Дислексия и синдром дефицита внимания
Как связаны дислексия, синдром дефицита внимания и
нарушения слухового восприятия?
Ключевые моменты:
Невнимательные, нестарательные или неспособные дети, могут казаться таковыми потому, что они испытывают трудности с пониманием устной речи.
Дети с наследственной дислексией также часто страдают от Нарушения Слухового Восприятия (англ. auditory processing disorder) — НСВ.
Области мозга, ответственные за обработку сенсорной информации, развиваются раньше, чем те, что отвечают за концентрацию и внимание.
Раннее вмешательство для развития слухового восприятия может оказать значительное положительное влияние на способность ребенка обучаться.
Предлагаем Вам ознакомиться с кратким обзором вебинара доктора Марты Бёрнс «Как связаны СДВ, НСВ и дислексия?»:
Рост за последние пару десятилетий таких диагнозов у детей, как Синдром дефицита внимания (СДВ) и Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) стал серьезным поводом для беспокойства и споров, как среди родителей, так и как среди ученых. Но новые исследования показывают, что для многих из этих детей подобные симптомы могут фактически указывать на более фундаментальные проблемы, связанные с пониманием и обработкой речи.
Несмотря на то, что внимание тесно связано с процессом обработки сенсорной и языковой информации, локализация этих функций находится в разных областях головного мозга. В основном внимание контролируется лобной долей, которая отвечает за многие высшие познавательные функции, такие как планирование и организация. Эта область мозга развивается медленно и созревает к 20 годам. Таким образом, у детей и взрослых с СДВ проявляется более низкий уровень активности лобной доли головного мозга.
Сенсорная обработка информации сосредоточена в трех областях, расположенных в затылочной части мозга, а именно в угловой извилине, где объединяются слуховая, визуальная и пространственная информации. Эти области мозга развиваются в гораздо более раннем возрасте и играют важную роль в освоении языка. Одним из важнейших навыков является способность распознавать внутренние детали слов, чтобы мы могли отличить «коза» от «коса» или «птица» от «пицца». Слушая речь родного языка, наш мозг выстраивает акустическую карту этого языка, а именно звуков, которые мы учимся воспроизводить и соотносить со зрительными символами.
Нарушения слухового восприятия возникают при сбое в формировании акустических карт, что затрудняет процесс распознавания частей речи. Важно уточнить, что речь идет не о проблеме нарушения слуха, то есть уши слышат звуки, но мозг не в состоянии их корректно обработать и понять. Однако блокировка слухового канала из-за простуды или продолжительной инфекции в ухе, может привести к нарушению слухового восприятия, затрагивая сензитивный период развития. Подобные нарушения могут иметь также генетические корни. Дети, у родственников которых была зафиксирована дислексия, также демонстрируют сложности в обработке речи и слабую активность сенсорных зон головного мозга, даже до того, как они начинают учиться читать.
Несмотря на то, что функция внимания локализуется в лобной доле головного мозга, она использует нейронные связи, сформированные в других областях мозга. Именно здесь и возникает связь НСВ и проблемы концентрации внимания. Функция внимания включает в себя способность концентрироваться на том, что важно в данный момент, обрабатывая сенсорную информацию, поступающую из окружающей среды. Однако невозможно определить то, что действительно важно, если это не является частью твоей базы данных. Таким образом, возникают трудности с концентрацией внимания на речи, когда есть проблемы с отделением одного звука от другого или от других звуков окружающей среды.
В результате у детей с нарушением слухового восприятия могут проявляться симптомы, похожие на симптомы СДВ: они легко отвлекаются, не участвуют в совместной деятельности или испытывают затруднения в следовании инструкциям. Учителя могут считать таких детей невнимательными, неспособными, деструктивно влияющими на других учеников, в то время, как они стараются концентрировать внимание, но не понимают, что им говорят, и в какой-то момент просто перестают слушать. Таким детям часто ставят диагнозы СДВ или СДВГ, методы лечения которых им, к сожалению, не подходят.
