Дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания
НАШИ ДЕТИ
Методические рекомендации
Клиницисты проявляют значительный
 интерес к синдрому дефицита внимания с
 гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой
 распространенностью в детской популяции (5—9%). У
 детей с таким синдромом наблюдаются трудности в
 обучении и нарушения в поведении. В целом
 проблема имеет большую социальную значимость.
 Клиническую картину СДВГ определяют избыточная
 двигательная активность, расстройства внимания
 и импульсивность поведения, которые
 сопровождаются слабой успеваемостью в школе,
 заниженной самооценкой. Характерная для детей с
 СДВГ двигательная неловкость обусловлена
 статико-локомоторной недостаточностью. 
 Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с
 развитием представлений о минимальных мозговых
 дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД
 рассматриваются как последствия ранних
 локальных повреждений головного мозга,
 выражающиеся в возрастной незрелости отдельных
 высших психических функций и их дисгармоничном
 развитии. СДВГ представляет собой наиболее
 распространенный вариант ММД.
 Постановка диагноза СДВГ основывается на
 критериях десятого пересмотра Международной
 классификации болезней (ВОЗ, 1994) для
 гипердинамического (гиперкинетического)
 синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно
 используются критерии классификации DSM-IV (1994)
 Американской психиатрической ассоциации,
 рекомендованные ВОЗ для практического
 применения в качестве критериев диагноза СДВГ
 (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV
 приводятся в табл. 1.
 В клинической практике чаще всего приходится
 встречаться с детской гиперактивностью и
 нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
 Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить
 внешними признаками других состояний. В связи с
 этим нами была разработана схема
 дифференциального диагноза СДВГ. Основные
 принципы дифференциального диагноза СДВГ
 приводятся в табл. 2.
 СДВГ следует разграничивать с нормальной,
 свойственной многим детям высокой двигательной
 активностью. Необходимо иметь в виду возможность
 проявления индивидуальных особенностей
 темперамента, а также то, что функции внимания и
 самоконтроля у детей находятся в процессе
 естественного развития. 
 Внимание ребенка неразрывно связано с
 мотивацией: дети не склонны уделять внимание
 тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут,
 почему они должны это делать. 
 В других случаях особенности поведения, в том
 числе нарушение внимания и гиперактивность,
 могут оказаться реакцией ребенка на психическую
 травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
 развод родителей, плохое отношение к нему,
 определение его в несоответствующий класс школы,
 конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук, 
 доцент кафедры детской 
 неврологии Российского 
 государственного медицинского университета, г.
 Москва
Таблица 1. Диагностические
 критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
| А. Для постановки | |
| (1) шести или более из НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ1. Часто неспособен удерживать | (2) шести или более из ГИПЕРАКТИВНОСТЬ1. Часто наблюдаются беспокойные ИМПУЛЬСИВНОСТЬ7. Часто отвечает на вопросы не | 
| В. Некоторые | |
| С. Проблемы, | |
| D. Имеются | |
Согласно принципам классификации DSM-IV,
 в случаях полного соответствия наблюдаемой
 клинической картины за последние шесть месяцев
 одновременно разделам (1) и (2) перечисленных
 критериев ставится диагноз сочетанной формы
 СДВГ.
 Если за последние шесть месяцев отмечалось
 полное соответствие симптомов критериям раздела
 (1) при частичном соответствии критериям раздела
 (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
 нарушениями внимания».
 Если за последние шесть месяцев отмечалось
 полное соответствие симптомов критериям раздела
 (2) при частичном их соответствии критериям
 раздела (1), то используется диагностическая
 формулировка: «СДВГ с преобладанием
 гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз
 СДВГ
| Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические | Дополнительные | 
| Индивидуальные | Развитие внимания и | Анализ | 
| Неврозы и невротические | Особенности поведения ребенка | Анализ анамнестических | 
| Церебрастенический | Высокая психическая и | Обследование | 
| Побочные эффекты лечения | Основными являются болезни | Обследование педиатром, | 
| Резидуальные явления | Когнитивные и |  Неврологическое | 
| Другие формы ММД: дислексия, | Нарушения внимания и | Неврологическое | 
| Заболевания | Наряду с нарушениями | Обследование | 
| Значительное снижение остроты | Особенности развития и | Анализ анамнестических | 
| Эпилепсия | Гиперактивность и | Анализ | 
|  Психические расстройства:  | При дифференциальной | Анализ анамнестических | 
| Синдром Туретта | Основным признаком | Анализ | 
| Наследственные синдромы: | Характерно наличие умственной | Анализ анамнестических | 
Спонсор публикации статьи: компания «Магия сада» — предоставляет полный спектр ландшафтных услуг. Ландшафтный дизайн от компании «Магия сада» — это большой перечень работ, начиная с проектирования и подготовки почвы, заканчивая авторскими проектами позволяющими создать на Вашем участке настоящее произведение искусства, которое будет радовать глаз, снимать стресс и дарить чувство гармонии с природой. Все работы по проектировке и изготовлению ландшафтного дизайна участка, осуществляют высокопрофессиональные специалисты Киева, с большим опытом работы.
Источник
 Клиницисты проявляют значительный интерес к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой распространенностью в детской популяции (5—9%). У детей с таким синдромом наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. В целом проблема имеет большую социальную значимость.
 Клиническую картину СДВГ определяют избыточная двигательная активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой. Характерная для детей с СДВГ двигательная неловкость обусловлена статико-локомоторной недостаточностью.
 Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. СДВГ представляет собой наиболее распространенный вариант ММД.
 Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV приводятся в табл. 1.
 В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим нами была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы дифференциального диагноза СДВГ приводятся в табл. 2.
 СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
 Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
 В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
 Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук, 
доцент кафедры детской 
неврологии Российского 
государственного медицинского университета, г. Москва
 Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
 Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
 Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Состояния и заболевания
Дифференциально-диагностические признаки
Дополнительные консультации и исследования
Индивидуальные особенности темперамента
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Неврозы и невротические реакции
Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности.
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином)
Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма).
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами.
Неврологическое психологическое обследование
Заболевания щитовидной железы
Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников.
Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля
Значительное снижение остроты слуха
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха.
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование
Эпилепсия
Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов.
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование
  Психические расстройства:
 патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями.
Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром
Синдром Туретта
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные.
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков.
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование
Источник
