Дизонтогенез при синдроме детского аутизма

— 2 —

Введение

Важнейшую особенность 
детского и подросткового возраста
составляет непрерывный, но вместе с 
тем и неравномерный процесс 
развития и созревания структур и 
функций всего организма, в том 
числе и центральной нервной 
системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез)
приходится на детский и подростковый
возраст, когда формируются как отдельные
психические функции, так и личность в
целом.

Психическое развитие происходит
в результате непосредственного 
контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с
этим, симптомы психических расстройств,
возникающие при психических заболеваниях,
представляют собой интегративное выражение
нарушений биологического и психического
(социального) созревания.

Во всем мире растет число 
детей, нуждающихся в специальной помощи
со стороны медиков, психологов, педагогов
и социальных работников. Одной из важнейших
задач современной практической психологии
является психологическая диагностика
и коррекция отклонений детского поведения
и вневрачебная помощь трудным детям.
При исследовании ребенка с отклонениями
в развитии в центре внимания психолога
обычно стоит вопрос о психологической
квалификации основных психических расстройств,
их структуры и степени выраженности.
Оценка нарушений развития у детей учитывает
также и отклонения от стадии возрастного
развития, на которой находится ребенок,
то есть особенности дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом, его последствиями.

Термин «дизонтогенез»
(от греч., «dys» — приставка, означающая
отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis»
— развитие) впервые был употреблен Швальбе
в 1927-м году для обозначения отклонения
внутриутробного формирования структур
организма от нормального хода

— 3 —

развития. В дальнейшем термин «дизонтогения»
использовался представителями клинической
медицины для обозначения различных форм
нарушения нормального онтогенеза, возникающих
в детском возрасте, когда морфофункциональные
системы организма еще не достигли зрелости.
В широком смысле слова термин дизонтогенез
— отклоняющееся от условно принятой нормы
индивидуальное развитие. Психический
дизонтогенез — нарушение психики в целом
или ее отдельных составляющих, а также
нарушение соотношения темпов и сроков
развития отдельных сфер и различных компонентов
внутри отдельных сфер.

Детский ранний аутизм – 
вид психического дизонтогенеза, где 
на передний план выступают расстройства
в эмоционально-волевой сфере.

Цель данной работы рассмотреть 
виды отклоняющегося развития, синдром 
раннего детского аутизма, причины 
его развития, особенности психического развития
аутичного ребенка.

Синдромы психического
дизонтогенеза.

В настоящее время 
широко используется классификация 
видов психического дизонтогенеза 
предложенная В. В. Лебединским.

1. Отклонения по типу ретардации (задержанное
развитие) и дисфункцию созревания:

— общее стойкое недоразвитие
(умственная отсталость различной 
степени тяжести),

— задержанное развитие
(задержка психического развития).

Общее психическое 
недоразвитие — общая стойкая задержка психического
развития при наиболее ранних поражениях
мозга (генетических, внутриутробных,
родовых, ранних постнатальных), что обуславливает
первичность и тотальность недоразвития
мозговых систем. Более нарушены

— 4 —

высшие психические 
функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие,
память, моторика, элементарные эмоции).

Наиболее типичной моделью 
психического недоразвития являются состояния 
олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos»
— малый, «phren» — ум) — особая форма психического
недоразвития. Она выражается в стойком снижении
познавательной деятельности у детей
вследствие органического поражения головного
мозга в перинатальный и ранний постнатальный
периоды. В зависимости от степени интеллектуальной
недостаточности у детей -олигофренов
различают три группы состояний: наиболее
тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность
и относительно легкая — дебильность. Задержанное психическое
развитие — замедление темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер
с фиксацией на более ранних возрастных
этапах. Вызвано генетическими факторами,
хроническими заболеваниями, инфекцией,
интоксикацией, травмами мозга, психогенными
факторами (неблагоприятными условиями
воспитания) в период до 3-х летнего возраста
(пример — инфантилизм).Задержка психического
развития (ЗПР) выражается в недостаточности
общего запаса знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления, преобладании
игровых интересов, над определяемыми
социальной ситуацией развития, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности,
эмоциональной незрелости.

Читайте также:  Синдром впв тип а в

      2. Отклонения 
по типу повреждения:

— поврежденное развитие
(органическая деменция),

— дефицитарное развитие
( тяжелые нарушения анализаторных 
систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях
хронических соматических заболеваний).

— 5 —

Поврежденное 
психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями,
интоксикациями, травмами нервной системы,
наследственными дегенеративными, обменными
заболеваниями мозга и отличается парциальностью
расстройств.

Дефицитарное психическое 
развитие. Оно связано с первичной недостаточностью
отдельных систем: зрения, слуха, речи,
опорно-двигательной (слепые и слабовидящие,
глухие и слабослышащие, дети с детскими
церебральными параличами), а также рядом
инвалидизирующих соматических заболеваний
(сердечно-сосудистой системы, например
при тяжелых пороках сердца, дыхательной
— при бронхиальной астме, ряде эндокринных
заболеваний и т. д.).

3. Отклонения по типу 
асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых 
нарушений:

— искаженное развитие
(ранний детский аутизм),

— дисгармоничное развитие
(психопатии).

Искаженное 
психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного
развития отдельных психических функций,
приводящие в ряду качественно новых патологических
образований, не присущих каждому из входящих
в клиническую картину виду нарушенного
развития. Искаженное развитие наблюдается
при процессуальных расстройствах, раннем
детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
и т. п.

Дисгармоническое 
психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное
развитие. Однако, основой в данном случае
является не текущий болезненный процесс,
создающий на разных этапах различные
искажения межфункциональных связей,
а врожденная либо рано приобретенная
стойкая диспропорциональность психики,
преимущественно в эмоционально-волевой

— 6 —

сфере. Моделью дисгармонического 
развития является ряд психопатий и 
отчасти так называемые патологические
формирования личности.

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые
конституциональные психопатии, как правило,
имеющие наследственное происхождение.
Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные,
циклоидные, психастенические и в значительной
части истерические психопатии. Большинство
психопатий формируются как клинически
выраженные варианты в юношеском и зрелом
возрасте.

В последние годы все 
больше появляется детей со сложными
недостатками в развитии, у которых 
имеется сочетание двух и более 
направлений.

Психологическая
сущность РДА. Причины возникновения.

Термин «аутизм» (от греч. Autos – сам) был введен Е. Блейлером для
обозначения особого вида мышления, характеризующегося
«оторванностью ассоциаций от данного
опыта, игнорированием действительных
отношений».[1, с., 337]

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития,
состоящая главным образом в субъективной
изолированности ребенка от внешнего
мира.

Читайте также:  Плоское лицо при синдроме дауна

Под названием «синдром
РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943
году. Независимо от Каннера синдром 
был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

— 7 —

В 1978 году М. Раттером были
сформулированы диагностические критерии
РДА:

— особые глубокие нарушения 
в социальном развитии, проявляющиеся 
вне связи с интеллектуальным 
уровнем;

— задержка и нарушения 
в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

— стремление к постоянству, 
проявляемое как стереотипные 
занятия с предметами, сверхпристрастие 
к объектам окружающей действительности 
или как сопротивление изменениям 
среды;

— проявление патологии 
в сроки до 48-месячного возраста.

Синдром встречается 
во всех странах мира, в среднем 
в 4-5 случаях на 10 тыс. детей, причем
ранний аутизм у мальчиков встречается 
в 3-4 раза чаще. Чем у девочек.

По уровню эмоциональной 
регуляции, аутизм может проявляться в разных формах:

  1. как полная отрешенность от происходящего

Характерны проявления состояния выраженного
дискомфорта и отсутствие социальной
активности уже в раннем возрасте. Даже
близким невозможно добиться от ребенка
ответной улыбки, поймать его взгляд, получить
ответную реакцию на зов. Главное для такого
ребенка – не иметь с миром никаких точек
соприкосновения.

  1. как активное отвержение

Более активны и чуть менее ранимы в контактах
со средой. Проявляется не как отрешенность,
а как повышенная избирательность в отношениях
с

— 8 —

миром. Родители обычно указывают на задержку
психического развития, отмечают повышенную
избирательность в еде, одежде, особые
ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности,
невыполнение которых влечет бурные аффективные
реакции. Возможно неожиданное бурное
проявление агрессии и самоагрессии.

  1. как захваченность аутистическими интересами

Это не отчаянное отвержение
окружающего мира, а сверхзахваченность
своими собственными стойкими интересами,
проявляющимися в стереотипной форме.
Родители жалуются на повышенную конфликтность детей, отсутствие
интересов другого. Основная проблема
такого ребенка, что созданная им программа
поведения не может быть приспособлена
им к гибко меняющимся обстоятельствам.

  1. как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

На первый план выступает 
повышенная ранимость, тормозимость в 
контактах (взаимодействие прекращается
при ощущении ребенком малейшего 
препятствия или противодействия).
Ребенок слишком сильно зависит 
от эмоциональной поддержки взрослых.

