Дифференциальная диагностика аутизма и синдрома аспергера
Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма Каннера наиболее характерно:
— начало до 3-х летнего возраста,
— асинхронность в развитии основных сфер деятельности ребенка,
— сходство моторных стереотипий с ранним атетозоподобными движениями в пальцах рук,
— симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках,
— эгоцентрическая речь,
— недостаточность и задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер, сосуществование ранних и поздних функций в них.
При умственной отсталости, в отличие от детского аутизма эндогенного генеза:
— отмечается равномерность структуры умственного недоразвития,
— соотносимость интеллектуального и эмоционального снижения,
— недоразвитие высших эмоций,
— соответствие социального приспособления уровню умственного недоразвития,
— поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем нет вычурности, парадоксальности.
Для детского аутизма процессуального генеза при ранней детской шизофрении свойственно:
— становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами,
— характерен диссоциированный характер задержанного развития,
— тенденция к падению активности, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи.
Процессуальный детский аутизм при приступообразно-прогредиентной шизофрении:
— формируется в возрасте 3-6 лет,
— характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста,
— сдвиг в линии развития возникает после аутохтонных приступов приступообразно-прогредиентной шизофрении – аффективной, неврозоподобной, полиморфной, кататонической, кататоно-гебефренной и кататоно-регрессивной структуры,
— структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести регистра психопатологических расстройств в приступаз болезни,
— имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы,
— этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении.
При расстройствах хромосомного, обменного, неясного генеза с аутистическиподобными синдромами:
— представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму,
— для них обязательны знаки дисгенеза, характерные для основной патологии,
— нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,
— в личностной структуре обнаруживаются черты торпидности,
— при сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными,
— отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом,
— возможны дисфорические расстройства настроения,
— умственная задержка обычно равномерна,
— сохраняется, хотя и легко истощающаяся, глазная реакция,
— стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям,
— в возрастной динамике в части случаев наблюдается углубление или, напротив, нивелирование аутистических проявлений,
— в кризовых периодах возможны психотические эпизоды с позитивными психопатологическими симптомами, после которых отмечается углубление аутистического синдрома.
Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта:
— формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8-18 мес. жизни и наблюдается в 1 стадии болезни,
— во 2 стадии аутизм нивелируется,
— при наличии отрешенности длительно сохраняется глазная реакция, способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку, жест,
— моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде “моющих, потирающих” движений кистями рук,
— в течении болезни наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпи-приступы, расстройства глотания, дыхания (чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами).
Синдром Аспергера:
— свойственна стертость аутистических проявлений,
— сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию,
— в дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой к шизоидному кругу.
Парааутистические состояния (экзогенного происхождения):
— глубина аутистического отрешения незначительна,
— сохраняется способность общения на тактильном уровне,
— имеет место достаточно равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эомциональной незрелостью,
— ко второму возрастному кризу аутистические симптомы нивелируются,
— формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, пограничным уровнем задержки умственного развития, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью, рентными установками.
Органический аутизм:
— представлены не все феномены классического аутизма,
— не всегда наблюдается асинхрония в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,
— присутствует торпидность в личностной структуре,
— более выражена тотальность умственной задержки развития,
— возможны дисфорические расстройства настроения, неврологические патологические симптомы, подтверждающие органическое поражение ЦНС,
— аутистическиподобные проявления не полны, прерывисты, изменчивы, сменяются более адекватным поведением,
— отсутствует парадоксальная негативность, нет позитивных психопатологических расстройств.
Реабилитационная работас детьми, страдающими ранним детским аутизмом проводится комплексно группой специалистов различного профиля (детскими психиатрами, психологом, логопедом, педагогами-дефектологами, музыкальным работником, педиатром, невропатологом и т.д.).
Помощь строится на базе клинико-нозологической оценки состояния больного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и представлена разными видами терапии: психофармакотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, индивидуальная и семейная психотерапия, педагогическая, логопедическая коррекция и др.
