Для измерения культур используются следующие синдромы
1. Что такое национальный характер?
а) множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией
б) множество людей, объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния
в) продукт определенных исторических условий, черты которого закрепляются на протяжении ряда поколений+
2. Что такое этнопсихология?
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях; +
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).
3. Что не включает в себя структура этнической психологии?
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт; +
д) национальные интересы.
4. Что является одним из основных понятий этнической психологии?
а) народность;
б) дух;
в) этнос; +
г) традиции;
д) привычки.
5. Какой синдром НЕ используется для измерения культур используются?
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность. +
6. Выберите динамические элементы психологии группы:
а) психический склад группы, особенности менталитета
б) групповые потребности, интересы, настроения и мнения+
в)групповые традиции, обычаи
7. Кто создал концепцию выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии?
а) Г.Г. Шпет; +
б) Лацарус;
в) В.О. Ключевский;
г) Н.Г. Чернышевский;
д) Н.А. Бердяев.
8. Какие стили не принадлежать кросскультурной психологии:
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный. +
7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией; +
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.
8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь; +
г) Фромм.
9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией; +
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.
10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения. +
11. Восполните пропуск:
«Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей».
а) идентичность;
б) толерантность; +
в) самооценка;
г) совместимость.
12. Что из перечисленного считается обратной стороной внутригруппового фаворитизма?
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность. +
13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм; +
д) национальность.
14. В какой стране «тугое пеленание» получило усиление, по мнению Э. Эриксон?
а) в США;
б) в Индонезии;
в) в Китае;
г) в России. +
15. Что необходимо использовать в малом количестве по мнению психологов при подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде?
а) жесты; +
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.
( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )
Источник
1. Этнопсихология− это:
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).
2. Структура этнической психологии включает, за исключением:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт;
д) национальные интересы.
3. Одним из основных понятий этнической психологии является:
а) народность;
б) дух;
в) этнос;
г) традиции;
д) привычки.
4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:
а) простота − сложность;
б) индивидуализм − коллективизм;
в) открытость − закрытость;
г) маскулинность − феминность;
д) духовность − бездуховность.
5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:
а) Г.Г. Шпету;
б) Лацарусу;
в) В.О. Ключевскому;
г) Н.Г. Чернышевскому;
д) Н.А. Бердяеву.
6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный.
7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией;
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.
8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь;
г) Фромм.
9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией;
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.
10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения.
11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической ……………….. необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей.
Слова для выбора:
а) идентичность;
б) толерантность;
в) самооценка;
г) совместимость.
12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность.
13. Вставьте слово и закончите определения понятия:
………… − восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры
Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм;
д) национальность.
14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:
а) США;
б) Индонезии;
в) Китае;
г) России.
15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать как можно меньше:
а) жесты;
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.
16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:
а) рефлексией;
б) сознание;
в) каузальной атрибуцией;
г) перцепцией;
д) иллюстрацией.
17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
а) когнитивный и аффективный;
б) индивидуалистический и коллективистический;
в) категориальный и образный;
г) вербальный и невербальный;
д) религиозный и атеистический.
18. Упрощенными образами этнических групп являются:
а) этнические стереотипы;
б) этнические отношения;
в) этническая идентичность;
г) этническая эндогамия;
д) родной язык и культура.
19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):
а) правовые механизмы ;
б) боевые действия;
в) переговоры;
г) информационный путь.
20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):
а) степень сходства между культурами;
б) степень различия между культурами;
в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;
г) особенности страны пребывания;
д) степень каузальной атрибуции.
21. Нация это:
а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием;
б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства;
в) это человеческая общность, характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной общностью распространения;
г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.
22. Соотнесите данное определение с термином:
1. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант.
2. Направленность и склад мышления личности, этнической группы.
3. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.
4. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности.
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.
23. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:
а) принцип детерминизма;
б) принцип единства сознания и деятельности;
в) принцип переноса;
г) принцип учета этнологических факторов;
д) принцип относительности всех психологических факторов.
24. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязаноориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:
а) принцип этнопсихологического детерминизма;
б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда;
в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;
г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям.
25. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера:
а) К.Д. Кавелин;
б) В.М. Бехтерев;
в) В.С. Соловьев;
г) Л.С. Выготский.
26. Кто автор монографии «Психология народов»:
а) В. Вундт;
б) В.О. Ключевский;
в) X. Штейнталь;
г) Н.А. Бердяев.
27. К основным признакам отличия рас относятся:
а) особенности характера;
б) цвет кожи;
в) форма черепа;
г) особенности телосложения.
28. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:
а) представления о национальных ценностях и интересах;
б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта;
в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.
29. Последствия межэтнических взаимоотношений:
а) геноцид;
б) национализм;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.
