Дифференциальная диагностика абдоминального синдрома у детей
1. Дифференциальная диагностика абдоминального болевого синдрома у детей. Краснодар 2016г.
ГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
Дифференциальная
диагностика абдоминального
болевого синдрома у детей.
Краснодар 2016г.
2.
Презентацию подготовила
студентка 6 курса,
педиатрического факультета
Веселова С.С.
3. Актуальность
Абдоминальный болевой синдром — ведущий в клинике ряда заболеваний детского
возраста. Разнообразие клинических проявлений и атипичные варианты
заболеваний вызывают значительные трудности в дифференциальной диагностике
абдоминального синдрома.
Псевдоабдоминальный синдром (так называемый ложный «острый живот»), доля
которого, по данным разных авторов, составляет от 5 до 25% в экстренной
диагностике.
Для многих врачей — это один из труднейших разделов дифференциальной
диагностики, ибо клиническая картина, симулирующая острое хирургическое
заболевание органов брюшной полости, может развиться при патологии органов
грудной клетки, забрюшинного пространства, нервной системы, при
нехирургических заболеваниях органов брюшной полости, функциональных
изменениях и многих других состояниях, не требующих, в отличие от истинного
«острого» живота, экстренного оперативного лечения.
4.
Боль, согласно определению Международной ассоциации
по изучению боли (IASP), — это неприятное ощущение и
эмоциональное переживание, связанное с действительным
или возможным повреждением тканей или описываемое в
терминах такого повреждения.
Абдоминальная боль: острая или хроническая. Условная
граница — 3 месяца.
Существует две группы причин абдоминальных болей:
интраабдоминальные и экстраабдоминальные.
5.
Важно деление абдоминальных болей на органические и
функциональные. У 90 % детей с абдоминальной болью
органического заболевания нет, и только в 10 % случаев удается
установить органическую причину.
У детей дифференциальный диагноз абдоминальной боли должен
включать такую хирургическую патологию, как:
аппендицит,
перитонит,
инвагинация,
кишечная непроходимость,
врожденные аномалии
инфекционные заболевания (инфекции мочевой системы,
пневмонии, мононуклеоз, ветряная оспа, ротавирусная инфекция)
гинекологические проблемы (гематокольпос, гематометр)
лямблиоз, различные глистные инвазии
6. При обследовании ребенка с болью в животе врач прежде всего должен ответить на следующие вопросы:
Является ли абдоминальная боль отражением острой
хирургической патологии, требующей безотлагательного
оперативного лечения?
В случае хронической или рецидивирующей боли— носит
боль органический или функциональный характер?
Если боль носит органический характер, о каком
заболевании идет речь?
7. !!! При курации ребенка с абдоминальной болью сбор анамнеза и клинический осмотр должны быть очень тщательными. Необходимо выяснить:
Каковы
интенсивность боли и ее динамика?
Каковы характер боли, связь с пищей и др.?
Локализация абдоминальной боли?
В педиатрии очень важно помнить, что дети
младшего возраста вообще не локализуют
абдоминальную боль, почти всегда переносят
ее в виде тяжелой общей реакции организма и
указывают ее локализацию в пупке.
8. Для полноценной дифференцировки абдоминальной боли осуществляются следующие мероприятия:
Тщательный сбор анамнеза заболевания
Полное объективное обследование ребенка
Обязательным является ректальное исследование
Дополнительные методы диагностики при острой боли в животе у детей:
Лабораторные: общеклинические анализы крови и мочи; биохимическое
исследование крови по показаниям; исследование кала на скрытую кровь, гельминты;
Инструментальные: эхография органов брюшной полости, забрюшинного
пространства и малого таза; обзорная рентгенограмма брюшной полости;ФГДС,
колоноскопия; КТ живота; диагностическая лапароскопия.
9.
10.
Острый аппендицит
Кишечная непроходимость
Боль в животе постоянного
характера, постепенно с
усилением.
Боль приступообразная,
интенсивная, между приступами
боли – короткие промежутки.
Сначала в эпигастральной или
околопупочной, затем
перемещается в правую
подвздошную область.
Ребенок, как правило, не может
точно локализовать область.
Пальпаторно: опухолевидное
образование – продолговатый,
гладкий, умеренно подвижный
валик.
Пальпаторно: + с. Щеткина –
Блюмберга, с. Филатова.
11.
Острый аппендицит:
Кишечная непроходимость:
Прямые признаки:
Основные критерии:
Наружный d>6 mm
Симптом «мишени»
Толщина стенки>2mm
Симптом «псевдопочки»
Неоднородная структура
отростка
12. Кишечная непроходимость
Головка инвагината показана
белой треугольной стрелкой,
приводящая петля кишки
(парная белая стрелка)
дилатирована
13.
14.
Острый неспецифический
мезентериальный
лимфаденит.
Перитонит
Разлитая болезненность
Пальпаторно: + с.Щеткина – Блюмберга,
напряжение мышц брюшной стенки
(«доскообразный живот»)
Вздутие живота
Отсутствие перистальтики (двигательной
активности) кишечника.
Характерная поза больного – с согнутыми в
коленях и подведенными к животу ногами («
поза эмбриона»). Это обусловлено тем, что в
таком положении снижается напряжение
брюшной стенки и, следовательно, несколько
уменьшается интенсивность боли.
Схваткообразные боли в животе, которые
редко бывает постоянными, интенсивные,
(10–15 минут), реже — в течение одного или
нескольких часов и на протяжении суток
может возобновляться несколько раз (нередко
— при физических нагрузках, ходьбе).
Боль без определенной локализации, со
временем может переместиться в правую
подвздошную или пупочную область.
Максимальная боль отмечается при глубокой
пальпации живота вдоль корня брыжейки —
по линии, идущей от точки Mc. Burney в
области пупка, несколько левее и выше его
(так называемый симптом Штернберга)
15. Дивертикул Меккеля
Клиника острого дивертикулита, осложняющего дивертикул Меккеля у
детей, напоминает симптомы острого аппендицита.
Определяется боль около пупка или в правой подвздошной области,
положительный с. Щеткина-Блюмберга.
Обычно верный диагноз устанавливается интраоперационно, когда
выявляется интактный червеобразный отросток, а ревизия подвздошной
кишки выявляет наличие воспаленного дивертикула Меккеля у ребенка.
Воспаление и изъязвление дивертикула Меккеля у детей может
послужить причиной его перфорации в свободную брюшную полость с
развитием перитонита.
Кишечная непроходимость, обусловленная дивертикулом Меккеля у
детей — схваткообразной болью в животе (инвагинация, перекрут петель
подвздошной кишки вокруг дивертикула).
16.
17. Спасибо за внимание!
Источник
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина | Педиатрия |
Модуль | |
Содержательный модуль | №3 |
Тема занятия | Дифференциальная диагностика синдрома абдоминальной боли, желудочной диспепсии. Функциональные и органические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. Дифференциальная диагностика синдрома запора и диареи. Функциональные и органические заболевания кишечника у детей. |
Курс | |
Факультет | Медицинский №1 |
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:Заболевания органов пищеварения занимают значительное место в структуре детских соматических заболеваний, причем в теперешнее время во всем мире отмечают тенденцию к увеличению их частоты. Медико-социальное значение этой проблемы обусловлено значительным распространением этих заболеваний, их рецидивирующим прогредиентным течением, возможным развитием тяжелых осложнений.
В Украине частота выявления хронических заболеваний пищеварительной системы у детей превышает 100 на 1000 детского населения. Рядом с количественными изменениями, заболевания органов пищеварения имеют значительные качественные сдвиги, что в значительной степени связано с внедрением в клиническую практику новых информативных инструментальных, иммунологических, серологических, бактериологических и морфологических методов исследования, что позволило пересмотреть сущность многих патологических процессов. В последние годы уточняются и даже трансформируются не только представления об этиологии и патогенезе заболеваний пищеварительного тракта, но и принципы их лечения и профилактики; наработаны дифференцированные подходы к лечению хронических заболеваний пищеварительной системы с использованием комплекса медикаментозных и немедикаментозных средств. Поэтому, учитывая все выше изложенное, представляется необходимым детальное ознакомление с данной проблемой.
2. КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Определять возможные причины развития наиболее распространенных патологических синдромов у детей с гастроинтестинальной патологией.
2. Определять тактику ведения больных с гастроинтестинальной патологией.
3. Проводить клинический осмотр больного с гастроинтестинальной патологией.
4. Планировать обследования больного ребенка с гастроинтестинальной патологией и интерпретировать полученные результаты.
5. Проводить дифференциальную диагностику гастроинтестинальной патологии у детей и ставить предварительный клинический диагноз.
6. Ставить диагноз и назначать лечение детям с гастроинтестинальной патологией.
7. Осуществлять прогнозы (для жизни, для здоровья, для работоспособности) детям с гастроинтестинальной патологией.
8. Неотложная помощь при осложнениях обусловленных гастроинтестинальной патологией у детей.
9. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского работника та принципами субординации в детской гастроэнтерологии.
