Диагноз заикание код по мкб
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Содержание
- Синонимы диагноза
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
Названия
F98,5 Заикание [запинание].
F98.5 Заикание [запинание]
Синонимы диагноза
Заикание, заикание и другие дефекты речи у детей, логоневроз, клоническая форма заикания.
Описание
Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
По статистике более 3 млн людей по всему миру заикаются. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда нарабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 3 % взрослых заикается.
F98.5 Заикание [запинание]
Симптомы
Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков.
Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.
При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.
Причины
Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть мнение что заикание возникает в следствии испуга в раннем возрасте у детей, можно лечить разными способами. У взрослых людей заикание может может появиться в следствии контузии, такое заикание может пройти со временем.
Лечение
Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.
Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.
В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.
При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикаю-щегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.
В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.
При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.
Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.
Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстанов-ление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важ-ных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.
Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффек-тивности коррекции этого нарушения речи.
Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:
• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);
• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
• комплексностью воздействия;
• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и ; установкой на учение.
Источник
Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.
Исключены:
- приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
- синдром Клейне-Левина (G47.8)
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
- расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)
F98.0
Энурез неорганической природы
Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.
Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы
Функциональный энурез
Психогенный энурез
Недержание мочи неорганического происхождения
Исключен: энурез БДУ (R32)
F98.1
Энкопрез неорганической природы
Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).
Функциональный энкопрез
Недержание кала неорганической природы
Психогенный энкопрез
При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.
Исключен: энкопрез БДУ (R15)
F98.2
Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте
Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).
Расстройство срыгивания у младенцев
Исключены:
- нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
- трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
- проблемы новорожденного (P92.-)
- поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)
F98.3
Поедание несъедобного младенцами и детьми
Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.
F98.4
Стереотипные двигательные расстройства
Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.
Привычная стереотипия
Исключены:
- аномальные непроизвольные движения (R25.-)
- двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
- кусание ногтей (F98.8)
- ковыряние в носу (F98.8)
- стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (F95.-)
- трихотилломания (F63.3)
F98.5
Заикание [запинание]
Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.
Исключены:
- тики (F95.-)
- речь взахлеб (F98.6)
Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.
Исключены:
- заикание (F98.5)
- тики (F95.-)
F98.8
Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст
F98.9
Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное
Источник
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)
Категории МКБ:
Заикание [запинание] (F98.5)
Общая информация
Краткое описание
Заикание (запинание) — речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи. Заикание — нарушение речи, в основе которого лежит спазм или судорожное состояние речевой мускулатуры, возникающее под влиянием острых или слабых, но продолжительно действующих психических травм.
Протокол «Заикание (запинание)»
Коды по МКБ-10: F 98.5
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
По этиологии:
1. Невротическое заикание.
2. Неврозоподобное заикание.
3. Смешанное.
По клиническим проявлениям:
I. Клоническая форма.
II. Тоническая форма.
III. Клонико-тоническая форма.
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.
Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.
При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.
Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.
Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.
Лабораторные исследования: без патологии.
Инструментальные исследования
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.
Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.
Исследование глазного дна, консультация окулиста.
ЭКГ — при астенических состояниях.
Показания для консультации специалистов:
1. Окулист — осмотр глазного дна.
2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.
3. Психолог — определение психологического статуса.
4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.
5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
— общий анализ мочи;
— АЛТ;
— АСТ;
— кал на яйца глист.
Основные диагностические мероприятия:
— общий анализ крови;
— общий анализ мочи;
— окулист;
— ЭЭГ;
— логопед;
— психолог.
Дополнительные диагностические мероприятия:
— психиатр;
— КТ головного мозга;
— ЭКГ;
— кардиолог;
— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;
— ЛОР врач;
— педиатр;
— МРТ головного мозга;
— гастроэнтеролог.
Дифференциальный диагноз
Признак | Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание | Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями |
Психо-речевое развитие в первые два года жизни | Соответствует возрастным нормам, иногда опережающее | С задержкой | С задержкой |
Развитие навыков самообслуживания | Без заметных отклонений | С задержкой | С задержкой |
Локализация судорог | Преимущественно дыхательно-вокальные | Преимущественно в артикуляционном аппарате | Во всех группах мышц, связанных с речью |
Звукопроизношение | Без особенностей | Часто дислалия, иногда дизартрия | Различное |
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений | Высокая, порой чрезмерная | Резко снижена | Недостаточная |
Сроки и обстоятельства появления заикания | После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7 летнем возрасте | В период становления речи | Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно 12-15 летнем возрасте) |
Физическая ослабленность Эмоционально-волевая незрелость | Не влияет на заикание | Резко усиливает, мешает преодолению больным речевого дефекта | Усиливает заикание |
Лечение
Тактика лечения
Заикание — симптом различных заболеваний, поэтому лечение проводится всех заболеваний, проявлением которой оно является. Необходима правильная диагностика формы заикания и сопутствующих расстройств, анализ факторов провоцирующих и поддерживающих заикание. В лечении заикания важную роль играет психотерапия, включающая, прежде всего, режимные моменты, восстановление коммуникативной функции речи, исключение невротизирующей ситуации, реконструкция социальной значимости личности, улучшение адаптационных механизмов, обучение детей способам самоконтроля, аутогенная тренировка, ликвидация признаков девиации личности.
Необходимо создание лечебно-охранительного режима, проведение общеоздоровительного лечения, санация хронических очагов инфекции, назначение седативной терапии — сбор седативных трав, настойка пустырника, валериана, персен, ново-пассит, сонапакс и др. Эффективна седативная иглорефлексотерапия; ЛФК; лечение проявлений церебральной недостаточности — патогенетическая, дегидратационная, противосудорожная, стимулирующая терапия, применяются препараты улучшающие метаболические и биоэнергетические процессы в нервных клетках, влияющие на нейромедиаторные системы мозга — ноотропы: пирацетам, пиридитол, гопантеновая кислота и др. Физиолечение — электрофорез по Щербаку или Вермелю, электросон, электростимуляция правого диафрагмального нерва при дыхательных судорогах, кислородные коктейли.
Цели лечения: устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Своевременное лечение заикания у детей поможет предупредить негативное воздействие этой патологии на формирование личности, на психическое состояние ребенка и его адаптацию в обществе.
Немедикаментозное лечение
Режим (спокойная обстановка, без перегрузок), создание лечебно-охранительного режима, дневной сон, закаливающие процедуры, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения.
Психотерапия заключается в оздоровлении психики заикающегося ребенка, которое осуществляется через воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, воспитание полноценной личности, воздействие на микросоциальную среду. Проводится прямая и косвенная психотерапия.
Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение близких людей. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, внушения убеждения и обучения.
Различают два вида воздействия словом:
— рациональная или разъяснительная психотерапия;
— суггестивная терапия, в которой выделяются — внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).
Самоконтроль речи у детей старшего возраста, контроль речи со стороны взрослых у детей младшего возраста.
Фитотерапия — экстракт валерианы, пустырника, пассифлоры, хмеля, мелиссы, мяты; сана-сон.
Занятия с психологом направлены на ликвидацию патологического формирования личности, прививание детям навыков общения со сверстниками.
Рефлексотерапия основана на использовании приемов древней восточной медицины.
Физиотерапевтические процедуры, электрофорез по Щербаку или Вермелю, электросон, расслабляющий массаж воротниковой зоны, кислородный коктейль.
ЛФК и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу легочной и сердечнососудистой системы, повышают обмен веществ, что способствует укреплению уверенности, улучшают координацию, помогают избавиться от комплексов, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
Логопедическая коррекция — включает систему логопедических занятий, направленных на развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря.
Медикаментозное лечение:
— седативные: тофизопам (грандаксин), клоразепат (транксен), мебикар, ноофен, персен, ново-пассит, сонапакс, хлорпротексин.
— ноотропы: пирацетам, пиридитол, гопантеновая кислота;
— с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин, гинкго-билоба;
— витаминотерапия — витамины группы В, фолиевая кислота, аевит;
— общеукрепляющие средства — глицин, магне В6.
Дальнейшее ведение: работа с родителями заикающихся детей. Родители должны получить квалифицированную консультацию, как от врача, так и от логопеда о причинах заикания, простейших способах его коррекции, знать, как оказывать помощь в закреплении полученного навыка плавной речи. Необходимо устранение психической травмы, правильный режим дня. Дальнейшее наблюдение и занятия с логопедом по месту жительства, строгое выполнение рекомендаций логопеда. С 3-х летнего возраста оформление в специализированный детский сад. В школьном возрасте при тяжелом заикании определение в школу с нарушением речи.
Основные медикаменты:
1. Адаптол, таблетки 0,3
2. Актовегин, ампулы 2 мл по 80 мг
3. Глицин, таблетки 0,1
4. Магния лактат+пиридоксина гидрохлорид — магне В6
5. Ново-пассит, таблетки покрытые оболочкой, раствор для внутреннего применения
6. Ноофен, таблетки 0,25
7. Пиридоксин гидрохлорид — ампулы 1 мл 5%, витамин В6
8. Тиамин бромид, ампулы 1 мл 5%
9. Тиамин бромид, ампулы 1 мл 5%
10. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 и 25 мг
11. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
12. Цианкобаламин, ампулы 1 мл 200 и 500 мкг
Дополнительные медикаменты:
1. Аевит в капсулах
2. Винкамин (оксибрал), капсулы 30 мг
3. Гопантеновая кислота, таблетки 0,25
4. Грандаксин, таблетки 50 мг
5. Персен, таблетки
6. Пирацетам, таблетки 0,2, 0,4
7. Пиридитол, суспензия, таблетки 0,1
8. Танакан, таблетки 40 мг
9. Хлорпротиксен 15, таблетки
10. Эктракт валерианы, таблетки 20 мг
Индикаторы эффективности лечения:
1. Устранение заикания, приобретение навыков правильной речи и поведения в разнообразных ситуациях.
2. Улучшение коммуникативной функции речи.
3. Уменьшение судорог в артикуляционном аппарате, дыхательной мускулатуре.
4. Самоконтроль речи.
5. Повышение эмоционального и психического тонуса.
Госпитализация
Показания к госпитализации (плановая): упорное заикание, соматовегетативные нарушения, астения, депрессия, навязчивые состояния, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, нарушение сна, нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Профилактика
Профилактические мероприятия:
1. Устранение психической травмы.
2. Соблюдение охранительного режима, ограничить непосильные, чрезмерные нагрузки, дневной сон, налаживание межличностных отношений, исключать эмоциональное перенапряжение.
3. Лечение проявлений церебральной недостаточности.
4. Санация хронических очагов инфекции.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №239 от 07.04.2010)
- В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев « Неврозы у детей и их лечение» Ленинград 1977г.
Логопедия под редакцией проф. Л.С. Волковой Москва 1989г.
Н.К. Благосклонова, Л.А. Новикова «Детская клиническая электроэнцефалография». Руководство для врачей. Москва 1994 г.
Клиническая педиатрия под редакцией проф. Бр. Братанова София 1983 г.
Заикание у подростков. Составитель М.И. Буянов. Москва 1989 г.
Основы логопедии. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Москва 1989
- В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев « Неврозы у детей и их лечение» Ленинград 1977г.
Информация
Список разработчиков:
№ | Разработчик | Место работы | Должность |
1. | Балбаева Аиым Сергазиевна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение № 3 | Врач-ординатор |
2. | Кадыржанова Галия Баекеновна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3 | Заведующая отделением |
3. | Серова Татьяна Константиновна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1 | Заведующая отделением |
4. | Мухамбетова Гульнара Амерзаевна | КазНМУ, кафедра нервных болезней | Ассистент, кандидат медицинских наук |
Прикреплённые файлы
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта», не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта» являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник