Для измерения культур используются следующие синдромы

1. Что такое национальный характер?
а) множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией
б) множество людей, объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния
в) продукт определенных исторических условий, черты которого закрепляются на протяжении ряда поколений+

2. Что такое этнопсихология?
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях; +
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).

3. Что не включает в себя структура этнической психологии?
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт; +
д) национальные интересы.

4. Что является одним из основных понятий этнической психологии?
а) народность;
б) дух;
в) этнос; +
г) традиции;
д) привычки.

5. Какой синдром НЕ используется для измерения культур используются?
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность. +

6. Выберите динамические элементы психологии группы:
а) психический склад группы, особенности менталитета
б) групповые потребности, интересы, настроения и мнения+
в)групповые традиции, обычаи

7. Кто создал концепцию выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии?
а) Г.Г. Шпет; +
б) Лацарус;
в) В.О. Ключевский;
г) Н.Г. Чернышевский;
д) Н.А. Бердяев.

8. Какие стили не принадлежать кросскультурной психологии:
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный. +

7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией; +
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.

8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь; +
г) Фромм.

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией; +
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.

10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения. +

11. Восполните пропуск:
«Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей».
а) идентичность;
б) толерантность; +
в) самооценка;
г) совместимость.

12. Что из перечисленного считается обратной стороной внутригруппового фаворитизма?
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность. +

13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм; +
д) национальность.

14. В какой стране «тугое пеленание» получило усиление, по мнению Э. Эриксон?
а) в США;
б) в Индонезии;
в) в Китае;
г) в России. +

15. Что необходимо использовать в малом количестве по мнению психологов при подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде?
а) жесты; +
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.

( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )

Источник

1. Этнопсихологияэто:

а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;

б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;

в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;

г) наука о взаимодействии людей друг с другом;

д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).

2. Структура этнической психологии включает, за исключением:

а) национальный характер;

б) национальное самосознание;

в) национальные чувства и настроения;

г) личный опыт;

д) национальные интересы.

3. Одним из основных понятий этнической психологии является:

а) народность;

б) дух;

в) этнос;

г) традиции;

д) привычки.

4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:

а) простота − сложность;

б) индивидуализм − коллективизм;

в) открытость − закрытость;

г) маскулинность − феминность;

д) духовность − бездуховность.

5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:

а) Г.Г. Шпету;

б) Лацарусу;

в) В.О. Ключевскому;

г) Н.Г. Чернышевскому;

д) Н.А. Бердяеву.

6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):

а) прямой и непрямой;

б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);

в) личностный и ситуационный;

г) инструментальный и аффективный;

д) глобальный и местный.

7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:

Читайте также:  Диеты при синдроме раздраженного кишечника

а) культурным шоком;

б) миграцией;

в) аккультурацией;

г) геноцидом;

д) ассимиляцией.

8. Автором теории психологии нардов является:

а) Барцини;

б) Бенедикт;

в) Штейнталь;

г) Фромм.

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:

а) сегрегацией;

б) интеграцией;

в) сепарацией;

г) маргинализацией;

д) идентификацией.

10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):

а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;

б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;

в) теория реального конфликта;

г) теория научения.

11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической ……………….. необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей.

Слова для выбора:

а) идентичность;

б) толерантность;

в) самооценка;

г) совместимость.

12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:

а) этноцентризм;

б) этническое самосознание;

в) этническая идентичность;

г) этнический автостереотип;

д) межгрупповая враждебность.

13. Вставьте слово и закончите определения понятия:

………… − восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры

Слова для выбора:

а) этнос;

б) плюрализм;

в) мультикультурализм;

г) этноцентризм;

д) национальность.

14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:

а) США;

б) Индонезии;

в) Китае;

г) России.

15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать как можно меньше:

а) жесты;

б) паузу;

в) подручные средства;

г) шпаргалки;

д) легенды.

16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:

а) рефлексией;

б) сознание;

в) каузальной атрибуцией;

г) перцепцией;

д) иллюстрацией.

17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:

а) когнитивный и аффективный;

б) индивидуалистический и коллективистический;

в) категориальный и образный;

г) вербальный и невербальный;

д) религиозный и атеистический.

18. Упрощенными образами этнических групп являются:

а) этнические стереотипы;

б) этнические отношения;

в) этническая идентичность;

г) этническая эндогамия;

д) родной язык и культура.

19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):

а) правовые механизмы ;

б) боевые действия;

в) переговоры;

г) информационный путь.

20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):

а) степень сходства между культурами;

б) степень различия между культурами;

в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;

г) особенности страны пребывания;

д) степень каузальной атрибуции.

21. Нация это:

а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием;

б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства;

в) это человеческая общность, характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной общностью распространения;

г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.

22. Соотнесите данное определение с термином:

1. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант.

2. Направленность и склад мышления личности, этнической группы.

3. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.

4. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности.

а) этническая картина мира;

б) этнические константы;

в) менталитет;

г) аттитюды.

23. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:

а) принцип детерминизма;

б) принцип единства сознания и деятельности;

в) принцип переноса;

г) принцип учета этнологических факторов;

д) принцип относительности всех психологических факторов.

24. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязаноориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:

а) принцип этнопсихологического детерминизма;

б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда;

в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;

г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям.

25. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера:

а) К.Д. Кавелин;

б) В.М. Бехтерев;

в) В.С. Соловьев;

г) Л.С. Выготский.

26. Кто автор монографии «Психология народов»:

а) В. Вундт;

б) В.О. Ключевский;

в) X. Штейнталь;

г) Н.А. Бердяев.

27. К основным признакам отличия рас относятся:

а) особенности характера;

б) цвет кожи;

в) форма черепа;

г) особенности телосложения.

28. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:

а) представления о национальных ценностях и интересах;

б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта;

в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.

29. Последствия межэтнических взаимоотношений:

а) геноцид;

б) национализм;

в) ассимиляция;

г) сегрегация;

д) интеграция.

30. Автостереотипы:

а) всегда положительны;

б) всегда отрицательны;

в) положительны или отрицательны в зависимости от особенностей личности.

Читайте также:  Занятия с ребенком 6 лет с синдромом дауна

31. Соотнесите понятия психологической защиты с терминами:

1. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой.

2. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний.

3. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям.

а) психологическое вытеснение;

б) психологические смысловые барьеры;

в) противоположная реакция.

32. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:

а) ассимиляция;

б) дискриминация;

в) геноцид;

г) детерминация.

33. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок:

а) К. Леви-Строс;

б) Н.И. Надеждин;

в) М. Лацарус;

г) Ш. А. Надирашвили.

34. Гетеростереотип это:

а) мнение, суждение, оценка, относимая к своей этнической общности ее представителей;

б) совокупность оценочных суждений о другом народе;

в) устойчивые образы сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей;

г) все ответы верны.

35. Что относится к атрибутивным процессам:

а) психологическая защита;

б) каузальная атрибуция;

в) стереотипизация.

36. Этническая идентичность включает в себя:

а) овладение индивидуальными в процессе взаимодействия со средой механизмами социального поведения и усвоения его норм;

б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;

в) постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной деятельности со старым по содержанию опытом;

г) механизм с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.

37. Расставьте по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в многонациональной семье:

а) накопление опыта семейной жизни;

б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;

в) первичное знакомство с семейной жизнью;

г) дальнейшее совершенствование семейных отношений;

д) реализация собственных представлений о многонациональной семье.

38. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:

а) социально-экономические, этно-территориальные, этно-демографические конфликты;

б) конфликты между этническими группами и государством, между этническими группами;

в) культурно-языковые, экологические, этно-территориальные, исторические, конфессиональные конфликты.

39. К последствиям межэтнических отношений не относится:

а) геноцид;

б) национализация;

в) ассимиляция;

г) сегрегация;

д) интеграция.

40. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР:

а) В.М. Бехтерев;

б) А.Р. Лурия;

в) Б.Ф. Поршнев;

г) Д.Н. Овсянников-Куликовский.

41. Соотнесите понятия:

1. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения.

2. Это устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием.

3. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.

4. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи.

а) нация;

б) этнос;

в) раса;

г) национальное сознание.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.

Культурный синдром по Гарри Триандису (от англ. cultural syndrom) — концепция, введенная в психологическую науку одним из ведущих специалистов в кросс-культурной психологии, американским ученым Гарри Хараламбосом Триандисом.
Культурный синдром — набор ценностей, установок, убеждений, самоопределений, норм, стереотипов, ассоциаций и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой[1]. Основная задача такой матрицы — определение типа культуры, к которому принадлежит та или иная группа.

Основные измерения культурного синдрома[править | править код]

В одном из своих фундаментальны трудов «Culture and Social Behavior»[2] Триандис первоначально выделил четыре культурных индикатора, которые, по его мнению, играют определяющую роль в изучении влияния субъективных, нематериальных факторов на поведение человека:

  • Сложность
  • Индивидуализм
  • Коллективизм
  • Жесткость[3]

Ориентируясь на данные индикаторы, ученый выделял несколько культурных синдромов.

Культурный синдром «простота-сложность» (от англ. Cultural Complexity)[править | править код]

Сложность той или иной культуры определяется количеством различных культурных элементов, среди которых Триандис выделял:
Структуру социальных отношений. Так, к примеру, многомиллионная столица Мексики — Мехико или Древний Рим являлись сложными системами.
Разграничение объектов и событий среды. В данном случае подразумевается количество различных профессий: в индустриальных странах нужны специалисты из крайне разных областей, в менее развитых обществах такая вариативность не требуется.
Сложность культуры можно также определить по: среде обитания и истории общества . Так, группы, где основой стали рыболовство, охота и собирательство, относятся к простым культурам; скотоводство и сельское хозяйство ведут — к культурам с небольшой сложностью; индустриальные группы — к сложным культурам; а самыми сложными становятся информационные общества, где люди работают с огромным количеством информации с помощью компьютеров и имеют доступ к банкам данных, связанных между собой информационными сетями.
Также важен фактор отношения ко времени: чем сложнее культура, тем больше внимания ему уделяется (европейцы и американцы считают опозданием задержку более чем на 15 минут, жители Латинской Америки — 1 день) [4].
Позже известный российский социолог Лебедева Н.М. добавила еще ряд параметров, для определения простоты или сложности культуры:

Читайте также:  Народное лечение синдром беспокойных ног причины

  • Открытость отношений
  • Полезависимость и поленезависимость — подверженность (неподверженность) сильному влиянию среды
  • Отношение к критике
  • Степень доверия вербальному и невербальному общению[5]

По Лебедевой, к странам с простой культурой относятся государства с относительно невысоким уровнем развития, расположенные в Африке и Латинской Америке, а также Иран. Сложная культура присуща США и Японии, а также другим постиндустриальным государствам. Средней культурной сложностью отличаются Греция и Италия[6].

Культурный синдром «жесткость-рыхлость» (от англ. Tightness)[править | править код]

Синдром определяется через поведение людей в обществе и их отношение к существующим нормам.
Факторы образования жесткого типа культуры:

  • Гомогенность культуры
  • Отсутствие влияния чужой культуры
  • Высокая плотность населения
  • Северный климат (в северных странах требовался более жесткий контроль за распределением ресурсов для выживания)

Факторы образования рыхлого типа культуры:

  • Культурная гетерогенность
  • Влияние других культур
  • Большая территория с небольшим количеством населения
  • Теплый климат

Примером жесткой культуры Триандис называет Японию, где любое, даже самое незначительное отклонение от нормы может жестоко наказываться (опоздание на урок на пару минут[7]). Жесткая культура в Японии сложилась благодаря конфуцианству, изолированному географическому положению и гомогенности общества. Примером рыхлой культуры выступают США и Таиланд.

Культурный синдром «индивидуализм-коллективизм» (от англ. Individualism — Collectivism)[править | править код]

Синдром выявляется через отношение личности к коллективу и особенности его самоопределения в нем. Ученые считают, что это один из главных синдромов для изучения и выявления различий между культурами[8].

