Детский невроз код мкб 10
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2007 (Приказ №764)
Категории МКБ:
Невротическое расстройство неуточненное (F48.9)
Общая информация
Краткое описание
Группа функциональных нервно-психических заболеваний с преобладанием эмоционально-аффективных, соматовегетативных расстройств в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости при отсутствии психотических симптомов. Неврозы проявляются в форме обратимых непсихотических нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, осознаваемых и переживаемых личностью.
Код протокола: P-P-008 «Неврозы у детей»
Профиль: педиатрический
Этап: ПМСП
Код (коды) по МКБ-10:
F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
F48 Другие невротические расстройства
F50 Расстройства приема пищи
F95 Тики
F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
Неврозы бывают общие и системные (моносимптомные).
1. Неврастения- F 48.
2. Невроз страха- F 40.2.
3. Истерический невроз-F 44.82.
4. Депрессивный невроз- F 41.2.
5. Невроз навязчивых состояний- F42:
— невроз навязчивых движений- F42.1;
— невроз навязчивых мыслей и страхов- F42.0;
— невроз навязчивых состояний смешанного типа- F42.2.
Системные (малосимптомные):
1. Невротическое заикание.
2. Тики.
3. Расстройства сна.
4. Расстройства аппетита.
5. Энурез.
6. Энкопрез.
7. Патологические привычные действия.
Факторы и группы риска
1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).
2. Психологические.
3. Социальные.
4. Генетическая предрасположенность.
Диагностика
Диагностические критерии
1. Вялость, пассивность, раздражительность, истощение эмоций.
2. Двигательное беспокойство с суетливостью (астазия, абазия, истерическая слепота, припадки, сумеречное расстройство).
3. Отвлекаемость, истощаемость внимания, снижение настроения.
4. Усиление утомляемости к концу дня или недели.
5. Необоснованные страхи (темноты, одиночества, животных, закрытых помещений, школы, болезней).
6. Навязчивые действия, влечения, мысли, повторяющиеся гримасы и движения, тики.
7. Заикание.
8. Энурез.
9. Энкопрез.
10. Расстройство сна, аппетита.
11. «Дурные привычки».
Физикальное обследование патологии не выявляет.
Лабораторные исследования: нет.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ — диффузные изменения, признаки дисфункции диэнцефальных структур мозга; РЭГ показывает негрубые сосудистые нарушения, может быть без особенностей.
Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психотерапевт, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.
Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
3. Консультация невролога.
Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Эхоэнцефалография.
2. Компьютерная томография головного мозга.
3. Консультация психиатра.
4. Консультация психолога.
5. Консультация окулиста.
6. Консультация сурдолога.
7. Консультация уролога.
Дифференциальный диагноз
Диагноз | Клинические симптомы | Анамнез | Очаговые симптомы со стороны ЦНС | Эффект от лечения |
Неврастения | Раздражительность, повышенная утомляемость, бурные вспышки гнева с криком, плаксивость, тревожность, снижение работоспособности, истощение внимания, непереносимость шума, снижение памяти, расстройство сна, обостренная чувствительность к внешним раздражителям и в связи с этим головные боли, боли в сердце, ощущение боли в спине | Психическая травматизация, длительное перенапряжение нервной системы | Нет | Положи- тельный |
Астенический синдром соматогенного порядка | Повышенная физическая утомляемость, апатия, раздражительность, нарушение сна, головные боли и головокружения | Недавно перенесенные соматические или инфекционные заболевания | Нет | Положи- тельный |
Органическое заболевание гол. мозга (прогрессивный паралич, церебральный атеросклероз, энцефалиты, опухоль мозга) | Наряду с вышеуказанными м.б. снижение критики, объективные нарушение памяти, шум в голове, обмороки, колебания АД | Указание на другие признаки органического поражения ЦНС до этого | Чаще всего присутствуют | Эффекта нет |
Лечение
Цели лечения:
1. Снижение клинических симптомов заболевания.
2. Длительная ремиссия.
Немедикаментозное лечение:
1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
3. Индивидуальная или групповая психотерапия.
4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.
1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид — начальная доза детям — 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам — 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.
2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.
3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.
4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.
5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.
6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.
Профилактические мероприятия
Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы — при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.
Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.
Перечень основных медикаментов:
1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.
2. Адаптол 300 мг табл.
3. Пимозид 0,5-1 мг табл.
4. Энцефабол 0,25 мг табл.
5. Ноофен 250 мг табл.
Перечень дополнительных медикаментов:
1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.
2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе
3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе
Индикаторы эффективности лечения:
— снижение симптомов невроза;
— длительная ремиссия;
— психологическая реабилитация;
— социальная реабилитация в семье и обществе.
* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств
Госпитализация
Показания к госпитализации
Большинство неврозов можно лечить амбулаторно, с последующей реабилитацией в санаторно-курортных условиях. Показанием к экстренной госпитализации являются тяжелые клинические проявления истерии, плановая госпитализация — при неэффективности амбулаторного лечения.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)
- Список использованной литературы:
1. «Справочник по неврологии детского возраста». Под ред. Лебедева Б.В. М.,
1995 г.;
2. «Справочник врача общей практики». Дж. Мерта,1998 г.;
3. «Детская психоневрология». Под ред. Булаховой Л.А. Киев, 2001 г.;
4. «Лечение заболеваний нервной системы». Учебное пособие Российская
Медицинская
5. Академия Последипломного Образования. Москва, 2002 г.;
6. «Клиническая психиатрия». Руководство для врачей. Каплан Г., Седок Б. М.,
1998 г.;
7. Tonge B. Behavioral emotional and psychosomatic disordes in children and adolec.
Sydney 1991- 92;
8. Jarman R. Sleep problems. In Australian Paediatric Review 1992. 2(2): 1-2;
9. Robinson M. Practical Paediatrics (2nd edition) Melbourne:1990;
10.Шамансуров Ш.Шс соавт. «Детская неврология». Ташкент, 1995 г.;
11. «Клинические рекомендации для практических врачей». Глав. ред. академик
РАМН Денисов И.Н. с соавт., 2002 г.;
12. Доскин В.А,.Тонкова–Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с
различными нарушениями поведения. Вопросы современной педиатрии. №2.
2003. https://pdateam.ru/
13. Зыков В.П. Клиническая систематизация тиков у детей. https://pdateam.ru/
14. Коффи Б., Шейдер Р. Тик.Пер. с англ. – М., Практика, 1998. https://pdateam.ru/
15. Dr. IRENA KAFFEMANIENE. THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF
VISUALLY
16. IMPAIRED CHILDREN. SIAULIAI UNIVERSITY. https://www.icevi-europe.org/
17.Merced L. A. The Treatment of Female Hysteria in Fin-de-Siecle Spain: The
Discipline of Medical Control. University of Illinois, Urbana-Champaign.
https://www.history.uiuc.edu/hist.
18. В кн. Основы клинической психологии. Ч . 1 . , р . 5. www.bookap.net
19. Patrick D McGorry. Evidence based reform of mental health care. September, 2005.
www.bmj.com
20.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов.
21. info2005logoped.info
22. Д. де Масо, Л. Раппопорт. Расстройства поведения. Пер. с англ. – М., Практика,
1997.
23. https://pdateam.ru/
- Список использованной литературы:
Информация
Список разработчиков:
д.м.н., проф. Лепесова М.М., заведующая кафедрой детской неврологии АГИУВ
Прикреплённые файлы
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта», не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта» являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Лечение
- Список литературы
Названия
Название: Неврозы у детей.
Неврозы у детей
Описание
Это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или долговременной травматической ситуации. Симптомы включают общие, вегетативно-сосудистые и невротические расстройства. У последних разные клиники: тики, фобии, плохое настроение, изоляция или расторможенность. Диагноз основывается на сборе жалоб, истории развития заболевания и определении причинного фактора. Дополнительные тесты выполняются для исключения аналогичных органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, лечебные и физиотерапевтические методы.
Дополнительные факты
Невроз является общей проблемой для педиатрии и детской психиатрии, поскольку больной ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда соматический компонент настолько силен, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к появлению патологий общего характера с нормальным органическим фоном. Согласно статистике, доля детских неврозов среди всех психоневрологических заболеваний составляет 45%. Мальчики заболевают в 1,5 раза чаще, чем девочки. Пик заболеваемости приходится на старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Неврозы у детей
Причины
Этиология заболевания разнообразна. Считается, что важный межличностный конфликт между ребенком и членами семьи имеет решающее значение для развития невроза. Во-вторых, в школе существуют различия во мнениях. Пусковые факторы невроза:
• Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
• Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
• Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения. Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность. Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).
Патогенез
Патофизиология невроза имеет несколько стадий. В ответ на запускающий фактор процессы торможения или возбуждения в центральной нервной системе прекращаются. У детей возбуждение обычно преобладает над торможением; следовательно, самым ранним ответом обычно является возбудимость мозга. При трансцендентальном действии раздражителя, которое нервная система не может переносить, возникает защитная реакция торможения.
Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируются по полисимптоме проявлений. Согласно международной номенклатуре определяются следующие виды: В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений. Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.
Симптомы
Астенический невроз (неврастения).
Он формируется у детей с характерной стеснительностью, недоверием. Часто это происходит после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, беспокойством, необоснованными страхами. У больного появляется недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шум, интенсивный свет.
Соматических симптомов, головной боли, дискомфорта в области сердца, желудочно-кишечных расстройств не отмечено. Часто растительные компоненты объединяются: ощущение мурашек, озноб, потоотделение.
Возможные осложнения
В условиях непризнанных неврозов развиваются тяжелая депрессия, нервная анорексия и аффективные расстройства. При таких осложнениях у детей возможны попытки самоубийства или полное самоубийство. Согласно статистическим оценкам, от 70 до 75% подростков, совершивших попытку самоубийства, имеют травмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременной помощи в случае невроза они определяют длительные изменения личности и характера. В зрелом возрасте это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у нерожденных детей.
Диагностика
Диагностика в основном основана на клинической картине заболевания. Очень важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителей / родственников. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Диагностический алгоритм:
• Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
• Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
• Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.
Лечение
Большинство детей проходят амбулаторное лечение. Госпитализация подлежит пациентам с тяжелыми формами истерического невроза. Целью лечения является регресс симптомов или достижение долгосрочной ремиссии. Режим лечения комплексный, направленный на физическое и психологическое восстановление. Чтобы получить результат, необходимо исключить фактор или среду, провоцирующую заболевание.
Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
• небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
• успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
• антипсихотики, в основном галоперидол;
• психостимуляторы из группы метилфенидатов;
• ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
• поливитаминные комплексы.
Психотерапия.
Психотерапевтические методики занимают видное место в лечении неврозов у детей. На протяжении всего курса необходимо повышать самооценку ребенка, формировать чувство сытости и уменьшать беспокойство. Психотерапия проводится в двух формах: индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия — это работа со всеми участниками конфликта, направленная на исправление травматического компонента в семье.
Список литературы
1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А. И. — 2006.
2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н. И. // Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.
3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г. В. , Кузнецова Е. Н. // Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.
Источник