Детский сад для детей с синдромом дауна москва
Вопрос, вынесенный в заголовок, становится все более и более актуальным для родителей. Ведь постепенно у них появляется реальная возможность выбирать дошкольное учреждение для своего ребенка с синдромом Дауна.
Что привело к такому положению вещей? С одной стороны, это положительные изменения в системе образования, с другой – более высокий уровень готовности особых детей к детскому саду. Если добавить к этому то, что наше общество учится цивилизованно относиться к людям с особыми образовательными потребностями, то позитивность происходящих перемен в отношении обучения детей с синдромом Дауна становится очевидной. Тем не менее, все это не снимает вопросов и тревог родителей при выборе детского сада.
На наш взгляд, эти переживания могут быть в значительной степени вызваны недостатком информации по данному вопросу, что, в свою очередь, затрудняет принятие взвешенного решения о первых шагах ребенка по образовательному маршруту.
Попытаемся описать основные типы детских садов, имеющихся в нашей стране, их достоинства и недостатки. Основным аргументом, который поможет нам при осуществлении выбора, станет мнение педагогов и психологов, ученых и практиков о том, что оптимальным для развития и социализации особого ребенка является сочетание специализированной помощи с нахождением в коллективе нормально развивающихся сверстников.
Прежде всего, отметим систему специализированных садов, которые в настоящее время принято называть садами компенсирующего вида.
Эти сады специально созданы для детей с различными нарушениями развития, например, для детей с нарушением зрения, слуха, ортопедическими проблемами или нарушениями психического развития. Чем характеризуются такие сады и группы? Прежде всего, низкой наполняемостью групп и наличием квалифицированных специалистов – педагогов и психологов. Специализация педагогов может быть различной, она зависит от вида компенсирующего сада: например, с детьми с нарушением слуха будут работать сурдопедагоги, с детьми с потерей зрения – тифлопедагоги, а с малышами, у которых нарушение психического развития – дефектологи/коррекционные педагоги. В таких садах, в большинстве случаев, предусмотрены и ставки логопедов. Занятия строятся на основе коррекционной программы, учитывающей особенности развития детей, что позволяет обеспечить как дополнительный уход, так и специальные развивающие занятия.
Таким образом, ребенок получает в саду необходимую специализированную поддержку, однако от родителей требуется создание дополнительных условий для общения ребенка с обычно развивающимися сверстниками. Это может быть кружок, секция, «развивалка» или просто постоянная компания на детской площадке.
Следующий вариант – это возможность отдать ребенка в обычный детский сад.
Положительная сторона такого решения заключается в том, что ребенок находится в коллективе обычных сверстников. Но нельзя забывать и о том, что его потребность в специальной поддержке оказывается неудовлетворенной. Это значит, что родителям предстоит обеспечить ребенку дополнительное специальное обучение, что зачастую требует таких ресурсов, как время и финансы.
И, наконец, назовем детские сады, признанные во всем мире в качестве оптимального варианта для обучения детей с синдромом Дауна – интегративные (или инклюзивные) сады, которые призваны сочетать в себе преимущества вышеназванных типов садов, а именно – возможность получения ребенком специальной помощи и нахождение в коллективе обычно развивающихся сверстников.
Какой сад можно считать инклюзивным?
Важно понимать, что интеграция – это не просто наличие нескольких особых детей в стенах детского сада, скорее это модель, при которой ребенок с особенностями развития, интегрированный в общеобразовательную среду, не лишается необходимой ему специализированной помощи. Это означает, что в учреждении должны быть соответствующие специалисты и условия для реализации коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки ребенка и его семьи. Существует несколько видов инклюзивной модели: ребенок может воспитываться в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида либо, воспитываясь в группе вместе с обычно развивающимися детьми, обязательно получает коррекционную помощь. Таким образом, интеграция сближает две образовательные системы, общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Не останавливаясь подробно на различных вариантах интеграции, скажем, что она может быть частичной, или временной, когда дети с особыми образовательными потребностями объединяются с обычными детьми во время определенных занятий и мероприятий. Уровень/полнота интеграции зависит как от возможностей учреждения, так и от готовности самого ребенка. В данном случае на первое место выходят не учебные знания ребенка, а уровень развития навыков самообслуживания и социализации, то есть готовность находиться в коллективе сверстников. Преимущества таких садов очевидны: инклюзия способствует социализации дошкольников с особыми потребностями, а для обычно развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единство разных личностей.
Обратимся к результатам исследования, которые позволяют нам сделать выводы об уровне образовательной инклюзии в детских садах. Исследование было проведено в пятнадцати ДОУ города Томска, что, тем не менее, позволяет нам получить достаточно ясное представление о существующем положении дел. Полученный материал – иллюстрация того, насколько оправдано в условиях современной российской действительности предпочтение инклюзивных форм воспитания и обучения традиционным – обучению в специализированных ДОУ.
* Статья кандидата психологических наук Н. А. Урядницкой, подготовленная совместно с кандидатом психологических наук В.Р. Шмидт, в журнале «Синдром Дауна. XXI век» № 1(8) 2012 г.
Приводим выводы по результатам проведенного исследования:
- Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных руководящих органов образования. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.
- Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с особыми образовательными потребностями (ООП).
- Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывают недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания. В целом лишь половина ДОУ начинают деятельность по инклюзивному воспитанию дошкольников с ООП, не испытывая недостатка в каких-либо ресурсах.
- Подавляющее большинство ДОУ проводят образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически не осуществляется.
- Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу детей с особыми образовательными потребностями (ООП), среди которых есть дети с синдромом Дауна.
- При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты; наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко (1 к 3 и выше).
- Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
- Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации особых детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.
- Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностика и консультирование родителей.
- Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступают в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования в подавляющем большинстве решается на уровне ПМПК с учетом пожеланий родителей ребенка.
Как мы видим, при всех положительных сторонах инклюзивного образования, в настоящее время существенная часть таких садов не может в полном объеме оказать детям специализированную поддержку. Что же может помочь вам определиться в том, насколько детский сад отвечает требованиям инклюзии? Прежде всего, необходимо учесть, что у вашего ребенка есть риск попасть в детский сад с так называемой «стихийной интеграцией», когда название «инклюзивный» означает лишь наличие в дошкольном учреждении детей с особенностями развития. Фактически, это тот же массовый детский сад, в котором ваш ребенок не сможет получать необходимую специализированную помощь. Несмотря на отсутствие нормативно-правового обеспечения инклюзивных дошкольных (и школьных) учреждений, есть признаки, которые помогут вам оценить готовность сада к осуществлению инклюзии: детский сад считается инклюзивным, если в нем есть как минимум одна инклюзивная группа.- Инклюзивная группа объединяет детей с особенностями развития и их обычно развивающихся сверстников. — Наполняемость инклюзивной группы – не более 17 человек. Среди них может быть не более двух-четырех детей с особенностями развития. — Важно, чтобы детям с нарушениями развития при необходимости могли быть обеспечены вариативность обучения и индивидуальный режим посещения. Инклюзивная группа предполагает укомплектованность необходимыми специалистами, владеющими передовыми методиками и специализированными коррекционно-педагогическими методами обучения и воспитания.В инклюзивной группе, помимо воспитателей и помощников воспитателей, должны быть психологи, дефектологи (разного профиля), логопеды. В ряде садов предусматриваются ставки инструкторов ЛФК и массажистов.Таким образом, главным фактором в принятии решения должна быть не только готовность детского сада принять малыша, но и возможность учреждения обеспечить оптимальные условия для его развития.Все это приводит нас к мысли о том, что для принятия оптимального решения при выборе дошкольного образовательного учреждения необходимо исходить из оценки конкретной ситуации в конкретном месте проживания каждой семьи. Вопросы престижа, чувства социальной справедливости, желание быть на передовом рубеже и другие мотивы – всё должно отступать перед соображениями интересов и потребностей ребенка.
Источник
Садики для особых детей «Светлый Город» и «Радуга» проводят свой пятый учебный год. Ежегодно здесь обучается порядка 50 ребят с нарушениями в развитии, многим из которых отказали в приеме государственные садики по причине тяжести заболевания.
Детские Центры Надежды Самойловой ставят перед собой две серьезные задачи:
- Обеспечить детям с нарушениями в развитии (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, задержки и другие нарушения развития) нормальное детство. Что это значит? Это значит, что особому ребенку больше не нужно сидеть дома и общаться только с мамой. У него есть еще садик, друзья-ровесники и любимые педагоги.
Особому ребенку важно общаться с другими детьми и взрослыми. Его родителям важно, чтобы ребенок развивался, двигался к норме. Садики делают и то, и другое.
- Дать родителям возможность жить, как обычные люди: ходить на работу, заниматься любимым делом и быть просто родителями, а не узкими специалистами по коррекции развития детей.
Как работают садики для особых детей?
Садики посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет, в группе – максимум 8 человек. Воспитатели выделяются на каждую тройку детей, чтобы все ребята были под присмотром и получали должный уход.
У каждого воспитанника есть свое расписание и план занятий – индивидуальный маршрут развития. В конце каждого месяца проводится оценка – педагоги пишут отчет об успехах, достижениях и планах развития ребенка. Все индивидуальные занятия фиксируются в тетрадках-дневниках, чтобы родители могли посмотреть, чем занимался ребенок, и поддержать обучение дома.
Еще у каждого малыша есть куратор – воспитатель, который знает все, что происходит с ребенком в садике, поддерживает развивающие занятия специалистов в группе, общается с родителями и становится близким другом ребенку.
В течение дня проходят групповые занятия с воспитателями: дети занимаются лепкой, аппликацией, чтением, проводятся музыкальные уроки и т.д. Часто в садики приезжают артисты и музыканты, проводятся мастер-классы, устраиваются концерты и небольшие шоу. Друзья наших садиков приглашают наших ребят бесплатно посетить зоопарк, дельфинарий, дарят билеты в театр.
Кроме занятий, дети гуляют на детской площадке, укладываются на дневной сон и кушают 3 раза в день (завтрак, обед и полдник). А вечером – ждут маму или папу, идущих после работы.
Новое в «Светлом Городе» — школа для особых детей
Идея открытия школы для детей с особенностями развития родилась не на пустом месте. Все меньше и меньше становится коррекционных школ и инклюзивных классов с очной формой обучения для всех учащихся. Если этот процесс продолжится, то у детей, которые не могут посещать обычные школы, будет всего два пути: домашнее обучение или коррекционная школа-интернат.
Разумеется, большинство родителей не устраивают эти варианты. Надомное обучение – это снова отрыв от коллектива, отсутствие общения со сверстниками и необходимость постоянно находиться кому-то из родителей дома с ребенком, то есть уйти с работы. Сдать ребенка в школу-интернат – для многих слишком тяжелое решение, при этом в большинстве случаев – не целесообразное, которое принесет ребенку больше вреда, чем пользы.
В этой ситуации можно сделать только одно – научить особых детей учиться в обычных школах. В связи с этим садики начали разрабатывать экспериментальную программу подготовки к школе и адаптированную программу начальной школы для смешанной группы детей (то есть детей с разными особенностями).
Обучение в школе будет проходить в специально оборудованных классах на базе уже работающих садиков. Важно, чтобы дети привыкли к «школьной» обстановке: парты, доска, учитель, звонок, уроки, домашние задания.
Набор в школу только начался, и будет продолжаться в течение года, так что о результатах этого смелого эксперимента будет известно позднее.
Садики и подготовительно-начальная школа Надежды Самойловой для детей с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и другими нарушениями развития находятся по адресам:
«Светлый Город», ул. Зайцева, д. 41, метро «Кировский завод».
Телефон +7 812 612-20-69, 8(911)279-30-29
«Радуга», ул. Большая Десятинная, д. 18/2, ж/д станция «Озерки», метро «Удельная».
Телефон 8(964)380-50-02
Садики работают круглый год, школа – пока по обычному учебному расписанию, но набор ведется постоянно. Следите за новостями Детских Центров Надежды Самойловой в официальной группе Вконтакте https://vk.com/svetlyj_gorod
Источник
Когда мы отдаем ребенка в детский сад, мы, конечно, очень волнуемся. Как он будет себя чувствовать в незнакомой обстановке, не растеряется ли? Не обидят ли его? Сумеет ли он играть с ребятами и заниматься с педагогами? Что важнее: научить его говорить и собирать пирамидку или самостоятельно есть и проситься в туалет? В этом номере журнала своими многолетними наблюдениями и советами делятся специалисты и воспитатели детских садов, которые давно и хорошо знают детишек с синдромом Дауна, рады заниматься с ними и готовы к взаимопониманию и сотрудничеству с родителями ради благополучия и успешного развития малышей.
Детский сад: готовимся заранее
Л.А. Зигле – заместитель заведующей по инновационной деятельности, Е.А. Ахмерова – воспитатель (ассистент), Е.В. Каргина – учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 41, Санкт-Петербург
Сегодня мы хотим поделиться с вами, дорогие родители, своими наблюдениями, размышлениями и выводами двадцатилетнего опыта работы с особыми детьми в детском саду № 41 «Центр интегративного воспитания» Санкт-Петербурга. Наш детский сад создал модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения для детей от рождения до семи лет и их родителей. Модель состоит из двух подразделений: Службы ранней помощи (от рождения до трех лет) и групп совместного воспитания (от трех до семи лет).
Первое, что мы хотим вам сказать: «Цените время!» Чем раньше вы начнете искать специалистов, которые окажут помощь в развитии и воспитании малыша, тем успешнее он подготовится к детскому саду и легче адаптируется в нем. На наш взгляд, очень важно пройти программы раннего вмешательства, которые предоставляют службы ранней помощи и лекотеки. Наши наблюдения и исследования показывают, что дети, получившие помощь в раннем возрасте, легче адаптируются и более успешны в социализации.
Когда этап раннего вмешательства заканчивается, важно обеспечить ребенку плавный переход в программы для детей дошкольного возраста. В это время вы с малышом знакомитесь с теми взрослыми, которые будут окружать ребенка, и с детьми группы, которую он будет посещать. Покажите ребенку его маршрут в детском саду, чтобы он почувствовал себя безопасно и уверенно по дороге в свою группу. В самой группе тоже много интересного. Все помещения группы: игровую, спальню, столовую, туалет, – надо исследовать.
С самой первой встречи старайтесь устанавливать дружеские, доверительные отношения с персоналом группы. Будьте откровенны! Говорите о своих переживаниях и проблемах. Нам очень важно знать не только о том, что вас волнует, но и какие пути решения вы видите. Как бы вам сложно ни было рассказать о проблеме, говорите искренне. Нам важна достоверная информация о достижениях вашего малыша, не преувеличивайте и не приукрашивайте ситуацию. Только совместными усилиями мы найдем более адекватные и эффективные подходы к решению вопросов, волнующих и вас, и нас. А этих проблемных моментов впереди много… Начнем решать их по порядку. Очень важно, чтобы ребенок был готов к режиму дня в детском саду. Постарайтесь, начиная с заключительного этапа программ раннего вмешательства, перестроить режим дня малыша, максимально приблизив его к распорядку детского сада. Не забывайте про своевременный подъем, дневной сон (с 13 до 15 часов) и вечернее время сна. Продумайте режим пребывания ребенка в детском саду в адаптационный период: пусть он постепенно входит в детский коллектив, и для этого просто увеличивайте время его нахождения в детском саду с нескольких часов до целого дня, с нескольких дней до полной недели.
Очень важно поощрять самостоятельность ребенка, хотя это потребует времени и терпения с вашей стороны. Конечно, делая что-то сам, малыш может создать беспорядок: неаккуратно есть, разбрасывать игрушки, одежду. Но все же не торопитесь сделать за него все сами – накормить, одеть, убрать. Такая помощь ребенку не во благо; она затрудняет его развитие и вообще дальнейшую жизнь. Осознайте важность воспитания самостоятельности! Найдите время на то, чтобы вначале делать все вместе с малышом, а затем терпеливо будьте рядом, когда он станет это делать сам, и только в крайнем случае приходите на помощь.
Для детского сада подберите одежду, удобную для малыша, с простыми застежками, чтобы он мог сам учиться одеваться и раздеваться. Обязательно принесите в детский сад запас одежды на смену, предусмотрите специальный комплект для прогулок, в котором ребенку будет удобно играть на улице в любую погоду.
Мы знаем: вы понимаете своего малыша очень хорошо, без слов, предугадывая его желания. Но помните, что ребенку важно дать время, чтобы он выразил свое желание доступным ему способом: взглядом, жестом, звуком, слогом, словом, с помощью картинки, игрушки. Только когда он сделает это, вы можете озвучить его, например, сказать: «Ты хочешь пить? На, пей», «Это мяч. На мяч!». Рекомендуем подумать об использовании системы картинок, которые представят последовательность ваших действий. Нужно сопровождать ваши с ребенком повседневные действия простыми фразами: «Мы моем руки. Берем мыло, намыливаем, смываем». Таким образом, малыш многократно слышит слова, связывает их с предметами и действиями, быстрее начинает понимать речь и затем озвучивать свои желания и потребности самостоятельно.
Коммуникация очень важна, ведь в детском саду ребенку надо будет общаться с новыми незнакомыми людьми, взрослыми и детьми. Чем большим разнообразием средств коммуникации ребенок владеет, тем ему проще будет адаптироваться в детском коллективе. И еще, вы хорошо знаете своего малыша, а мы – нет. Поделитесь с нами вашим опытом общения с ребенком: какие слова он понимает, что умеет называть сам, какие предметы или действия может обозначить определенным звуком или сочетанием звуков, что может показать жестом и т. д. Эти нюансы очень важны для сотрудников детского сада, которые будут общаться с ребенком.
Дорогие мама и папы, побольше узнать о нашем детском саде вы можете на сайте https://41dou.ru/. Удачи вам!
Подготовка малыша к детскому саду
М.А. Денисова, учитель-логопед, Ю.Б. Масарновская, учитель-дефектолог Службы ранней помощи детского сада комбинированного вида № 1465, г. Москва
Навыки социализации и коммуникации
В первую очередь, ребенку следует научиться не бояться сверстников. Ему должно быть интересно находиться вместе с ними в группе, включаться в простую игру. Чтобы не бояться сверстников, помимо занятий, которые ребенок посещает практически ежедневно, малыша необходимо водить гулять на обычную детскую площадку. Ведь только там и складываются отношения между детьми. Не надо избегать контактов с типично развивающимися ребятами и их родителями. Такой опыт общения – неоценимый вклад в копилку социализации вашего малыша. Конечно, иногда в таком общении вашему ребенку может потребоваться помощь: не отказывайте ему и ни в коем случае не отчаивайтесь, если общение не получилось с первого раза.
Помимо круга общения на детской площадке, наверняка у вас есть знакомые с детьми такого же возраста. Ходите в гости друг к другу, организуйте совместные праздники и мероприятия, ведь это не только поможет расслабиться вам, но и даст вашему ребенку еще одну возможность пообщаться со сверстниками. Впоследствии он намного лучше адаптируется в группах детского сада.
Бытовые навыки
Умения самостоятельно есть и пить, раздеваться и одеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому – это важные навыки, которые помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, развивают самостоятельность и активность. Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке – огромное достижение. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и крупная моторика находятся в начальной стадии развития и имеют свои особенности у детей с синдромом Дауна, поэтому вашему ребенку так трудно освоить каждое новое действие. Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять эти операции более уверенно? Он будет хорошо представлять себе конечный результат, ориентируясь в свойствах предметов, владеть движением и контролировать свои действия. Ведь для детей режимные моменты – это также игра, в которую включен взрослый. Малышу в дальнейшем будет легче освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным и радует своими успехами окружающих.
Один из способов, позволяющих достаточно быстро освоить первичные бытовые навыки, – это разбиение конкретного навыка на отдельные составляющие (шаги). Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для малыша, который учится достаточно быстро и с удовольствием, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится не так быстро, – много маленьких. Но не стоит отчаиваться, если у малыша не получилось с первого раза, ему необходимо ваше одобрение и поддержка. Ключ к успеху – это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Например, умение мыть руки можно разбить на четыре шага: 1) включить воду; 2) намылить руки; 3) сполоснуть руки; 4) выключить воду.
Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шаги, то есть начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить действие – выключить воду. Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть меньше, отодвигая стартовую черту от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Если следовать этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу. И непременно хвалите его, ведь он большой молодец, даже если просто согласился помыть руки вместе с вами.
Режим детского сада
Поддержание режима, близкого к режиму детского сада, позволяет подготовить малыша к посещению нового места с новыми, еще не знакомыми для него условиями. Старайтесь по возможности вставать рано, завтракать, затем играть и заниматься, гулять, обедать, укладывать малыша спать днем. Усвоение режима способствует благоприятной адаптации ребенка в детском саду, он будет чувствовать себя более комфортно и уверенно.
Когнитивное развитие
Для ребенка будет полезным, если он еще до детского сада приобретет опыт занятий, на которых к нему предъявляются определенные требования. Если малыш способен в течение некоторого времени сосредоточиться на занятии, понимает простую систему требований, владеет умением быстро входить в контакт с новым взрослым, ему будет намного легче сориентироваться в условиях детского сада, где будут обязательно проходить групповые и индивидуальные занятия. Ребенку важно иметь необходимый уровень первичной подготовки, тогда усвоение новых знаний будет более успешным.
Что должен уметь ребенок для поступления в детский сад?
Д.А. Уразаева, логопед, детский сад комбинированного вида № 1465, г. Москва
Оказываясь в новые условиях, любой человек ощущает себя несколько незащищенным и неуверенным. Что говорить о детях, которые, попадая в детский сад, остаются одни, без мамы, с малознакомыми «тетями» и среди разных (кричащих, плачущих, порой агрессивных или, наоборот, тихих и малообщительных) сверстников! С такими условиями сталкиваются и наши подопечные с синдромом Дауна. Педагоги стараются уделить им чуть больше внимания, чем остальным, зная об особенностях их развития. И каждый раз несказанно радуются, когда особый ребенок легко входит в коллектив и основательно подготовлен к посещению детского сада.
Эта подготовка, безусловно, ложится на плечи родителей и ближнего окружения детишек. На что же именно следует обратить особое внимание родителей, когда мы предлагаем им сделать основной упор на формирование социальных навыков и самообслуживания?
Во-первых, как уже напомнили мои коллеги, формат работы любого детского сада предполагает ежедневный режим с обязательными моментами: приемом пищи, прогулкой, тихим часом, развивающими занятиями. Поэтому огромным подспорьем в адаптации ребенка к условиям сада является упорядоченный режим дня.
Второй сложный момент в адаптации ребенка к саду касается социальных навыков – общения со сверстниками и педагогами. Проще понять ребенка, который может выразить свою просьбу или потребность. Если речевые навыки малыша ограничены, на помощь могут придти жестовые обозначения или звукоподражательные формы просьб. Об этом родители обязательно должны сообщить воспитателям, чтобы те, в свою очередь, могли понять, когда ребенок хочет в туалет или почему он отказывается от еды.
Не менее важным для малыша является установление контакта со сверстниками. В этом вопросе огромную помощь оказывают все педагоги, но и ребенок должен к садовскому возрасту иметь свой опыт общения с детьми. По этой причине родителям следует уделять больше внимания прогулкам на детских площадках, посещению детских мероприятий, общению ребенка с братьями и сестрами. При этом обращать внимание на то, как ребенок реагирует на других детей, как проявляет свое недовольство, делится ли игрушками. Задача родителей – привить детям навыки такого поведения, которое допустимо при общении и безопасно для окружающих.
И еще один, на мой взгляд, важный критерий готовности ребенка к детскому саду – это умение заниматься за столом. Обучающие занятия даже в младшей группе предполагают выполнение заданий прикладного характера: рисование, лепка, аппликация, – которые требуют усидчивости и сосредоточенности. Родители в силах заранее приучить ребенка к подобным занятиям, уделяя сначала несколько минут в день дидактическим играм, а потом увеличивая время выполнения заданий за столом. Тем самым ребенок приучится доводить начатое до конца, не срываться с места, когда ему вздумается, и таким образом будет подавать положительный пример своим сверстникам в группе детского сада.
Слово воспитателю
С 2010 году я работаю воспитателем группы кратковременного пребывания в детском саду № 281. Наш детский садик такой маленький, что в первый момент трудно представить, как все там умещаются! Но у этого сада оказалось большое сердце, люди, которые там работают, относятся к своему делу с душой, все они единомышленники. И особым деткам, и обычным здесь одинаково хорошо. Ведь первое, что нужно детям, – это любовь. Опыт работы с детишками с синдромом Дауна у сада большой. Дети чувствуют себя нужными, любимыми, и мы с удовольствием включаем их в наш коллектив. От вас, дорогие родители, мы ждем, чтобы вы помогли ребенку до детского сада овладеть некоторыми начальными навыками, например, самостоятельно есть, обуваться (если одеваться сложно – научим). Особые трудности возникают с умением пользоваться туалетом. Пожалуйста, обратите на это внимание! Хотя бы начните учить малыша, а мы продолжим. Мы работаем со своими коллегами в унисон, хотелось бы, чтобы с вами было так же.
Т.А. Кириллова, воспитатель группы кратковременного пребывания
Источник