Автор: Михайлова Н.В. Источник: www.autismhelp.ru
Источник
Аутизм — «расстройство спектра», и это означает, что у людей с аутизмом наблюдается широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом «расстройство аутистического спектра» имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?
Как менялся диагноз «аутизм» в последние годы?
В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» IV версии (1994 г. — май 2013 г.) аутизм был представлен пятью различными диагнозами: «синдром Аспергера», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» (PDD-NOS), «аутистическое расстройство», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».
К сожалению, эти диагнозы сбивали с толку. Имелись не только трудности с их определением — разные врачи выбирали различные диагнозы для одних и тех же пациентов. Чтобы пояснить диагноз, практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как «тяжёлый аутизм», «лёгкий аутизм» и «высокофункциональный аутизм». Однако эти термины вовсе не являются диагнозами, это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителями и учителями статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть «лёгкий» или «тяжёлый» аутизм.
Что понимается под аутизмом в настоящее время?
В 2013 году была опубликована пятая версия «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». В нём имеется только одно «расстройство аутистического спектра».
Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом «аутизм» подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как «невербальный», призваны сделать диагностику проще и понятнее.
Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины — некоторые из них яснее, чем «расстройство аутистического спектра, уровень II». Действительно, даже врачи и другие специалисты могут в речи использовать такие термины, как «синдром Аспергера», а новый код спектра аутизма — для выставления счетов.
Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.
Что такое «спектр аутизма»?
Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.
До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали «аутистическое расстройство», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «синдром Аспергера», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».
Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как PDD-NOS и синдром Аспергера.
Что такое «первазивные расстройства развития»?
Первазивное расстройство развития — это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, вы могли слышать данный термин от специалиста или врача, однако в настоящее время он не используется.
Основные моменты:
- Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
- Термин был синонимом «расстройства аутистического спектра».
- Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкой до тяжёлой.
Что такое «синдром Аспергера»?
Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высокофункциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из «Диагностического руководства» в 2013 году, но практически все в аутичном сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.
У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, однако у них присутствуют значительные трудности в социальном взаимодействии.
Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом «с причудами», расстройство иногда называют «синдромом гика» «или «синдром маленького профессора».
Основные моменты:
- Синдром Аспергера больше не является валидным диагнозом.
- Термин «синдром Аспергера» использовался и до сих пор часто используется для описания людей с «высокофункциональным аутизмом».
- У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном взаимодействии.
- У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
- Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначаются как «расстройство аутистического спектра, уровень I».
Что такое «лёгкий аутизм»?
Термин «лёгкий аутизм» не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем «синдром Аспергера» или «аутизм». Когда используют термин «лёгкий аутизм», подразумевают тех людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но при этом у них имеются развитые вербальные навыки и мало поведенческих проблем.
Однако у этих людей могут наблюдаться серьёзные проблемы с социальным взаимодействием. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных стимулов (громкий шум, яркий свет и т.д.).
Основные моменты:
- Лёгкий аутизм по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
- Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не «провалятся» в сложных социальных ситуациях.
- Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими «расстройство аутистического спектра, уровень I».
Что такое «высокофункциональный аутизм»?
Как и «лёгкий аутизм», высокофункциональный (иногда сокращают до ВФА) — это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия «аутизма» от «синдрома Аспергера».
До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствовала задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера речевое развитие шло нормально. В настоящее время диагноза «синдром Аспергера» нет, что делает различие спорным.
Основные моменты:
- Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется «расстройством аутистического спектра уровня I».
- В отличие от тех, кому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
- Высокофункциональный аутизм (как и синдром Аспергера, и лёгкий аутизм) — явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям образовательных учреждений и ожиданий в рабочем коллективе, и даже с проведением досуга.
Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений — это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы PDD-NOS сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, эта диагностическая категория более не существует. Однако новый диагноз «социально-прагматическое расстройство» может стать новой всеобъемлющей диагностической категорией.
Основные моменты:
- Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений c 2013 года не является диагнозом.
- PDD-NOS был некой диагностической свалкой для расстройств с аутичными симптомами, не соответствующих полностью критериям аутизма.
- У людей с PDD-NOS бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
- Люди, которым диагноз PDD-NOS был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» уровня I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.
Что такое «тяжёлый аутизм»?
Тяжелый аутизм — это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.
Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и имеют интеллектуальную инвалидность, у них большие сложности с поведением.
Основные моменты:
- Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра, уровень III».
- Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
- Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
- Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.
Что такое «синдром Ретта»?
Синдром Ретта — генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.
У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.
Основные моменты:
- Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
- Синдром Ретта — генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
- Синдром Ретта бывает только у девочек.
- Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.
Что такое «расширенный фенотип аутизма»?
Термин «расширенный фенотип аутизма» применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь в небольшой степени. Иногда их называют «теневыми симптомами». Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность в однообразии и рутине, необычную степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных «атак».
Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социального взаимодействия и совладании с сенсорными проблемами.
Основные моменты:
- Существует «расширенный фенотип аутизма», включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
- У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
- Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.
Не всегда полезно опираться на термины аутизма
Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что вам известно значение определённого термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.
Представленный выше материал — перевод текста «What Are the Different Types of Autism?».
Источник
Людям, которые никогда не сталкивались с аутизмом сложно понять, что это такое и как проявляется, часто они не придают большого значения особенностям ребенка до момента, когда начинают сравнивать свое чадо со сверстниками на детской площадке.
А вот родителям, у которых уже имеется один или несколько здоровых детей обнаружить нарушения в поведении и развитии одного из малышей не составит большого труда. Что такое аутизм? Как распознать первые признаки заболевания? Каковы причины развития патологии? Можно ли вылечить аутизм?
Что такое аутизм?
Невозможно дать универсальное и достоверно точное определение аутизма. Это связано с тем, что истинных и единоверных причин развития аутизма среди медицинских исследователей нет. Согласно обобщенному определению, аутизм – это состояние, характеризующееся нарушением неврологического развития, когнитивных функций, влияющее на мышление, восприятие, социальные и коммуникативные навыки, внимание и поведение человека в целом. Но не стоит впадать в панику, если вашему ребенку поставили диагноз аутизм. Данное состояние может протекать не только в тяжелой форме, при легкой форме расстройства аутического спектра человек может практически не отличаться от окружающих, а порой иметь высочайшие и даже гениальные интеллектуальные способности, как например, при редкой форме аутизма — синдроме саванта. Среди выдающихся людей с признаками аутизма стоит отметить Альберта Энштейна, Чарльза Дарвина, Микеланджело, Винсента Ван Гога, Сэра Исаака Ньютона, Донну Вильямс, Дэрил Ханну, Билла Гейтса и многих других. Среди мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще, нежели среди девочек. Данный диагноз появился сравнительно недавно в медицине.
История изучения аутизма
Впервые термин autismos (в переводу с греческого autos – сам) использовал швейцарский ученый Эйген Блейлер в 1911 году для обозначения одного из диагностических критериев шизофрении. Синдром раннего детского аутизма впервые был описан в 1943 году американским детским психиатром Лео Каннером, а в 1944 году независимо от него австрийским педиатром и психиатром Гансом Аспергером под названием «аутическая психопатия». Описанный тип расстройства позже прозвали синдромом Аспергера, который был достаточно близок к варианту синдрома, описанного Каннером, но отличался тем, что когнитивные и лингвистические способности у ребенка в целом сохранялись.
Все вышеупомянутые ученные в своих работах описывали характерные признаки, которые наблюдались среди наблюдаемых пациентов: замкнутость, самоизоляция, отстраненность от реальности и погружение в мир внутренних переживаний. Сегодня в медицине говорят не столько об аутизме, сколько о расстройствах аутического спектра (РАС), которые включают в себя синдромы Аспергера, Ретта, Каннера, высокофункциональный аутизм и другие, согласно МКБ-10.
Виды аутистических расстройств
Виды аутистических расстройств и степень тяжести различают в зависимости от того, насколько человек социально адаптирован, какова его манера поведения и способности к самостоятельному функционированию как полноценного члена общества. Существует около двадцати видов аутизма. Симптомы расстройств аутистического спектра разделяют на две основные группы:
- Отсутствие интереса к общению и социальному взаимодействию
- Неспособность говорить и понимать окружающих
- Однотипные, повторяющиеся движения
- Строгое соблюдение своеобразных ритуалов, порядка и последовательности действий
- Ограниченный круг интересов
- Гиперчувствительность или наоборот притупленность восприятия внешних раздражителей
Как правило, аутисты страдают от нарушений в работе ЖКТ, независимо от типа РАС.
Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера
Аутизм может быть вторичным симптомом шизофрении, но если диагностика исключила принадлежность к шизофреническому симптомокомплексу, тогда это может быть расстройство аутистического спектра и является синдромом детского раннего аутизма. Симптомы данного заболевания появляются, как правило, в возрасте до трех лет и сопровождают человека на протяжении всей жизни. РДА характеризуется нарушением общего развития, эмоциональной сферы, социального взаимодействия, речевого развития и др., а после трех лет можно наблюдать признаки психических нарушений. Симптомы раннего детского аутизма:
- Эмоциональная холодность
- Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
- Стремление к одиночеству
- Безразличие к близким людям
- Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
- Погружение в мир внутренних переживаний
- Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
- Страх новизны
- Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
- Привязанность к одной игрушке или ее части
- Отсутствие жестикуляции при разговоре
- Ребенок не реагирует на свое имя
- Не просит о помощи
- Нарушение психоречевого развития
- Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
- Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
- Нарушения сна и работы ЖКТ
- Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)
Синдром Аспергера
Данное заболевание достаточно сложно диагностировать и порой постановка диагноза может значительно растягиваться во времени. Это связано с тем, что иногда врачам не просто реализовать дифференциальную диагностику, так как могут возникнуть трудности в разграничении синдрома и других патологий, например, задержкой психоречевого развития или синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Умственное развитие при данном состоянии находится в пределах нормы или даже выше. Поскольку синдром Аспергера не имеет совершенно никаких внешних признаков, некоторые специалисты списывают симптоматику данного состояния на «особенности» личности или возраста, таким образом, отдаляя родителей и малыша от своевременного оказания квалифицированной помощи. Бывают случаи, когда люди узнают о своем диагнозе уже во взрослом возрасте. Именно поэтому так важен выбор хорошего специалиста с многолетним опытом. Симптомы синдрома Аспергера у детей:
- Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
- Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
- Узкий и своеобразный круг интересов.
- Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
- Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
- Неуклюжесть, угловатая моторика.
- Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
- Может испытывать специфические страхи.
- Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
- Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
- Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.
Симптомы синдрома Аспергера у взрослых:
- Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная).
- Слабовыраженная мимика, скудность жестов.
- Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально.
- Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально.
- Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.). Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится.
- Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое.
- Может испытывать специфические страхи.
- Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве. При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе.
- Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами.
- Отсутствие гибкости. Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение.
- Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции.
- Повышенная тактильная чувствительность. Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.
Синдром Ретта
Особенностью данной патологии является то, что ей страдают исключительно девочки. Это связано с тем, что причиной развития заболевания является генетическая мутация Х-хромосомы, которая может передаваться по наследству. У женщин в отличие от мужчин этих хромосом две, при синдроме Ретта одна из Х-хромосом дефективная, а вторая совершенно нормальная, что позволяет плоду женского пола дожить до рождения. Плоды мужского пола с деформацией Х-хромосомы не доживают до рождения, погибая в утробе матери. Признаков заболевания при рождении практически нет, но родителям стоит обратить внимание на такие факторы, как вялость мышц, врожденная гипотония, потливость конечностей и бледность кожи. Основные симптомы синдрома Ретта проявляются после полугода ребенка. Симптомы синдрома Ретта:
- Непропорциональное развитие тела (голова и конечности значительно меньше туловища).
- Нарушение речевого развития. К двум годам малышка может вовсе разучиться говорить.
- Во время ходьбы ребенок не может сгибать колени.
- Позвоночник искривлен, частые приступы судорог.
- Рост замедлен.
- Дыхание ребенка поверхностное и частое, нередки случаи внезапной остановки дыхания.
- Стереотипные движения.
- Утрата интереса к играм.
- Нарушение сна, тревожность.
Причины развития аутизма
Достоверных причин развития аутизма на сегодняшний день не установлено, поскольку данное заболевание – это комплексное расстройство нервной системы. Среди наиболее распространенных причин можно выделить следующие:
- Генетическая предрасположенность
- Наследственность
- Нарушения мозговой деятельности
- Зачатие ребенка в позднем возрасте
- Внутриутробная инфекция в период беременности
- Преждевременные роды
- Родовые травмы, асфиксия
- Токсемия
- Плохая экология
- Нейроинфекции в постнатальный период жизни ребенка
К причинам развития приобретенного аутизма относятся:
- Отравления парами тяжелых металлов
- Тяжелые вирусные инфекции
- Аутоиммунные заболевания
- Психические травмы
- Тяжелые формы депрессий
Может ли вакцинация стать причиной развития аутизма?
Достаточно часто родители отказываются от вакцинации, аргументируя это тем, что вследствие прививки возрастает риск развития аутизма у малыша. Данная теория не имеет научного подтверждения и связана с возрастным фактором. Поскольку расстройства аутистического спектра, как правило, диагностируют в возрасте около трех лет, что совпадает с периодом вакцинации. Научно доказано, что связи между вакцинацией и развитием аутизма нет.
Диагностика аутизма
Нейронные связи в раннем возрасте более гибкие и лучше поддаются терапии, лечение будет более эффективное и менее дорогостоящее. Именно поэтому так важна ранняя диагностика и постановка адекватного диагноза. В диагностике РАС участие принимают несколько специалистов: психиатр, невролог, психолог и педиатр. Детям, находящимся в группе риска (перенесшие родовые травмы, родившиеся преждевременно, плохо набирающие вес) рекомендуется проходить скрининг каждые полгода. В постановке диагноза специалисты в первую очередь основываются на симптоматике. Если вы замечаете какие-либо нарушения или факторы, которые вас тревожат, следует обратиться за консультацией к специалисту. Возможно, эти сигналы не являются признаками аутизма, но своевременная диагностика – залог наиболее результативного лечения. Помимо наличия симптомов доктор собирает полный анамнез заболеваний ребенка, информацию о семье, осмотр, проверяет когнитивные, социальные и языковые навыки, проводит неврологическое обследование, генетическое тестирование.
Лечение аутизма
Можно ли вылечить аутизм? Нет. Расстройства аутистического спектра невозможно излечить полностью, но можно смягчить их проявления. Главной задачей при лечении данного заболевания является упрощение жизни человека, социальная адаптация и освоение навыков, позволяющих функционировать самостоятельно без посторонней помощи, если это возможно. Форма лечения зависит от степени тяжести и проявления нарушений, в каждом конкретном случае подбирается индивидуально. Среди наиболее эффективных методов лечения можно назвать следующие:
- Поведенческая терапия (АВА-терапия)
- Семейная терапия
- Образовательные программы
- Медикаментозная терапия
- Соблюдение диеты
- Физиотерапия
- Гидротерапия
- Трудотерапия
- Оксфордский тест
- Анималтерапия
- Методика одитинга
- Аудио-вокальная тренировка
Прогноз
Разнообразие форм аутизма достаточно широко. Легкие формы РАС имеют более благоприятный прогноз, дают реальные надежды на эффективное лечение, успешную социализацию и адаптацию человека с особенностями в обществе. Ранняя диагностика, своевременное лечение, хорошие специалисты и заботливые родители – залог успешной реабилитации ребенка с диагнозом аутизм. Позитивная динамика может наблюдаться при тяжелых формах заболевания и перехода в более легкую, что значительно облегчит жизнь не только аутисту, но и его близким, такое возможно только при условии комплексного подхода к лечению и коррекции.
Источник