Дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма
В современном обществе проблема аутизма является очень острой. Постепенно количество зарегистрированных случаев раннего детского аутизма возрастает. Мамайчук И. И. характеризует состояние это проблемы следующим образом: «Еще двадцать назад лет проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было» .Даже если случаи аутизма пытались дифференцировать, то большая часть специалистов определяла их как довольно странных для детского возраста заболеваниях, таких как «олигофрения на фоне шизофренического дефекта», «шизофрения» разных форм, начиная от вялотекущей и до паранойяльной формы, диагностируемые даже в трехлетнем возрасте, «шизофренический дефект», «шизоидная психопатия с олигофреническим дефектом» и пр. При этом врачи-психиатры изначально объясняли родителям неперспективность лечения детей с такими расстройствами и настоятельно рекомендовали определить ребенка в специализированные учреждения: дома ребенка, интернаты, где они полностью лишались эмоциональных контактов, которые возможны только в семье. Так эти дети еще глубже погружались в собственный загадочный мир.
Сейчас наблюдается практика дифференциации и выделения РДА как отдельной патологии. Соответственно существует потребность в понимании молодых специалистов специфики этого явления, его этиологии, патогенеза и основных направлениях психологической коррекции.
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.
В психологической литературе представлено несколько классификаций психического дизонтогенеза (Г. Е. Сухарева, Л. Каннер, Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев и др.). Профессор Шипицына Л. М. называет следующие варианты дизонтогенеза:
- 1. Недоразвитие;
- 2. Задержанное развитие;
- 3. Поврежденное развитие;
- 4. Дефицитарное развитие;
- 5. Искаженное развитие;
- 6. Дисгармоническое развитие.
Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, базируясь на основном качестве нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.
Согласно Л. Каннеру к основным признакам синдрома РДА принадлежат:
- 1. Аутизм с аутистическими переживаниями;
- 2. Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
- 3. Своеобразные нарушения речевого развития .
Дизонтогенез — наиболее характерная модель при синдроме раннего детского аутизма. Патогенез и этиология раннего детского аутизма (РДА) — неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. Процессуальная дезинтеграция психики и личности и шизофреническая диссоциация — основа шизофренического аутизма. Они проявляются в поведенческих особенностях и данных психологического обследования, так и при их сопоставлении. В случае медленного развития можно проследить динамику формирования аутизма на основе многообразных, но характерных проявлений диссоциации. Трудности адаптации диссоциированной личности значительно увеличивают вероятность возникновения психотравмирующих ситуаций и значение психогений для развития аутизма.
Шипицына Л. М определяет детский аутизм как «Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек»
Наиболее характерными проявлениями РДА являются:
- 1. Наиболее частые проявление в возрасте 3-5 лет;
- 2. Отсутствие фиксации взгляда на деталях лица другого человека, а также непереносимость прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
- 3. Отсутствие адресности первой улыбки. Такая улыбка появляется вовремя, однако не провоцируется аффективными реакциями других людей: смех, радость и пр.;
- 4. Индифферентное отношение к окружающим людям: аутичный ребенок не просится на руки, предпочитает находиться в кроватке, при этом к ласке аутичный ребенок относится либо равнодушно, либо неприязненно, а при появлении родных и близких людей не демонстрирует насыщенной и продолжительной реакции, хотя и узнает их;
- 5. Парадоксальное отношение к моментам дискомфорта: полная непереносимость либо безразличие;
- 6. Парадоксальность потребности в контактах с другими людьми: либо отсутствует либо быстрое наступление пресыщения;
- 7. Для поведения аутичного ребенка характерен феномен тождества: стремление к сохранению привычного постоянства, а также противодействие любым изменениям в окружающем;
- 8. Проявление стереотипности в игре, однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий;
- 9. Проявление неравномерности развития в особенностях моторики;
- 10. Раннее появление страхов, которые могут быть неконкретными, диффузными, на уровне общей тревоги и беспокойства;
- 11. Наличие аутистичных фантазий с оторванностью от реальности и очень слабой связью с окружающей средой;
- 12. Характерны специфические особенности речевого развития (мутизм — отсутствие речи, эхолалии — повторение слов, сказанных другим человеком, воспроизводимые спустя некоторое время, наличие слов- или фраз-штампов, отсутствие обращение в речи, автономность речи, позднее появление местоимений или их неправильное употребление, нарушение семантики, нарушение грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, нарушения просодических компонентов речи).
- 13. Главная особенность интеллектуального развития детей с РДА — неравномерность, парциальность развития.
Источник
Тестовые задания по разделу РДА
Автор-составитель: педагог-психолог Терещенко И.А.
1. Укажите название периода характеризующегося отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству:
А) доканнеровский
Б) каннеровский
В) послеканнеровский
Г) донозологический
2. Термин «аутизм» предложил:
А) В. Ковалёв
Б) Д. Исаев
В) Э. Блейлер
Г) В. Каган
3. РДА был выделен как отдельный клинический синдром в:
А) 1943
Б) 1965
В) 1973
Г) 1989
4. Кто из ученых занимался проблемой РДА?
А) Л.С. Выготский
Б) А.Р. Лурия
В) В.Г. Петрова
Г) О.С. Никольская
5. Укажите вариант психического дизонтогенеза при РДА?
А) недоразвитие
Б) задержанное развитие
В) поврежденное развитие
Г) искаженное развитие
6. Причины возникновения РДА:
А) имеют органическое происхождение
Б) имеют соматическую природу
В) хроническая психотравмирующая ситуация, вызванная нарушением эффективной связи ребёнка с матерью
Г) до конца не выявлены, достаточно противоречивы
7) Возможно ли точное установление первичного дефекта при РДА?
А) возможно, при углубленном диагностическом обследовании
Б) возможно только при наличии комплексной диагностики
В) точное установление первичного дефекта при РДА невозможно
8. Выделите основной клинический признак аутизма:
А) эмоциональная лабильность
Б) стереотипность в поведении
В) беспокойство в движениях
Г) все варианты
9. Развитие психических функций аутичных детей имеет серьёзные искажения:
А) с младенческого возраста
Б) с дошкольного возраста
В) с младшего школьного возраста
Г) с подросткового возраста
10. Дифференциальный диагноз РДА может установить:
А) детский психолог
Б) врач педиатр
Г) врач-психиатр
Д) учитель – дефектолог
11. Установите соответствие:
Типы поведения аутичных детей группа
А) как активное отвержение II
Б) полная отрешённость от происходящего III
В) чрезвычайная трудность организации общения IV
и взаимодействия
Г) как захваченность аутистическими интересами I
Правильный ответ: А — II ; Б — I ; В — IV ; Г — III
12. Интеллектуальное развитие аутичного ребёнка может находиться в пределах:
А) IQ от 70 и выше
Б) IQ 50 -70
В) IQ 20- 50
Г) все варианты возможны
13. Укажите, какие меры организации лечебно-реабилитационной работы могут осложнить состояние аутичного ребёнка:
А) периодические госпитализации
Б) дневной стационар
В) амбулаторное лечение
Г) все варианты возможны
14. Обязательные участники коррекционной работы с аутичным ребенком?
А) родители или лица их заменяющие
Б) врачи, психологи, логопеды
В) родители, врачи, психологи, логопеды, дефектологи и др.
15. Определите одно из первостепенных направлений коррекционной работы с аутичными детьми:
А) развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
Б) отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующих ребёнка
В) обучение детей приёмам саморегуляции, самообладания
Г) обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
16. Потенциальные возможности аутичного ребёнка быстрее проявляются при организации:
А) фронтальных занятий
Б) индивидуальных занятий
В) в малых подгруппах
Г) все варианты верны
17. Укажите программу детского образовательного учреждения – сада, которая наиболее приемлема в работе с аутичными детьми:
А) программа «Детство»
Б) программа «Детский сад – дом радости»
В) программа «Сообщество»
Г) программа «Триз»
18. Какая образовательная программа может быть рекомендована ребенку с РДА?
А) общеобразовательная
Б) программа специальной (коррекционной) школы VIII вида
В) программа специальной (коррекционной) школы V вида
Г) зависит от интеллектуальных особенностей, способов контакта с окружающим миром
19. Возможно ли получение профессиональной подготовки для лица с РДА?
А) невозможно
Б) возможно
В) возможно при наличии специализированной помощи на всех этапах жизненного становления
20) Назовите основные принципы организации коррекционной помощи аутичному ребенку
А) адекватное оценивание его реального «эмоционального» возраста с целью нивелирования выраженной эмоциональной незрелости
Б) точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением
В) должны быть активно задействованы все его близкие
Г) варианты А, Б, В
Источник
Похожие главы из других работ:
Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие
1.2.2 Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому…
Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с синдромом аутизма
Глава 1 Аутизм, как тяжелая аномалия психического развития ребенка
1.1 Особенности развития детей с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм — сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространение его составляет 2 на 10.000 детей. Основными проявлениями синдрома…
Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
1. Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза
Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо…
Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В…
Нервно-психические расстройства у детей
3 АУТИЗМ
…
Основные этапы онтогенеза речи
4.1 Ранний речевой онтогенез
Отрезок онтогенеза от рождения до 12-14 мес. обычно квалифицируется как предречевой, или дословесный. По его завершении у нормально развивающегося ребенка, как правило, появляются первые слова…
Особенности развития аутичного ребенка
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
…
Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ЛИЧНОСТНОГО ТЕСТА Р. КЕТТЕЛА
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей…
Процесс познания
1. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира…
Психогенетические исследования психического дизонтогенеза
1. Аутизм (от греч. сам)
Термин был введен психиатром и психологом Э.Блейером (1857-1939), (Швейцария) для обозначения крайнихформ нарушений контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям…
Развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности
1.1 Ранний детский аутизм как вариант дизонтогенеза
Принято рассматривать развитие в детском возрасте как наиболее активное освоение окружающего мира. Ребенок активно пользуется различными способами познания и взаимодействия с объективной реальностью…
Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
1. Ранний алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни…
Смеховые формы переживаний в юношеском возрасте
2.1 Ранний юношеский возраст
Теперь необходимо рассмотреть юношеский возраст как этап развития человека, какие новообразования в нем возникают и какова социальная ситуация развития. Знание всего этого поможет выявить, что значимо для юношей и девушек, что их волнует…
Теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Теоретические основы понятия «аутизм»
По данным многих специалистов и наблюдениям родителей, необычность развития детей с расстройством аутистического спектра проявляется ярко, со всей очевидностью в возрасте от 2,5-3 до 6-7 лет — период, который можно назвать критическим. От того…
Формирование и развитие личности
2.2.1 Ранний возраст
Предпосылки формирования личности заложены уже в раннем возрасте ребёнка, в котором происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения…
Источник
Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии образования и развития
Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»
Исполнитель:
студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»
Аминова Анагиз Камалутдиновна
Нижневартовск, 2018
Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»
Характеристика ребенка с РАС.
Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:
— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;
— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;
— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.
Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.
Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.
Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.
Можно выделить основные причины возникновения РДА:
— это могут быть врожденные патологии нервной системы;
— ранние психические травмы;
— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;
— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)
Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.
Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.
Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.
Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.
О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.
1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды
Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
2-я группа — дети с отвержением внешней среды
Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).
Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.
3-я группа — дети с замещением внешней среды
Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.
У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.
Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.
Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.
Источник