меняются по мере роста ребенка, но сохраняются на протяжении зрелого возраста, проявляясь во многом сходным типам проблем социализации, общения и интересов.

По классификации ДСМ IV (как и в МКБ-10) аутизм проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и определен в категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его «классической» форме:

1. Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.

2. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.

3. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.

4. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.

Читайте также:  Как написать характеристику на ребенка с синдромом дауна

5. Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо «я» употребляет «ты». Например, мать: «Ты хочешь конфету?» Ребенок: «Ты хочешь конфету».

6. Повторяющаяся и стереотипная игра. Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.

7. Стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).

8. Хорошая механическая память. Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна). Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом (что сравнительно недавно было подвергнуто сомнению).

9. Фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);

10. Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.

Отечественные ученые, Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р., которые занимаются изучением этой проблемы предлагают в качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма:

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста. В дальнейшем происходит трансформация в другие формы патологии. По данным многих авторов [Мнухин С. С., 1968; Каган В. Е., 19К1; Каннер Л., 1956;], основная часть болезни Каннера с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием на основе болезни Каннера возможно становление шизоидной психопатии [Башина В.М., 1977; Каган В.Е., 1981].

Именно поэтому, как мы уже упоминали, в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Характерные особенности аутистов — трудности в общении с людьми, в социальной адаптации, больной не способен понимать чувства других.

Вывод:

Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения. Они могут предстать перед нами в патологической форме, но, тем не менее, мы должны узнать их и использовать в коррекционной работе. С другой стороны, необходимо распознавать и противодействующие нашим усилиям защитные установки и привычки ребенка, стоящие на пути его возможного развития.

Источник