Дифференциальной диагностике синдром дефицита внимания следует отграничивать от
Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г. Москва
Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Состояния и заболевания
Дифференциально-диагностические признаки
Дополнительные консультации и исследования
Индивидуальные особенности темперамента
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Неврозы и невротические реакции
Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности.
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином)
Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма).
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами.
Неврологическое психологическое обследование
Заболевания щитовидной железы
Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников.
Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля
Значительное снижение остроты слуха
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха.
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование
Эпилепсия
Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов.
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование
Психические расстройства:
патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями.
Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром
Синдром Туретта
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные.
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков.
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеет сходные черты с целым рядом вторичных состояний и расстройств. Прежде всего гипердинамическое расстройство следует отличать от нормальной, свойственной многим детям (особенно в дошкольном возрасте) высокой двигательной активности. При этом необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, акцентуаций характера. Следует помнить, что внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией, поэтому дети не склонны проявлять интерес к заданию, если не поймут, зачем им это надо. На развитие ребенка также могут оказать влияние кризисные ситуации в семье (развод родителей), смена социальной обстановки (переход в другую школу). Поэтому обязательным критерием при диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка не менее полугода.
Такие проявления, как снижение внимания, замкнутость, импульсивность и раздражительность, могут быть реакцией на умственное напряжение и стресс в условиях, когда ребенку предъявляются завышенные требования.
Нередко у детей отмечается повышенная утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, вместе с тем они становятся беспокойными, суетливыми, расторможенными и капризными. Тщательное обследование детей обычно позволяет поставить диагноз астенического синдрома на фоне различных соматических заболеваний и перенесенных инфекций. Для астенического синдрома также характерны головные боли и вегетативная лабильность.
Необходимо разграничивать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и нарушения внимания при различных типах отклоняющегося развития у детей. Прежде всего это обусловлено тем, что нарушения внимания можно диагностировать практически при любом виде отклоняющегося развития, так как если нарушается ход психического развития ребенка, то в той или иной форме нарушаются и разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объем. При нарушении развития произвольности психических процессов, естественно, страдает и произвольное внимание, а при органических повреждениях головного мозга — непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире. В частности, умственная отсталость легкой степени в раннем возрасте может быть ошибочно принята за СДВГ, так как у ребенка отмечается неустойчивость внимания, двигательная расторможенность и моторная неловкость. Шизофрения и депрессия у детей также могут сопровождаться избыточной активностью и дефицитом внимания, однако непостоянный характер этих нарушений, семейная отягощенность по данным заболеваниям делают возможным их отграничения от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Отечественными специалистами выделен ряд критериев, ориентируясь на которые, можно отграничить синдром дефицита внимания и гиперактивности от сходных состояний.
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:
- — нуждается в спокойной, тихой обстановке, иначе не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание;
- — часто переспрашивает;
- — легко отвлекается на внешние раздражители;
- — путает детали;
- — не заканчивает то, что начинает;
- — слушает, но кажется, что не слышит;
- — испытывает трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».
Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
- — выкрикивает в классе, шумит во время урока;
- — чрезвычайно возбудим;
- — трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
- — чрезмерно разговорчив;
- — задевает других детей.
Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
- — карабкается на шкафы и мебель;
- — всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит;
- — суетлив, извивается и корчится;
- — если что-нибудь делает, то с шумом;
- — должен всегда что-нибудь делать.
Наряду с этим должны отмечаться следующие диагностические критерии:
- — проявление симптомов до 7 лет;
- — продолжительность симптоматики, по крайней мере, в течение 6 месяцев.
Источник
По материалам статьи:
https://www.tapuz.co.il/tapuzforum/main/articles/article.asp?forumId=201&a=13405&c=1431&sc=0&ssc=0
Д-р Джей Цукерман, специалист в области детского развития, директор центра детского развития в больничной кассе «Маккаби» в Ашдоде, диагностирует СДВГ в институте «Внимание» («Кешев»), работает в больницах «Шнайдер» и «Йосефталь», Израиль.
Перевод — СДВГ мама
СДВГ – очень распространенное явление в детском возрасте. В специализированной литературе говорится, что такая проблема существует у 40% детей младше 4 лет, однако в большинстве случаев она исчезает в течение 3-6 месяцев. Есть сведения, что даже среди детей с диагнозом СДВГ этот диагноз сохраняется в школьном возрасте только у 48%. (Connor 2002, Barkley 1990, Campbell 1998). Поэтому так важна дифференциальная диагностика, которая выявит схожие состояния, напоминающие картину СДВГ.
Нет сомнений в том, что в самом раннем возрасте упрямство и непослушание могут являться вполне нормальным этапом развития ребенка. Агрессивность служит цели отмежеваться от сильной зависимости ребенка от матери, так он определяет границы своего «я».
В возрасте от двух до трех лет проявляются другие явления, основные признаки которых – непослушание и негативизм. Среди них выделяется группа нарушений регуляции (regulatory disorders). По определению Стенли Гринспана («Ребенок с особыми потребностями», 1998), «речь о трудностях, которые проявляются в форме реакции детей на ощущения, в восприятии речи, в восприятии визуально-пространственных моделей или в планировании двигательных действий». Многие из этих детей страдают от проявлений агрессии, приступов ярости, проблем с обработкой информации и учебой.
Существуют три вида нарушений регуляции:
- Hypersensitive – гиперчувствительный, включает подгруппу «непослушный».
- Under — reactive – замкнутый в себе, не реагирующий.
- «Двигательное/импульсивное расстройство». Для такого ребенка характерны гиперактивность и неспособность откладывать удовлетворение своих желаний.
Дети с нарушениями регуляции особо чувствительны к прикосновениям, у некоторых из них низкий порог тактильной чувствительности.
По разным определениям расстройств в раннем детстве, есть сильная взаимосвязь между нарушениями регуляции, СДВГ и другими психологическими и психиатрическими расстройствами, такими как расстройства настроения и вызывающее поведение.
Некоторые считают, что нарушения регуляции – это ступень в развитии СДВГ, «пре-СДВГ» (особенно вышеназванные виды), однако в специализированной литературе пока что нет достаточных подтверждений этого.
Дифференциальная диагностика
Другие расстройства, которые проявляются в раннем детстве симптомами, схожими с СДВГ, а иногда и вызывают СДВГ, делятся на несколько групп: психиатрические расстройства, нарушения развития и другие неврологические и медицинские расстройства.
- Группа психиатрических расстройств, таких как страхи, депрессия (биполярное расстройство), нарушения в выражении чувств, нарушения контакта с родителями («attachment disorders» – нарушения привязанности), посттравматические стрессы (post traumatic stress disorders) в младенчестве. Если есть подозрение на эти расстройства, обычно необходимо провести профессиональное обследование (психологическое и/или психиатрическое).
- Группа различных нарушений развития и познавательных функций. Включает проблемы речи, моторики, трудности обучения и т.д., вплоть до слабоумия, аутизма или первазивного расстройства (PDD). Дети с такими проблемами (особенно если они сочетаются с расстройствами поведения или внимания) обычно должны пройти многопрофессиональное обследование, такое как в институтах детского развития.
- Группа неврологических и медицинских расстройств: различные генетические синдромы (синдром ломкой хромосомы, синдром Вильяма и др.), обычно сочетаются с нарушениями развития.
Сюда относится также эпилепсия, например, малые припадки (petit mal), которая включает различные формы «отключения». Это обнаруживается простым способом (ЭЭГ и проверка у невропатолога) и поддается лекарственному лечению.
Тяжелые и хронические физические заболевания также приводят к нарушению внимания, необходима медицинская проверка и лечение.
Нарушения зрения и слуха иногда проявляются в расстройстве внимания, и коррекция зрения или слуха может решить проблему.
Нарушения сна, распространенные среди храпящих детей или детей с увеличенными аденоидами, могут выражаться днем в расстройстве внимания.
Под конец, дефицит железа в крови, который сокращает количество кислорода, попадающего в мозговые клетки, напрямую влияет на внимание.
Поскольку СДВГ рассматривается как проблема, сочетающая биологические и социально-психологические аспекты, не всегда можно дифференцировать реально существующий СДВГ и другие проблемы. Может быть, эти проблемы вызвали явления СДВГ, но вполне возможно и наличие СДВГ в дополнение к этим проблемам. И иногда мы задаемся вопросом о «курице и яйце»: что было раньше?
Специализированная литература учит, что наличие одного или более расстройств в трех плоскостях: темперамент (по всей вероятности, генетический фактор), контакт родитель-ребенок и познавательный уровень в самом раннем детстве (даже начиная с полугода) – четко указывает на риск развития СДВГ позднее. Особенно это касается СДВГ, который продолжается в школьном возрасте. Можно посмотреть по-другому на список дифференциальной диагностики выше и разделить его на эти 3 категории.
На своей лекции на конференции об СДВГ в Шефаим (Израиль) я привел модель, которая сочетает нейробиологическую теорию с информацией из психологической и клинической литературы. Ясно, что только взгляд на СДВГ как на сочетание различных факторов – генетических, нейробиологических и социально-психологических – приведет нас к лучшему пониманию этого расстройства и его лечения. Можно рассматривать раннее детство как переходный период, в котором эти воздействия собираются в модели в мозгу (обычно через выделямое в мозгу вещество – нейротрансмиттер, называемый допамин), и поскольку в это время в мозгу происходят важные процессы развития, эти изменения накладывают свою печать.
В заключение: диагностический и лечебный подход к детям с нарушениями поведения и подозрением на СДВГ в раннем детстве должен учитывать разные факторы – медицинские, психологические и семейно-социальные. Лечение также должно основываться на многосистемном подходе, и тогда, возможно, даже удастся предотвратить развитие полного синдрома в старшем возрасте.
Источник
ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ
Методические рекомендации
Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г. Москва
Таблица 1. Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки диагноза необходимо наличие | |
(1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. | (2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам ГИПЕРАКТИВНОСТЬ 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. |
В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет. | |
С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). | |
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении. |
Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз СДВГ
Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические признаки | Дополнительные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента | Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме. | Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Неврозы и невротические реакции | Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов. | Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях | Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности. | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) | Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма). | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации | Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы | Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия | Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами. | Неврологическое психологическое обследование |
Заболевания щитовидной железы | Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников. | Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты слуха | Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха. | Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия | Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов. | Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства: | При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями. | Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром |
Синдром Туретта | Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные. | Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование |
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие | Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков. | Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |
Гиперактивный ребенок
Портрет гиперактивного ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!
Причины гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
— генетические (наследственная предрасположенность);
— биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
— социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным
Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
Как помочь гиперактивному ребенку
· Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
· Если врач — невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
· Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
· Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).
· Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
· Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
· С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
· Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Быв?