30. Автостереотипы:
а) всегда положительны;
б) всегда отрицательны;
в) положительны или отрицательны в зависимости от особенностей личности.
31. Соотнесите понятия психологической защиты с терминами:
1. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой.
2. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний.
3. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям.
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.
32. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:
а) ассимиляция;
б) дискриминация;
в) геноцид;
г) детерминация.
33. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок:
а) К. Леви-Строс;
б) Н.И. Надеждин;
в) М. Лацарус;
г) Ш. А. Надирашвили.
34. Гетеростереотип это:
а) мнение, суждение, оценка, относимая к своей этнической общности ее представителей;
б) совокупность оценочных суждений о другом народе;
в) устойчивые образы сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей;
г) все ответы верны.
35. Что относится к атрибутивным процессам:
а) психологическая защита;
б) каузальная атрибуция;
в) стереотипизация.
36. Этническая идентичность включает в себя:
а) овладение индивидуальными в процессе взаимодействия со средой механизмами социального поведения и усвоения его норм;
б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;
в) постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной деятельности со старым по содержанию опытом;
г) механизм с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.
37. Расставьте по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в многонациональной семье:
а) накопление опыта семейной жизни;
б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;
в) первичное знакомство с семейной жизнью;
г) дальнейшее совершенствование семейных отношений;
д) реализация собственных представлений о многонациональной семье.
38. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:
а) социально-экономические, этно-территориальные, этно-демографические конфликты;
б) конфликты между этническими группами и государством, между этническими группами;
в) культурно-языковые, экологические, этно-территориальные, исторические, конфессиональные конфликты.
39. К последствиям межэтнических отношений не относится:
а) геноцид;
б) национализация;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.
40. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР:
а) В.М. Бехтерев;
б) А.Р. Лурия;
в) Б.Ф. Поршнев;
г) Д.Н. Овсянников-Куликовский.
41. Соотнесите понятия:
1. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения.
2. Это устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием.
3. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.
4. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи.
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.
Культурный синдром по Гарри Триандису (от англ. cultural syndrom) — концепция, введенная в психологическую науку одним из ведущих специалистов в кросс-культурной психологии, американским ученым Гарри Хараламбосом Триандисом.
Культурный синдром — набор ценностей, установок, убеждений, самоопределений, норм, стереотипов, ассоциаций и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой[1]. Основная задача такой матрицы — определение типа культуры, к которому принадлежит та или иная группа.
Основные измерения культурного синдрома[править | править код]
В одном из своих фундаментальны трудов «Culture and Social Behavior»[2] Триандис первоначально выделил четыре культурных индикатора, которые, по его мнению, играют определяющую роль в изучении влияния субъективных, нематериальных факторов на поведение человека:
- Сложность
- Индивидуализм
- Коллективизм
- Жесткость[3]
Ориентируясь на данные индикаторы, ученый выделял несколько культурных синдромов.
Культурный синдром «простота-сложность» (от англ. Cultural Complexity)[править | править код]
Сложность той или иной культуры определяется количеством различных культурных элементов, среди которых Триандис выделял:
Структуру социальных отношений. Так, к примеру, многомиллионная столица Мексики — Мехико или Древний Рим являлись сложными системами.
Разграничение объектов и событий среды. В данном случае подразумевается количество различных профессий: в индустриальных странах нужны специалисты из крайне разных областей, в менее развитых обществах такая вариативность не требуется.
Сложность культуры можно также определить по: среде обитания и истории общества . Так, группы, где основой стали рыболовство, охота и собирательство, относятся к простым культурам; скотоводство и сельское хозяйство ведут — к культурам с небольшой сложностью; индустриальные группы — к сложным культурам; а самыми сложными становятся информационные общества, где люди работают с огромным количеством информации с помощью компьютеров и имеют доступ к банкам данных, связанных между собой информационными сетями.
Также важен фактор отношения ко времени: чем сложнее культура, тем больше внимания ему уделяется (европейцы и американцы считают опозданием задержку более чем на 15 минут, жители Латинской Америки — 1 день) [4].
Позже известный российский социолог Лебедева Н.М. добавила еще ряд параметров, для определения простоты или сложности культуры:
- Открытость отношений
- Полезависимость и поленезависимость — подверженность (неподверженность) сильному влиянию среды
- Отношение к критике
- Степень доверия вербальному и невербальному общению[5]
По Лебедевой, к странам с простой культурой относятся государства с относительно невысоким уровнем развития, расположенные в Африке и Латинской Америке, а также Иран. Сложная культура присуща США и Японии, а также другим постиндустриальным государствам. Средней культурной сложностью отличаются Греция и Италия[6].
Культурный синдром «жесткость-рыхлость» (от англ. Tightness)[править | править код]
Синдром определяется через поведение людей в обществе и их отношение к существующим нормам.
Факторы образования жесткого типа культуры:
- Гомогенность культуры
- Отсутствие влияния чужой культуры
- Высокая плотность населения
- Северный климат (в северных странах требовался более жесткий контроль за распределением ресурсов для выживания)
Факторы образования рыхлого типа культуры:
- Культурная гетерогенность
- Влияние других культур
- Большая территория с небольшим количеством населения
- Теплый климат
Примером жесткой культуры Триандис называет Японию, где любое, даже самое незначительное отклонение от нормы может жестоко наказываться (опоздание на урок на пару минут[7]). Жесткая культура в Японии сложилась благодаря конфуцианству, изолированному географическому положению и гомогенности общества. Примером рыхлой культуры выступают США и Таиланд.
Культурный синдром «индивидуализм-коллективизм» (от англ. Individualism — Collectivism)[править | править код]
Синдром выявляется через отношение личности к коллективу и особенности его самоопределения в нем. Ученые считают, что это один из главных синдромов для изучения и выявления различий между культурами[8].
Особенности коллективистских культур
В таких культурах индивиды считают себя неотъемлемой частью группы, сообщества, семьи или любого другого коллектива. Члены группы осознают себя частью одного целого и ставят интересы и цели коллектива выше своих собственных. Главные ценности для представителей коллективистских культур: безопасность, долг, персонализированные отношения. Часто отношения в таких культурах иерархичны. Индивиды часто с подозрением относятся к представителям других культур, сложно выстраивают с ними отношения, но с течением времени могут заводить и поддерживать близкие отношения с чужаками. В качества примеров таких культур Триандис называет страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Преимущества коллективизма:
- Более низкий уровень преступности
- Уважение членов коллектива, их интересов
Недостатки коллективизма:
- Давление на личность, ограничение выбора
- Развитие авторитаризма
- Высокий уровень конфликтности между группами (этнические чистки)
Особенности индивидуалистских культур
В таких культурах личность действует независимо от коллектива, иногда вступая в конфликт с другими членами группы ради достижения своих целей, которые стоят в приоритете над целями коллектива. Главные ценности: получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода и независимость. Представители таких культур дружелюбно настроены по отношению к другим группам, легко заводят новые знакомства. Страны с индивидуалистским синдромом – США, англоговорящие страны (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Канада), Нидерланды, Скандинавские страны, Франция, Ирландия и Германия[9].
Преимущества индивидуализма:
- Соблюдение прав личности
- Развитие демократии и мультикультурализма
- Поощрение талантов и последующее развитие общества
Недостатки индивидуализма:
- Высокий уровень преступности
- Ослабление института брака и высокий уровень разводов
- Высокий уровень конфликтности
Смешанные культуры
В эту группу входят культуры, сочетающие в себе черты коллективизма и индивидуализма. Примеры стран со смешанным типом культуры: Россия, страны Южной Европы (Греция, Южная Италия, Испания и Португалия).
Последующее развитие концепции[править | править код]
Точное количество культурных синдромов, по которым возможно изучать типы культуры, неизвестно. Над их выявлением работают ученые и специалисты в области кросс-культурной психологии. Концепцию культурных синдромов развивал в своих работах Герт Хофстеде, на основе исследований он выделил еще три культурных синдрома, позволяющих проводить разграничительные черты между культурами разных стран: избегание неопределенности, дистанция власти, фемининность-маскулинность.
Психологи Ричард Нисбет и Дов Коэн говорили о существовании культурного синдрома «почитание» (от англ. honor)[10][11]. Мексиканский психолог Рохелио Диас-Герреро выделил другой синдром — «активность-пассивность»[12].
См. также[править | править код]
- Кросс-культурная психология
- Типология культурных измерений Хофстеде
- Система ценностей
Примечания[править | править код]
- ↑ Triandis H. C. The Psychological Measurement of Cultural Syndromes, American Psychologist,1996. P. 407.
- ↑ Triandis, H. C. Culture and social behavior. New York: McGrawHill,1994.
- ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.20.
- ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.176.
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 45.
- ↑ Мейжис И.А., Почебут Л.Г. «Социальная психология»: Питер; СПб. 2010. С. 456.
- ↑ [1] «Несколько раз опоздал на урок — и ты уже второгодник». Как живут японские школьники
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
- ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
- ↑ Cohen, Dov; Nisbett, Richard Field Experiments Examining the Culture of Honor: The Role of Institutions in Perpetuating Norms about Violence // Personality and Social Psychology Bulletin 23(11), 1997. P. 1188-1199.
- ↑ Социологическая концепция Роберта Нисбета
- ↑ Diaz-Guerrero, R The active and the passive syndromes // Revista Interamericana de Psicología, 1(4), 1967. P. 263-272.
Ссылки[править | править код]
- Психологическое измерение культур
- Гарри Триандис. Биография
Источник