Детский церебральный паралич синдромы речевых нарушений
Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.
Признаки и ранние симптомы детского ДЦП
В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.
Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:
- в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
- в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
- в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
- в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
- в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
- в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
- у ребенка судороги;
- у ребенка косоглазие;
- движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
- в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.
Формы ДЦП
ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:
- Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
- Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
- Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
- Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
- Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.
Лечение и реабилитация детей с ДЦП
Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.
Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.
Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.
При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.
Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.
ДЦП и лабораторные исследования
Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.
Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.
Источник
Что такое ДЦП?
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это отдельное заболевание, а целый спектр двигательных расстройств, которые возникают из-за повреждения мозга в перинатальном периоде.
В группу нарушений, которые объединяет термин Детский церебральный паралич принято включать:
- моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы,
- патологические изменения мышечного тонуса,
- гиперкинезы,
- нарушения речи,
- шаткость походки,
- расстройства координации движений,
- частые падения,
- отставание ребенка в моторном и психическом развитии.
В отдельности все эти состояния могут говорить и о других неврологических или психических проблемах. Именно поэтому так важно, чтобы заключение о наличии или отсутствии ДЦП давал именно врач. Материал носить только ознакомительный характер.
Обследование при ДЦП
При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения, внести ясность поможет диагностика. Диагноз Детский церебральный паралич ставят по клиническим данным и результатам обследований. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на то, чтобы выявить дополнительные проблемы со здоровьем и исключить другую врожденную патологию. Спектр исследований рекомендует врач, они носят индивидуальный характер.
Факторы риска развития ДЦП
Причины ДЦП заключаются в раннем поражении мозговых структур. Во время беременности или, как это часто бывает, тяжелых родов, клетки мозга гибнут по каким-то причинам. Во время беременности стать причинами токсического поражения могут:
- фетоплацентарная недостаточность,
- преждевременная отслойка плаценты,
- токсикозы (но не любые, а очень тяжелые формы),
- нефропатия беременных,
- инфекции (цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис),
- резус-конфликт,
- угроза прерывания беременности,
- соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия),
- перенесенные женщиной в период беременности травмы.
Во время родов другие факторы риска развития ДЦП:
- тазовое предлежание плода,
- стремительные роды,
- преждевременные роды,
- узкий таз,
- крупный плод,
- чрезмерно сильная родовая деятельность,
- затяжные роды,
- дискоординированная родовая деятельность,
- длительный безводный период перед родами,
- родовая травма.
В послеродовом периоде такими факторами становятся:
- асфиксия,
- гемолитическая болезнь новорожденного.
Все это — лишь факторы риска, а не обязательные условия развития ДЦП.
Виды Детского церебрального паралича
Существует несколько видов ДЦП:
- спастическая диплегия
- гемипаретическая форма
- гиперкинетическая форма
- двойная гемиплегия
- атонически-астатическая форма
- смешанные формы.
Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, которое ведет к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, которая проявляется парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.
Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма Детского церебрального паралича проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.
Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не могут не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются и смешанные варианты ДЦП, сочетающие разные формы.
Симптомы ДЦП
Как можно заподозрить Детский церебральный паралич? На первые признаки, если форма ДЦП не настолько тяжелая, чтобы ее можно было распознать сразу же, часто обращают внимание мама или папа ребенка, другой родственник. Ребенок должен развиваться в определенном темпе и, если есть задержка психо-моторного развития:
- ребенок в определенном возрасте не держит голову,
- не следит за игрушкой,
- не поворачивается,
- не пытается ползать,
- не гулит и т.д.
Это может и не быть симптомом ДЦП, но точно является поводом посетить специалиста, чтобы скорректировать возможные дефициты.
Еще один тревожный симптом — ребенку тяжело глотать, у него проблемы с речью. Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если Детский церебральный параличсопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием.
У ребенка с ДЦП обычно понижен мышечный тонус. Формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.
ДЦП гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными движениями: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.
Сопровождать ДЦП могут такие проявления, как косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи, эпилепсия, тугоухость, ЗПР и ЗРР.
Как вылечить Детский церебральный паралич?
