Дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания
НАШИ ДЕТИ
Методические рекомендации
Клиницисты проявляют значительный
интерес к синдрому дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой
распространенностью в детской популяции (5—9%). У
детей с таким синдромом наблюдаются трудности в
обучении и нарушения в поведении. В целом
проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная
двигательная активность, расстройства внимания
и импульсивность поведения, которые
сопровождаются слабой успеваемостью в школе,
заниженной самооценкой. Характерная для детей с
СДВГ двигательная неловкость обусловлена
статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с
развитием представлений о минимальных мозговых
дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД
рассматриваются как последствия ранних
локальных повреждений головного мозга,
выражающиеся в возрастной незрелости отдельных
высших психических функций и их дисгармоничном
развитии. СДВГ представляет собой наиболее
распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на
критериях десятого пересмотра Международной
классификации болезней (ВОЗ, 1994) для
гипердинамического (гиперкинетического)
синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно
используются критерии классификации DSM-IV (1994)
Американской психиатрической ассоциации,
рекомендованные ВОЗ для практического
применения в качестве критериев диагноза СДВГ
(ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV
приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится
встречаться с детской гиперактивностью и
нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить
внешними признаками других состояний. В связи с
этим нами была разработана схема
дифференциального диагноза СДВГ. Основные
принципы дифференциального диагноза СДВГ
приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной,
свойственной многим детям высокой двигательной
активностью. Необходимо иметь в виду возможность
проявления индивидуальных особенностей
темперамента, а также то, что функции внимания и
самоконтроля у детей находятся в процессе
естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с
мотивацией: дети не склонны уделять внимание
тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут,
почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том
числе нарушение внимания и гиперактивность,
могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы,
конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г.
Москва
Таблица 1. Диагностические
критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки | |
(1) шести или более из НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ1. Часто неспособен удерживать | (2) шести или более из ГИПЕРАКТИВНОСТЬ1. Часто наблюдаются беспокойные ИМПУЛЬСИВНОСТЬ7. Часто отвечает на вопросы не |
В. Некоторые | |
С. Проблемы, | |
D. Имеются |
Согласно принципам классификации DSM-IV,
в случаях полного соответствия наблюдаемой
клинической картины за последние шесть месяцев
одновременно разделам (1) и (2) перечисленных
критериев ставится диагноз сочетанной формы
СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(1) при частичном соответствии критериям раздела
(2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(2) при частичном их соответствии критериям
раздела (1), то используется диагностическая
формулировка: «СДВГ с преобладанием
гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз
СДВГ
Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические | Дополнительные |
Индивидуальные | Развитие внимания и | Анализ |
Неврозы и невротические | Особенности поведения ребенка | Анализ анамнестических |
Церебрастенический | Высокая психическая и | Обследование |
Побочные эффекты лечения | Основными являются болезни | Обследование педиатром, |
Резидуальные явления | Когнитивные и | Неврологическое |
Другие формы ММД: дислексия, | Нарушения внимания и | Неврологическое |
Заболевания | Наряду с нарушениями | Обследование |
Значительное снижение остроты | Особенности развития и | Анализ анамнестических |
Эпилепсия | Гиперактивность и | Анализ |
Психические расстройства: | При дифференциальной | Анализ анамнестических |
Синдром Туретта | Основным признаком | Анализ |
Наследственные синдромы: | Характерно наличие умственной | Анализ анамнестических |
Спонсор публикации статьи: компания «Магия сада» — предоставляет полный спектр ландшафтных услуг. Ландшафтный дизайн от компании «Магия сада» — это большой перечень работ, начиная с проектирования и подготовки почвы, заканчивая авторскими проектами позволяющими создать на Вашем участке настоящее произведение искусства, которое будет радовать глаз, снимать стресс и дарить чувство гармонии с природой. Все работы по проектировке и изготовлению ландшафтного дизайна участка, осуществляют высокопрофессиональные специалисты Киева, с большим опытом работы.
Источник
Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г. Москва
Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Состояния и заболевания
Дифференциально-диагностические признаки
Дополнительные консультации и исследования
Индивидуальные особенности темперамента
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Неврозы и невротические реакции
Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности.
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином)
Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма).
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами.
Неврологическое психологическое обследование
Заболевания щитовидной железы
Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников.
Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля
Значительное снижение остроты слуха
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха.
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование
Эпилепсия
Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов.
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование
Психические расстройства:
патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями.
Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром
Синдром Туретта
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные.
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков.
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование
Источник