Но есть и хорошие новости! Нейроучеными был разработан программный комплекс для коррекции нарушений слухового восприятия, который называется Fast ForWord. Данные программы также оказались эффективными при решении связанных с НСВ проблем концентрации внимания и обработки слуховой информации.
Более подробную информацию Вы можете узнать, посмотрев вебинар Др. Марты Бёрнс: “How Do ADD, Dyslexia, and Auditory Processing Disorder Overlap?”.
Источник
Запишитесь на бесплатные пробные занятия в программе Fast ForWord, не откладывайте помощь Вашему ребенку!
Полезная статья? Поделитесь с друзьями!
Источник
В научных кругах пристальное внимание уделяется диагностированию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и дислексии при их сосуществовании друг с другом. Последнее означает, что у дислектика могут наблюдаться два условия СДВГ.
По оценкам учёных, у 30% дислектиков заболевание сосуществует с СДВГ, что, в свою очередь, не может не влиять на лечение дислексии.
Стоит определиться с понятием сосуществования этих двух заболеваний. Оно означает присутствие их у пациента, но вовсе не означает того, что одно заболевание вызвано другим. При диагностике заболеваний из-за схожести некоторых их проявлений может произойти путаница. Поэтому к ней нужно подходить крайне внимательно и тщательно.
Определение понятий
Дислексия – языковая обучающая инвалидность, характеризующаяся трудностями с точным и плавным распознаванием слов, орфографией и расшифровкой чтения. Её наличие вызывает трудности с различением звуков в слове и фонемах, определяющими проблемы с чтением и орфографией.
СДВГ – достаточно распространённая проблема развития младших школьников, главными признаками которой являются повышенная активность, высокая отвлекаемость, импульсивность и невнимательность, что также вызывает проблемы с чтением, но уже иного характера.
Для правильного лечения дислексии необходимо сразу определиться с точным диагнозом ребёнка.
Диагностика СДВГ и дислексии
Диагностирование СДВГ и дислексии происходит по разным критериям. Разберём особенности диагностики СДВГ. Она осуществляется врачом или психологом и включает в себя:
- Полную медицинскую и семейную историю;
- Физическое обследование;
- Интервью с родителями и детьми;
- Шкалы оценки поведения, выполненные родителями и преподавателями;
- Наблюдение за ребенком;
- Психологические тесты для измерения интеллектуального потенциала, социальной и эмоциональной адаптации, а также для оценки наличия нарушений в учебе, таких как дислексия.
При сосуществовании СДВГ и дислексии для эффективного лечения необходимо предельно точно диагностировать СДВГ.
Впервые это заболевание было диагностировано в 1902 году и с тех пор было выявлено несколько его видов. В 4-м издании «Диагностического и статистического руководства» (DSM-IV) описываются следующие подтипы СДВГ:
- СДВГ преимущественно невнимательный тип характеризуется отвлекаемостью и трудностью с поддержанием умственных усилий и внимания;
- СДВГ преимущественно гиперактивный импульсивный тип характеризуется тем, что человек ерзает руками и ногами, извивается в кресле, действуя как будто движимый двигателем, прерывает других;
- Комбинированный тип СДВГ встречает оба набора невнимательных и гиперактивных / импульсных критериев.
Лечение дислексии после диагностики посредством психоэвакуационной оценки при наличии СДВГ проводится с учётом его особенностей.
Является ли СДВГ более диагностированным?
СДВГ уделяется большое внимание в научных кругах. Так, этим вопросом вплотную занимается Американская медицинская ассоциация.
Как уже говорилось выше, диагностирование СДВГ играет важную роль в его лечении, а также в лечении дислексии, если эти два заболевания сосуществуют у одного человека.
На сегодняшний день, по данным Американской медицинской ассоциации и Центров по контролю и профилактике заболеваний, СДВГ не переопределяется. В то же время повышенная осведомленность о нём увеличила число поставленных диагнозов.
Существенные сложности с диагностированием возникают в случае с девочками, которые в большинстве своём имеют СДВГ преимущественно невнимательный тип, признаки которого легко не заметить в раннем детстве, а также с одаренными детьми, на протяжении длительного времени способными компенсировать недостаток внимания, вызванный болезнью, сильными интеллектуальными способностями.
Во время лечения дислексии стоит провести обследование ребёнка на СДВГ, чтобы иметь возможность вовремя определить их сосуществование у одного пациента.
Могут ли люди наследовать СДВГ и дислексию?
И СДВГ, и дислексия являются наследственными заболеваниями. ПО оценкам специалистов, у 50% детей с диагнозом СДВГ он передаётся на генетическом уровне. У остальных пациентов заболевание имеет неопределённую этиологию, с которой учёным ещё предстоит определиться в будущем.
Для людей, имеющих диагноз дислексия есть вероятность рождения ребёнка с тем же заболеванием, равная 1/3, поэтому лечение дислексии на сегодняшний день является важной задачей для общества.
Существуют ли особенности, характерные для людей с СДВГ и дислексией?
Главной проблемой дислектиков и одной из основных для больных СДВГ являются проблемы с чтением. При лечении дислексии следует учитывать тот факт, что у детей с ней и с СДВГ имеются похожие признаки, и уметь их разграничивать.
Так, пациенты с обоими заболеваниями испытывают трудности с прочтением текстов, однако эти трудности различны и по характеру, и по степени влияния на развитие и жизнь ребёнка.
При изучении, диагностировании и лечении дислексии и СДВГ отмечено, что пациенты с этими заболеваниями быстро устают от чтения, им тяжело сосредоточиться на процессе и поддерживать концентрацию во время него.
Кроме того, само чтение вызывает серьёзные трудности у дислектиков, которые, в силу своего заболевания, неправильно распознают слова, читают неточно, их чтение отличается недостаточностью и сложностью понимания смысла текстов.
Лечение дислексии ставит перед собой цель избавить ребёнка от его проблем или насколько это возможно уменьшить их, чтобы он мог войти в социум полноценным членом общества.
Проблемы с чтением у пациентов с СДВГ носят иной характер: они пропускают знаки препинания, упускают окончания предложений и легко теряют то место, где читали текст. При этом проблем с прочтением самого текста (слов) у них не возникает.
Лечение дислексии, как и лечение СДВГ, преследует цель не только помочь ребёнку влиться в общество, но и избавить его от негативных эмоций и переживаний, неизбежно возникающих из-за неспособности читать должным образом.
Дети с этими заболеваниями не получают удовольствия от чтения книг, как их сверстники, а из-за проблем с ним они стремятся читать как можно меньше. Это, в свою очередь, негативно сказывается на общем развитии детей.
Помимо того, у детей с этими диагнозами обычно есть проблемы и с письмом, которые также призвано полностью или частично решить лечение дислексии и СДВГ.
У детей с дислексией основными проблемами при письме являются орфография, пунктуация и оформление. У пациентов с СДВГ главные затруднения вызывают оформление и грамотность. Пациенты с обоими диагнозами могут иметь нечитаемые почерки.
Из-за своих особенностей дети с дислексией и СДВГ могут не успевать в школе, хотя уровень мотивации у большинства из них высок, а также есть задатки для развития своих способностей.
Проблемы с чтением и письмом мешают им, поэтому лечение дислексии и СДВГ должно проводиться как можно раньше.
При этом очень важно правильное диагностирование заболеваний для последующего успешного лечения. Ошибки в постановке диагноза и задержка с оказанием помощи могут усугубить положение.
Неврологические исследования показали функциональные и/или анатомические различия в мозге людей с СДВГ по сравнению с мозгом людей с дислексией?
Учёные мира стремятся выяснить изменения в мозговой деятельности, приводящие к возникновению у людей СДВГ и дислексии, чтобы добиться лечения этих заболеваний на более высоком уровне.