К настоящему времени 
сложилось представление о двух
типах аутизма: классический аутизм
Каннера (РДА) и варианты аутизма, в 
которые входят аутистические состояния 
разного генеза. Вариант Аспергера 
более легкий, при нем не страдает
«ядро личности». Этот вариант многие ученые относят к аутической
психопатии. При нерезко выраженных проявлениях
аутизма используют термин параутизм.

— 9 —

 Патогенетические 
механизмы детского аутизма остаются 
недостаточно ясными. В разное 
время разработки этого вопроса 
внимание уделялось различным причинам и механизмам
возникновения данного нарушения. О природе
РДА длительное время господствовала
гипотеза о его психогенной природе. Она
состояла в том, что такие условия развития
ребенка, как подавление его психической
активности и аффективной сферы «авторитарной»
матерью, приводят к патологическому формированию
личности. Статистически чаще всего РДА
описывается при патологии шизофренического
круга, реже – при органической патологии
мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе,
рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной
недостаточности нервной системы, интоксикации
свинцом и так далее). Высказываются предположения
о поломке биологических механизмов аффективности,
первичной слабости инстинктов, информационной
блокаде, связанной с расстройством восприятия,
о недоразвитии внутренней речи, центральном
нарушении слуховых впечатлений, которое
ведет к блокаде потребностей в контактах,
о нарушении активирующих влияний ретикулярной
формации и многих других. Аутизм может
возникать как своеобразная аномалия
развития генетического генеза, а также
наблюдаться в виде осложняющего синдрома
при различных неврологических заболеваниях,
в том числе при метаболических дефектах.

Читайте также:  Синдром отмены как долго длится

Особенности психического
развития аутичного ребенка.

Для психического развития при РДА свойственна
неравномерность. Так, повышенные способности
в отдельных ограниченных областях, таких,
как музыка, математика, живопись, могут
сочетаться с глубоким нарушением обычных
жизненных умений и навыков. Один из главных
патогенных факторов, обуславливающих
развитие личности по аутическому типу

— 10 —

снижение общего жизненного
тонуса (проявляется в ситуациях,
требующих активного, избирательного
поведения).

Особенности развития внимания.

Очень низкий уровень активного 
внимания. С раннего детства негативная
реакция или отсутствие какой-либо реакции
при попытках привлечения внимания ребенка
к предметам окружающей действительности.
Грубые нарушения целенаправленности
и произвольности внимания, что препятствует
нормальному формированию высших психических
функций. Характерной чертой является
сильнейшая психическая пресыщаемость.
Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение
буквально нескольких минут, а иногда
и секунд. В некоторых случаях пресыщение
может быть настолько сильным, что ребенок
не просто выключается из ситуации, а проявляет
выраженную агрессию и пытается уничтожить
то, чем он только что с удовольствием
занимался.

Особенности развития ощущений и восприятия.

Повышенная сенсорная ранимость,
и в то же время, как следствие 
игнорирование воздействий, значительное
расхождение в характере реакций, вызываемых
социальными и физическими стимулами.
Лицо человека, которое является самым
сильным и привлекательным раздражителем,
для детей с РДА мгновенно вызывает пресыщение
и желание уйти от контакта. Парадоксальные
реакции на сенсорные стимулы (проявляются
уже на первом году жизни), большая полярность
в реакциях на предметы. Нарушение ориентировки
в пространстве, искажение целостной картины
реального предметного мира (важен не
предмет в целом, а отдельные его сенсорные
качества). Повышенная любовь к музыке,
чувствительность к запахам. Большое значение
имеют тактильные и мышечные ощущения,
идущие от собственного тела. При сниженной
болевой чувствительности, наблюдается
склонность к нанесению себе различных
повреждений.

— 11 —

Особенности развития памяти и воображения.

С раннего возраста отмечается хорошая 
механическая память, что создает 
условия для сохранения следов эмоциональных 
переживаний. Это стереотипизирует
восприятие окружающего: информация входит
в сознание детей целыми блоками, хранится,
не перерабатываясь, и применяется шаблонно,
в том контексте, в котором была воспринята.
Дети могут снова и снова повторять одни
и те же звуки, слова или задавать один
и тот же вопрос. Хорошо запоминают, а затем
однообразно повторяют различные движения,
игровые действия, звуки, целые рассказы.
Стремятся к получению привычных ощущений,
поступающих через все сенсорные каналы:
зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.

Источник