3.БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (междисциплинарная интеграция):
Название предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
Анатомия, физиология | Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. Характеризовать нормативные показатели пищеварительной системы у детей |
Патологическая анатомия и физиология | Знать особенности гормональной и неврологической регуляции желудочной секреции, процессов пищеварения, морфологические изменения со стороны слизистой оболочки пищеварительного тракта, механизм образования эрозий, механизм развития клинических признаков. Интерпретация результатов анализов. |
Пропедевтика детских болезней | Знать методику исследования пищеварительной системы у детей, инструментальные методы обследования состояния ЖКТ у детей. Провести пальпацию, перкуссию, аускультацию пищеварительной системы ребенка. Дополнительные обследования, определять и интерпретировать полученные показатели – ФГДС, рН-метрия, пробы на определение Нр, УЗИ. |
Микробиология | Знать методику посевов выделений и секретов и интерпретировать результаты. Методы выявления Н.pylory |
Фармакология | Знать группы препаратов, которые используются для лечения заболеваний пищеварительного тракта. Назначать необходимые препараты с учетом состояния ребенка, его возраста и массы, особенностей индивидуальных реакций. Уметь выписать рецепты. |
Хирургия | Знать клинико-анамнестический комплекс признаков осложнений заболеваний пищеварительной системы. Основы хирургического лечения. |
Факультетская педиатрия | Клинико-анамнестический и лабораторно-инструментальный комплекс признаков заболеваний ЖКТ у детей разного возраста. Выявлять признаки органических и функциональных заболеваний пищеварительного тракта у детей разного возраста. |
Внутрипредметная интеграция | Дать клиническую оценку изменениям показателей общеклинического, биохимического и иммунологического исследования сыворотки крови, интерпретировать данные инструментальных методов обследования. |
4.ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение | ||||
Боль | Сложное, резко отрицательное, эмоционально окрашенное ощущение, возникающее при действии повреждающих факторов на структуры, имеющие специальные рецепторы. | ||||
Термин «ахалазия» | дословно означает отсутствие передвижения. | ||||
Эзофагоспазм | Заболевание характеризуется интермиттирующей, однако, сильным и длительным спазмом пищевода, возникающее во время глотания. | ||||
Понятие «гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь» (ГЭРБ) | Включает недостаточность кардии (халазия кардии) и гастроэзофагеальный рефлюкс и эзофагит с гастроэзофагеальным рефлюксом. | ||||
Хронический эзофагит | Хроническое поражение пищевода с воспалительно-дистрофическими изменениями слизистой оболочки и окружающих тканей. Хронический эзофагит — полиэтиологическое заболевание, в основе которого лежит преимущественно желудочно-пищеводный рефлюкс на фоне недостаточности кардии. | ||||
Острый эзофагит (ОЭ) | Воспалительное и дистрофическое повреждение слизистой оболочки пищевода. | ||||
Функциональные гастроинтестинальные расстройства (ФДР) | Это нарушение функции органов пищеварения, связанных с изменением их регуляции и сопровождаются разнообразной комбинацией гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических нарушений. | ||||
Руминация | Это постоянная регургитация недавно сьеденной пищи, которую ребенок снова пережовывает и повторно глотает, но при этом отсутствуют признаки любого явного органического заболевания. | ||||
Аэрофагия | Чувство распирания в эпигастрии, возникающее вследствие чрезмерного заглатывания воздуха и уменьшается после отрыжки воздухом. Как известно, заглатывание воздуха является бессознательным физиологическим актом, но при аэрофагии происходит чрезмерное заглатывание воздуха, причем не обязательно связано с приемом пищи. | ||||
Синдром циклической рвоты (СЦР) – | Заболевание преимущественно детского возраста, которое проявляется стереотипными повторными эпизодами рвоты, сменяющиеся периодами полного благополучия. | ||||
Функциональная диспепсия у детей раннего возраста | Это постоянный или рецидивирующий боль или дискомфорт в верхней части живота. | ||||
Кишечные колики | Это внезапные и выраженные приступы плача и беспокойства младенцев в течение 3 и более часов в течение суток не менее 3 дней в неделю в течение хотя бы одной недели. | ||||
Функциональная диарея | Это безболезненная дефекация 3 и более раз в сутки большим количеством неоформленных испражнений, длящиеся 4 и более недель с дебютом в периоде новорожденности или в дошкольные годы. При этом отсутствует отставание роста, если рацион достаточно калорийный. | ||||
Функциональный запор (ФЗ) | Нарушение функции кишечника, которое проявляется увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематическим недостаточным опорожнением кишечника. | ||||
Функциональная диспепсия (ФД) | Это симптомокомплекс, встречающийся у детей старше 1 года, характеризуется дискомфортом и/или болью в верхних отделах живота, чувством быстрого насыщения, тошнотой, рвотой, вздутием живота, если при обследовании не удается выявить любые органические заболевания. | ||||
Хронический гастродуоденит (ХГД) | Хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, сопровождающееся неспецифической структурной перестройкой слизистой оболочки и железистого аппарата желудка и 12-перстной кишки (дистрофические, воспалительные и дисрегенераторные изменения), расстройством секреторной, моторной и, нередко, инкреторной функции желудка и 12-перстной кишки. Возможно появление метаплазии (желудочной, кишечной). | ||||
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки | Хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся образованием язвенного дефекта в стенке желудка или 12-перстной кишки на фоне воспалительных изменений слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки, склонное к прогрессированию, с вовлечением в патологический процесс других органов и систем, развитием осложнений, угрожающих жизни больного. | ||||
хронический запор | Это, прежде всего, стойкое или часто повторяющееся, сроком более 3 мес. нарушение функции толстой кишки с урежением частоты стула (менее 3 раз в неделю, для детей до 3 лет — менее 6 раз в неделю), вынужденным натуживанием, занимающим более 25% времени акта дефекации, ощущением «неполного опорожнения кишки». | ||||
Синдром раздраженного кишечника (СРК) (синдром раздраженной толстой кишки, дискинезия кишечника, дискинезия толстой кишки, спастический колит, спастическая толстая кишка, функциональная колопатия, слизистая колика, невроз кишки и др ..) | Функциональные гастроинтестинальные нарушения, вызванные расстройствами моторной функции кишечника, характеризующиеся абдоминальной болью и нарушением кишечных функций без специфической органической патологии. | ||||
Хронический энтерит (ХЭ) | Полиэтиологическое заболевание основу которого составляют воспалительные и дистрофические процессы в стенке тонкой кишки, которое вызывает нарушения пищеварительной, выделительной и двигательной функции органа и, как следствие, нарушение обмена веществ. | ||||
Хронический колит (ХК) (хронический неязвенный колит) | Хроническое воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки толстой кишки с преобладанием в клинической картине признаков функциональных расстройств. | ||||
Язвенный колит (ЯК) | Хроническое заболевание с прогрессирующим рецидивирующим течением, с периодами кровавой диареи, основой которого является воспалительный процесс в толстой кишке с выраженными деструктивными изменениями ее слизистой оболочки и подслизистого слоя. | ||||
Болезнь Крона (БК) (син.: терминальный, регионарный илеит, гранулематозный энтероколит) | Хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся трансмуральным гранулематозно-язвенным воспалением преимущественно терминального отдела подвздошной и слепой кишки. | ||||
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Современные взгляды на этиологию и патогенез органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.
2. Классификация (клиническая и клинико-патогенетическая) органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки, функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста, функциональных и органических заболеваниях кишечника у детей.
3. Основные клинические синдромы органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.
4. Дифференциальная диагностика органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.
5. Лабораторно-инструментальная диагностика органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.
6. Современные подходы к лечению органических и функциональных заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной кишки (эзофагоспазме, функциональной диспепсии, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки), функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста (синдроме срыгивания, аэрофагии, руминации, синдроме циклической рвоты, кишечных коликах, функциональной диарее, затруднении дефекации у новорожденных, функциональном запоре), функциональных и органических заболеваниях кишечника (синдроме раздраженного кишечника, хроническим энтерите, хроническом колите, язвенном колите, болезни Крона) у детей.
7. Принципы диспансерного наблюдения за детьми с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
4.3.Практические задания, которые выполняются на занятии:
1. Работа с тестовыми заданиями.
2. Работа студентов в палатах у постели больных детей с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
3. Интерпретация дополнительных методов обследования.
4. Клинический разбор больных с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
5. Решение ситуационных задач.
6. Назначение лечения, каждому отдельному ребенку с органическими и функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДІАГНОСТИКА АБДОМИНАЛЬНОЙ БОЛИ У ДЕТЕЙ
Боли в животе (БЖ) являются одной из наиболее частых жалоб, предъявляемых детьми и их родителями, и одной из ведущих причин экстренной госпитализации детей. В возрасте 7 лет БЖ отмечаются у каждого пятого ребенка, в 11 лет – у 19%, в 15 лет – у 17%. По данным I. St. James-Roberts, рецидивирующие боли в животе могут быть одной из самых вероятных причин беспокойства и плача ребенка. Примерно 23% детей к 6-недельному возрасту кричат по ночам, страдая от кишечных колик. В школьном возрасте жалобы на рецидивирующие БЖ предъявляют более половины детей. В некоторых случаях боли проходят бесследно и не требуют проведения углубленного обследования и серьезного лечения, но в 50-70% случаев они продолжают беспокоить пациента, требуя уточнения причин их стойкого рецидивирующего течения.
Боль – сложное, резко отрицательное, эмоционально окрашенное ощущение, возникающее при действии повреждающих факторов на структуры, имеющие специальные рецепторы. Международной ассоциацией по изучению боли (IASP) дано следующее определение: боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое в терминах данного повреждения.
Дата добавления: 2016-12-07; просмотров: 664 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник