Дизартрия мкб 10 код
Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.
Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.
Код по МКБ-10 уточняющего диагноза «дизартрия» — F 80 (Специфические расстройства развития речи и языка).
Классификация
Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:
- бульбарную – у больных снижается мышечный тонус или атрофируются мышцы речевого аппарата. Развитие данного вида отклонения связано с опухолевыми или воспалительными процессами в продолговатом отделе мозга, вследствие которых происходит разрушение ядер двигательных нервов. Речь у больных с бульбарной дизартрией замедленная, непонятная, с назальным звучанием;
- псевдобульбарную – чаще всего свойственна детям с перенесенным поражением деятельности мозга в возрасте до одного года. Характерные признаки – ограничение движений языка и губ, обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса. Существуют несколько форм дизартрии данного вида, имеющих аналогичный код МКБ-10: спастическая дизартрия, паретическая дизартрия, смешанная форма;
- подкорковую – поражаются подкорковые узлы головного мозга. Состояние сопровождается медленной неразборчивой речью, частыми непроизвольными движениями артикуляционных и мимических мышц, спазмами мышц лица и несдерживаемыми гортанными выкриками;
- мозжечковую – в речи больного наблюдаются колебания громкости, он скандирует слова и выкрикивает отдельные звуки. Походка становится неустойчивой, неловкой, нарушается равновесие;
- корковой – у больных нарушается артикуляция, им сложно воспроизводить слоги. Чтение и письмо при этом не нарушено.
Причины возникновения у взрослых и детей
Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:
- инсультом головного мозга;
- злокачественными новообразованиями в головном мозге;
- травмами головы;
- перенесенными нейрохирургическими вмешательствами;
- нейросифилисом;
- олигофренией;
- болезнью Паркинсона;
- рассеянным склерозом;
- миотонией;
- миастенией и пр.
Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.
Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:
- токсикоза матери в период вынашивания ребенка;
- резус-конфликта;
- родовых травм;
- асфиксии в процессе родов;
- патологиями в период беременности;
- преждевременными родами и пр.
В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.
Симптомы
У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.
Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны. Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.
При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.
У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.
Диагностика
Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.
К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:
- электронейрографию;
- магнитно-резонансную томографию головного мозга;
- электромиографию;
- электроэнцефалографию;
- транскраниальную магнитную стимуляцию и иные исследования.
Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.
Коррекция
Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей. Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.
Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.
Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).
Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента. Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки. Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.
Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.
Прогноз
Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.
Абсолютно восстановить утраченные функции речевого аппарата удается лишь при легком протекании патологии — пациентам со стертой дизартрией. Больные с более тяжелыми формами патологии могут улучшить речь, но нужно понимать, что случаи полного выздоровления пациентов с тяжелой степенью дизартрии крайне редкие.
Автор
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
Наши специалисты
Руководитель НПЦ болезни двигательного нейрона/БАС, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Руководитель НПЦ демиелинизирующих заболеваний, невролог, доктор медицинских наук, профессор
Невролог, кандидат медицинских наук
Невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти
Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор
Невролог
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Содержание
- Синонимы диагноза
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
R47,1 Дизартрия и анартрия.
R47.1 Дизартрия и анартрия
Синонимы диагноза
Дизартрия и анартрия, пароксизмальная дизартрия, приступообразное нарушение речи.
Описание
Дизартрия (из -греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
R47.1 Дизартрия и анартрия
Симптомы
Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.
Причины
Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:
* бульбарная (d bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
* корковая (d corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
* мозжечковая (d cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
* экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
* паркинсоническая (d parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
* псевдобульбарная (d pseudobulbaris от -греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
* экстрапирамидная (d extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
* стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М. Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
* холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.
Лечение
При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.
Основные медуслуги по стандартам лечения | ||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2020;
проверки требуют 2 правки.
Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата
При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Причины[править | править код]
Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.
Проявления[править | править код]
Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом обследовании.
Классификация[править | править код]
Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):
- вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
- спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
- односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
- атактическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
- гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
- гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
- смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.
Диагноз[править | править код]
Диагноз дизартрии (МКБ-10: R47.1) устанавливается врачом (как правило, невропатологом). При этом учитывается заключение логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и все другие стороны речи.
Лечение и коррекция[править | править код]
Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие.
В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.
Прогноз[править | править код]
Прогноз зависит от основного заболевания. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.
Литература[править | править код]
- Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
- Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с. — 75 000 экз.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350. — 100 000 экз.
См. также[править | править код]
- Артикуляционный аппарат
- Инструменты логопедические
- Нарушения звукопроизношения
- Речевое заключение
Ссылки[править | править код]
- Сравнительная характеристика дизартрий
- Псевдобульбарная дизартрия
- Корковая дизартрия
Источник