Для этого уже был предпринят ряд серьёзных исследований. Так, изучение мозга покойных людей, при жизни страдавших дислексией и СДВГ, помогли обнаружить различия между мозгом дислектиков и здоровых людей. Однако при этом «центр дислексии» так и не был обнаружен.
Физиологические исследования и изучение томограмм пациентов с дислексией дали интересные результаты, но они не позволили сделать окончательные выводы о том, в чём состоит механизм действия этих расстройств.
Отсутствие доступных биологических тестов для объективного диагностирования СДВГ и дислексии также затрудняет их лечение.
Каковы перспективы детей с дислексией и СДВГ?
При раннем диагностировании дислексии и СДВГ у пациентов с этими заболеваниями есть все шансы минимизировать свои трудности и сохранить позитивное видение мира, а также найти в нём своё место.
Своевременное лечение дислексии, несмотря на то, что перерасти инвалидность для пациентов невозможно, позволяет им адаптироваться в школе, потом – в средних и высших учебных заведениях и, наконец, в трудовой жизни и усилить свои слабые навыки.
Что касается детей с СДВГ, то около 40-50% из них после периода полового созревания справляются с болезнью настолько, что её симптомы уже не возвращаются. Однако остальные проживают жизнь с трудностями, сопутствующими СДВГ. Впрочем, правильная адаптация и поддержка специалистов позволяет и дислектикам, и людям с СДВГ частично преодолеть свои проблемы даже при высокой сложности заболеваний, найти своё место в социуме, построить карьеру и личную жизнь.
Никогда не поздно диагностировать эти расстройства и начать лечение дислексии и СДВГ.
Даже если диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте (например, при прохождении аспирантуры), профессиональная помощь позволит пациентам преодолеть сложности и достигнуть успеха и счастья в своей жизни.
Источник
В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Борха Эчеварриа приводит 16 основных фактов о дислексии. Вы узнаете о том, что такое дислексия и какие её виды встречаются, передаётся ли это когнитивное расстройство по наследству, можно ли предупредить развитие дислексии у ребёнка, а также о том, как лечится дислексия и какие упражнения рекомендуют специалисты для детей с дислексией.
16 основных фактов о дислексии
1. Дислексия — это реальность?
Многие сомневаются в том, что детская дислексия — это действительно реальное заболевание. Некоторые люди считают, что этого расстройства не существует, в том время как другие спорят о том, что же на самом деле представляет из себя дислексия, считая, что речь идёт всего лишь об определённых проблемах со чтением. Сторонники этой версии вместо дислексии употребляют термин “специфическое расстройство чтения”.
2. Что такое дислексия
В 1975 году Всемирная федерация по неврологии впервые применила термин “дислексия развития”. Таким образом, данному термину было дано следующее значение: “Дислексия — это расстройство, проявляющееся в трудности обучения чтению, несмотря на традиционное образование, адекватный интеллект и социально-культурные возможности. Зависит, главным образом, от когнитивных нарушений, на происхождение которых влияют конституциональные факторы”. Это определение дислексии актуально и по сей день.
Трудности с доступом к лексике у детей, страдающих дислексией, вызваны следующими нейронными ошибками:
- Структурные нарушения в лингвистической обработке;
- Ухудшение рабочей памяти;
- Низкая скорость обработки информации.
В настоящее время существуют научно разработанные программы, такие как CogniFit Дислексия, позволяющие корректировать дислексию у детей с помощью клинических упражнений. Чтение — это сложный процесс, требующий не только визуальной обработки изображений, но и понимания значения слов и умения устанавливать связи в предложении.
Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!
Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на дислексию
3. Какие виды дислексии существуют
Дислексию подразделяют на врождённую и приобретённую. Под приобретённой понимают дислексию, появляющуюся в результате поражений мозга. Наиболее распространена врождённая дислексия, возникающая при развитии мозга. Эта классификация дислексий — единственная, с которой соглашаются специалисты.
Также была предпринята попытка разделить дислексию на различные классы в зависимости от того, каким образом ребёнок с дислексией учится читать. Несмотря на эти попытки, общее согласие не было достигнуто, и данная классификация не признана официально.
4. Дислексия чаще встречается у мальчиков или у девочек?
До недавнего времени считалось, что дислексия чаще встречается у мальчиков, однако недавние исследования показали, что это различие незначительно, с небольшим перевесом в пользу мальчиков.
5. Насколько распространена дислексия?
По оценкам, дислексиками являются более 10% населения. Это означает, что из 30 учеников в классе по меньшей мере трое — дислексики.
Дислексия — очень распространённое расстройство обучения, и вопреки тому, что многие думают, оно не проходит с возрастом.
Зачастую эту патологию путают с недостаточно прилагаемыми усилиями или интересом. Когда ребёнок получает плохие оценки в школе, удобнее всего думать, что он не старается, ленится, не хочет заниматься дома или что ему вообще не нравится учиться.
В школах вряд ли существуют внедрённые методики раннего выявления дислексии, поэтому многие дислексики действительно верят в то, что они менее умны и эффективны, хуже, чем остальные. На самом деле дислексия не связана с уровнем интеллекта.
Дислексия не связана с уровнем интеллекта
6. Дислексия передаётся по наследству?
На развитие дислексии влияет множество генетических факторов, поэтому это расстройство может быть унаследовано. 40% детей, сёстры или братья которых страдают дислексией, также сталкиваются с данной трудностью обучения. Также, если ребёнок является дислексиком, с большой вероятностью дислексией страдает и кто-то из его родителей.
7. Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения
Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения. Это наиболее распространённое расстройство нейроразвития, проявляющееся при обучении чтению, которое представляет собой трудности с чтением, письмом и орфографией. Узнайте, чем отличается дислексия от дискалькулии.
Дислексия возникает на ранних эволюционных стадиях: по мере развития мозга некоторые из его отделов претерпевают изменения, препятствующие нормальной работе нейронной структуры, отвечающей за обработку языка и речи. У дислексиков наблюдается структурная дисфункция в определённой нервной сети, в определённом независимом модуле мозга, что не позволяет им корректно обрабатывать информацию.
Вернемся к вопросу о том, что такое дислексия. Ранее её интерпретировали как нарушение зрения. По прошествии времени было подтверждено, что дислексия связана со структурным дефицитом нейронных сетей, отвечающих за язык и речь.
8. Может ли дислексия также быть проблемой восприятия?
В 60-ые годы было принято думать, что причиной трудностей с обучением являются проблемы со зрением или слухом. Многие эксперты зашли настолько далеко, что даже пересмотрели понятие дислексии, придя к выводу, что дислексия — это прежде всего проблема со зрением. Однако учёные Гольдберг (Goldberg), Хельвестон (Helveston) и Левин (Levine) выяснили, что проблемы со зрением у детей-дислексиков ничем не отличаются от подобных проблем у обычных детей, не страдающих никакими расстройствами. Поэтому эта теория была отвергнута.
9. Как связаны дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Была обнаружена связь между СДВГ и дислексией как с когнитивной, так и нейроанатомической точек зрения.
Различные исследования показали, что как СДВГ, так и дислексия связаны с проблемами с рабочей или оперативной памятью.
Различают следующие типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания
- СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности
- Комбинированный СДВГ с преобладанием всех трёх основных симптомов.
Крайне важно выявить, страдает ли ребёнок-дислексик также синдромом дефицита внимания, поскольку в данном случае программа вмешательства и лечение будут отличаться.
Ученик-дислексик прилагает так много усилий для выполнения заданий на чтение и письмо, что он, как правило, устаёт, теряет концентрацию, отвлекается и избегает подобных заданий. В связи с этим часто оба расстройства, СДВГ и дислексию, путают.
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Нейропсихологический тест CogniFit на синдром дефицита внимания и гиперактивности
10. Симптомы дислексии и диагностика
Если у ребёнка старше 9 лет наблюдаются несколько из этих симптомов, вероятно, он страдает дислексией:
- Ему сложно читать редкие, а также отдельные слова.
- Читает медленно и с большим количеством ошибок.
- Проблемы с орфографией.
- Небольшие проблемы с речью.
- Ему сложно распознать геометрические фигуры.
- Проблемы со чтением и письмом наблюдаются давно.
- Делает много ошибок в тестах с множественным выбором.
Если у ребёнка наблюдаются эти симптомы, следует обратиться к специалисту.
11. Можно ли провести раннюю диагностику дислексии?
Вполне естественно подозревать начало развития дислексии у ребёнка, если ему трудно научиться читать, однако в раннем возрасте со 100%-ой уверенностью нельзя сказать, будет ли он страдать дислексией. Медленная обучаемость также может быть связана с задержкой созревания.
12. Предупреждение дислексии
При первых ранних признаках дислексии можно назначить терапию, основанную на принципах обучения чтению: улучшение фонологических навыков и распознавания слов. Важно вовремя диагностировать расстройство и устранить трудности с обучением в раннем возрасте.
Можно ли распознать развитие дислексии у ребёнка в раннем возрасте?
13. Излечима ли дислексия?
Трудности обучаемости из-за дислексии сохраняются на протяжении всей жизни. Это хроническое расстройство, однако его воздействие может меняться со временем. С возрастом может сильно измениться проявление и последствия расстройства. Взрослые дислексики могут правильно читать, однако для этого им нужно прилагать больше усилий, чем остальным людям. Чтобы достичь таких результатов необходима интенсивная и продолжительная терапия в детстве.
14. Как обнаружить дислексию. Существуют ли биологические маркеры?
Последние годы было проведено множество исследований на основе генетических данных и техник нейроизображения, которые позволили объяснить структурные и анатомические аспекты дислексии, однако эти биологические маркеры не стандартизированы для учёта при диагностике.
В настоящее время диагностика дислексии фокусируется на изучении клинической истории пациента и оценки результатов различных психометрических тестов. Один из наиболее используемых специалистами инструментов — нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию. Данный инструмент тщательно изучает функции мозга, связанные с дислексией, и идентифицирует присутствие когнитивных расстройств или нарушений.
15. Как помочь ребёнку с дислексией в школе? Полезные советы
- Скажите ребёнку, что вы понимаете его трудности и будете поддерживать его.
- Помогайте ему правильно произносить слова.
- Не заставляйте его “подтягивать” чтение до уровня одноклассников.
- Убедитесь, что он понял прочитанное.
- Поддержите его, когда он задаёт вопросы.
- Оценивайте письменные работы, прежде всего, по их содержанию.
- По возможности проводите устное тестирование или экзамен.
- Не заставляйте дислексика читать вслух перед другими детьми, чтобы не ставить его в неловкую ситуацию.
- Задавайте меньше упражнений на чтение и письмо.
- Признайте наличие проблем с концентрацией внимания.
Мы рекомендуем практиковать эти увлекательные упражнения и игры всей семьёй. Они помогут улучшить состояние ребёнка-дислексика и отлично провести время.
Не забывайте о когнитивной тренировке. Коррекция детской дислексии с помощью научно валидированных упражнений поможет улучшить исполнительные функции, повысить беглость чтения и снизить количество ошибок.
16. Дети-дислексики менее умны?
Отнюдь. Зрительное мышление детей-дислексиков в 400-2000 раз быстрее, чем вербальное, и является более полным и глубоким. Среди дислексиков много талантливых и известных личностей, многие дислексики сделали успешную карьеру в архитектуре, дизайне и скульптуре — сферах, в которых они могут прежде представить то, что они хотят сделать, прежде чем взяться за это.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник