Дизурический синдром у детей проявляется

  1. Главная — 

  2. Заболевания — 

  3. Дизурия

Дизурия — это нарушение процесса мочеиспускания (выделения мочи), которое может проявляться несколькими признаками: нарушением накопления мочи в мочевом пузыре; нарушением выделения мочи (боль при мочеиспускании, несвоевременное или неосознанное опорожнение мочевого пузыря, неполное опорожнение мочевого пузыря и др.).

Дизурия может возникать у женщин на фоне воспалительных заболеваний половых органов, доброкачественных и злокачественных опухолей мочеполовых органов, при эндометриозе (заболевание, при котором ткань слизистой оболочки матки (эндометрий) разрастается за пределами ее внутреннего слоя и подвергается ежемесячным циклическим изменениям, формируя эндометриоидные кисты (очаги) — полости, заполненные жидким содержимым), при опущении матки и влагалища (опущение мочеполовых органов в результате слабости мышц промежности).

Симптомы дизурии

  • Основные проявления различных видов дизурии.
  • Учащенное выделение мочи.
  • Непроизвольное выделение мочи.
  • Боль при мочеиспускании.
  • Затруднение при мочеиспускании или задержка мочи (отсутствие выделения мочи в течение суток и более).

Нередко дизурия сопровождается дополнительными симптомами.

  • Повышение температуры тела.
  • Зуд и жжение в области промежности.
  • Боли в нижней части живота.
  • Патологические (ненормальные) выделения из половых путей (бели).
  • Выделение мутной мочи, которая может быть с примесью крови.

Формы

  • Поллакиурия — учащенное мочеиспускание.
  • Неудержание мочи — бесконтрольное выделение мочи после неожиданно возникающего сильного позыва к мочеиспусканию.
  • Недержание мочи — выделение мочи без позыва (отсутствует чувство переполнения мочевого пузыря), не поддающееся волевому контролю.
  • Странгурия — затрудненное (по каплям) мочеиспускание, сопровождающееся болью.
  • Ишурия — невозможность самостоятельно опорожнить мочевой пузырь.
  • Болезненное мочеиспускание.

Причины

  • Физиологические (временные) причины:

    • стресс, эмоциональное напряжение, испуг и др.;
    • переохлаждение;
    • беременность;
    • опьянение;
    • климакс (комплекс патологических (ненормальных) проявлений, которые наблюдаются у женщины в период угасания репродуктивной (детородной) функции).
  • Прием некоторых лекарственных препаратов, которые обладают свойством мочегонных, — стимулируют выделение мочи или, напротив, приводят к задержке мочи.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания мочевыделительной и половой системы (цистит, вульвовагинит и пр.).
  • Опухоли (доброкачественные и злокачественные) половой и мочевыделительной системы, а также близко расположенных органов (кишечника, брюшины, костей таза и др.).
  • Климактерический синдром (комплекс патологических проявлений, которые наблюдаются у женщины в период угасания репродуктивной функции).
  • Пролапс (опущение) половых органов в результате слабости мышц тазового дна (промежности).
  • Мочекаменная болезнь (образование камней в органах мочевыделительной системы).
  • Эндометриоз (заболевание, при котором ткань слизистой оболочки матки (эндометрий) разрастается за пределами ее внутреннего слоя и подвергается ежемесячным циклическим изменениям, формируя эндометриоидные кисты (очаги) — полости, заполненные жидким содержимым ) половых органов.
  • Пороки развития и приобретенные во время жизни (посттравматические, послеоперационные  и др.) дефекты мочеполовой системы (неправильное расположение органов, недоразвитие мочевого пузыря, свищи (гнойные ходы), рубцы и т. д.).
  • Заболевания нервной системы, приводящие к нарушению акта мочеиспускания.

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

Диагностика

  • Анализ анамнеза заболевания и жалоб (когда (как давно) появились проблемы с мочеиспусканием, в чем они выражаются, с чем связаны, сопровождаются ли другими жалобами и т. д.).
  • Анализ акушерско-гинекологического анамнеза (перенесенные гинекологические заболевания, травмы, операции, инфекции, передающиеся половым путем, беременности, травматичные роды и т. д.).
  • Гинекологический осмотр с обязательным бимануальным  (двуручным) влагалищным исследованием. Гинеколог двумя руками на ощупь (пальпаторно) определяет, правильно ли развиты половые органы, каковы размеры матки, яичников, шейки матки, их соотношение, состояние связочного аппарата матки и области придатков, их подвижность, болезненность и пр.
  • Общий (физикальный) осмотр для выявления или исключения возможных причин дизурии (измерение роста, веса, типа телосложения, прослушивание тонов сердца, дыхания, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела, осмотр кожных покровов, прощупывание лимфатических узлов, осмотр и прощупывание живота и др.)
  • Общий анализ мочи для выявления возможных признаков заболеваний мочевыделительной системы.
  • Посев мочи на флору — исследование мочи в лаборатории для выявления роста бактерий, возможных возбудителей инфекционно-воспалительного процесса в мочевыделительной системе.
  • Микроскопия гинекологического мазка для выявления возможных возбудителей инфекционно-воспалительного процесса.
  • Бактериологический посев отделяемого половых путей на специальные среды для выявления роста бактерий, возможных возбудителей инфекционно-воспалительного процесса в половой системе.
  • Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов мочевыделительной и половой системы для обнаружения возможной патологии.
  • Цистоскопия — эндоскопическое исследование мочевого пузыря, которое заключается во введении в полость мочевого пузыря эндоскопа (длинной тонкой трубки с камерой на конце). С помощью эндоскопа удается получить изображение мочевого пузыря и происходящие в нем изменения.
  • Комплексное уродинамическое исследование (КУДИ) необходимо для наблюдения за работой мочевого пузыря, сфинктеров (мышечных жомов) мочевых путей и актом мочеиспускания в процессе диагностики причины и вида дизурии. Информацию получают с помощью специальных датчиков, которые крепят на кожу промежности.
  • Консультация уролога, невролога.

Лечение дизурии

Лечение дизурии зависит от ее формы и причины возникновения. Возможны следующие виды консервативного лечения:

  • упражнения для укрепления мышц промежности;
  • тренировка мочевого пузыря, установление привычного ритма мочеиспускания (мочиться в определенные часы);
  • вспомогательные устройства для удержания мочеполовых органов в малом тазу (при их выпадении) или съемные обтураторы уретры (устройства, выполняющие функцию мышечных жомов – сфинктеров), которые препятствуют выделению мочи);
  • электростимуляция мышц промежности для их укрепления и восстановления функции;
  • прием препаратов, расслабляющих мочевой пузырь;
  • заместительная гормональная терапия женскими половыми гормонами, если недержание мочи развивается у женщин в связи с климаксом (угасание половой функции, снижение выработки женских половых гормонов);
  • прием антибактериальных, противовирусных и противогрибковых препаратов, если дизурия вызвана инфекцией;
  • прием лекарственных препаратов, влияющих на нервную регуляцию работы мочевого пузыря;
  • успокаивающая лекарственная терапия, психотерапия, если дизурия вызвана стрессами, нервными переживаниями.

Хирургическое лечение:

  • петлевые, слинговые операции — создание искусственного сфинктера (жом, клапан) мочеиспускательного канала из собственных тканей или синтетических материалов;
  • периуретральные инъекции — введение в ткани веществ (коллаген, тефлон, жировая ткань и др.), увеличивающих их объем, что облегчает закрытие сфинктера (жом, клапан) мочеиспускательного канала;
  • операции по фиксации мочевого пузыря при его неправильном положении;
  • пластические операции по коррекции врожденных пороков развития мочеполовой системы;
  • операции по удалению опухолей, которые могут являться причиной дизурии.

Осложнения и последствия

  • Раздражение и потертости кожи промежности.
  • Значительное снижение качества жизни больных.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовой системы (цистит, пиелонефрит, вульвовагинит и пр.).
  • Задержка мочи, приводящая к повышению в крови токсичных (отравляющих) продуктов жизнедеятельности и смерти.

Профилактика дизурии

  • Контроль массы тела.
  • Отказ от подъема тяжестей.
  • Своевременное лечение инфекционно-воспалительных, опухолевых и других заболеваний мочеполовой системы.
  • Прием медицинских препаратов строго по назначению врача.
  • Активный образ жизни, физическая культура (плавание, езда на велосипеде, ходьба).
  • Упражнения для укрепления мышц промежности (упражнения Кегеля).
  • Регулярное посещение гинеколога (2 раза в год).

  • Авторы

    1. Гинекология: Национальное руководство / Под ред. В. И. Кулакова, Г. М. Савельевой, И. Б. Манухина. — « ГОЭТАР-Медиа», 2009 год.
    2. Гинекология. Учебник для вузов / Под ред. акад. РАМН, проф. Г. М, Савельевой, проф. В. Г. Бреусенко. — « ГОЭТАР-Медиа», 2007 год.
    3. Практическая гинекология: Руководство для врачей / В.К. Лихачев. — ООО « Медицинское информационное агентство», 2007.
    4. Урология: Национальное руководство / Под ред. Н.А. Лопаткина. — « ГОЭТАР-Медиа», 2009 год.

Источник

ÑÅÌÈÎÒÈÊÀ ÄÈÇÓÐÈ×ÅÑÊÈÕ ÐÀÑÑÒÐÎÉÑÒÂ

Äèçóðè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà — ýòî íàðóøåíèÿ àêòà ìî÷åèñïóñêàíèÿ, êîòîðûå âêëþ÷àþò áîëü è ðåçè ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè, ó÷àùåíèå èëè óðåæåíèå ìî÷åèñïóñêàíèé, íî÷íîå è äíåâíîå íåóäåðæàíèå è íåäåðæàíèå ìî÷è, ýíóðåç — íåäåðæàíèå ìî÷è âî ñíå (íî÷íîå íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå).

Äèôôåðåíöèàëüíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèé, ïðè êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ ñèíäðîì äèçóðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ

Çàáîëåâàíèå

Ñèíäðîì äèçóðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ

Äðóãèå õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè

Íåéðîãåííûå äèñôóíêöèè ìî÷åâîãîïóçûðÿ: — ãèïåððåôëåêòîðíàÿ

Ïîëëàêèóðèÿ, íåóäåðæàíèåìî÷è, èìïåðàòèâíûå ïîçûâû, îòñóòñòâèå èëè ñíèæåíèå ïîçûâà ê ìî÷åèñïóñêàíèþ,ýíóðåç

×àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñ ýíêîïðåçîì

— ãèïîðåôëåêòîðíàÿ

Ïîçûâ ê ìî÷åèñïóñêàíèþ îòñóòñòâóåòèëè ñëàáî âûðàæåí; çàäåðæêà ìî÷è (ìî÷åèñïóñêàíèÿ ðåäêèå, áîëüøèìè ïîðöèÿìè,äëèòåëüíûå, â íåñêîëüêî ïðèåìîâ, ïîÿâëåíèå íåîáõîäèìîñòè íàäàâëèâàíèÿíà ïåðåäíþþ áðþøíóþ ñòåíêó ðóêàìè)

Íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ êîïðîñòàçîì

Ìèêðîáíî-âîñïàëèòåëüíûåçàáîëåâàíèÿ ìî-÷åâûâîäÿùåé ñèñòåìû (öèñòèò îñòðûé,îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãîöèñòèòà)

Áîëåçíåííîñòü ïðè ìî÷åèñïóñêàíèèñ óñèëåíèåì ðåçè â êîíöå åãî, ïîëëàêèóðèÿ, èìïåðàòèâíûå ïîçûâû, íåóäåðæàíèåìî÷è, ýíóðåç, âîçìîæíà ÷àñòè÷íàÿ èëè ïîëíàÿ çàäåðæêà ìî÷è (÷àùå ó äåòåéìëàäøåãî âîçðàñòà)

Áîëè âíèçó æèâîòà, ïîâûøåíèåòåìïåðàòóðû òåëà (ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà), ëåéêîöèòó-ðèÿ, áàêòåðèóðèÿ,èíîãäà òåðìèíàëüíàÿ òåìàòóðèÿ (âûäåëåíèå êàïëè êðîâè â êîíöå àêòà ìî÷åèñïóñêàíèÿ),íåçíà÷èòåëüíàÿ àëüáóìèíóðèÿ

Ïèåëîíåôðèò (îñòðûé è îáîñòðåíèåõðîíè÷åñêîãî)

Áîëåçíåííîñòü ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè,ïîëëàêèóðèÿ, èíòåíñèâíîñòü äèçóðèè çàâèñÿò îò âîâëå÷åíèÿ â ïðîöåññ ìî÷åâîãîïóçûðÿ è ìî÷åâû-âîäÿùèõ ïóòåé

Ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè (ïîâûøåíèåòåìïåðàòóðû òåëà, äèñïåïòè-÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ìåíèíãåàëüíûå ÿâëåíèÿ(ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà), áîëè â îáëàñòè æèâîòà è ïîÿñíèöû (èíîãäà ñèððàäèàöèåé âíèç), âîçìîæíû ïîâûøåíèå ÀÄ, ëåéêî-öèòóðèÿ, áàêòåðèóðèÿ,ãåìàòóðèÿ, ïðîòåèíó-ðèÿ

Ïóçûðíî-ìî÷åòî÷íèêîâûéðåôëþêñ (ôóíêöèîíàëüíàÿ îáñòðóêòèâíàÿ óðîïàòèÿ)

Ê ñèìïòîìàì óðåòðèòà è ïèåëîíåôðèòàïðèñîåäèíÿþòñÿ áîëè â áîêó èëè ïîÿñíèöå ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè, ÷òî ñâÿçàíîñ ïåðåðàñòÿæåíèåì ëîõàíîê ïî÷åê ïðè çàáðîñå â íèõ ìî÷è ïîä äàâëåíèåì

Òî æå (ïðè ïðèñîåäèíåíèèèíôåêöèè)

Ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíü

Ïðè ëîêàëèçàöèè êàìíÿ âíèæ íåé òðåòè ìî÷åòî÷íèêà: ïîëëàêèóðèÿ, áîëåçíåííîñòü âî âðåìÿ ìî÷åèñïóñêàíèÿ;ïðè ëîêàëèçàöèè êàìíÿ â ìî÷åâîì ïóçûðå: ïîëëàêèóðèÿ, áî ëåçíåííîñòü âîâðåìÿ ìî÷åèñïóñêàíèÿ, âîçìîæíà ïðåðûâèñòîñòü ñòðóè; ïðè ëîêàëèçàöèè êàìíÿâ óðåòðå: ïðåðûâèñòîñòü ñòðóè, âîçìîæíà îñòðàÿ çàäåðæêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ

— Áîëåâîé ñèíäðîì ìîæåòáûòü ïðè íàëè÷èè ìåëêèõ ïîäâèæíûõ êàìíåé, òèïà êîëèêè; ïðè íèçêî ðàñïîëîæåííûõêàìíÿõ — èððàäèàöèÿ áîëè â ïîëîâûå îðãàíû, áåäðî, ìèêðî- èëè ìàêðîãåìàòóðèÿ,êðèñòàë-ëóðèÿ, ëåéêîöèòóðèÿ (â ñëó÷àå ïðèñîåäèíåíèÿ èíôåêöèè)

Ïîðîêè ðàçâèòèÿ ìî÷åâûâîäÿùåéè ïîëîâîé ñèñòå — èíôðàâåçè-êàëüíàÿ îáñòðóê-

Ïîëëàêèóðèÿ, íåóäåðæàíèå ìî÷è,èìïåðàòèâíûå ïîçûâü

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëå-, íèÿïðè ïðèñîåäèíåíèè

öèÿ (ñòåíîç êëàïàíîâ óðåòðû,ñêëåðîç è êîíòðàêòóðà øåéêè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ãèïåðòðîôèÿ ñåìåííîãî õîëìèêàè äð.)

ýíóðåç, âÿëàÿ ïðåðûâèñòàÿñòðóÿ, âîçìîæíà ÷àñòè÷íàÿ çàäåðæêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ

èíôåêöèè (àíàëîãè÷íûå îñòðîìóïèåëîíåôðèòó)

— ìåãàóðåòåð (íåéðîìûøå÷-íàÿäèñïëàçèÿ ìî÷åòî÷íèêà)

Ïî òèïó àðåôëåêòîðíîãî ìî÷åâîãîïóçûðÿ, îïîðîæíåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïóòåì ôèçè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ,ïóòåì íàäàâëèâàíèÿ ðóêàìè íà æèâîò

Îòñòàâàíèå â ôèçè÷åñêîìðàçâèòèè, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðè ïðèñîåäèíåíèè èíôåêöèè (àíàëîãè÷íûåõðîíè÷åñêîìó ïèåëîíåôðèòó); ïðè äâóñòîðîííåì ïðîöåññå ðàíî ðàçâèâàåòñÿõðîíè÷åñêàÿ ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü

— ýêòîïèÿ óñòüÿ ìî÷åòî÷íèêà(øåå÷íî-ïóçûðíàÿ, óðåòðàëüíàÿ)

Ïîñòîÿííîå íåäåðæàíèå ìî÷èïðè íîðìàëüíîì àêòå ìî÷åèñïóñêàíèÿ

Ìàöåðàöèÿ êîæè ïàõîâûõ ñêëàäîê,ïîëîâûõ ãóá, âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð (èç-çà ïîñòîÿííîãî ïîäòåêàíèÿìî÷è)

— ýïèñïàäèÿ ïîëîâîãî ÷ëåíà

Íåäåðæàíèå ìî÷è ïðè ôèçè÷åñêîìíàïðÿæåíèè, êàøëå, ñìåõå (èç-çà ñëàáîñòè ñôèíêòåðà ìî÷åâîãî ïóçûðÿ), ðàçáðûçãèâàíèåìî÷è ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè

Ïîëîâîé ÷ëåí óêîðî÷åí, èñêðèâëåíè ïîäòÿíóò ê æèâîòó, íàðóæíîå îòâåðñòèå óðåòðû â âèäå øèðîêîé âîðîíêè,êîæà ïðîìåæíîñòè è áåäåð ìàöåðèðîâàíà, äèàñòàç ìåæäó ëîííûìè êîñòÿìè (óòèíàÿïîõîäêà), ëÿãóøà÷èé æèâîò

— ýêñòðîôèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ

Ïðè òîòàëüíîé ýêñòðîôèèïîñòîÿííîå íåäåðæàíèå ìî÷è (òå æå ñèìïòîìû, ÷òî è ïðè ýïèñïàäèè)

Òî æå, ÷òî è ïðè ýïèñïàäèèïîëîâîãî ÷ëåíà, íåäîðàçâèòèå ìîøîíêè, ðàñùåïëåíèå êëèòîðà, ìàëûõ è áîëüøèõïîëîâûõ ãóá, íàëè÷èå îêðóãëîãî äåôåêòà â áðþøíîé ñòåíêå, ÷åðåç êîòîðûéâûáóõàåò ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà çàäíåé ñòåíêè ìî÷åâîãîïóçûðÿ, ÷àñòî îòñóòñòâóåò ïóïîê, ìàöåðàöèÿ êîæè ïðîìåæíîñòè è áåäåð

— äèâåðòèêóë óðåòðû

Äëèòåëüíîå âûäåëåíèå ìî÷èêàïëÿìè ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, ïðè íàäàâëèâàíèè íà «ïðèïóõëîñòü»âíèçó æèâîòà ìî÷à âûòåêàåò ñòðóåé; ïðè äèâåðòèêóëå çàäíåé ñòåíêè óðåòðû:çàòðóäíåííîå è áîëåç íåííîå’ìî÷åèñïóñêàíèå, âîçìîæíà ïðåðûâèñòîñòü ñòðóè

Îïóõîëåâèäíîå îáðàçîâàíèåíà âåíòðàëüíîé ïîâåðõíîñòè ïîëîâîãî ÷ëåíà ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè

— óðåòðîöåëå

×àñòè÷íàÿ çàäåðæêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ(èç-çà íåïîëíîãî çàêðûòèÿ øåéêè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ)

Òóïûå íîþùèå áîëè â ïîÿñíè÷íîéîáëàñòè íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ

— ôèìîç

Çàòðóäíåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå,ìî÷à âûòåêàåò òîíêîé ñòðóåé èëè êàïëÿìè; áåñïîêîéñòâî ðåáåíêà ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè(îí ñèëüíî òóæèòñÿ)

Íåâîçìîæíîñòü îáíàæåíèÿãîëîâêè ïîëîâîãî ÷ëåíà

Òðàâìû — ðàçðûâ ìî÷åâîãîïóçûðÿ

Âíóòðèáðþøèííûé ðàçðûâ:íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíîãî ìî÷åèñïóñêàíèÿ èç-çà ïîñòóïëåíèÿ ìî÷è âáðþøíóþ ïîëîñòü. Âíåáðþøèííûé: ìî÷åèñïóñêàíèå áîëåçíåííîå, ïîçûâû íà ìî÷åèñïóñêàíèåñ âûäåëåíèåì íåáîëüøèõ ïîðöèé ìî÷è, îêðàøåííîé êðîâüþ

Áîëè âíèçó æèâîòà, ñèìïòîìûðàçäðàæåíèÿ áðþøèíû, òîêñèêîç, ýêñèêîç

Ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü è âûáóõàíèåíàä ëîáêîì, âîçìîæåí òðàâìàòè÷åñêèé øîê (èç-çà ïåðåëîìà êîñòåé òàçà)

— ïîâðåæäåíèå óðåòðû (íàðóøåíèåöåëîñòíîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ÷àñòè÷íî ìûøå÷íîãî ñëîÿ)

Çàäåðæêà ìî÷è âûçûâàåò áîëüè ÷óâñòâî ðàñïèðàíèÿ â ïðîìåæíîñòè ïðè ïîïûòêå ìî÷åèñïóñêàíèÿ

Óðåòðîððàãèÿ (âûäåëåíèåêðîâè èç óðåòðû), ãåìàòîìû â îáëàñòè ïðîìåæíîñòè

— ðàçðûâ óðåòðû

Òîæå

Òîæå

Íåäåðæàíèå ìî÷è — íåïðîèçâîëüíîå âûäåëåíèå ìî÷è ÷åðåç ìî÷åèñïóñêàòåëüíûé êàíàë èëè ÷åðåç ñâèù (ôèñòóëó), ñîåäèíÿþùèé ìî÷åâîé òðàêò ñ ïîâåðõíîñòüþ òåëà. Íåäåðæàíèå ìî÷è -ýòî ñèìïòîì, à íå ñàìîñòîÿòåëüíûé äèàãíîç, ïîñêîëüêó îí ìîæåò áûòü âûçâàí öåëûì ðÿäîì íàðóøåíèé. Ñòåïåíü íåäåðæàíèÿ ìî÷è êîëåáëåòñÿ â øèðîêèõ ïðåäåëàõ, è â ðàâíîé ìåðå ýòî ìåäèöèíñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ ïðîáëåìà. Íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå íå óãðîæàåò æèçíè ðåáåíêà, íî ïðè÷èíÿåò åìó è åãî áëèçêèì áîëüøèå íåóäîáñòâà è íåïðèÿòíîñòè. Áîëåçíü ñêàçûâàåòñÿ íà ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè, íàêëàäûâàåò îòïå÷àòîê íà õàðàêòåð è ïîâåäåíèå ðåáåíêà, åãî ðàçâèòèå, óñïåâàåìîñòü â øêîëå.

Äëÿ îöåíêè è äèàãíîñòèêè ïðè÷èí íåäåðæàíèÿ ìî÷è íåîáõîäèìî çíàòü îñíîâíûå ìåõàíèçìû íîðìàëüíîãî ïðîöåññà óäåðæàíèÿ ìî÷è. Äëÿ ðåãóëÿöèè ìî÷åîòäåëåíèÿ íåîáõîäèìî íàëè÷èå àíàòîìè÷åñêè íîðìàëüíîãî ìî÷åâîãî òðàêòà, ïîäàòëèâûõ è óïðóãèõ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà, íàõîäÿùèõñÿ ïîä êîíòðîëåì êîðêîâûõ òîðìîçíûõ öåíòðîâ.

Íîâîðîæäåííûé è ðåáåíîê ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè îáëàäàþò òîëüêî áåçóñëîâíûìè ðåôëåêñàìè è ìî÷àòñÿ âñÿêèé ðàç, êàê òîëüêî â ïóçûðå íàêàïëèâàåòñÿ äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ìî÷è, êîòîðîå ñïîñîáíî âîçäåéñòâîâàòü íà èíòåðîðåöåïòîðû ïóçûðÿ. Ðåôëåêòîðíàÿ äóãà ó íèõ çàìûêàåòñÿ â ñïèííîì ìîçãå èëè â ïîäêîðêå. Ê 5-7-ìåñÿ÷íîìó âîçðàñòó ïðè ïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè ó ðåáåíêà ìîæíî âûðàáîòàòü ðåôëåêñ íà íàïîëíåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è â òå÷åíèå âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè íàó÷èòü «ïðîñèòüñÿ» äíåì (áåñïîêîéñòâîì, ïëà÷åì, êðÿõòåíèåì è äð. — ó÷àñòèå êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ïî òèïó óñëîâíîãî ðåôëåêñà â ìî÷åèñïóñêàíèè).  ñîñòîÿíèè ñíà ó ðåáåíêà ïðîäîëæàåò äåéñòâîâàòü ìåõàíèçì áåçóñëîâíîãî ðåôëåêñà, è ïî-ïðåæíåìó îí ìî÷èòñÿ â ïîñòåëü. Îñîçíàííàÿ ðåãóëÿöèÿ ìî÷åîòäåëåíèÿ ÷àùå íà÷èíàåòñÿ â âîçðàñòå 2,5-3 ëåò. Óñëîâíûé ðåôëåêñ, ñôîðìèðîâàâøèéñÿ â ïåðèîä áîäðñòâîâàíèÿ, â äàëüíåéøåì îêàçûâàåòñÿ äåéñòâåííûì è â ïåðèîä ñíà. Ñïîñîáíîñòü ê ïðîèçâîëüíîìó íà÷àëó àêòà ìî÷åèñïóñêàíèÿ îáû÷íî ïðîÿâëÿåòñÿ â âîçðàñòå 3,5-4,5 ëåò, è ê 6-7 ãîäàì ðåáåíîê â ñîñòîÿíèè îïîðîæíèòü ïî æåëàíèþ ìî÷åâîé ïóçûðü, ñîäåðæàùèé ëþáîé îáúåì ìî÷è. Îäíàêî ó 10% çäîðîâûõ äåòåé â âîçðàñòå ñòàðøå 3 ëåò âñòðå÷àåòñÿ ýíóðåç, ÷òî ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì çàìåäëåííîãî ðàçâèòèÿ ìåõàíèçìà ðåãóëÿöèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, íîñèòü ñåìåéíûé õàðàêòåð. Õîòÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ýíóðåç ïðåêðàùàåòñÿ ïî äîñòèæåíèè ïåðèîäà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ñëåäóåò êàæäîãî ðåáåíêà ñòàðøå 3 ëåò, ñòðàäàþùåãî ýíóðåçîì, îáñëåäîâàòü äëÿ èñêëþ÷åíèÿ îðãàíè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðè÷èí íåïðîèçâîëüíîãî ìî÷åèñïóñêàíèÿ. Íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è ó ðîäèòåëåé è áðàòüåâ ðåáåíêà, èìåþùåãî ýòî íàðóøåíèå, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðàñïðîñòðàíåííîå ÿâëåíèå è ñâèäåòåëüñòâóåò î ñåìåéíîì, äîáðîêà÷åñòâåííîì õàðàêòåðå ïàòîëîãèè.

Óñëîâíî âûäåëÿþòñÿ òðè óðîâíÿ ðåãóëÿöèè ìî÷åèñïóñêàíèÿ, êàæäûé èç êîòîðûõ èìååò îïðåäåëåííóþ ôèçèîëîãè÷åñêóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è ïîä÷èíÿåòñÿ âåðõíåìó.

Ïåðâûé óðîâåíü — íîðìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå äåòðóçî-ðà (ìûøöû ìî÷åâîãî ïóçûðÿ), âíóòðåííåãî è íàðóæíîãî ñôèíêòåðîâ (ñèíåðãèÿ äåòðóçîðà è ñôèíêòåðîâ). Îïîðîæíåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ áëàãîäàðÿ ñîäðóæåñòâåííîìó äåéñòâèþ äåòðóçîðà è ñôèíêòåðîâ — ïóòåì ðàññëàáëåíèÿ ñôèíêòåðîâ è ñîêðàùåíèÿ äåòðóçîðà, ïîñëåäíåìó ñïîñîáñòâóþò ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà.

Âòîðîé óðîâåíü — ôóíêöèîíèðîâàíèå ñïèíàëüíûõ öåíòðîâ ðåãóëÿöèè ìî÷åîòäåëåíèÿ è ïåðèôåðè÷åñêàÿ èííåðâàöèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ. Íåäîñòàòî÷íîñòü ñïèíàëüíûõ öåíòðîâ ðåãóëÿöèè ìî÷åèñïóñêàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå äåòðóçîðíî-ñôèíêòåðíîé äèññèíåðãèè (íåéðîãåííîé äèñôóíêöèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ). Ïàðàñèìïàòè÷åñêàÿ èííåðâàöèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ èñõîäèò èç íåðâíûõ êððåøêîâ S2-S4 è äàëåå ïðîõîäèò â ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ï. pelvicus òàçîâîãî íåðâà — äåòðóçîð è íàðóæíûé ñôèíêòåð (÷àñòè÷íî), ï. pudendi (ñðàìíîé) — íàðóæíûé ïðîèçâîëüíûé ñôèíêòåð. Ýòè êîðåøêè ñòèìóëèðóþò õîëèíåðãè÷åñêèå âîëîêíà â ìî÷åâîì ïóçûðå è îòâå÷àþò çà ñîêðàùåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, êîòîðîå ïðèâîäèò ê åãî îïîðîæíåíèþ. Ñèìïàòè÷åñêàÿ èííåðâàöèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ áåðåò íà÷àëî â òîðàêîëþìáàëü-íîì îòäåëå ñïèííîãî ìîçãà (Ò10-L2) è øèðîêî ïðåäñòàâëåíà â ìî÷åâîì ïóçûðå, â øåéêåìî÷åâîãî ïóçûðÿ, âíóòðåííåì ñôèíêòåðå è ïðîêñèìàëüíîì îòäåëå ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà. Ñòèìóëÿöèÿ ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû âûçûâàåò ñîêðàùåíèå à-âîëîêîí øåéêè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, à ñëåäîâàòåëüíî, íàêîïëåíèå ìî÷è.

Ñèìïàòè÷åñêàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà îáåñïå÷èâàåò ïðîèçâîëüíûé êîíòðîëü çà ïîïåðå÷íî-ïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðîé íàðóæíîãî ñôèíêòåðà ìî÷åâîãî ïóçûðÿ. Ïðîèçâîëüíîå ðàññëàáëåíèå íàðóæíîãî ñôèíêòåðà òðåáóåòñÿ äëÿ èíèöèàöèè äóãè ñàêðàëüíîãî ðåôëåêñà è âûïîëíåíèÿ àêòà ìî÷åèñïóñêàíèÿ. Íàðóæíûé ñôèíêòåð îòâå÷àåò òàêæå çà ïðîèçâîëüíîå ïðåêðàùåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ.

Î äâîéíîì õàðàêòåðå èííåðâàöèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà ñëåäóåò ïîìíèòü ïðåæäå âñåãî â ñâÿçè ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðåïàðàòîâ, óñèëèâàþùèõ à-áëîêèðóþùèé ýôôåêò, êîòîðûå ìîãóò âûçâàòü ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê íåäåðæàíèþ ìî÷è èëè óñóãóáèòü åãî.

Òðåòèé óðîâåíü ðåãóëÿöèè ìî÷åèñïóñêàíèÿ — öåðåáðàëüíûå öåíòðû â ïðîäîëãîâàòîì ìîçãå, ãèïîòàëàìóñå, ëîáíîé è òåìåííîé (ïàðàöåíòðàëüíûå äîëüêè) äîëÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà. Èç ñòâîëà ãîëîâíîãî ìîçãà âíå àêòà ìî÷åèñïóñêàíèÿ ïîñûëàþòñÿ òîðìîçÿùèå ñèãíàëû. Îáû÷íî ïðè íàïîëíåíèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðåöåïòîðû ðàñòÿæåíèÿ ïîñûëàþò ñèãíàëû â ñïèííîé ìîçã. Åñëè èíãèáèðóþùèõ ñèãíàëîâ èç ñòâîëà ãîëîâíîãî ìîçãà íå ïîñòóïàåò (êàê ó ïàðàëèçîâàííûõ áîëüíûõ), ïðîèñõîäèò íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå.

Ïðè íàðóøåíèè ðåãóëÿöèè ìî÷åîòäåëåíèÿ íà ïåðâîì óðîâíå (èíôåêöèè è àíîìàëèè ðàçâèòèÿ íèæíèõ ìî÷åâûõ ïóòåé — ýêñ-òðîôèÿ, äèâåðòèêóëû è äð.) íàáëþäàþòñÿ íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è íåîäíîêðàòíî â òå÷åíèå âñåé íî÷è, íàðóøåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ â äíåâíîå âðåìÿ, äèçóðè÷åñêèå ÿâëåíèÿ (áîëåçíåííîñòü ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè, çàòðóäíåííîå îïîðîæíåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ðåçü ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè è äð.), à òàêæå îáùåèíòîêñèêàöèîííûé ñèíäðîì (ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, ñëàáîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü, íåäîìîãàíèå è äð.). Íàðóøåíèå ðåãóëÿöèè ìî÷åîòäåëåíèÿ íà âòîðîì óðîâíå ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèåì ïîçûâà íà ìî÷åèñïóñêàíèå, íàðóøåíèåì ìî÷åèñïóñêàíèÿ â äíåâíîå âðåìÿ, äíåâíûì è íî÷íûì íåäåðæàíèåì ìî÷è è íàáëþäàåòñÿ ïðè îðãàíè÷åñêèõ è èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ ñïèííîãî ìîçãà, ðåçèäóàëüíî-îðãàíè÷åñêîé íåäîñòàòî÷íîñòè. ×àùå ïðè ýòîì âñòðå÷àþòñÿ ãèïåððåôëåêòîðíûé è ãèïîðåôëåêòîðíûé òèïû äåòðóçîðíî-ñôèíêòåðíîé äèññèíåðãèè. Ïðè ãèïåððåôëåêòîðíîì âàðèàíòå îòìå÷àþòñÿ èìïåðàòèâíûå ïîçûâû, èìïåðàòèâíîå íåóäåðæàíèå ìî÷è, ïîëëàêèóðèÿ, íî÷íîå íåäåðæàíèå.

Íåäåðæàíèå ìî÷è ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ïðè êàøëå, ñìåõå, ïîäúåìå òÿæåñòè (ðåçêîå ïîâûøåíèå âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ). Äëÿ êóïèðîâàíèÿ èìïåðàòèâíûõ ïîçûâîâ äåòè ïðèíèìàþò ðàçëè÷íûå ïîçû: ðåâåðàíñ Âèíöåòà, ñâåäåíèå áåäåð, ñæàòèå ãîëîâêè ïîëîâîãî ÷ëåíà è äð. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðè ãèïîðåôëåêòîðíîì âàðèàíòå íîñèò ïðîòèâîïîëîæíûé õàðàêòåð: îñëàáëåíèå èëè îòñóòñòâèå ïîçûâà íà ìî÷åèñïóñêàíèå, áîëüøîé îáúåì ìî÷è çà îäíî ìî÷åèñïóñêàíèå, ðåäêèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, ïàðàäîêñàëüíîå íåäåðæàíèå ìî÷è — âûäåëåíèå ìî÷è ïî êàïëÿì ïðè ïåðåïîëíåííîì ìî÷åâîì ïóçûðå. Íàðóøåíèå ðåãóëÿöèè ìî÷åîòäåëåíèÿ íà òðåòüåì óðîâíå íàáëþäàåòñÿ ïðè ñëåäóþùèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ: ïñèõîãåííûå çàáîëåâàíèÿ (ïàòîõàðàêòåðîëîãè÷åñêîå è íåâðîòè÷åñêîå íåäåðæàíèå ìî÷è), ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ (øèçîôðåíèÿ, íàðóøåíèÿ èíòåëëåêòà è äð.), ðåçèäó-àëüíî-îðãàíè÷åñêàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü öåðåáðàëüíûõ öåíòðîâ.

Îñíîâíûå òèïû íåäåðæàíèÿ ìî÷è

«Íåîòëîæíîå»íåäåðæàíèå

Ïîòåðÿ ìî÷è, ñâÿçàííàÿ ññèëüíûì æåëàíèåì îïîðîæíèòüñÿ

Ñòðåññîâîå íåäåðæàíèå

Ïîòåðÿ ìî÷è, ñâÿçàííàÿ ñïîâûøåíèåì âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ ïðè îòñóòñòâèè ñîêðàùåíèÿ ìûøöû, èçãîíÿþùåéìî÷ó

Íåäåðæàíèå ïðè ïåðåïîëíåíèè

Ïîòåðÿ ìî÷è, êîãäà ìî÷åâîéïóçûðü ïåðåïîëíåí è ìî÷à âûòåêàåò ÷àñòûìè íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè

Ðåôëåêòîðíîå íåäåðæàíèå

Ïîòåðÿ ìî÷è, ñâÿçàííàÿ ñàíîìàëüíîé ðåôëåêòîðíîé àêòèâíîñòüþ, ïðîÿâëÿþùåéñÿ îòñóòñòâèåì îáû÷íîãîîùóùåíèÿ íåîáõîäèìîñòè îïîðîæíèòüñÿ

Èñòèííîå, èëè òîòàëüíîå,íåäåðæàíèå

Ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííàÿ ïîòåðÿìî÷è ñ íàêîïëåíèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà â ìî÷åâîì ïóçûðå èëè áåç íåãî

Ýêñòðàóðåòðàëüíîå íåäåðæàíèåìî÷è

Ïîòåðÿ ìî÷è ÷åðåç àíîìàëüíîåñîîáùåíèå ìî÷åâîãî êàíàëà ñ ïîâåðõíîñòüþ òåëà

Ýíóðåç (íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è) — íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå âî âðåìÿ íî÷íîãî (÷àùå) èëè äíåâíîãî ñíà. ×àñòîòà ýíóðåçà ó äåòåé â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 7- 12%, âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå ó ìàëü÷èêîâ (äíåâíîå íåäåðæàíèå ìî÷è, íàïðîòèâ, ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåâî÷åê). Ïðè÷èíû íî÷íîãî íåäåðæàíèÿ ìî÷è ó äåòåé ïðèâåäåíû â òàáë.

Ïðè÷èíû íåäåðæàíèÿ ìî÷è

Âðîæäåííûå ïðè÷èíû

Ïðèîáðåòåííûå ïðè÷èíû

Óðåòðàëü

íîâ íåäåðæàíèå

Ìèåëîìåíèíãîöåëå Íåäîðàçâèòèåêðåñòöîâûõ ñåãìåíòîâ ñïèííîãî ìîçãà Ïåðâè÷íûé ýíóðåç

Àíàòîìè÷åñêèå Ñòðåññîâîåíåäåðæàíèå Òðàâìàòè÷åñêîå ïîâðåæäåíèå ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà Õèðóðãè÷åñêîåïîâðåæäåíèå ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà Ïðîñòàÿ ïðîñòàòýêòîìèÿ Ðàäèêàëüíàÿïðîñòàòýêòîìèÿ Òðàíñóðåòðàëüíàÿ ðåçåêöèÿ çàäíèõ êëàïàíîâ ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãîêàíàëà Y-V ïëàñòèêà øåéêè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ Óñòðàíåíèå çàäíåé ñòðèêòóðûìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà Îáñòðóêöèÿ ñ íåäåðæàíèåì ïðè ïåðåïîëíåííîììî÷åâîì ïóçûðå Óâåëè÷åíèå ïðåäñòàòåëüíîé æåëåçû Êîíòðàêòóðà øåéêè ìî÷åâîãîïóçûðÿ Ñòðèêòóðà óðåòðû Íåâðîëîãè÷åñêèå Òðàâìà èëè îïóõîëè ñïèííîãî ìîçãàÄåãåíåðàòèâíûå íåâðîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ «Íåîòëîæíîå» íåäåðæàíèå×óâñòâèòåëüíûå Âîñïàëèòåëüíûå Èäèîïàòè÷åñêèå Îïóõîëü

 

Ìîòîðíûå (ðàñòîðìîæåíèåìî÷åâîãî ïóçûðÿ) Âòîðè÷íûé ýíóðåç

Ýêñòðà

ðåòðàëüíîå íåäåðæàíèå

Âûâîðîò ìî÷åâîãî ïóçûðÿÝïèñïàäèÿ Ýêòîïèÿ ìî÷åòî÷íèêà Îòêðûòûé ìî÷åâîé ïðîòîê

Ïóçûðíî-âëàãàëèùíûé ñâèùÌî÷åòî÷íèêîâî-âëàãàëèùíûé ñâèù

Ðàçëè÷àþòñÿ ïåðâè÷íûé è âòîðè÷íûé ýíóðåç. Ïðè ïåðâè÷íîì ýíóðåçå íå âûðàáàòûâàåòñÿ óñëîâíûé ðåôëåêñ ïðîèçâîëüíîãî ìî÷åèñïóñêàíèÿ èç-çà íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ðåáåíîê ïðîäîëæàåò ìî÷èòüñÿ âî ñíå, êàê è â ïåðâûå äâà ãîäà æèçíè.