Особенности коллективистских культур
В таких культурах индивиды считают себя неотъемлемой частью группы, сообщества, семьи или любого другого коллектива. Члены группы осознают себя частью одного целого и ставят интересы и цели коллектива выше своих собственных. Главные ценности для представителей коллективистских культур: безопасность, долг, персонализированные отношения. Часто отношения в таких культурах иерархичны. Индивиды часто с подозрением относятся к представителям других культур, сложно выстраивают с ними отношения, но с течением времени могут заводить и поддерживать близкие отношения с чужаками. В качества примеров таких культур Триандис называет страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Преимущества коллективизма:

  • Более низкий уровень преступности
  • Уважение членов коллектива, их интересов

Недостатки коллективизма:

  • Давление на личность, ограничение выбора
  • Развитие авторитаризма
  • Высокий уровень конфликтности между группами (этнические чистки)

Особенности индивидуалистских культур
В таких культурах личность действует независимо от коллектива, иногда вступая в конфликт с другими членами группы ради достижения своих целей, которые стоят в приоритете над целями коллектива. Главные ценности: получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода и независимость. Представители таких культур дружелюбно настроены по отношению к другим группам, легко заводят новые знакомства. Страны с индивидуалистским синдромом – США, англоговорящие страны (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, Канада), Нидерланды, Скандинавские страны, Франция, Ирландия и Германия[9].

Преимущества индивидуализма:

  • Соблюдение прав личности
  • Развитие демократии и мультикультурализма
  • Поощрение талантов и последующее развитие общества

Недостатки индивидуализма:

  • Высокий уровень преступности
  • Ослабление института брака и высокий уровень разводов
  • Высокий уровень конфликтности

Смешанные культуры
В эту группу входят культуры, сочетающие в себе черты коллективизма и индивидуализма. Примеры стран со смешанным типом культуры: Россия, страны Южной Европы (Греция, Южная Италия, Испания и Португалия).

Последующее развитие концепции[править | править код]

Точное количество культурных синдромов, по которым возможно изучать типы культуры, неизвестно. Над их выявлением работают ученые и специалисты в области кросс-культурной психологии. Концепцию культурных синдромов развивал в своих работах Герт Хофстеде, на основе исследований он выделил еще три культурных синдрома, позволяющих проводить разграничительные черты между культурами разных стран: избегание неопределенности, дистанция власти, фемининность-маскулинность.
Психологи Ричард Нисбет и Дов Коэн говорили о существовании культурного синдрома «почитание» (от англ. honor)[10][11]. Мексиканский психолог Рохелио Диас-Герреро выделил другой синдром — «активность-пассивность»[12].

См. также[править | править код]

  • Кросс-культурная психология
  • Типология культурных измерений Хофстеде
  • Система ценностей

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Triandis H. C. The Psychological Measurement of Cultural Syndromes, American Psychologist,1996. P. 407.
  2. ↑ Triandis, H. C. Culture and social behavior. New York: McGrawHill,1994.
  3. ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.20.
  4. ↑ Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. C.176.
  5. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 45.
  6. ↑ Мейжис И.А., Почебут Л.Г. «Социальная психология»: Питер; СПб. 2010. С. 456.
  7. ↑ [1] «Несколько раз опоздал на урок — и ты уже второгодник». Как живут японские школьники
  8. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
  9. ↑ Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Ключ + С, 1999. С. 52.
  10. ↑ Cohen, Dov; Nisbett, Richard Field Experiments Examining the Culture of Honor: The Role of Institutions in Perpetuating Norms about Violence // Personality and Social Psychology Bulletin 23(11), 1997. P. 1188-1199.
  11. ↑ Социологическая концепция Роберта Нисбета
  12. ↑ Diaz-Guerrero, R The active and the passive syndromes // Revista Interamericana de Psicología, 1(4), 1967. P. 263-272.

Ссылки[править | править код]

  • Психологическое измерение культур
  • Гарри Триандис. Биография

Источник