Так как ДЦП — это не отдельное заболевание, а целая группа состояний, полученных на самых ранних стадиях развития ребенка, вылечить, как болезнь ДЦП нельзя. Но благодаря реабилитации, способности мозга ребенка к восстановлению, многие проявления ДЦП со временем уходят, состояние ребенка улучшается. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. В действительности Детский церебральный паралич не прогрессирует в течение жизни. Только под влиянием дополнительных соматических заболеваний могут возникать ухудшения. А вот постоянная реабилитация наоборот улучшит состояние и даст шанс на значительное повышение качества жизни. Детский мозг гибок и пластичен, здоровые ткани могут взять на себя функции поврежденных структур.
Читайте также
Меня зовут Ваня, я не страдаю ДЦП
«Временные трудности»: лечится ли ДЦП насилием
Источник
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это полиэтиологическое, но монопатогенетическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни, с непрогрессирующим течением, проявляющееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.
Еще в 1893 г. S. Freud детским церебральным параличом назвал заболевание, выявляемое с первых дней жизни ребенка и проявляющееся общемозговыми симптомами, различными двигательными расстройствами. Однако основоположником изучения проблемы церебральных параличей считается английский хирург-ортопед W.J. Little, который в своих обобщающих работах (1853, 1862) указал на роль аномальных родов, недоношенности и асфиксии в этиологии церебральных параличей. В 1985 г. на Международном совещании невропатологов в Оксфорде было принято решение выделить детский церебральный паралич в отдельную нозологическую группу.
Этиология детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич – это ряд клинических синдромов, преимущественно со стороны двигательной сферы, которые возникают вследствие поражения головного мозга до родов (антенатально), во время родов (интранатально) или на первом месяце жизни (постнатально). Из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает пренатально, 60 – интранатально, 10 – постнатально.
В антенатальном периоде основной причиной заболевания являются
- токсикозы беременности,
- иммунологическая несовместимость
- крови матери и плода, психотравма,
- механическая травма живота,
- острые и хронические инфекции,
- а также декомпенсированные заболевания сердечнососудистой, эндокринной системы у матери.
К интранатальным причинам относится
- асфиксия,
- родовая черепномозговая травма.
В постнатальном периоде причиной детских церебральных параличей могут быть травматические и инфекционные заболевания нервной системы, различные интоксикации, лучевая болезнь.
Патогенез детского церебрального паралича
Главную роль в патогенезе патологии нервной системы, развивающейся в анте-, интра- и, частично, постнатально, играют гипоксия, ацидоз, гипогликемия и другие метаболические сдвиги. Продукты нарушенного обмена веществ могут воздействовать на мозг непосредственно или приводить к отеку и вторичным циркуляторным изменениям.
Сложные двигательные нарушения у детей с церебральными параличами возникают в результате освобождения структур ствола от субординационных влияний полушарий большого мозга и мозжечка, задержанных в своем развитии и пораженных тем или иным патологическим процессом (воспаление, гипоксия, травма и др.). Следствием нарастания патологической активности структур ствола является характерная для всех форм заболевания и определяющая их нозологическое единство активность нередуцировавшихся тонических рефлексов (шейных, лабиринтных, хватательного и пр.) и нарушения тонуса мышц. На основе этого в суставах плечевого и тазового поясов формируются патологические синергии и установки, а позже – контрактуры.
В зависимости от места локализации в мозге тех или иных патологических процессов могут развиваться парезы, гиперкинезы, атаксия, гиперметрия и другие формы недостаточности моторики.
Про клинику детского церебрального паралича читайте здесь.
Патологическая анатомия ДЦП
Морфологическая картина детского церебрального паралича на различных стадиях болезни проявляется по-разному. Различные внутриутробные поражения мозга приводят к нарушению его формирования, воспалительным изменениям мозговой ткани, аномалиям развития сосудистой сети и, как следствие, вторично – к нарушению мозгового кровообращения и гипоксии. Эти изменения утяжеляются под влиянием даже легкой внутричерепной родовой травмы. Деструктивно-атрофические и воспалительные процессы, начавшиеся в период внутриутробного развития и продолжающиеся в раннем постнатальном периоде, развертываются в основном в коре и веществе полушарий большого мозга, в среднем мозге и в полушариях мозжечка. Особенностью поражения мозга является его диффузность.
Выделяют два типа морфологических изменений при детском церебральном параличе. В одних случаях может идти речь о пороках развития головного мозга, например пахигирии, микрогирии, недоразвитии затылочных долей или долей мозжечка и др.. В других случаях на фоне нормально сформировавшегося мозга имеются признаки деструктивных изменений в виде поренцефалии, глиальных реакций, status mormaratus, кальцинаты, явления гипо- и аплазии отдельных долек и даже долей мозга и др..
Источник
Виктория Митрофанова
Синдромы двигательных нарушений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА»
Педагогический институт
Отделение психологического образования
Кафедра дефектологии
Контрольная работа
по дисциплине: Медико-биологические основы дефектологии
Синдромы двигательных нарушений.
Выполнила:
студентка 14 группы 1 курса
направления: 44.03.03 – Специальное
(дефектологическое) образование
Митрофанова В. А.
Проверила:
к. пс. н., доцент Мелехова В. М.
Тамбов 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….….…3
1. Детские церебральные параличи ….…. 4
2. Синдромы двигательных нарушений …. …6
3. Асимметричный шейно-тонический рефлекс ….….…. 7
4. Спастическая диплегия ….….9
5. Спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия ….…9
6. Атонически-астатический синдром …. 11
7. Гиперкинетическая форма паралича …11
8. Периферический паралич …. 12
Заключение ….14
Список использованной литературы ….15
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении корково-мышечного пути на любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, пирамидный путь, двигательные клетки спинного мозга, передний корешок, периферический нерв) проведение импульса становится невозможным, и соответствующая мускулатура принимать участия в движении уже не может — она оказывается парализованной. Таким образом, паралич, или плегия, — это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом.
В зависимости от распространенности параличей различают моноплегии (парализована одна конечность, гемиплегии (паралич одной половины тела, параплегии (паралич обеих рук или ног, тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (периферический нерв) возникает периферический паралич. При повреждении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна.
1. ДЕТСКИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ ПАРАЛИЧИ.
Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Причиной развития детских церебральных параличей бывают различные факторы. К первой группе этих факторов следует отнести инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др., сердечнососудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе следует отнести церебральные параличи вследствие менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.
Рис. 1. Исследование тонического лабиринтного рефлекса в позе на животе.
Рис. 2. Исследование ассиметричного шейно-тонического рефлекса.
Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами. эпилептиформными припадками.
2. СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.
Двигательные нарушения при детских церебральных параличах обусловлены тем, что повышенный мышечный тонус, сочетаясь с патологическими тоническими рефлексами (тонический лабиринтный и шейные рефлексы, препятствует нормальному развитию возрастных двигательных навыков. Тонические рефлексы являются нормальными рефлексами у детей в возрасте до 2 — 3 мес. Однако при детских церебральных параличах их обратное развитие задерживается, и они значительно затрудняют двигательное развитие ребенка.
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребенка с церебральным параличом в положении на спине повышается тонус разгибательных мышц. Такой ребенок не может поднять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, или подтянуться и сесть, повернуться со спины на живот. В положении на животе он не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, встать на четвереньки, принять вертикальную позу (рис. 1).
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) у ребенка с церебральным параличом мышечный тонус изменяется в зависимости от того, сгибает он голову или разгибает. Разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук, в связи с этим ребенку грозит потеря равновесия и падение назад. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, и ребенок может упасть вперед. Дети с церебральными параличами стремятся держать голову по средней линии, иначе нарушается равновесие при сидении, стоянии, ходьбе.
3. АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНО-ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС.
Асимметричный шейно-тонический рефлекс (АШТР) выражается в том, что при повороте головы в сторону повышается тонус в разгибательных мышцах той руки, в направлении которой повернута голова (ребенок принимает позу фехтовальщика) (рис. 2). Из-за того что голова часто повернута в одну сторону, развивается спастиническая кривошея (рис. 3) Сочетание АШТР с тоническим лабиринтным рефлексом затрудняет повороты на бок и на живот. Выраженность тонических рефлексов зависит от тяжести поражения мозга. В тяжелых случаях они резко выражены и их легко обнаружить. При более легких поражениях дети научаются тормозить рефлекс.