Âòîðè÷íûé ýíóðåç âîçíèêàåò ÷àùå ó äåòåé â âîçðàñòå 4-10 ëåò ñ ñèíäðîìîì äâèãàòåëüíîé ðàñòîðìîæåííîñòè (ó íèõ áûë óæå âûðàáîòàí è ñîõðàíÿëñÿ íå ìåíåå ãîäà óñëîâíûé ðåôëåêñ, ïîçâîëÿþùèé ðåãóëèðîâàòü àêò ìî÷åèñïóñêàíèÿ âî ñíå). Âòîðè÷íûé ýíóðåç âñòðå÷àåòñÿ â 3-4 ðàçà ðåæå ïåðâè÷íîãî. Äëÿ ýòèõ äåòåé õàðàêòåðíû ýìîöèîíàëüíàÿ ëàáèëüíîñòü, íàðóøåíèå ìîòîðèêè (çàèêàíèå), ñíà (ñíîõîæäåíèå, íî÷íûå ñòðàõè, ðàçãîâîð âî ñíå), ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, ñíèæåíèå ñîöèàëüíîé ïðèñïîñîáëÿåìîñòè, ðàçëè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè. Íåâðîòè÷åñêèé âàðèàíò ýíóðåçà íàáëþäàåòñÿ íà ôîíå ñèñòåìíîãî íåâðîçà è ïðîâîöèðóåòñÿ âîçäåéñòâèåì îñòðûõ èëè õðîíè÷åñêèõ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ (íåïðàâèëüíîå âîñïèòàíèå, ÷àñòûå ññîðû â ñåìüå, àëêîãîëèçì ðîäèòåëåé, íåäîñòàòî÷íàÿ çàáîòà î ðåáåíêå è äð.). Íåâðîçîïîäîáíûé ýíóðåç îáóñëîâëåí ñëàáîâûðàæåííûìè ðåçèäóàëüíî-îðãàíè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè èëè ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè (ïåðèíàòàëüíûå, îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà). Âûðàæåííîñòü ýíóðåçà íåîäèíàêîâà: ó îäíèõ äåòåé íåïðîèçâîëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå âî ñíå ïîâòîðÿåòñÿ 2-3 ðàçà â íåäåëþ èëè ðåæå, ó äðóãèõ — êàæäóþ íî÷ü 1 — 3 ðàçà. Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è ìîæåò áûòü ýêâèâàëåíòîì íî÷íîãî ýïèëåïòè÷åñêîãî ïðèïàäêà.

Áîëåçíåííîñòü ïðè äèçóðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâàõ ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà ïðîÿâëÿåòñÿ áåñïîêîéñòâîì, êðèêîì âî âðåìÿ èëè ñðàçó ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ.

Ïîëëàêèóðèÿ — ýòî ó÷àùåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå ìàëûìè ïîðöèÿìè (êàïëÿìè).

Íåñïîñîáíîñòü ðåáåíêà óäåðæèâàòü ìî÷ó ïðè ïîçûâå ê ìî÷åèñïóñêàíèþ íàçûâàåòñÿ íåóäåðæàíèåì ìî÷è. Èìïåðàòèâíûé ïîçûâ — ýòî ïîÿâëåíèå íåîäîëèìîãî ïîçûâà ê ìî÷åèñïóñêàíèþ ñ ðåçêèì óêîðî÷åíèåì ïðîìåæóòêà âðåìåíè (äî íåñêîëüêèõ ñåêóíä) äî îáÿçàòåëüíîãî îïîðîæíåíèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

Íåóäåðæàíèå ìî÷è — âûäåëåíèå ìî÷è áåç ïîçûâà ê ìî÷åèñïóñêàíèþ. Îíî ìîæåò áûòü ïðè âðîæäåííûõ è ïðèîáðåòåííûõ çàáîëåâàíèÿõ ñïèííîãî ìîçãà (èñòèííîå), ïðè ïîðîêàõ ðàçâèòèÿ ìî÷åâûâîäÿùèõ è ïîëîâûõ îðãàíîâ (ëîæíîå).

Óðåæåíèå ìî÷åèñïóñêàíèé — ýòî ÷èñëî ìî÷åèñïóñêàíèé â ñóòêè ìåíüøå íèæíåé ãðàíèöû íîðìàòèâíûõ ïîêàçàòåëåé.

Çàäåðæêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ (èøóðèÿ) áûâàåò ÷àñòè÷íîé è ïîëíîé (îñòðîé è õðîíè÷åñêîé). Äëÿ ÷àñòè÷íîé çàäåðæêè ìî÷åèñïóñêàíèÿ õàðàêòåðíî íåïîëíîå îïîðîæíåíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ êîòîðîå íàáëþäàåòñÿ ïðè íàëè÷èè ïðåïÿòñòâèÿ íà óðîâíå øåéêè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è óðåòðû, íàðóøàþùåãî ïàññàæ ìî÷è Ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò çàäåðæêà ìî÷åèñïóñêàíèÿ, îíî ïðîâîäèòñÿ â äâà ýòàïà, ïðåðûâèñòîé ñòðóåé. Îñòðàÿ ïîëíàÿ çàäåðæêà ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì êàìíåîáðàçîâàíèÿ, òðàâì (ðàçðûâà) óðåòðû è äðóãèõ ïðè÷èí, õðîíè÷åñêàÿ — ñëåäñòâèåì òðàâìû, çàáîëåâàíèé ñïèííîãî ìîçãà è ò.ä.

Ïðè÷èíû äèçóðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ:

1) âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå çàáîëåâàíèÿ ñïèííîãî è ãîëîâíîãî ìîçãà, ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ èíòðàìóðàëüíûõ íåðâíûõ ñïëåòåíèé; çàäåðæêà ðàçâèòèÿ ðåãóëÿ-òîðíûõ ñèñòåì ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;
2) ìèêðîáíî-âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â ìî÷åâûâîäÿùåé ñèñòåìå;
3) ïîðîêè ðàçâèòèÿ ìî÷å-âûâîäÿøèõ è ïîëîâûõ îðãàíîâ;
4) òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ îðãàíîâ ìî÷åâûâîäÿùåé ñèñòåìû;
5) íåéðîãåííûå äèñôóíêöèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ (ãèïî- è ãèïåððåôëåêòîðíàÿ), öèñòèò, óðåòðèò, ïèåëîíåôðèò, ýêòîïèÿ óñòüåâ ìî÷åòî÷íèêà, ýêñòðîôèÿ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, äèâåðòèêóëû ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è ìî÷åèñïóñêàòåëüíîãî êàíàëà, ìåãàóðåòåð, ñòåíîç êëàïàíîâ óðåòðû óðåòðîöåëå, ýïèñïàäèÿ, ôèìîç, ðàçðûâ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðàçðûâ óðåòðû.

Источник

Читайте также:  Синдром беспокойных рук у ребенка