Дипломная синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Содержание

    Введение….…3

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

    1.1. Проблема эмоционального выгорания личности …6

    1.2. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников…19

    Выводы по I главе…27

    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

    2.1. Организация и методики исследования….….….29

    2.2. Результаты исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников ….…31

    Выводы по II главе….42

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44

    ЛИТЕРАТУРА….47

    ПРИЛОЖЕНИЕ…

    Введение (выдержка)

    Актуальность. Одной наиболее актуальной в современной психологии является проблема психологического благополучия медицинского работника. Профессиональный долг обязывает медика принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение. Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у медицинских работников стресс двойного рода: информационный стресс и эмоциональный стресс. Поведение современных медиков характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются грубость, несдержанность, окрики, оскорбления пациентов и т.д.

    Учеными установлено, что все эти признаки в конечном итоге приводят к эмоциональному выгоранию профессионала. Исходя из этого, можно сформулировать основную задачу работы психолога с медицинскими работниками: содействовать сохранению психологического здоровья медицинских работников. Эта задача является приоритетной, поскольку основной формой медицинской деятельности является взаимодействие между медицинским работником и пациентом. Специалист с выраженными эмоциональными проблемами может содействовать закреплению нарушений психологического здоровья у пациента и препятствовать прогрессии болезни.

    В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания.

    Обзор литературы по тематике исследования позволяет выделить противоречие между значимостью роли медицинского работника в выздоровлении пациентов и наличием феномена эмоционального выгорания, оказывающего существенное влияние на профессиональную деятельность.

    Цель исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

    Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

    Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

    Гипотеза исследования: предполагается, что на возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние стаж в профессиональной деятельности, а также пол медицинского работника.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме профессионального выгорания личности.

    2. Определить факторы эмоционального выгорания медицинских работников.

    3. Установить особенности эмоционального выгорания медицинских работников.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции эмоционального выгорания (К. Маслач,1987; В.В. Бойко, 1999; В.А. Бодров, 2001; Н.Е. Водопьянова, 2001; Ю.В. Щербатых, 2013).

    Читайте также:  Синдром сухого глаза после лазерной коррекции зрения

    Методы и методики исследования:

    I. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение исследований по проблеме.

    II. Эмпирические: психодиагностический метод.

    Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:

     «Шкала профессионального стресса» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк);

     диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко);

     опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (Н. Водопьянова, Е. Старченкова).

    III. Интерпретационные методы: объяснение и описание материалов.

    IV. Методы математической обработки данных: U – критерий Манна-Уитни.

    Экспериментальная выборка исследования. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

    База исследования. МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ.

    Практическая значимость. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы создают предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности медицинских работников. Основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования медицинских работников.

    Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, 50 основных источников, периодического характера, приложения.

    Основная часть (выдержка)

    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

    2.1. Организация и методики исследования

    Цель исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

    Экспериментальная выборка исследования. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

    Этапы экспериментального исследования:

    1. Разработка программы экспериментального исследования, подбор методик, соответствующих целям и задачам исследования.

    2. Диагностика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников.

    3. Обработка и анализ результатов исследования работы, формулирование выводов исследования.

    База исследования. МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2-5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10-15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

    В исследовании были использованы следующие методики.

    «Шкала профессионального стресса»

    (Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк)

    Цель: диагностика уровня стресса, получаемого на рабочем месте.

    Методика включает в себя 30 ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, которые большинство людей считают стрессогенными. Проходя опросник вначале необходимо оценить уровень стресса, который связан с каждым событием. После этого надо оценить, как часто на протяжении 6 месяцев встречалось данное событие.

    По методике возможна диагностика несколько уровней стресса: низкого, умеренного, высокого, очень высокого.

    Диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

    Цель методики: позволяет выявить уровень эмоционального выгорания: складывающееся выгорание, сложившееся и его отсутствие. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: не сложившийся симптом, складывающийся симптом, сложившийся.

    Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

    Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

    Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, необходимо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

    .Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (Н.Водопьянова, Е.Старченкова)

    Методика была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач С. Джексона и адаптирован Н. Водопьяновой и Е. Старченковой.

    Цель методики – диагностика эмоционального истощения, деперсонализации и профессиональных достижений.

    Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

    О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность»

    Существуют различные варианты теста – для педагогов, учителей, руководителей среднего звена, медицинских работников и др.

    Заключение (выдержка)

    С целью исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование.

    В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что, что на возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние стаж в профессиональной деятельности, а также пол медицинского работника.

    В качестве методов исследования были использованы теоретические методы (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы стандартизированные психодиагностические методики: «Шкала профессионального стресса» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк); диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко); опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (Н. Водопьянова, Е. Старченкова); математико-статистические методы обработки результатов (U – критерий Манна-Уитни).

    Практика врачебной деятельности уже давно установила ряд норм, касающихся соотношения между свойствами медицинского работника и требованиями медицинской деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям, какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.

    Читайте также:  Сколько длится синдром отмены от курения

    Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

    Принято выделять следующие стадии профессионального выгорания: первая стадия – напряжение, вторая стадия – эмоциональная сопротивляемость, третья стадия – истощение.

    Профессиональному выгоранию наиболее подвержены «социальные» или «коммуникативные» профессии, для которых характерны ежедневное многообразие эмоционально сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи).

    Медицинские работники, как социальная группа, относящаяся к категории профессий «человек – человек», наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся: большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче; ответственность за жизнь и здоровье других людей; производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

    В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

    Базой исследования выступила МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ.

    После подсчета результатов тестирования и математической обработки данных, нами было выяснено, что наша гипотеза подтвердилась, по шкале эмоциональное истощение.

    Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут создать предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности медицинских работников, результаты могут быть использованы для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, использование внутренних и социальных ресурсов для самовосстановления. Так же основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования медицинских работников.

    Литература

    1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991.

    2. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001.

    3. Богачева Е.В. Психологическая структура профессиональной деятельности медицинской сестры [Текст] / Е.В. Богачева // Педагогика и психология. – М., 2011.

    4. Бодров В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. – М.: Педагогика, 2000.

    5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

    6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.

    7. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности [Текст] / В.В. Бойко, Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт Психотерапии, 2002.

    8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] /В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999.

    9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996.

    10. Бойко И.В., Наумова Т.М., Герасимова Л.Б. Данные о профессиональных заболеваниях работников здравоохранения и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге [Текст] / Л.Б. Герасимова, И.В. Бойко, Т.М. Наумова // Медицина труда и промышленная экология. – 1998. – № 2.

    11. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

    12. Борневассер М. Стресс в условиях труда [Текст] / М. Борневассер // Иностранная психология. – 1994. – Т. 2. – № 1(3).

    13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни [Текст] / Под ред. Л. А. Коростылевой // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Речь, 2002.

    14. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек»: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2001.

    15. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Птер, 2000.

    Читайте также:  Симптом синдром фактор в нейропсихологии

    16. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности [Текст] / Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова // Вестник СПбГУ. – Сер. 6. – 1997. – Вып. 2 (№ 13).

    17. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005.

    18. Гринберг Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. – М.: Наука, 2002.

    19. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] / А.Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.

    20. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов. – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011.

    21. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя [Текст] / И.В. Зборовский // Прикладная психология. – 2001. – № 6.

    22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.

    23. Козлов В.Н. Физиология и психология труда [Текст] / В.Н. Козлов. – М.: Просвещение, 2004.

    24. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2001.

    25. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. Шк., 1990.

    26. Куликов Л.В. Психология настроения [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 1997.

    27. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1. — Ч. 1. – 1995.

    28. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса [Текст] / Под ред. А. О. Прохорова // Психология психических состояний. – Вып. 3. – Казань. – 2001.

    29. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь [Текст] / Н.С. Курек. – М.: МГУ, 1996.

    30. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: [Текст] / Н.В. Кухарев. – М.: Просвещение, 1990.

    31. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов [Текст] / Л.И. Ларенцева // Клиническая стоматология. – 2003. – №4.

    32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. леонтьев. – М.: Смысл, 2001.

    33. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися [Текст] / Р.А. Макаревич. – СПб.: Питер, 2007.

    34. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1996.

    35. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст] / К. Маслач. – М.: Просвещение, 1987.

    36. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) [Текст] / Ю. Мельник // Управление персоналом. – 2000. – № 3.

    37. Моцкин, Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения [Текст] / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006.

    38. Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Пер. с англ.- 3-е изд., испр. – М.: Совершенство, 1997.

    39. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006.

    40. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006.

    41. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000.

    42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3.

    43. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] /Г. Селье. – Рига: Виеда, 1992.

    44. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента) [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002.

    45. Теплинских М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [Текст] / М.В. Теплинских. // Сибирский психологический журнал. – 2007. – №25.

    46. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8.

    47. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто [Текст] / Пер. с англ. Р. Муртазина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    48. Холмогорова А.Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни [Текст] / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя, 2005.

    49. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2013.

    50. Юровская М.А. Психологический профиль врача [Текст] / М.А. Юровская // Изучение профессий интеллектуального труда. – 2003. –№2.

    Примечания

    Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

    Источник