Диплом на тему синдром эмоционального выгорания
История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.
Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.
дипломная работа, добавлен 27.10.2014
Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.
дипломная работа, добавлен 04.03.2011
Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.
курсовая работа, добавлен 12.07.2015
Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.
курсовая работа, добавлен 18.06.2009
Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 04.10.2012
Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.
дипломная работа, добавлен 21.06.2013
Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.
курсовая работа, добавлен 09.04.2014
Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.
курсовая работа, добавлен 05.01.2016
Проявление признаков «эмоционального выгорания». Характеристика видов эмоционального реагирования. Структура эмоционального явления. Влияние ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания». Понятие ценностных ориентаций личности.
дипломная работа, добавлен 25.08.2011
Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 19.01.2016
Источник
Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | äèïëîìíàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 04.03.2011 |
Ðàçìåð ôàéëà | 209,0 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû èçó÷åíèÿ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé è ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ
- 1.1 Õàðàêòåðèñòèêà ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ
- 1.2 Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 1.3 Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 2. Ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê âðà÷åé è ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð
- 2.1 Îðãàíèçàöèÿ è ìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿ
- 2.2 Îïèñàíèå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ
- 2.3 Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ìåäèöèíñêèé
Ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè ÿâëÿþòñÿ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà. Îñóùåñòâëÿÿ ñâîþ ïðîôåññèîíàëüíóþ îáÿçàííîñòü, îíè îáåñïå÷èâàþò óõîä è ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûìè, êîíòàêòèðóÿ ñ íèìè51, ñ.39.
Ïîýòîìó, äëÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà î÷åíü âàæíî óìåòü óñòàíîâèòü êîíòàêò ñ áîëüíûì, çàâîåâàòü åãî äîâåðèå. Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê èíòåíñèâíî è ïðîäîëæèòåëüíî îáùàåòñÿ ñ ïàöèåíòàìè, èõ ðîäñòâåííèêàìè, ñ êîëëåãàìè ïî ðàáîòå. Îí — ñàìîå áëèçêîå è äîâåðèòåëüíîå äëÿ áîëüíîãî ëèöî. Ñâîèì ñîñòðàäàíèåì, ñîïåðåæèâàíèåì, âíèìàíèåì è ñî÷óâñòâèåì ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê çàâîåâûâàåò äîâåðèå ââåðåííûõ åìó ïàöèåíòîâ. Äîâåðèå áîëüíîãî ê ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó — íåîáõîäèìîå íà÷àëî â êîìïëåêñå ñ ëå÷åíèåì è ïîêàçàòåëü íîðìàëüíûõ îòíîøåíèé ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà è áîëüíîãî. Âåäü óñïîêàèâàþùåå ñëîâî ìîæåò òâîðèòü ÷óäåñà, «ñëîâî äëÿ ÷åëîâåêà åñòü òàêîé æå ðåàëüíûé óñëîâíûé ðàçäðàæèòåëü, êàê è âñå îñòàëüíûå, îáùèå ó íåãî ñ æèâîòíûìè, íî âìåñòå ñ òåì è òàêîé ìíîãîîáúåìëþùèé, êàê íèêàêèå äðóãèå» È.Ï. Ïàâëîâ [51, ñ.39].
Ê ÷èñëó èíäèâèäóàëüíûõ ÷åðò ÷åëîâåêà îòíîñèòñÿ òåìïåðàìåíò. Ñïîêîéíûé è óðàâíîâåøåííûé òåìïåðàìåíò ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà áëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàåòñÿ íà åãî ðàáîòå. Åñëè æå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê ïðîÿâëÿåò èçáûòî÷íûé òåìïåðàìåíò, òî âîçíèêàåò óãðîçà ñîâåðøåíèÿ îøèáêè èç — çà ñêîðîñïåëîãî è íåîáäóìàííîãî ïîñòóïêà. Èçëèøíÿÿ òåìïåðàìåíòíîñòü, ïðè êîòîðîé óòðà÷èâàåòñÿ ñàìîêîíòðîëü, äëÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòêîì.
×òî æå íå íóæíî íåñòè ñ ñîáîé â ìåäèöèíó: ðàâíîäóøèå, ñàìîíàäåÿííîñòü, ëîæíûé ïðåñòèæ, ñàìîëþáèå, íåêðèòè÷íîñòü, íåóæèâ÷èâîñòü22, ñ.79.
×òî õî÷åò ïîëó÷èòü ïàöèåíò îò ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ — äåéñòâåííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü è îáÿçàòåëüíî — óâàæåíèå, è ãóìàííîå îòíîøåíèå, òåðïåíèå è ìèëîñåðäèå, äîáðîòó è ïîíèìàíèå. ×òî æå äîëæåí ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê: óâàæàòü ïðàâà ÷åëîâåêà, îêàçûâàòü äåéñòâåííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü, áûòü ïðàâäèâûì è ÷åñòíûì, áûòü êîìïåòåíòíûì, èìåòü òåðïåíèå è ïîíèìàíèå, èìåòü ñîñòðàäàíèå è óâàæåíèå ê æèçíè, ñîáëþäàòü ïðèíöèï «íå íàâðåäè». È â òî æå âðåìÿ ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê íå äîëæåí: áûòü âûñîêîìåðíûì, îòíîñèòüñÿ ïðåíåáðåæèòåëüíî, âìåøèâàòüñÿ â ëè÷íóþ æèçíü (ìîæåò òîëüêî ïî ïðîôåññèîíàëüíîé íåîáõîäèìîñòè), íàâÿçûâàòü ìîðàëüíî-ðåëèãèîçíûå, ïîëèòè÷åñêèå óáåæäåíèÿ, ïðîÿâëÿòü ãðóáîñòü è íåòàêòè÷íîñòü, æåñòîêî îáðàùàòüñÿ ñ ïàöèåíòàìè, ñïîñîáñòâîâàòü ñàìîóáèéñòâó.
Äëÿ òîãî ÷òîáû ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó âûíåñòè ýòè÷åñêè âåðíîå è ïðîôåññèîíàëüíî ãðàìîòíîå ðåøåíèå, íóæíû çíàíèÿ îá ýòèêå. Êàêîé ñòèëü ïîâåäåíèÿ íàèáîëåå ïîäõîäÿùèé? Ýòèêà ïîìîãàåò íàéòè îáîñíîâàííûå àðãóìåíòû ïðè âûáîðå ñâîåé ëèíèè ïîâåäåíèÿ. Ìû âñå ïðåêðàñíî ïîìíèì ñòàðûé àôîðèçì: «Ñëîâî ëå÷èò, ñëîâî ðàíèò». Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå íàøè ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè íå ïðèäàþò äîëæíîãî çíà÷åíèÿ ñâîèì ñëîâàì è äåéñòâèÿì. Êàê âàæíî ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó êîíòðîëèðîâàòü ñâîè âûñêàçûâàíèÿ ïðè áåñåäå ñ ïàöèåíòàìè, èõ ðîäñòâåííèêàìè, çíàêîìûìè è áëèçêèìè. Îí äîëæåí ïîñòîÿííî ïðîÿâëÿòü çàáîòó, òåðïåíèå, âíèìàíèå è óâàæåíèå â ñëîâàõ, â ïðîÿâëåíèè âñåõ ñâîèõ äåéñòâèé. Âñïîìíèì ïðàâèëî íðàâñòâåííîñòè: íå äåëàé äðóãîìó òîãî, ÷åãî íå æåëàåøü ñåáå, è ïîñòóïàé ñ ëþäüìè òàê, êàê õî÷åøü, ÷òîáû ïîñòóïàëè ñ òîáîé. Ýòî ïðîñòî è ïîíÿòíî êàæäîìó, êòî ñàì êîãäà-òî ïîïàäàë â áåäó, áîëåë, ñòðàäàë32, ñ 87.
Óâàæåíèå ê ïàöèåíòó è åãî êîíôèäåíöèàëüíûì ñâåäåíèÿì ôîðìèðóåò àòìîñôåðó èñêðåííîñòè, óáåæäåííîñòè â ïðàâèëüíîñòè ëå÷åíèÿ, ëè÷íîé ñèìïàòèè. À áåç íèõ íåâîçìîæíî ñôîðìèðîâàòü ïîëîæèòåëüíûé íàñòðîé íà âûçäîðîâëåíèå.
Ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó íåîáõîäèìû çíàíèÿ ïñèõîëîãèè. Ïðè îáùåíèè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ñ ïàöèåíòîì áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ÷óòêîñòü, ò.å. óìåíèå âíèìàòåëüíî âûñëóøàòü ïàöèåíòà è ñòðåìëåíèå ïîíÿòü åãî ïåðåæèâàíèÿ ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí âñåãäà ó÷èòûâàòü ïñèõè÷åñêèå îñîáåííîñòè, ÷óâñòâà, ñóæäåíèÿ è ïñèõîñîìàòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà27.
Ýòèêà òðóäà ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íåñîâìåñòèìà è ñ òàêèìè ðåçêî íåãàòèâíûìè ÿâëåíèÿìè ÷åëîâå÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé, êàê ÷åðñòâîñòü è ãðóáîñòü, áþðîêðàòèçì è ÷âàíëèâîñòü, ýãîèçì è ñòÿæàòåëüñòâî. À òàêæå è ñ òàêèìè ÷åðòàìè, êàê ðàöèîíàëèçì è æåñòîêîñòü â îáùåíèè, êîòîðûå, íåðåäêî, ïðèîáðåòàþòñÿ ñî âðåìåíåì32, ñ 89.
Íàðÿäó ñ ñîáëþäåíèåì ýòèêî-äåîíòîëîãè÷åñêèõ íîðì è âûñîêèì ïðîôåññèîíàëèçìîì ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí îáëàäàòü îñîáûìè ëè÷íîñòíûìè êà÷åñòâàìè: ñîñòðàäàíèåì, ãóìàííîñòüþ, òåðïåíèåì, ñäåðæàííîñòüþ, äîáðîñîâåñòíîñòüþ, ÷åñòíîñòüþ.
Âàæíåéøèìè êà÷åñòâàìè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ñ÷èòàþòñÿ ëþáîâü ê ñâîåé ïðîôåññèè, óâëå÷åííîñòü åþ, óâàæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ïàöèåíòàì è êîëëåãàì, ñòðåìëåíèå ïîìîãàòü, áûòü ðÿäîì ñ òåìè, êîìó íóæíà ïîìîùü, âíèìàòåëüíîñòü, òåðïèìîñòü, äîáðîòà, âåæëèâîñòü, äóøåâíîñòü è, êîíå÷íî, ïðîôåññèîíàëèçì, äîñòèãàþùèé âûñîêîãî óðîâíÿ ìàñòåðñòâà, ÿðêî âûðàæåííîå ÷óâñòâî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà22, ñ 78.
Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê, îáëàäàþùèé òàêèì íàáîðîì êà÷åñòâ, â ïîëíîé ìåðå ïðèáëèæàåòñÿ ê îáðàçó èäåàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Ê ÷åñòè îòå÷åñòâåííûõ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå îíè îáëàäàþò ýòèìè êà÷åñòâàìè è ìîãóò ñëóæèòü ïðèìåðîì äëÿ ìîëîäîãî ïîêîëåíèÿ, âñòóïàþùåãî íà ýòîò òåðíèñòûé, íî áëàãîðîäíûé ïóòü.
Óìåíèå îáùàòüñÿ, áàçèðóþùååñÿ íà çíàíèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîöåññà îáùåíèÿ, èëè êîììóíèêàòèâíàÿ êîìïåòåíòíîñòü — íåîáõîäèìîå ïðîôåññèîíàëüíîå êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà.
Äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ òàêèõ íàâûêîâ ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó íàäî îáëàäàòü íåîáõîäèìûìè çíàíèÿìè â îáëàñòè ïñèõîëîãèè è óìåíèåì ïðèìåíÿòü èõ íà ïðàêòèêå.
Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí óìåòü àäåêâàòíî ñòðîèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ïàöèåíòîì, äîáèâàÿñü ïðè ýòîì ðåøåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ çàäà÷51.
Âñå ïàöèåíòû ñî ñâîèìè áåäàìè è ïðîáëåìàìè íóæäàþòñÿ â ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêå. Îêàçûâàòü òàêóþ ïîääåðæêó ìîæåò òîëüêî ýìîöèîíàëüíî ñòàáèëüíûé, óâåðåííûé â ñåáå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê, äëÿ êîòîðîãî íå äîïóñòèìû ïñèõîëîãè÷åñêèå ñðûâû. Èíòåíñèâíûå ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè ðàçðóøàþò äîâåðèå ïàöèåíòà, íàñòîðàæèâàþò, à ïîä÷àñ è ïóãàþò, óòîìëÿþò.
Ëþáóþ íåãàòèâíóþ ðåàêöèþ ïàöèåíòà ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí âîñïðèíèìàòü áåç ýìîöèé è ñïîêîéíî ñêîððåêòèðîâàòü ñâîè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì12, ñ.15.
Íàèáîëåå âàæíîé â äåîíòîëîãè÷åñêîì àñïåêòå ÿâëÿåòñÿ ïåðâàÿ âñòðå÷à ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà è ïàöèåíòà. Åãî óñïåõ â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò, êàê óæå áûëî ïîä÷åðêíóòî íåîäíîêðàòíî, óñïåõ ïîñëåäóþùåãî ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ïàöèåíòîì, à, ñëåäîâàòåëüíî, óñïåõ âñåãî ëå÷åáíîãî ïðîöåññà. Ïî íàáëþäåíèÿì ïñèõîëîãîâ, âïå÷àòëåíèå î ÷åëîâåêå ôîðìèðóåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ 18 ñåêóíä çíàêîìñòâà. Ïåðâàÿ âñòðå÷à ñ ìåäèöèíñêèì ðàáîòíèêîì äîëæíà âûçâàòü ó ïàöèåíòà æåëàíèå ñîòðóäíè÷åñòâà, îí äîëæåí áûòü óâåðåí, ÷òî ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê õî÷åò è ìîæåò åìó ïîìî÷ü. Îòêðîâåííî äîâåðèòåëüíàÿ ìàíåðà ïîâåäåíèÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íà ýòàïå ïåðâîãî êîíòàêòà ãîðàçäî âàæíåå âñåõ äðóãèõ ñïîñîáîâ îáùåíèÿ. Ïðè ýòîì î÷åíü âàæåí âíåøíèé âèä ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà — îïðÿòíîñòü, àêêóðàòíîñòü, ìàíåðà ïîâåäåíèÿ íà âñåõ ýòàïàõ îáùåíèÿ ñ ïàöèåíòîì. Íåëüçÿ âûðàæàòü íåòåðïåíèå, òîðîïëèâîñòü, ïðåíåáðåæåíèå, áðåçãëèâîñòü18, ñ.49.
 òå÷åíèå âñåé áîëåçíè ïàöèåíòó íóæíà ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà è ìàêñèìàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå âñåõ åãî ïñèõîëîãè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ïîòðåáíîñòåé. Çíàíèå ýòèêî-äåîíòîëîãè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ è çàêîíîâ ïñèõîëîãèè îáùåíèÿ, ñîåäèíåííîå ñ ïðîôåññèîíàëüíûì ìàñòåðñòâîì, ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ïðåîäîëåíèþ òðóäíîñòåé, âîçíèêàþùèõ â ëå÷åáíî — äèàãíîñòè÷åñêîì ïðîöåññå, è ïîçâîëÿåò îêàçûâàòü ýôôåêòèâíóþ ïîìîùü ïàöèåíòàì äàæå â ñàìûõ òðóäíûõ ñëó÷àÿõ32, ñ 87.
Ðàáîòà ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà âåñüìà îòâåòñòâåííà, îí äîëæåí ëþáèòü ñâîå äåëî è âíèìàòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê áîëüíûì.
Çàëîãîì óñïåõà ðàáîòû ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ÿâëÿåòñÿ åãî ëþáîâü ê ñâîåé ïðîôåññèè. Äèñöèïëèíèðîâàííîñòü, òî÷íîñòü âûïîëíåíèÿ íàçíà÷åíèé, ïîñòîÿííîå ñòðåìëåíèå ê ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ñâîèõ çíàíèé, ïîâûøåíèþ îáùåé êóëüòóðû ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè êà÷åñòâàìè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Îí äîëæåí áûòü âñåãäà ïðèâåòëèâûì è ñïîêîéíûì.
Ïîäõîä ê êàæäîìó áîëüíîìó äîëæåí áûòü èíäèâèäóàëüíûì. Ïîä âëèÿíèåì áîëåçíè, íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé è áîëåé áîëüíûå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ âîçáóæäåííûìè, íåòåðïèìûìè, êàïðèçíûìè. Íå ñëåäóåò âñòóïàòü ñ áîëüíûì â ïðåðåêàíèÿ, ïîâûøàòü ãîëîñ. Íàîáîðîò, íóæíî óñïîêîèòü áîëüíîãî è â ÷åì-òî äàæå óñòóïèòü åìó, íî â òî æå âðåìÿ íàñòîé÷èâî òðåáîâàòü âûïîëíåíèÿ âñåõ íåîáõîäèìûõ ìåðîïðèÿòèé35, ñ.5.
Äëÿ çàâîåâàíèÿ àâòîðèòåòà ó áîëüíûõ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò âíåøíèé âèä ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Îí äîëæåí áûòü îáðàçöîì ÷èñòîòû è àêêóðàòíîñòè. Î÷åíü âàæíà îïðÿòíîñòü îäåæäû ñ ó÷åòîì óñòàíîâëåííîé ôîðìû. Ê îïðÿòíîìó è ñêðîìíîìó ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó áîëüíûå îòíîñÿòñÿ ñ áîëüøèì óâàæåíèåì. Îá ýòîì õîðîøî ñêàçàë 2500 ëåò íàçàä Ãèïïîêðàò â ñâîåì òðàêòàòå «Î âðà÷å»: «Åìó ïðèëè÷íî äåðæàòü ñåáÿ ÷èñòî Äîëæíî òàêæå åìó íàáëþäàòü âñå ýòî è â îòíîøåíèè äóõà — áûòü áëàãîðàçóìíûì íå òîëüêî â òîì, ÷òîáû ìîë÷àòü, íî òàêæå â îñòàëüíîé, ïðàâèëüíî óñòðîåííîé æèçíè». [43, ñ.24]
Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí ñîáëþäàòü ìåäèöèíñêóþ ýòèêó. Âåäü ïðîôåññèîíàëû âûíóæäåíû â ïðîöåññàõ ñâîåãî òðóäà ïîä÷èíÿòüñÿ îñîáûì ïðåäïèñàíèÿì, ñïåöèôè÷åñêèì ñîöèàëüíûì íîðìàì, èìåííî — äåÿòåëüíîñòíûìè íîðìàì, à ñóáúåêòèâíûå êà÷åñòâà ÷åëîâåêà ôîðìèðóþòñÿ ïîä âëèÿíèåì ýòîãî òèïà ðåãóëÿòîðîâ. Ã.Ñ. Àáðàìîâà óòâåðæäàåò, ÷òî «ïðàêòè÷åñêàÿ ýòèêà ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëþáîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðåäïîëàãàþùåé íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà ïñèõè÷åñêóþ ðåàëüíîñòü ÷åëîâåêà» [2, ñ.13]. Ñðåäè ìíîæåñòâà ñëîæíûõ îñîáåííîñòåé ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè î÷åíü âàæíû êîíòàêò ñ áîëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíîå ê íåìó îòíîøåíèå. Óñïåõ ëå÷åíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòüþ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íàéòè ïîäõîä ê áîëüíîìó, çàâîåâàòü åãî äîâåðèå. Âûñîêàÿ êâàëèôèêàöèÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà, åãî ìàñòåðñòâî ïðîÿâëÿþòñÿ â óìåíèè ñäåðæèâàòü ñâîþ ðåàêöèþ íà íåðåäêî ãðóáûé ïîñòóïîê áîëüíîãî, â ïîíèìàíèè åãî ñîñòîÿíèÿ.
Äîïóùåíèå ìàëåéøåé îøèáêè èëè íåáðåæíîñòè ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà ìîæåò ïðèâåñòè ê ðîêîâûì ïîñëåäñòâèÿì. Õàëàòíîñòü, ðàâíîäóøèå è ôîðìàëèçì ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ íåòåðïèìû. Ñàìî çâàíèå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê ãîâîðèò î òîì, ÷òî áîëüíîé æäåò ê ñåáå òåïëîãî îòíîøåíèÿ.
Òàêèì îáðàçîì, ïðîôåññèÿ ìåäèêà òðåáóåò íå òîëüêî ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íî è îñîáûõ äóøåâíûõ êà÷åñòâ, ãîðåíèÿ, ñàìîîòäà÷è.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïîíÿòèå, ïðèçíàêè, èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîôåññèÿ è âûãîðàíèå; îñîáåííîñòè ïðîáëåì ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Èçó÷åíèå âëèÿíèÿ äàííîãî ñèíäðîìà íà ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ìåäïåðñîíàëà è àòìîñôåðó âíóòðè êîëëåêòèâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,6 K], äîáàâëåí 09.04.2014
Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ», îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011
Ïðîáëåìà ïðîôåññèîíàëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ è ïðè÷èíû äàííîé ïðîáëåìû ñðåäè ñòàðøèõ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð. Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî çàâèñèìîñòü îò ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, òèïîâ ïñèõîëîãè÷åñêèõ çàùèò.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [232,8 K], äîáàâëåí 10.11.2012
Ïîíÿòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è åãî õàðàêòåðèñòèêà. Îñíîâíûå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíî-ïñèõè÷åñêèå, ïîâåäåí÷åñêèå ñèìïòîìû äàííîãî ÿâëåíèÿ, ôàçû åãî ðàçâèòèÿ. Âíåøíèå è âíóòðåííèå ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû ðèñêà.
ðåôåðàò [36,8 K], äîáàâëåí 16.12.2010
Ïñèõîëîãè÷åñêîå è äóøåâíîå ïåðåóòîìëåíèå, íàðóøåíèå çäîðîâüÿ è òðóäîâîé äååñïîñîáíîñòè êàê ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ãðóïïû ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíûå äëÿ ñèíäðîìà: ôèçè÷åñêèå, ýìîöèîíàëüíûå, ïîâåäåí÷åñêèå, èíòåëëåêòóàëüíûå è ñîöèàëüíûå.
ïðàêòè÷åñêàÿ ðàáîòà [22,7 K], äîáàâëåí 24.03.2011
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012
Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010
Ïðîáëåìàòèêà ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê è ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäñåñòåð â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [692,2 K], äîáàâëåí 12.07.2015
Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ñèìïòîìû ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âëèÿíèå ñïåöèôèêè äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ. Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ìåòîäû ñàìîðåãóëÿöèè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [118,1 K], äîáàâëåí 08.02.2013
Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» êàê ïðîÿâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè: äèíàìèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñòàæåì ðàáîòû áîëåå ïÿòè ëåò. Ïîäõîäû ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [649,8 K], äîáàâëåí 21.06.2013
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский государственный педагогический университет
(ТГПУ)
Специальность: « Педагогика и психология » ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Исследование уровня профессионального выгорания педагогов» Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1.ПОНЯТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания.
1.1.2.Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
1.2.ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
1.3.УЧИТЕЛЬ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1.МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1. Результаты исследования и их анализ.
2.2.ВЫВОДЫ
2.3.МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВВЕДЕНИЕ В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX -начале XXI века — века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии.
Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Цель исследования – определить уровень профессионального выгорания педагогов.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме; Выявить уровень профессионального выгорания педагогов; Сделать выводы.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования :
Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога; На формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов,
Источник