Дизонтогенеза клиническим выражением которого является синдром невропатии
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Республики Казахстан
Квалификационные тесты по детской психиатрии (психотерапия)
(2015 г.)
«Детская психиатрия (психотерапия)»
Общая психопатология детского возраста
а) полностью совпадает с психопатологией взрослых
б) имеет особенности, связанные с онтогенезом психики ребенка
в) не связана с психопатологией взрослых
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
Очерченные психопатологические расстройства характерны
а) для подростков
б) для детей
в) для взрослых
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
Рудиментарные проявления психопатологических расстройств характерны
а) для детей раннего возраста
б) для детей дошкольного возраста
в) для подростков
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
Психомоторный уровень преимущественного нервно-психического реагирования по В.В. Ковалеву характерен для детей в возрасте
а) от 0 до 3 лет
б) 4 — 7 лет
в) 5 — 10 лет
г) 11 — 13 лет
д) 15 — 17 лет
Искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие определяется как
а) ретардация
б) асинхрония развития
в) акселерация
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
К возможным причинам психического дизонтогенеза относится
а) генетические факторы
б) экзогенно-органические факторы
в) длительное неблагоприятное воздействие микро-социально-психологического фактора
г) разнообразные сочетания тех и других
д) не верен ни один из вариантов
Запаздывание или приостановка психического развития определяется как
а) асинхрония развития
б) акселерация
в) ретардация
г) высвобождение более ранних форм нервно-психического реагирования
д) не верен ни один из вариантов
Недоразвитие отдельных психических функций и форм познавательной деятельности — речи, счетных операций, пространственной ориентации можно отнести
а) к общей (тотальной) ретардации
б) к асинхронии психического развития
в) к дизонтогенезу по типу парциальной ретардации
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
Вариантом дизонтогенеза, соответствующим психическому инфантилизму, является
а) асинхрония
б) акселерация
в) тотальная психическая ретардация
г) парциальная психическая ретардация
д) не верен ни один из вариантов
Олигофрения является выражением
а) парциальной психической ретардации
б) тотальной психической ретардации
в) асинхронии психического развития
г) регресса психических функций
д) не верен ни один из вариантов
К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого является синдром невропатии, относится
а) акселерация
б) асинхрония
в) парциальная ретардация
г) верно а) и б)
д) не верен ни один из вариантов
Наиболее вероятной динамикой проявлений невропатии при усилении психических, в особенности личностных, компонентов является формирование
а) психопатии возбудимого типа
б) органической психопатии
в) истерической психопатии
г) психопатии тормозного типа (астенической психопатии по П.Б. Ганнушкину)
д) не верен ни один из вариантов
Для синдрома Каннера наиболее характерно
д) не верен ни один из вариантов
а) слабость эмоционального реагирования
Источник
1. Видами дизонтогенеза являются:
а) искаженное, асинхроннное развитие г) верно а) и б)
б) запазжывающее развитие д) все перечисленное
в) акселерация
2. Искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие определяется как:
а) ретардация
б) асинхрония развития
в) акселерация
3. К возможным причинам психического дизонтогенеза относятся:
а) генетические факторы
б) экзогенно-органические факторы
в) длительное неблагоприятное воздействие микро-социально-психологического фактора
г) разнообразные сочетание тех и других
4. Запаздывание или приостановка психического развития определяется как:
а) асинхрония развития
б) акселерация
в) ретардация
г) высвобождение более ранних форм нервно-психического реагирования
5. К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого является синдром невропатии, относится:
а) акселерация
б) асинхрония
в) парциальная ретардация
6. К олигофрениям относят:
а) только врожденное слабоумие
б) приобретенное слабоумие с полным распадом психической деятельности
в) только рано приобретенное слабоумие без признаков распада психической деятельности
г) врожденное и рано приобретенное слабоумие с признаками недоразвития психики в целом, но преимущественно — интеллекта
д) приобретенное в различные сроки жизни слабоумие с преимущественным поражением интеллектуальной сферы
7. Недоразвитие отдельных психич. функций и форм познавательной деятельности — речи, счетных операций, пространственной ориентации можно отнести к:
а) общей (тотальной) ретардации
б) асинхронии психического развития
в) дизонтогенезу по типу парциальной ретардации
8. Вариантом дизонтогенеза, соответствующим психич. инфантилизму, является:
а) асинхрония в) тотальная психическая ретардация
б) акселерация г) парциальная психическая ретардация
9. Олигофрения является выражением:
а) парциальной психической ретардации
б) тотальной психической ретардации
в) асинхронии психического развития
г) регресса психических функций
10. Термин «умственная отсталость»:
а) тождественен термину «олигофрения»
б) тождественен термину «деменция»
в) объединяет случаи олигофрении и рано возникшей деменции
г) объединяет случаи деменции, возникшей в раннем детстве и подростковом возрасте
11. При олигофрении, возможно, все перечисленное, кроме:
а) признаков прогредиентности
б) периодов компенсации
в) периодов декомпенсации под влиянием возрастных кризов
г) периодов декомпенсации под влиянием психических факторов
12. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования
б) умственного и эмоционального возраста
в) интеллектуального и паспортного возраста
г) максимальных и минимальных показателей
13. Какое из утверждений точнее всего определяет коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей
б) характеристика врожденных способностей
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков
г) характеристика зоны ближайшего развития
14. Легкой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ:
а) 40-49 б) 40-59 в) 50-69 г) 60-79 д) 70-89
15. Умеренной умственной отсталости соответствует коэффициент IQ:
а) 25-39 б) 35-49 в) 45-59 г) 55-64 д) 55-74
16. Тяжелой (резко выраженной) умственной отсталости соответствует IQ:
а) до 20 б) 20-34 в) 30-44 г) 40-54 д) 45-64
17. Глубокой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ менее:
а) 10 б) 15 в) 20 г) 30 д) 40
18. Пограничной интеллектуальной недостаточности соответствует коэффициент IQ:
а) 50-60 б) 60-70 в) 70-80 г) 80-90 д) 90-100
19. Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия подразделяются:
а) на наследственные г) на все перечисленные
б) на внутриутробные д) всё перечисленное неверно
в) на перинатальные и первых 3-х лет жизни
20. Когда заражение беременной женщины краснухой вероятнее всего приведет к психическому недоразвитию у ребенка:
а) первый триместр беременности в) третий триместр беременности
б) второй триместр беременности г) четвертый триместр беременности
21. Основные группами олигофрении в соответствии с этиологическими факторами являются:
а) олигофрении эндогенной природы
б) эмбрио — и фетопатии
в) олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями во время родов и в раннем детстве
г) все перечисленные
д) ни одна из перечисленных
22. К атипичным формам олигофрении относят случаи:
а) с неравномерной структурой психического недоразвития
б) с выраженным наследственным отягощением
в) с наличием психопатоподобных расстройств
г) с наличием эпилептиформных расстройств
д) с прогрессирующим слабоумием
23. Для речи больных олигфренией характерны все перечисленные особенности, исключая:
а) маловыразительность, односложность г) дизартрию
б) неправильное смысловое употребление слов д) употребление неологизмов
в) аграмматичность построения фраз
24. Для больных олигофренией характерны:
а) медлительность, неловкость движений г) все перечисленные
б) бедность мимики и жестикуляции д)ничего из перечисленного
в) малая дифференцированность эмоций
25. Для больных с идиотией характерно:
а) IQ менее 20
б) речь из предложений с 3-4-мя словами
в) владение элементарными навыками самообслуживания
г) потребность в периодическом надзоре
д) верно а) и в)
26. Для больных с имбецильностью верно:
а) возможность обучения письму и счету г) IQ от 20 до 50
б) элементарные навыки самообслуживания д) верно б) и г)
в) способность к самостоятельной трудовой деятельности е) ничто из перчисленного
27. Для больных с дебильностью характерно:
а) IQ от 50 до 70 г) неспособность к труду
б) способность к обучению д) верно а) и б)
в) плохая механическая память
28. Умственная отсталость наиболее часто выявляется:
а) в раннем постнатальном возрасте г) в младшем школьном возрасте
б) в дошкольном возрасте д) в подростковом возрасте
29. К методам, используемым для максимально ранней диагностики нарушений обмена и генных дефектов плода, относится:
а) определение резус-фактора родителей
б) биохимическое исследование беременной
в) исследование амниотической жидкости и клеток хориона
30. Для игровой деятельности детей с олигофренией типичным является:
а) примитивизм или манипуляторный характер г) отсутствие специфики
б) сверхценный характер д) верно а) и в)
в) нежелание играть с другими детьми
31. Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всём перечисленном, кроме:
а) особенностей соматических аномалий
б) времени (возраста) возникновения слабоумия
в) наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения слабоумия
г) наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств
32. В критериях дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития имеют значение:
а) особенности эмоциональной сферы г) и то, и другое
б) особенности адаптации д) ни то, ни другое
33. Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит:
а) в более развитом абстрактном мышлении
б) в лучшем развитии памяти
в) в более гармоничном развитии сферы мотиваций
г) в более высокой работоспособности
34. Основная причина пограничной интеллектуальной недостаточности состоит:
а) в повышении требований к интеллектуальным возможностям в современном обществе
б) в недостатках системы общего воспитания
в) в неблагоприятном сочетании биологических и микросоциальных факторов
г) во всём перечисленном
35. При гармоничном инфантилизме преобладающим расстройством является:
а) нарушение механической памяти г) нарушение работоспособности
б) личностная незрелость д) гипердинамический синдром
в) личностная незрелость в сочетании со слабой памятью
36. Органический инфантилизм включает в себя все перечисленное, исключая:
а) конкретности мышления г) личностной незрелости
б) эйфории, благодушия д) психопатоподобных расстройств
в) психоорганического синдрома
37. К концу 2-го года жизни становится очевидным, что ребенок не реагирует на людей, сопротивляется родительской ласке, не обращается к людям. Скорее всего, у ребёнка:
а) болезнь Дауна г) олигофрения в степени имбецильности
б) задержка развития д) олигофрения в степени дебильности
в) алалия е) детский аутизм
38. Аутичные дети обычно обнаруживают привязанность к:
а) домашним животным в) сибсам
б) матери г) неодушевленным предметам
39. Ведущее нарушение при раннем детском аутизме:
а) психоорганический синдром г) слабость побуждений
б) нарушение высших корковых функций д) верно в) и г)
в) низкая потребность в общении с окружающими
40. Для синдрома Каннера наиболее характерно:
а) слабость эмоционального реагирования
б) склонность к стереотипным движениям
в) отсутствие потребности в контактах с окружающими
г) боязнь всего нового
Источник
1
К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого является синдром невропатии, относится
акселерация
асинхрония
парциальная ретардация
верно а) и б)
не верен ни один из вариантов
2
Наиболее вероятной динамикой проявлений невропатии при усилении психических, в особенности личностных, компонентов является формирование
психопатии возбудимого типа
органической психопатии
истерической психопатии
психопатии тормозного типа (астенической психопатии по П.Б.Ганнушкину)
не верен ни один из вариантов
3
Для синдрома Каннера наиболее характерно
не верен ни один из вариантов
слабость эмоционального реагирования
склонность к стереотипным движениям
отсутствие потребности в контактах с окружающими
боязнь всего нового (неофобия)
не верен ни один из вариантов
4
Отсутствие потребности в контактах с окружающими
при достаточном интеллектуальном уровне отмечается
при синдроме Каннера
при синдроме Аспергера
при органическом варианте раннего детского аутизма
верно а) и б)
не верен ни один из вариантов
5
За маской гиперкинетического синдрома с повышенной активностью, говорливостью, приподнятым настроением у детей может скрываться
гипомания
субдепрессия
гиперкомпенсаторные реакции
бредовая настроенность
не верен ни один из вариантов
6
Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического) синдрома с двигательной расторможенностью, неустойчивостью настроения,
повышенной раздражительностью, церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами у детей следует оценить как
конституциональный вариант гиперкинетического синдрома
энцефалопатический вариант гиперкинетического синдрома
гиперкинетический синдром при детской шизофрении
верно а) и б)
не верен ни один из вариантов
7
Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического) синдрома, при котором двигательная расторможенность и повышенная
отвлекаемость сочетаются с личностными особенностями истероидного круга у детей, следует расценить как
конституциональный вариант гиперкинетического синдрома
энцефалопатический вариант
гиперкинетический синдром при шизофрении
верно а) и б)
не верен ни один из вариантов
8
Основным признаком отличия страхов сверхценного содержания от навязчивых страхов является
содержание страхов отражает определенные объекты, вызвавшие недуг
представления об устрашающих объектах доминируют в сознании
ребенок убежден в обоснованности страхов и не пытается их преодолеть
верно а) и б)
не верен ни один из вариантов
9
Бредовый характер страхов помогает определить у ребенка следующий признак
страхи возникают вне зависимости от психотравмирующей ситуации
страхи обнаруживают склонность к постоянству
страхи не корригируются
бредовые страхи сочетаются с симптомами психотического уровня, например, с галлюцинациями
имеют значение все перечисленные признаки
10
Чрезмерное фантазирование со стремлением в фантазиях реализовать неосуществленные в жизни желания у детей и подростков с теми или иными физическими недостатками (слепотой, глухотой, поражениями опорно-двигательного аппарата и т.п.) следует отнести
к бредоподобным фантазиям
к фантазии с навязчивыми идеями
к сверхценным, гиперкомпенсаторным фантазиям
ко всему перечисленному
ни к чему из перечисленного
Источник
1. Синдромы невропатии
Синдромы невропатии (конституциональная нервность, врожденная детская нервность, невропатический диатез) (греч. neuron – нерв; pathos – болезнь, страдание) – общее название группы разных по своему происхождению болезненных состояний у детей в возрасте до 3–4 лет и старше. Объединяющим их признаком является преобладание выраженной в клинической степени стойкой и разнообразной симптоматики вегетативной дисфункции центрального генеза, главным образом дисфункции гипоталамических (диэнцефальных) структур головного мозга (Ковалев В.В., 1979).
Причины развития расстройства усматривают в недоразвитии или повреждении межуточного мозга в дородовом периоде развития, во время родов и в первые 3 года жизни после родов (особенно в младенчестве), поскольку гипоталамо-гипофизарные структуры ответственны за деятельность внутренних органов и стабильное состояние внутренней среды организма. В МКБ-10 рубрика с описанием невропатии отсутствует, симптомы данного расстройства представлены в разных ее разделах.
Симптоматика расстройства характеризуется стойкими и клинически значимыми нарушениями функционирования со стороны различных органов и систем организма. При этом начальные проявления «истинной» невропатии часто обнаруживаются на 3–4-м месяце жизни, когда ребенок начинает более активно контактировать с социальной средой и в значительной степени лишается защиты со стороны материнского организма.
Со стороны желудочно-кишечного тракта у пациентов выявляются такие нарушения, как срыгивания, рвота, диарея, запоры, вздутия кишечника, кишечные спазмы, усиление или ослабление перистальтики желудка и кишечника (греч. diarrhea – истекаю; peristaltikos – обхватывающий, обжимающий).
Нарушения сердечно-сосудистой деятельности проявляются бледностью кожных покровов и слизистых оболочек, их синюшностью (главным образом в области носогубного треугольника), учащением и/или замедлением сердечной деятельности, нарушениями сердечного ритма, колебаниями артериального давления, повышенной утомляемостью, головокружениями и обмороками, повышенной чувствительностью к дефициту кислорода.
Со стороны дыхательной системы отмечаются нарушения частоты и ритма дыхания, удушье, астматоидные явления. У части пациентов выявляются т. н. аффект-респираторные судороги, известные в быту как «закатывание», «родимчик». У ребенка, который сильно расплакался, на 10–20 секунд останавливается дыхание (под влиянием эмоций возникает спазм мышц гортани). Обычно присоединяются тонические судороги мышц тела (ребенок вытягивается, его «скручивает», он сгибается или, напротив, разгибается). По-видимому, в ряде случаев нарушается сознание – пациент теряет способность воспринимать происходящее, реагировать на него, а также не запоминает текущие впечатления. Приступы проходят сами собой, могут повторяться по несколько раз в день. Как правило, наблюдаются у пациентов в возрасте от 2 до 4 лет.
Обычно выявляются нарушения терморегуляции. Чаще всего это длительный субфебрилитет, не связанный с инфекционной патологией («нервная температура»). Температура тела может быть несколько снижена либо снижается эпизодически до 36–36,2°C. Могут возникать гипертермические приступы – внезапные и непродолжительные подъемы температуры до 38–39°C и более. Температурная реакция нередко извращается. Например, она не повышается при инфекционном заболевании или даже снижается либо меняется вне зависимости от течения заболевания.
Нарушается слезо-, пото- и слюноотделение, отмечается сальность лица, кожи. Дети склонны к аллергическим реакциям, простудным и инфекционным заболеваниям, что указывает на дисфункцию иммунной системы.
Как правило, наблюдаются нарушения сна. Норма суточного сна чаще всего бывает сокращена. Сон поверхностный, с частыми пробуждениями, иногда с открытыми глазами, двигательным беспокойством. У некоторых пациентов отмечается преобладание дневного сна над ночным.
Многим пациентам свойственна сенсорная гиперестезия (греч. hyper – над, сверх; aisthesis – ощущение, чувство). Они слишком чувствительны и болезненно остро реагируют на изменения влажности, внешней температуры, атмосферного давления, магнитные возмущения, дотрагивание до тела и прикосновение одежды, на жажду, голод, позывы к уринации, дефекации, на громкий звук, яркий свет. Дети могут поминутно прикладываться к груди, так как остро чувствуют голод, и в то же время слишком быстро насыщаются. Повышенная чувствительность доставляет пациентам тягостные ощущения дискомфорта, разнообразные боли. До года пациенты часто, подолгу и громко плачут, установить причину крика и успокоить их обычно не удается (в сибирских деревнях эта «болезнь» называется «криксой»).
У других пациентов, напротив, отмечается сенсорная гипестезия, снижение чувствительности. Такие пациенты не реагируют на многие стимулы, которые должны беспокоить нормальных детей. Например, не плачут, когда жарко, холодно или когда хотят есть.
Часто имеет место патология некоторых инстинктивных проявлений, прежде всего инстинкта самосохранения. Это проявляется боязливостью, пугливостью, плохой переносимостью всего нового – неофобии. Неофобия проявляется усилением соматовегетативных расстройств, отказами от еды, падением веса, а также усилением капризности и плаксивости при любых изменениях обстановки, режима, условий ухода, помещении в детское учреждение, появлении незнакомых людей.
Выявляются нарушения поведения, психического развития. Некоторые пациенты излишне беспокойны, подвижны, другие, напротив, вялы, аспонтанны, ничем не интересуются. У многих пациентов развиваются вредные привычки или стереотипии поведения (битье головой, сосание пальца и др.), что может указывать на тревожное расстройство настроения. Нарушается формирование привязанностей: дети не скучают по матери или, напротив, не отпускают ее от себя, цепляются за нее, когда она отлучается. На подъемы температуры тела до 38°C и более некоторые пациенты реагируют судорогами. Большей частью у пациентов снижен аппетит, но даже при нормальном аппетите многие из них слишком медленно прибавляют в весе.
Обычно пациенты обнаруживают нормальное или несколько ускоренное интеллектуальное и речевое развитие.
Начиная с 2–3 лет, отмечается повышенная готовность к возникновению реакции пассивного протеста (элективный мутизм, отказ от еды, дневной энурез и др.), разнообразных моносимптомных невротических реакций.
У детей дошкольного возраста интенсивность соматовегетативных расстройств постепенно ослабевает, однако долго сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пищи («жевательная лень»). Часто отмечаются запоры, нередко затрудненное засыпание, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. В то же время более заметными становятся психические нарушения: повышенная аффективная возбудимость в сочетании с истощаемостью, избыточная впечатлительность, склонность к страхам, боязнь нового.
Г.Е. Сухарева (1955) различает два клинических варианта невропатии в этом возрасте: тормозимый (астенический) и возбудимый. Дети с астеническим вариантом невропатии робки, застенчивы, слишком впечатлительны и истощаемы. Возбудимые невропаты, напротив, раздражительны, вспыльчивы, двигательно расторможены.
На фоне невропатических проявлений в дошкольном и отчасти младшем школьном возрасте под влиянием различных неблагоприятных ситуационных воздействий, инфекций, травм и т. п. легко возникают различные моносимптомные невротические и неврозоподобные расстройства (ночной энурез, заикание, ночные страхи, аффект-респираторные припадки и т. п.), а также стереотипии поведения (сосание пальца, мастурбация и т. д.).
К школьному возрасту проявления невропатии в большинстве случаев сглаживаются, а затем постепенно исчезают либо замещаются другими нарушениями: невротическими и неврозоподобными расстройствами и/или патологически заостренными или акцентуированными чертами характера, преимущественно тормозимого (чаще астенического) типа.
Основные причины развития невропатии:
- замедленное созревание структур головного мозга, обеспечивающих функционирование вегетативной нервной системы (в силу заболевания матери, недостаточного ее питания, стрессов и т. д.);
- повреждение головного мозга в эмбриофетальном периоде внутриутробного развития (гипоксия мозга, интоксикации, внутриутробные инфекционные заболевания);
- родовая травма;
- повреждения и заболевания головного мозга в первые 2–3 года жизни после родов;
- психопатия, шизофрения, эпилепсия, ранний детский аутизм, умственная отсталость.
Терапия и прогноз: в зависимости от природы расстройства. Прогноз благоприятный в случаях преходящего недоразвития структур головного мозга.
Вернуться к Содержанию
Источник