Тонические рефлексы оказывают влияние и на мышечный тонус артикуляционного аппарата. ЛТР повышает тонус мышц корня языка, в результате чего затрудняется формирование голосовых реакций.При выраженности асимметричного тонического рефлекса мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре повышается асимметрично: больше на стороне, противоположной повороту головы ребенка. В этом случае затрудняется произношение звуков.
Симметричные шейные тонические рефлексы затрудняют дыхание, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед. Этот рефлекс повышает мышечный тонус в спинке языка. При этом кончик языка плохо выражен и часто имеет форму лодочки. Подобные нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. У таких детей тихий, плохо модулированный, носящий носовой оттенок голос.
Рис. 3. Исследование шейно-тонического рефлекса при детском церебральном параличе с явлениями кривошеи.
В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром (“вялая” форма детского церебрального паралича, гиперкинетическую форму.
4. СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.
Спастическая диплегия (синдром Литтля) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики.Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.
5. СПАСТИЧЕСКАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ, ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.
При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнула и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретической форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50 % случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедленно. Степень задержки варьирует от легкой до тяжелой. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.
Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловиша влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать.
В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псевдобульбарный синдром. Сухо жильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами, что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной гемиплегии нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами рано формируются контактуры и деформации.
6. АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.
Атонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтный рефлексы выражены нерезко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребенка и в момент попытки произвести произвольные движения. При этой форме церебрального паралича на 2 —3-м году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия, расстройства координации движений.У этих больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.
7. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ПАРАЛИЧА.
Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жизни, за исключением тяжелых случаев, когда их можно обнаружить уже на первом году. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Различают гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, торзионной дистонии. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной. Часто наблюдаются речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при друтих формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.
8. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ.
Периферический паралич характеризуется следующими основными симптомами: отсутствием рефлексов или их снижением (гипорефлексия, арефлексия, снижением или отсутствием мышечного тонуса (атония или гипотония, атрофией мышц. Кроме того, в парализованных мышцах и пораженных нервах развиваются изменения электровозбудимости, называющиеся реакцией перерождения. Глубина изменения электровозбудимости позволяет судить о тяжести поражения при периферическом параличе и прогнозе. Утрата рефлексов и атония объясняются перерывом рефлекторной дуги; такой перерыв дуги приводит к утрате мышечного тонуса. Атрофия мышц, или их резкое похудание, развивается из-за разобщения мышцы с нейронами спинного мозга; от этих нейронов по периферическому нерву к мышце притекают импульсы, стимулирующие нормальный обмен веществ в мышечной ткани.
При периферическом параличе в атрофированных мышцах могут наблюдаться фибриллярные подергивания в виде быстрых сокращений отдельных мышечных волокон или пучков мышечных волокон (фасцикулярные подергивания). Они наблюдаются при хронических прогрессирующих патологических процессах в клетках периферических двигательных нейронов.
Поражение периферического нерва приводит к возникновению периферического паралича иннервируемых данным нервом мышц. Так как периферический нерв является смешанным — в нем проходят двигательные и чувствительные волокна при его поражении наблюдаются также нарушения чувствительности и вегетативные расстройства в этой же зоне.
В результате поражения передних корешков возникает периферический паралич иннервируемых данным корешком мышц.
Поражение передних рогов спинного мозга вызывает периферический паралич мышц в зонах иннервации данным сегментом.
Так, поражение передних рогов спинного мозга в области шейного утолщения (пятый — восьмой шейные сегменты и первый грудной) приводит к периферическому параличу руки. Поражение передних рогов спинного мозга на уровне поясничного утолщения (все поясничные и первый и второй крестцовые сегменты) вызывает периферический паралич ноги. Если же поражается шейное или поясничное утолщение с обеих сторон, то развивается верхняя или нижняя параплегия.
Примером периферического паралича конечностей являются параличи, возникающие при полиомиелите — остром инфекционном заболевании нервной системы. При полиомиелите могут развиваться параличи ног, рук, дыхательных мышц. При поражении шейных и грудных сегментов спинного мозга наблюдается периферический паралич диафрагмы и межреберных мышц, приводящий к нарушению дыхания. Поражение верхнего утолщения спинного мозга приводит к периферическому параличу рук, а нижнего (поясничного утолщения) — к параличу ног.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на опыт исследований таких ученых, которые внесли существенный вклад в изучение проблем двигательных патологий