Дизонтогенез при синдроме детского аутизма
— 2 —
Введение
Важнейшую особенность
детского и подросткового возраста
составляет непрерывный, но вместе с
тем и неравномерный процесс
развития и созревания структур и
функций всего организма, в том
числе и центральной нервной
системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез)
приходится на детский и подростковый
возраст, когда формируются как отдельные
психические функции, так и личность в
целом.
Психическое развитие происходит
в результате непосредственного
контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с
этим, симптомы психических расстройств,
возникающие при психических заболеваниях,
представляют собой интегративное выражение
нарушений биологического и психического
(социального) созревания.
Во всем мире растет число
детей, нуждающихся в специальной помощи
со стороны медиков, психологов, педагогов
и социальных работников. Одной из важнейших
задач современной практической психологии
является психологическая диагностика
и коррекция отклонений детского поведения
и вневрачебная помощь трудным детям.
При исследовании ребенка с отклонениями
в развитии в центре внимания психолога
обычно стоит вопрос о психологической
квалификации основных психических расстройств,
их структуры и степени выраженности.
Оценка нарушений развития у детей учитывает
также и отклонения от стадии возрастного
развития, на которой находится ребенок,
то есть особенности дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом, его последствиями.
Термин «дизонтогенез»
(от греч., «dys» — приставка, означающая
отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis»
— развитие) впервые был употреблен Швальбе
в 1927-м году для обозначения отклонения
внутриутробного формирования структур
организма от нормального хода
— 3 —
развития. В дальнейшем термин «дизонтогения»
использовался представителями клинической
медицины для обозначения различных форм
нарушения нормального онтогенеза, возникающих
в детском возрасте, когда морфофункциональные
системы организма еще не достигли зрелости.
В широком смысле слова термин дизонтогенез
— отклоняющееся от условно принятой нормы
индивидуальное развитие. Психический
дизонтогенез — нарушение психики в целом
или ее отдельных составляющих, а также
нарушение соотношения темпов и сроков
развития отдельных сфер и различных компонентов
внутри отдельных сфер.
Детский ранний аутизм –
вид психического дизонтогенеза, где
на передний план выступают расстройства
в эмоционально-волевой сфере.
Цель данной работы рассмотреть
виды отклоняющегося развития, синдром
раннего детского аутизма, причины
его развития, особенности психического развития
аутичного ребенка.
Синдромы психического
дизонтогенеза.
В настоящее время
широко используется классификация
видов психического дизонтогенеза
предложенная В. В. Лебединским.
1. Отклонения по типу ретардации (задержанное
развитие) и дисфункцию созревания:
— общее стойкое недоразвитие
(умственная отсталость различной
степени тяжести),
— задержанное развитие
(задержка психического развития).
Общее психическое
недоразвитие — общая стойкая задержка психического
развития при наиболее ранних поражениях
мозга (генетических, внутриутробных,
родовых, ранних постнатальных), что обуславливает
первичность и тотальность недоразвития
мозговых систем. Более нарушены
— 4 —
высшие психические
функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие,
память, моторика, элементарные эмоции).
Наиболее типичной моделью
психического недоразвития являются состояния
олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos»
— малый, «phren» — ум) — особая форма психического
недоразвития. Она выражается в стойком снижении
познавательной деятельности у детей
вследствие органического поражения головного
мозга в перинатальный и ранний постнатальный
периоды. В зависимости от степени интеллектуальной
недостаточности у детей -олигофренов
различают три группы состояний: наиболее
тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность
и относительно легкая — дебильность. Задержанное психическое
развитие — замедление темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер
с фиксацией на более ранних возрастных
этапах. Вызвано генетическими факторами,
хроническими заболеваниями, инфекцией,
интоксикацией, травмами мозга, психогенными
факторами (неблагоприятными условиями
воспитания) в период до 3-х летнего возраста
(пример — инфантилизм).Задержка психического
развития (ЗПР) выражается в недостаточности
общего запаса знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления, преобладании
игровых интересов, над определяемыми
социальной ситуацией развития, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности,
эмоциональной незрелости.
2. Отклонения
по типу повреждения:
— поврежденное развитие
(органическая деменция),
— дефицитарное развитие
( тяжелые нарушения анализаторных
систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях
хронических соматических заболеваний).
— 5 —
Поврежденное
психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями,
интоксикациями, травмами нервной системы,
наследственными дегенеративными, обменными
заболеваниями мозга и отличается парциальностью
расстройств.
Дефицитарное психическое
развитие. Оно связано с первичной недостаточностью
отдельных систем: зрения, слуха, речи,
опорно-двигательной (слепые и слабовидящие,
глухие и слабослышащие, дети с детскими
церебральными параличами), а также рядом
инвалидизирующих соматических заболеваний
(сердечно-сосудистой системы, например
при тяжелых пороках сердца, дыхательной
— при бронхиальной астме, ряде эндокринных
заболеваний и т. д.).
3. Отклонения по типу
асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых
нарушений:
— искаженное развитие
(ранний детский аутизм),
— дисгармоничное развитие
(психопатии).
Искаженное
психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного
развития отдельных психических функций,
приводящие в ряду качественно новых патологических
образований, не присущих каждому из входящих
в клиническую картину виду нарушенного
развития. Искаженное развитие наблюдается
при процессуальных расстройствах, раннем
детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
и т. п.
Дисгармоническое
психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное
развитие. Однако, основой в данном случае
является не текущий болезненный процесс,
создающий на разных этапах различные
искажения межфункциональных связей,
а врожденная либо рано приобретенная
стойкая диспропорциональность психики,
преимущественно в эмоционально-волевой
— 6 —
сфере. Моделью дисгармонического
развития является ряд психопатий и
отчасти так называемые патологические
формирования личности.
Ядерную группу этих состояний составляют так называемые
конституциональные психопатии, как правило,
имеющие наследственное происхождение.
Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные,
циклоидные, психастенические и в значительной
части истерические психопатии. Большинство
психопатий формируются как клинически
выраженные варианты в юношеском и зрелом
возрасте.
В последние годы все
больше появляется детей со сложными
недостатками в развитии, у которых
имеется сочетание двух и более
направлений.
Психологическая
сущность РДА. Причины возникновения.
Термин «аутизм» (от греч. Autos – сам) был введен Е. Блейлером для
обозначения особого вида мышления, характеризующегося
«оторванностью ассоциаций от данного
опыта, игнорированием действительных
отношений».[1, с., 337]
РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития,
состоящая главным образом в субъективной
изолированности ребенка от внешнего
мира.
Под названием «синдром
РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943
году. Независимо от Каннера синдром
был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.
— 7 —
В 1978 году М. Раттером были
сформулированы диагностические критерии
РДА:
— особые глубокие нарушения
в социальном развитии, проявляющиеся
вне связи с интеллектуальным
уровнем;
— задержка и нарушения
в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
— стремление к постоянству,
проявляемое как стереотипные
занятия с предметами, сверхпристрастие
к объектам окружающей действительности
или как сопротивление изменениям
среды;
— проявление патологии
в сроки до 48-месячного возраста.
Синдром встречается
во всех странах мира, в среднем
в 4-5 случаях на 10 тыс. детей, причем
ранний аутизм у мальчиков встречается
в 3-4 раза чаще. Чем у девочек.
По уровню эмоциональной
регуляции, аутизм может проявляться в разных формах:
- как полная отрешенность от происходящего
Характерны проявления состояния выраженного
дискомфорта и отсутствие социальной
активности уже в раннем возрасте. Даже
близким невозможно добиться от ребенка
ответной улыбки, поймать его взгляд, получить
ответную реакцию на зов. Главное для такого
ребенка – не иметь с миром никаких точек
соприкосновения.
- как активное отвержение
Более активны и чуть менее ранимы в контактах
со средой. Проявляется не как отрешенность,
а как повышенная избирательность в отношениях
с
— 8 —
миром. Родители обычно указывают на задержку
психического развития, отмечают повышенную
избирательность в еде, одежде, особые
ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности,
невыполнение которых влечет бурные аффективные
реакции. Возможно неожиданное бурное
проявление агрессии и самоагрессии.
- как захваченность аутистическими интересами
Это не отчаянное отвержение
окружающего мира, а сверхзахваченность
своими собственными стойкими интересами,
проявляющимися в стереотипной форме.
Родители жалуются на повышенную конфликтность детей, отсутствие
интересов другого. Основная проблема
такого ребенка, что созданная им программа
поведения не может быть приспособлена
им к гибко меняющимся обстоятельствам.
- как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.
На первый план выступает
повышенная ранимость, тормозимость в
контактах (взаимодействие прекращается
при ощущении ребенком малейшего
препятствия или противодействия).
Ребенок слишком сильно зависит
от эмоциональной поддержки взрослых.
К настоящему времени
сложилось представление о двух
типах аутизма: классический аутизм
Каннера (РДА) и варианты аутизма, в
которые входят аутистические состояния
разного генеза. Вариант Аспергера
более легкий, при нем не страдает
«ядро личности». Этот вариант многие ученые относят к аутической
психопатии. При нерезко выраженных проявлениях
аутизма используют термин параутизм.
— 9 —
Патогенетические
механизмы детского аутизма остаются
недостаточно ясными. В разное
время разработки этого вопроса
внимание уделялось различным причинам и механизмам
возникновения данного нарушения. О природе
РДА длительное время господствовала
гипотеза о его психогенной природе. Она
состояла в том, что такие условия развития
ребенка, как подавление его психической
активности и аффективной сферы «авторитарной»
матерью, приводят к патологическому формированию
личности. Статистически чаще всего РДА
описывается при патологии шизофренического
круга, реже – при органической патологии
мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе,
рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной
недостаточности нервной системы, интоксикации
свинцом и так далее). Высказываются предположения
о поломке биологических механизмов аффективности,
первичной слабости инстинктов, информационной
блокаде, связанной с расстройством восприятия,
о недоразвитии внутренней речи, центральном
нарушении слуховых впечатлений, которое
ведет к блокаде потребностей в контактах,
о нарушении активирующих влияний ретикулярной
формации и многих других. Аутизм может
возникать как своеобразная аномалия
развития генетического генеза, а также
наблюдаться в виде осложняющего синдрома
при различных неврологических заболеваниях,
в том числе при метаболических дефектах.
Особенности психического
развития аутичного ребенка.
Для психического развития при РДА свойственна
неравномерность. Так, повышенные способности
в отдельных ограниченных областях, таких,
как музыка, математика, живопись, могут
сочетаться с глубоким нарушением обычных
жизненных умений и навыков. Один из главных
патогенных факторов, обуславливающих
развитие личности по аутическому типу
–
— 10 —
снижение общего жизненного
тонуса (проявляется в ситуациях,
требующих активного, избирательного
поведения).
Особенности развития внимания.
Очень низкий уровень активного
внимания. С раннего детства негативная
реакция или отсутствие какой-либо реакции
при попытках привлечения внимания ребенка
к предметам окружающей действительности.
Грубые нарушения целенаправленности
и произвольности внимания, что препятствует
нормальному формированию высших психических
функций. Характерной чертой является
сильнейшая психическая пресыщаемость.
Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение
буквально нескольких минут, а иногда
и секунд. В некоторых случаях пресыщение
может быть настолько сильным, что ребенок
не просто выключается из ситуации, а проявляет
выраженную агрессию и пытается уничтожить
то, чем он только что с удовольствием
занимался.
Особенности развития ощущений и восприятия.
Повышенная сенсорная ранимость,
и в то же время, как следствие
игнорирование воздействий, значительное
расхождение в характере реакций, вызываемых
социальными и физическими стимулами.
Лицо человека, которое является самым
сильным и привлекательным раздражителем,
для детей с РДА мгновенно вызывает пресыщение
и желание уйти от контакта. Парадоксальные
реакции на сенсорные стимулы (проявляются
уже на первом году жизни), большая полярность
в реакциях на предметы. Нарушение ориентировки
в пространстве, искажение целостной картины
реального предметного мира (важен не
предмет в целом, а отдельные его сенсорные
качества). Повышенная любовь к музыке,
чувствительность к запахам. Большое значение
имеют тактильные и мышечные ощущения,
идущие от собственного тела. При сниженной
болевой чувствительности, наблюдается
склонность к нанесению себе различных
повреждений.
— 11 —
Особенности развития памяти и воображения.
С раннего возраста отмечается хорошая
механическая память, что создает
условия для сохранения следов эмоциональных
переживаний. Это стереотипизирует
восприятие окружающего: информация входит
в сознание детей целыми блоками, хранится,
не перерабатываясь, и применяется шаблонно,
в том контексте, в котором была воспринята.
Дети могут снова и снова повторять одни
и те же звуки, слова или задавать один
и тот же вопрос. Хорошо запоминают, а затем
однообразно повторяют различные движения,
игровые действия, звуки, целые рассказы.
Стремятся к получению привычных ощущений,
поступающих через все сенсорные каналы:
зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.
Источник